Расильдинская церковь в годы восстания Е. И. Пугачева

На втором этапе (май-июнь 1774 года) крестьянская война перекинулась в Поволжье. В начале июля повстанцы вторглись в Казань, осадили Кремль, но в боях с превосходящими силами царских войск они потерпели поражение. Отряд Пугачева численностью до 500 человек направился на запад, в Чувашию. 17 июля 1774 года отряд Пугачева переправился через Волгу на правый берег ее ниже с. Сундыря (ныне г. Мариинский Посад), близ деревни Нерядево. Местные крестьяне, русские и чуваши, подготовили переправочные средства (лодки и плоты). Для кавалерии на кругом берегу Волги была построена дорога, которая сохранилась до сих пор и носит название «Пугачевского спуска».В лагерь Пугачева под Цивильском пришли представители ря­да селений во главе с Негеевым (из д. Хоршеваши), чтобы узнать путь его движения и присоединиться к повстанцам.По мере движения Пугачева на запад все сильнее разгоралось пламя народного восстания. Поднялись крестьяне селений Ишаки, Абашево, Оточево, Туруново, Салтыганово и многих других дере­вень. В д. Орбаши крестьяне повесили попа в овраге, который до сих пор называется «Поп сырми» («Попов овраг»). В селе Туруново собрался большой отряд крестьян из окрестных селений во главе с Гаврилом Тойдеряком (из деревни Анаткас-Марги) и присоединил­ся к Пугачеву.Такие выступления происходили во многих селениях Козьмодемьянского уезда (в Большом Сундыре, Кожваже, Кожланангере, Большом Карачкине, Ачкеряне, Хачике, Сесмере и др.). Восстали почти все селения Ядринского и Курмышского уездов. В селе Русская Сорма повстанцы разгромили церковь, мельницы местных купцов, казнили попа и чиновника. Поднялись крестьяне селений Большая Шатьма, Асакасы, Б. Туваны, Анат-Киняры, Б. Яндоба, Аликово, Ядрино, Чемеево, Хочашево, Четаево, Шумшеваши, Красные Чегаи, Ходары и других. Восставшие расправлялись с попами, чиновниками, лесничими, громили их дома, а захваченное имущество делили между собой.

20 июля в д. Абашево Ядринского уезда повстанцы захватили склады ядринских купцов и раздали населению 913 пудов соли и деньги. Жители селений Пандиково, Урумово и Кожькильдино расправились с попом и волостным сотником. В селениях Янасал и Орбаши восставшие убили сельских богачей. 20 июля 1774 г. Пугачев вошел в Курмыш. Население города встретило его восторженно, с хлебом и солью, а дворяне и чинов­ники спасались бегством. В Курмыше был объявлен манифест, который провозгласил вольность, уничтожение податей и рекрутчи­ны, призывал восставших беспощадно уничтожать дворян, богатеев и церковников. Горожане приняли присягу в верности Б. И. Пуга­чеву. Пугачевцы разгромили церковь, дома богачей, захватили склад с оружием. Они жестоко расправились со священниками и состоятельными людьми городов, деревень и сел Чувашии, в том числе и на нынешней территории Аликовского района. Его отряд прошел через деревни Яндоба, Чувашская Сорма, Сормпось-Шумшеваши, Выла-Базары. Особенно волновались жители деревень Аликово, Раскильдино, Большие Токташи, Чувашская Сорма, Выла-Шумшеваши, Выла, Токтамыши. Вот выписка из книги «Пугачевщина», т. Ш, (стр. 370-382):

«Виселицы, колеса и глаголы были установлены: в Чебоксарском уезде в самом городе, на Алатырской и Ядринской больших дорогах, чувашских селах Русской Сорме, Первом Тинсарине Сорма тож (ныне д.д. Самушкино, Сатлайкино, Пизенеры и др.), Чу­вашской Сорме, Выле, Хочашеве, Ураскильдине. Токташеве, Васкине; в Курмышском уезде в самом городе, на Алатырской и Яд­ринской больших дорогах, чувашских селах Хоршеварах, Вылы-Шумшевашах, Селоусях (ныне с. Устье), Аликове, Больших Яндобах, Суры-Шумшевашах, Елышеве. Пизипове. Питишеве, Малых Яндобах. Карачурах. Малых Туванах. Тенееве. Таутове. Шерашеве. Вылы-Токтамышах. на Вылиыском, Селоусевском и Яндобинском торжках, а также в 9 русских селах и 8 деревнях («Пугачевщина», т. Ш, стр. 382-385)».

Далее по материалам ЦТ А ЧАССР известно: «По возмущению злодея Пугачева и его сообщников крестья­нами и новокрещенами побито и повешено: Из чуваш новокрещенами: Села Хоршеваш, Шумшеваш. деревень Атменевы и Явушевы повешены близ села Хоршеваш в лесу Цивильской канцелярии сек­ретарь Никита Попов, жена его Татьяна Степанова, дворовых лю­дей мужского пола 4, женского 2, убито малолетних 2 человека.

Села Селоусь. деревень Мочеевы. Питишевы. Елышевы и Пи-зиповы новокрещенами Ядринского уезду под селом Хочашевым убиты дубьем до смерти села Селоусь священник Андрей Степанов, дьякон Иван Михайлов, дьячок Василий Никитин, Ядринского уез­ду при деревне Абашеве душевных дел копеиста Павла Попова сын Василий. Села Аликова и деревни Милюшевы новокрещенами Ядринского уезду под селом Хочашевым убиты села Аликова священник Михаила Дмитриев, пономарь Дмитрий Федоров. Села Больших и деревни Малых Яндоб новокрещенами под селом Ендобами в поле убиты того села дьякон Иван Никифоров, льячек Петр Афанасьев, бывшей в том селе матрос Иван Львов. Села Больших Туван, деревень Малых Туван и Тенеевы ново­крещенами под селом Четаевым повешены села Больших Туван священники Андрей Алексеев, Григорий Матвеев, дьяконы Михаи­ла Иванов, Алексей Андреев, дьячек Сергей Григорьев, пономарь Семен Кузьмин. В селе Успенском Аликово тож приходу оного села новокре­щены, взошед в церковь и в алтарь, обошел около престола искали церковников. В селе Никольском Селоуси тож во святом алтаре утварь цер­ковная разграблена, с престола Божия одеяние и срачица содраны, напрестольные евангелие и крест священный, антиминс, ризница брошены на церковной ограде.

На 2-ое. Самим злодеем Пугачевым с его наперсниками публично повешено: Близ села Вылы Шумшеваш тож: того села священники Афонасей Дмитриев, Алексей Семенов, дьякон Андрей Федоров, дьячки Петр Иванов, Иван Григорьев, пономари Петр Иванов, Матвей Иванов, Курмышской инвалидной команды посланные для разве­дывания о том злодее в новокрешенских жительствах на Вылинском горшку поручик Тимофей Муромцев, солдат Дмитрей Гесев».

Сколько, каких именно селений, или из оных какого ведомства и звания людей присоединились к бунтовщикам:Новокрещенских сел Хочашево, Штанашево, Выла, Сорма, Ядрин, Чурашево, Тораево, Шемердяново, Чемеева, деревень Яушева, Аказина, Атаева, Ураскильдины. Токташевы, Якымова, Васькина, Мочар, Малого Чурашева, Асламас, Абашева, Токшихова, Кумаркина, Чебаковы, Большой Чебаевы, Малой Четаевы, Сендюра, Тоганашева, Юнги - большею половиною и почти все новокрещены.

Кто из них сами без присутственных больших бунтовщичьих сонмищ, кого именно из помещиков или каких своих начальников убили, в оковы сажали, изменникам предавали, грабили или посто­ронним каким убийства и грабежи делали:

Новокрещены с. Сормы - Александр Полагай, Иван Оргаля, Матвей Добрынкин, с. Тораева - Степан Артюха, д. Ярушевы -Сергей Сергушка, с. Хочаева - Афанасий Хондеяр, Алексей, Сепер Сендеркин, Алексей Ахатей, с. Ядрина - Василий Изимблат, & Ураскильдины - Иван Мигун. с. Чемеева - Терентей Милка убили до смерти и повесили попов, дьяконов и других церковников с же­нами и детьми всего 38 человек.А сколько какого притча - явствует ниже. Сколько же у них в домах денег и нажита разграблено за неимением и неотыскиванием наследников неизвестно. А из помещиков и прочих начальников убитых и в оковы саженны, да и посторонних в убийстве ж не было.Сколько, кого именно сим злодейским возмущением какими смертями умерщвлено, или безвестно пропало, какого пола и возраста помещиков и всякого звания начальников и чиновников людей:

Повешено

Число людей

Убито до смерти

Число людей

Священников

6

Священников

2

Дьяконов

6

Дьякон

1

Дьячков

7

Дьячек

1

Пономарей

4

Пономарей

2

Их жен

4

Дьяконова жена

1

Их детей

4

Итого 38 чел.

А помещиков, помещиц убитых и повешенных не было.

Сколько, какого звания людей изменников и бунтовщиков, за какие именно злодейства - в которых местах какими смертями каз­нено и палаческою рукою на тем наказано (число людей):

Из пойманных новокрещен 19 чел., хотя они по допросам в со­гласии к бунту, також в повешении попов и др. церковников и в прочем злом намерении и не винились, показуя, что при повешении церковного чину только были, а сами того не делали. Но как по до­вольному примечанию все новокрещены были к тому согласными - и за то означенные 19 чел. при селениях их под виселицами нака­заны жестоко плетьми, а казненных смертями не было».После ухода Пугачева Курмыш стал центром восставшего Присурского края. Крестьяне приводили к воеводу-казаку Ивану Яковлеву помещиков, старост и чиновников на расправу.С уходом Пугачева крестьянское движение в Чувашии не пре­кратилось. Восстания продолжались в Ядринском, Козьмодемьян-ском и Алатырском уездах. Отряды повстанцев смело вступили в бой с правительственными войсками. 25 июля отряд Яковлева в неравном бою с превосходящими силами карателей потерпел поражение. Курмыш был взят царскими войсками. Каратели учинили дикую расправу над населением города.Царские каратели также жестоко расправились с восставшими других городов, деревень и сел. Их били, вешали на виселицах, чет­вертовали, казнили на колесах. Многие селения были сожжены дотла. По Волге поплыли плоты с виселицами. А. С. Пушкин так описывает жуткую картину расправы с крестьянами:«Вдруг луна вышла из-за облака и озарила зрелище ужасное... плыла виселица на плоту, три тела висели на перекладине... Яркая луна озарила обезображенные лица несчастных. Один из них был старый чуваш, другой русский крестьянин, сильный и здоровый малый лет 20-ти...над ними прибита была черная доска, на которой крупными буквами было написано: «Воры и бунтовщики»... Плот плыл вниз по реке. Виселица долго чернела во мраке». («Капитанская дочка».)В конце августа 1774 года в Царицынских степях Пугачев был арестован и в январе 1775 года казнен в Москве.Вот что пишет раньше упомянутый бывший церковный диакон житель села Раскильдино Сергий (Алицев) в своих воспоминаниях по преданиям старожилов:«Из Курмыша прибыли в Раскильдино 6 восставших человек. Дело было в августе 1774 г. во время уборки овса. Люди из отряда Пугачева привели некоторых жителей д. Шундряши и Тури-Выла вместе с собой. Во главе восставших в с. Раскильдины был Иван Мигун.Одна старуха убедила:

-Эй, народ! Сразу не идите за этими незнакомыми людьми! Что ожидает нас впереди, подумайте.

Но народ волновался, шумел.Разъяренная толпа нашла спрятавшихся в сеновале священни­ка и диакона. Их жестоко избили, содрали волосы. Потом обоих повесили (выше «Майра певи»). Псаломщик быстро догадался, что делать. Когда подошли к нему люди из шайки Пугачева, то он сказал: «Я вчера только бочку медового кваса сварил. Не убивайте меня. Хоть до смерти угощу вас медовым квасом». Пугачевцы обрадовались. Псаломщик, взяв ведро, вышел из избы в сени и сразу из другого выхода помчался в лес, дошел до Ядрина и рассказал о случившемся.Через два дня из уезда прибыли 6 стражников на двух кибитках. Они велели ударом колокола собрать весь народ, сами не пока зывались народу. Лишь писарь сказал: «Убив священника и диакона, вы совершили благое дело. Они насильно крестят вас. Народ как хочет; пусть так и живет».Потом начал спрашивать: «Кто убил священника и диакона? Тем раздаем деньги и соль». Выстраданные от нехватки денег и соли, крестьяне один за другим вышли из толпы и подошли к писарю. Он их включил в список. Некоторые между собой разговаривали: «Ты же там не был, почему записываешься?» Всем охота было по­лучить деньги и соль.Некоторые кричали: «Мы установили виселицу!» Писарь всех записал. Желающих получить денег и соли стало 40 человек. В это время выскочили из кибитки 6 жандармов, всех увели из деревни в г. Дцрин. «Деньги дадим вам в г. Ддрине»,- сказали они. Так и не смогли вернуться домой эти 40 человек.Несколько дней висели на виселице святой мученик отец Кузьма и диакон. Около них лежали выдранные с головы волосы. Только прибывшие люди из Дцрина велели похоронить священника и диакона. Участники в убийстве священника и диакона (жители д. Шундряши и Тури-Выла) зашли в церковь и разграбили. Некото­рые вещи закопали в землю».Примечание: документы перепечатаны без изменений структур слов и предложений.