Расильдинская церковь и православные церкви Чувашии в 1917-1990 годах

В первые же годы революции в стране получило развитие заметное вероотступничество, насмешки и издевательства к верующим. Первым актом нового правительства в конце января 1918 года по отношению к православной церкви был издан Декрет о свободе совести и об отделении церкви от государства. Одновременно с изъятием церковно-приходских земель в 1918-1919 гг. брались на учет монастырские строения и имущества, принимались меры для защиты их от расхищения и грабежа. На крестьянских сходах принимались решения об использовании монастырских сооружений для устройства школ, народных домов, а также под хозяйственные нужды. Фактически до 1925 года не было закрыто в официальном порядке ни одной церкви, хотя в Ядринском уезде было принято решение о передаче Кошлаушского монастыря под сельскохозяйственное училище.Наступил 1921 год - год голода, который затронул жизнь и церковных приходов. К началу весны 1922 года более двух третей населения Чувашии голодало. Правительство издает Декрет об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим. Много было собрано позолоченных и серебряных вещей каждой церкви. Составлялись описи о передаче их в фонд Центральной комиссии в помощь голодающим. В то время были изъяты некоторое ценности и с Раскильдинской церкви. В отношении религии эти годы замечается некоторое охлаждение, заметно сократилось посещение церквей во время религиозных праздников. Молодежь под влиянием печати и агитации перестала посещать церкви. Декрет установил в стране новые церковно-государственные отношения, церковь лишалась права юридического лица, она не имела больше права вме­шаться в политику и оказывать через государственный аппарат свое влияние на общество, также как государство не должно было вмешиваться во внутреннюю церковную жизнь, в область чисто религиозных вопросов. Содержание церквей полностью представилось самим верующим. В середине 1929 года из центра на места была направлена Директива, в которой религиозные организации объявлялись силой, противостоящей Советской власти. Данная Директива была понята как команда к широкому применению репрессивных мер по отношению к духовенству и закрытию храмов. В 1929-1930 годах в местной печати Чувашии стали публиковаться призывы к скорейшему закрытию церквей. За период 1925-1930 годы были закрыты 37 церквей и остались только 16 православных храмов. Было много перегибов на местах, беззакония. Полоса закрытий церквей продолжалась и в последующие годы. Были закрыты в 1931-1935 годах 63, в 1936-1940 годах - 121, 1941-1942 г.г. - 49 церквей. К 1943 году на территории Чувашии действовало всего 6 церквей.О событиях 1930-х годов бывший дьякон Раскильдинской церкви Сергий оставил следующие записи:«В 1929 году в ноябре состоялось собрание о том, как содержать церковь. В то время на нашу церковь давили сверху со стороны районного руководства. Священника, отца Прокопия и старосту Алексея Железнова (Таутово) судили. Суд решил отправить их в ссылку. Из района велели провести собрание в субботу. Они знали, что народ в субботу идет на базар. (Тогда базар был в субботу). «А без народа нам легче закрыть церковь», - думали они. Действительно, народ шел на базар. Но народ на базаре узнали, что районные работники пришли закрыть церковь. Народ из базара пришел сразу в церковь. Некоторые были и под хмельком. Из района пришли 2 милиционера Г.П.У. и представитель Никитин. Велено было собраться всем учителям и работникам сельского Совета. Произошла большая стычка. В церкви было полно народу.

-Зачем нам нужна церковь? - говорили учителя. Мы строили церковь не для того, чтобы ее превратили в школу! - кричал народ. Учителя поднялись на хор, чтобы выступить с докладом. Они просили у народа слова. Но народ не разрешил. Подвыпившие начали подниматься на хор и кричали: Давайте их сбросим с хора вниз!

Районным работникам тоже не давали слова. Мужчины и женщины все как один кричали: «Церковь школе не дадим!». Все-таки же Г.П.У. Никитин взял слово. Он начал так: Мы так ничего не сможем решить. Кто за церковь, идите в правую сторону, а кто против церкви - в левую сторону. Весь народ отошел в правую сторону. На левой стороне остались только учителя и районные работники. Сами же остались в дураках. Районные работники велели секретарям составить список тех, кто больше спорил и кричал. Секретари составили список и дали районным работникам. Наступила ночь. Народ начал расходиться. Учительницу из Большевыльской школы кто-то задержал. Она кричала «Хорах!». Милиционеры 2-х арестовали и увезли в Аликово. На другой день 22 чел. по черному списку, составленному секретарями, тоже увезли и посадили. Через два дня только выпустили. Диакона Сергея, Леонтьева Тимофея, Андреева Константина, Дмитриева Ивана, Мурзаева Михаила увезли в Чебоксары. 2,5 месяца они просидели в тюрьме, потом выпустили. Так в 1930 году районные работники совместно с учителями давили на церковь, хотели передать ее школе. Тогда отец Прокопий написал жалобу и поехал в Москву. Староста Алексей Федотов и члены двадцадки подписали. В Москве сразу без очереди пришли в палату №20. Никто не сказал, что без очереди. Там сидели 2 человека. Вашу церковь строили в честь какого события? - спросили они. Отец Прокопий сказал, что наша церковь была построена в честь Рождества Богородицы. Эти люди составили документ в Аликовский районный Совет, где было сказано, что в церкви с именем Рождества Богородицы служба не должна прекращаться. После этого и районные работники, и сельский Совет, и учителя перестали бороться с церковью. В 1937 году враги церкви опять подняли свои головы. Священника в церкви не было, работники района взяли иконы и перетащили в старое здание школы, старый архив тоже перетащили сюда же. Так пропал архив церкви. Однажды староста Федор Кузьмин в церкви услышал плач Божией Матери. Он всегда приходил в церковь рано. Вот он что рассказал: В паперти услышал плач женского голоса. Когда я зашел в паперть, плач был слышен в саду. Это был плач Божией Матери. Икона Божьей Матери была тоже в старом здании школы. Тогда люди, взяв разрешение у директора школы, дарили Божией Матери подарки. В 1945 г. с разрешения сверху, икону снова перевели в церковь. Кто дал разрешение ограбить церковь, все они умерли преждевременно. Металлические стаканы на паникадиле были растасканы и привезены в Таутовское сельпо. Житель д. Таутово Никанор своему свояку передал эти металлические стаканы. Тот смастерил из них обыкновенные стаканы. Продавал эти стаканы на Норусовском базаре. Когда вернулся из базара - скончался. И Никанор жил недолго. В церковь потом положили зерно. Один парень с тканями из церкви украшал хвосты и гривы лошадей. Эти лошади и парень скоро скончались. Потом отец Александр (отец Ивановский Александр Иванович) на территории конюшни провел молебен и набрызгал конюшню святой водой. После этого только одна лошадь осталась». В делах по закрытию церквей допущен ряд извращений политики партии и Директив. Было установлено, что часть церквей закрывалась по сфабрикованным документам. Церкви облагались высокими налогами, священники раскулачивались, их арестовывали, высылая в другие регионы страны.

Терпеливое, глубокое разъяснение и культурно-воспитательная работа подменивались административным воздействием. За искажение директив по вопросам закрытия культовых зданий, снятие колоколов, за уничтожение предметов религиозного культа, необоснованные репрессии служителей культа, незаконное взимание сборов с религиозных объединений было привлечено к административному наказанию более 40 ответственных работников горсоветов, райисполкомов и сельских Советов. А некоторых даже привлекали к судебной ответственности. В результате проведенных мероприятий более 200 религиозных общин на 1 октября 1930 года вновь стали действовать. Высшие власти, наученные горьким опытом по закрытию церквей, стали делать в последующие годы акценты на то, что деятельность религиозных организаций в своей основе контрреволюционна, а служители культа безнравственны. В начале 40-х годов считалось, что отход от религии более значителен там, где прекращена деятельность религиозных организаций, где больше закрыто культовых зданий. При Президиуме ЦИК ЧАССР была создана специальная комиссия по вопросам культа, которая требовала оформления документов на закрытие церквей по существующему законодательству. Вопрос о закрытии церквей решался на общем собрании граждан селений, входящих в приход при условии, если на собрании присутствовало больше половины избирателей селения. Если на закрытие церкви голосовало больше половины присутствующих, то ходатайство граждан рассматривалось на президиуме сельского Совета, который принимал постановление о закрытии церкви. Весь материал по закрытию церкви с постановлением Президиума районного исполнительного комитета представлялся в Президиум Верховного Совета ЧАССР для утверждения. Культ личности Сталина и создаваемая в связи с этим обстановка породили грубейшие нарушения законности и необоснованные массовые репрессии. Эти меры привели к гибели большого числа ни в чем не повинных людей. О масштабах репрессий культа личности дают некоторые представления следующие статистические данные (из журнала «Вестник» № 1 за 1995 год по СССР):

Арестованы в 1934 году - 68415 чел., в 1935 году - 104716, в 1936 году - 85530, в 1937 году - 779056, в 1938 году - 593336 чел. Всего за 1937 - 1938 годы арестовано 1 372 392 чел. Из них расстреляно 681 692 чел. За годы репрессий было уничтожено 200 тыс. священнослужителей. По данным «Чувашской краткой энциклопедии» (2001 г.) предполагается, что в республике с конца 20-х г.г. по 1953 год было репрессировано более 14 тыс. человек. Большинство потерпевших обвинялись в буржуазно-националистических действиях.