Ищущим работу

  Выбор профессии  
 

     В мире есть вещи, которые мы не можем выбирать. К ним относятся историческая эпоха, страна, в которой мы родились, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора.
     И одним из наиболее ответственных является выбор профессии. Чтобы сориентироваться среди множества существующих специальностей, нужно иметь представление:

  • о многообразии существующих профессий, а также где, в каких учебных заведениях можно получить выбранную Вами профессию;
  • о собственных интересах и склонностях;
  • о потребности интересующей Вас профессии (специальности) и перспективах ее развития в регионе, где Вы живете.
     Для начала нужно определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, личные цели и ценности. Кратко можно назвать  словом "Хочу".
     Во-вторых, необходимо познать себя, оценить профессионально важные качества, такие как здоровье, способности, квалификацию, склонности, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос, какое у вас "Могу".
     В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня "Надо" обществу.
     В том случае, если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая, во-первых, интересна и привлекательна для вас, во-вторых, соответствует вашим возможностям, наконец, в-третьих, пользуется спросом на рынке труда.

     Выбор будущей профессии - задача со многими неизвестными. Чтобы успешнее справиться с ней, предлагаем вам придерживаться следующих советов.

     Стратегия выбора профессии

  1. Получить полную и разнообразную информацию о мире профессий.
  2. Знать и уметь ориентироваться в ситуации на рынке труда того региона, где Вы живете и хотите работать, иметь представления о востребованных специалистах и перспективных профессиях.
  3. Знать состояние своего здоровья.
  4. Определить свои интересы, склонности и способности.
  5. Получить информацию о существующих профессиональных учебных заведениях, обеспечивающих подготовку специалистов для работы в выбранной сфере профессиональной деятельности.

 

     Дорогие выпускники!

     Выбор профессии - серьезный шаг, который предстоит сделать каждому из Вас. Сделать правильный выбор будущей деятельности значит застраховать себя от разочарования и неудовлетворенности. На работе человек проводит значительную часть своего времени, и очень плохо, если это время проходит безрадостно.
     Ваш профессиональный выбор должен быть осознанным и хорошо обдуманным, соответствовать Вашим интересам, склонностям и потребностям общества.
     Полюбите выбранное вами дело, стремитесь совершенствоваться в нем. Чем больше Вы будете знать и уметь, тем выше шанс добиться профессиональных успехов и занять достойное место в жизни.

     Обсудить вопросы своего профессионального выбора Вы можете с профконсультантами.
     В центре профориентации вы можете:

  1. получить информацию об учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования и учебных заведениях дополнительного образования;
  2. получить информацию о профессиях, специальностях, пользующихся спросом на рынке труда.
  3. познакомиться с профессиограммами востребованных профессий;
  4. воспользоваться помощью профконсультанта при выборе профессии;
  5. пройти компьютерное тестирование, чтобы определить сферы профессиональной деятельности, соответствующие вашим интересам, склонностям и способностям.
  6. трудоустроиться на предприятиях  города в рамках программы временного трудоустройства несовершеннолетних в летнее  и свободное от учебы время.

     Обращайтесь в центр занятости, тел. 42-18-91



 
  Как и где грамотно искать работу  
 

     Поиск работы – это тоже работа. И выполнять ее необходимо    ответственно, грамотно, умело и результативно. Обратите внимание на следующие условия правильного и грамотного поиска работы и старайтесь следовать этим советам.

  1. Сформулируйте свои личные требования к работе, которую вы желаете получить.
  2. Реально оцените свои возможности.
  3. Выделите основные пути поиска вакантных рабочих мест. Используйте все шансы и возможности.
  4. Научитесь грамотно составлять письма, резюме, объявления. Освойте технику телефонных разговоров.
  5. Подготовьтесь к посещению организаций и собеседованию с работодателем.
  6. Усвойте основные правила поведения на новом рабочем месте, чтобы сохранить его.
     Одним из первых шагов при поиске работы, с которой вы столкнетесь, является проблема поиска информации о вакансиях. Ее можно получить из различных источников. Вот некоторые из них.
     Государственная служба занятости населения
     В центре занятости Вы можете познакомиться с базой данных вакантных рабочих мест, специалисты предложат Вам направления для трудоустройства, профконсультанты попытаются помочь вам разобраться в самом себе, склонностях, интересах, постараются ободрить и успокоить, предложат, если в том возникает необходимость, переобучиться. Правда, не стоит представлять, что вам ответят на все вопросы и сразу дадут необходимый адрес, по которому Вас сразу примут на работу.
     Ярмарки вакансий, проводимые центрами занятости. Здесь есть возможность за один раз встретиться с  несколькими работодателями, получить от них информацию, заявить о себе и, возможно, найти работу.
     Частные бюро по трудоустройству (кадровые агентства). Обычно в них предлагаются места по нескольким группам профессий, имеющих особый спрос на формирующемся рынке труда и, как правило, высококвалифицированным специалистам. И делается это за определенную сумму денег.
      Информация, полученная из бесед с родными, друзьями, знакомыми, соседями. Следует принимать во внимание, что вы будете общаться с людьми, которые не будут равнодушно выслушивать ваши сетования. Они могут добыть для вас и ту информацию, которую нельзя почерпнуть из официальных источников, например, о возможности создания новой должности и т.п.
     Объявления непосредственно около предприятий, на стендах, в военкоматах. Информация уличных щитов объявлений. Для получения такой информации необходимо только внимание и немного времени.
     Рекламные объявления в периодической печати. Вероятнее всего, интересующую информацию вы сможете получить, читая газеты "Из рук в руки. Работа сегодня", "Работа для Вас" и т.д. Избегайте обращаться по нереальным или заведомо ложным объявлениям, где сулят фантастическую зарплату или уникальные условия труда на дому. Поймите, что на хорошо оплачиваемые должности и так достаточно кандидатов.
     Телефонные книги, городские, районные справочники, при помощи, которых можно обратиться непосредственно в отделы кадров предприятий и получить интересующую информацию непосредственно от кадровых служб предприятий и организаций, предпринимателей.
     Рекламные объявления, появляющиеся на телеэкране и звучащие по радио. Главное здесь успеть записать нужный номер телефона и, позвонив, узнать все  необходимое о месте работы.
      И, наконец, непосредственное обращение по трудоустройству к работодателю напрямую.
     Какой же из  этих способов поиска работы наиболее эффективный? Да никакой, если надеяться только на один и использовать его опосредованно  от других. Все способы дополняют друг друга и использовать их надо вместе.

 
  Как составить резюме  
 

     Резюме - это документ, содержащий краткую информацию о специалисте, его историю карьеры, описание профессионально важных качеств, а также цели в поиске работы.
     Главная цель резюме - привлечь внимание работодателя к своей персоне, вызвать у него ощущение того, что Вы именно тот работник, который ему необходим. У Вас есть шанс создать о себе благоприятное впечатление с помощью резюме в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме уходит не более 2-3 минут. Если внимание привлечь не удалось, значит резюме не сработало.
     Удачное резюме может стать поводом для интервью, то есть личной встречи с работодателем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель – добиться того, чтобы читающий захотел встретиться с Вами лично.
     Под разные вакансии и требования к позициям составляются новые резюме. Это не значит, что Вы каждый раз придумываете что-то новое, просто смотрите на себя и свой опыт под другим углом зрения.

     Основные требования к написанию резюме
     Краткость Объем текста не должен превышать двух страниц машинописного текста.
     Конкретность. Пишите только о том, что имеет отношение к данной работе, избегайте ненужных деталей и излишних подробностей.
     Правдивость. Представляйте только ту информацию, которую Вы действительно можете подтвердить. Сведения, сообщаемые в резюме, могут в последующем проверяться. 
     Позитивный характер. Создавайте благоприятное впечатление, подчеркивайте только положительные качества и сильные стороны. Не включайте информацию, которая может не понравиться работодателю, лучше правильно расставляйте акценты в предлагаемых сведениях.
     Хороший стиль изложения, аккуратность. Пользуйтесь точными формулировками, избегайте непонятных сокращений. Старайтесь писать без исправлений, на хорошей бумаге. Удобно располагайте текст, разделяйте его на параграфы. Проверьте и исправьте ошибки и опечатки. Резюме должно легко читаться.
     Структура резюме
     Не существует стандартной формы резюме. Можно рекомендовать следующую последовательность пунктов.
     Заголовок. Укажите полностью фамилию, имя, отчество. Слово "Резюме" не пишется.
     Основные личные данные. Краткие сведения о себе: адрес, номер контактного телефона, дата рождения или возраст. Это обязательные сведения. К необязательным относятся семейное положение, наличие детей, гражданство, состояние здоровья.
     Цель. Название должности или позиции, на которую Вы претендуете, описание работы или специальности, которую Вы хотите получить.
     Образование. Время обучения, название учебных заведений, специальности, квалификации по диплому. Укажите курсы повышения квалификации, курсы дополнительной подготовки, семинары или тренинги, в которых Вы принимали участие, награды, достижения (полученные дипломы, сертификаты)
     Опыт работы. Перечисление в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего,  мест работы с указанием времени работы, названия предприятий или организаций, занимаемых должностей, характера выполняемой работы, основных функций и достижений.
     Дополнительная информация. Сведения, подчеркивающие Ваши сильные стороны: навыки работы на компьютере, знание пакетных программ, уровень владения иностранными языками, наличие водительских прав, выполняемая общественная работа, личностные и профессиональные качества.

Ильина Светлана Владимировна

 

Адрес: г. Чебоксары, ул. Ленина, д. 37, кв. 98
Телефон: 64-34-56
Дата рождения: 23.08.1980
Семейное положение: замужем

Цель: получение должности секретаря со знанием английского языка

Образование

1997 - 2002 Чувашский государственный педагогический университет,
факультет иностранных языков, специальность "Преподаватель
английского и немецкого языков"
2004  -          Учебно-методический центр "Аспект",
курсы секретарей-референтов

Опыт работы

2002 - 2004  Школа-лицей № 46, учитель английского языка

Профессиональные навыки: Преподавание английского языка, составление методических и учебных пособий, ведение факультативных занятий по английскому языку, подготовка и проведение межшкольных научных конференций

Дополнительные навыки:
- знание компьютера (MS Office (Word, Excel), Интернет, работа с электронной почтой); умение работать с оргтехникой (мини-АТС, факс, ксерокс, сканер); знание делопроизводства; умение вести телефонные переговоры

Личностные качества: 
мобильность; организаторские способности, коммуникабельность, обучаемость

 

 
  Поисковый телефонный звонок работодателю  
 

     Телефонный звонок на предприятие или фирму – один из эффективных способов поиска работы. При наличии навыков ведения телефонных разговоров, уверенности в себе и положительном настрое, разговор с работодателем может завершиться приглашением на собеседование.
     Некоторые правила общения по телефону
     Перед звонком тщательно проверьте, как зовут Вашего собеседника (недопустимо ошибиться в произношении или ударении); уточните название вакансии, которой Вы заинтересовались.
     Не забывайте, что разговор – это диалог, а не монолог. Не старайтесь проговорить на одном дыхании заранее разученный текст.
     Ваша цель не только сообщить о себе, но и узнать о предлагаемой работе.
     Телефон обеспечивает ограниченную обратную связь: Вы не видите выражение лица собеседника, его жесты, мимику, поэтому, реагируя на его высказывания, старайтесь быть вежливыми и аккуратными.
     Цель Вашего звонка - получить приглашение на собеседование по поводу работы.
     Будьте вежливы и доброжелательны, но настойчивы.
     Перед тем, как позвонить . . .
     Продумайте, как и что Вы будете  говорить, попытайтесь подготовить ответы на наиболее вероятные вопросы, которые Вам могут задать.
     Будьте готовы ответить на вопросы о себе, своем опыте и почему вас интересует именно эта вакансия. Подумайте о том, чем Вы можете заинтересовать работодателя, что Вы можете ему предложить. Реально оцените свои возможности. Сделайте необходимые заметки и держите их перед глазами во время разговора.
     Имейте наготове ручку и бумагу, если потребуется что-то записать.

     Поисковый звонок по телефону
      Всегда старайтесь выяснить имя того, кто конкретно отвечает за поиск и прием новых работников. Знание имени даст Вам преимущества: возможность обратиться к потенциальному работодателю по имени, чем создадите доверительную и благоприятную атмосферу;  Вы попросите соединить Вас с конкретным человеком.
      Вежливо представьтесь и попросите соединить Вас с сотрудником, который занимается приемом персонала.   
     Говорите четко,  назовите свое имя, уточните вакансию, должность, на которую Вы претендуете. Здесь Вам пригодится Ваша "домашняя заготовка". Кратко сообщите об опыте работы, квалификации,  о своих профессиональных и личностных качествах интересах, навыках и способностях. Постарайтесь, чтобы рассказ был не очень длинным, но интересным и привлекающим внимание.
     Будьте готовы позитивно ответить на вопросы о себе, своем опыте и почему Вы заинтересованы в получении данного рабочего места.
     Не затягивайте разговор, но и не старайтесь проговорить весь заготовленный текст на одном дыхании. Ваша цель – не только рассказать о себе, но и получить необходимую информацию о предполагаемой работе, поэтому чередуйте рассказ о себе с интересующими Вас вопросами, старайтесь продемонстрировать интерес к фирме.
     Не бойтесь попросить что-то повторить, если не поняли с первого раза или что-то не расслышали.
     Если вам предлагают прийти на собеседование, пометьте себе день, время, место и имя человека, с которым Вам предстоит встретиться.
     Попросите объяснить, как лучше проехать.
     Если место занято, спросите, можно ли надеяться на появление вакансий в будущем.  Попросите разрешения перезвонить через несколько дней или недель. Найдется не много людей, которые откажут Вам в этом, а Вы получаете возможность повторного звонка, где вы упомянете, что уже разговаривали с нанимателем. Выясните, можно ли оставить резюме на случай появления вакансии.
     Очень важно вежливо и позитивно закончить разговор. Поблагодарите своего собеседника за уделенное Вам время, прежде чем повесить трубку.

     После звонка
     Проанализируйте свой телефонный звонок: что получилось, а что нет и как более эффективно действовать в следующий раз.
     Кратко запишите результаты разговора на подготовленном листе.
     Отметьте:

  • Что было обещано с Вашей стороны и стороны работодателя.
  • Что необходимо сделать и к какому сроку.
  • Состоится ли следующая встреча, где, когда, для чего.
  • Другая полезная информация.
  • Если договоренность достигнута не была, проанализируйте, что Вы сделали неправильно и что в следующий раз можно будет сделать.

     Помните, что с каждым следующим звонком вы приближаетесь к цели!
 
  Как подготовиться к собеседованию  
 

     Приглашение на интервью (собеседование) - это Ваш шанс посетить компанию, где появилось свободное рабочее место. Личное общение с работодателем дает значительные преимущества, так как позволяет заинтересовать и расположить к себе собеседника, представить себя как наиболее подходящего кандидата для предлагаемой работы.  Первая встреча с работодателем самая сложная, поэтому так важно к ней хорошо подготовиться.

     Направляясь на встречу, рассчитывайте на положительное решение. Никогда не планируйте неудачу. Определите цели, которые Вы хотите достичь и сосредоточьте на них свое внимание.  Главная Ваша цель – заинтересовать работодателя, продемонстрировать свою ценность как работника.

     Оденьтесь соответственно ситуации. Помните о важности первого впечатления. Мужчины могут быть  одеты в  деловой  костюм, женщины – в костюм или платье спокойных тонов.

     Постарайтесь прийти на встречу за 10-15 минут до ее начала. Заранее рассчитайте время на дорогу.

     Возьмите с собой ручку и блокнот для записей, документы, подтверждающие Вашу квалификацию, образование и другие дополнительные навыки и умения, при необходимости покажите их.

     Мысленно отрепетируйте Ваш разговор с работодателем. Помните – во время разговора работодатель хочет получить не только деловую информацию, но и понять, что Вы за человек. Продумайте ответы на вопросы, которые могут быть Вам заданы на собеседовании. В центре Ваших вопросов и ответов должно быть содержание работы, а не ее оплата. 

     Отвечайте непосредственно на поставленные вопросы в рамках обсуждаемой темы. Демонстрируйте уверенность в себе и своих возможностях. Будьте доброжелательны и вежливы.

     Проявите готовность и интерес к выполнению той работы, которую Вам предлагают. Старайтесь убедить работодателя, что у Вас уже есть опыт подобной деятельности и по возможности подкрепите это фактами.

     В конце собеседования выясните, когда и как Вы узнаете о результатах, можно ли вам подойти еще раз или оставить резюме. Перед уходом поблагодарите собеседника за проявленное внимание и уделенное время.

     Если Вам отказали,  проанализируйте свое поведение и сделайте правильные выводы.

 

На главную  Структура  Страницы истории  Реестр государственных услуг  Нормативные документы    Рынок труда в цифрах