Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад №8 "Колокольчик"

развитие речи

  

·        Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п.

·        Рассказывайте короткие истории. Придумайте, например, историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своей руке, которая ласкает малыша и убегает от него – в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов и т.п.

·        Разговаривая с ребенком, пользуйтесь детской речью, и взрослой (точной и четкой) – по вашему желанию. Детям необходимы оба типа речи.

·        Если ребенок путает порядок слогов или пропускает некоторые из них в сложных словах, нужно заставить его произносить слоги друг за другом. Например, ребенок говорит «летевизол». Попросите его сказать отдельно слог «те», затем «теле», потом «визол(р)» и, наконец, медленно- медленно «те-ле-ви-зор». Заканчивайте упражнение обязательно на успешном моменте.

·        В детской речи часто появляются словечки, которые надолго остаются в семейном словаре. Если вы ввели какое-то искаженное детское слово в домашнюю речь, то, употребляя его, надо дать понять, что оно произносится неправильно (можно подмигнуть). И при этом следует спросить ребенка: «А по-настоящему как нужно сказать?» Ребенок будет счастлив ответить вам верно. Кроме того, это послужит стимулом для придумывания различных игр со словами, что само по себе является прекрасной тренировкой ума.

·        С двух лет вы можете водить ребенка в кино на мультипликационные фильмы. Сажайте его к себе на колени и на ухо шепотом рассказывайте, что происходит на экране. Это поможет развить у детей восприятие длинных текстов и будет способствовать концентрации внимания.

·        Детей обязательно надо знакомить с песенками, считалками и потешками, то есть с тем пластом народной поэзии, который создавался веками. Это не только вводит их в страну поэзии, но и прекрасно развивает память. Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты следует напевать малышу с самого рождения:  «Котя- котенька, коток», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» и т.п.

·        Когда ребенок научится с вашей помощь пересказывать маленькие стихотворения, переходите к настоящей поэзии. Лучше начинать с басен о животных, которые как бы обращены к детям. Кроме того, в них немаловажную роль играет мораль: в определенном возрасте дети бесконечно пробуют, «до как пор можно доходить в своих поступках», а эти маленькие нравоучения позволяют им определить предел, пусть даже еще неосознанно. Изучение басен закладывает не только основы нравственности, но и создает базу для накапливания интеллектуальных знаний. Чтобы предложить ребенку первую басню, очень важно самому хорошо ее знать. Большинство взрослых обычно лучше всего помнят «Ворону и Лисицу». Эта история о тщеславии и лести достаточно сложна, однако благодаря диалогу и оспариваемому куску сыра басня «работает» хорошо.

·        Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Перескажите ребенку книгу, где с помощью картинок излоена самая простая история: про утенка, который ищет свою маму, или же про щенка, который услышал мяуканье и стал всех расспрашивать, кто же скал «мяу»… Можно взять книжки из серии «Для самых маленьких», реалистические  рисунки которых нравятся детям. Когда вы почувствуете, что ребенок научился следить за ходом простого рассказа, подберите книгу не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом.

·        Не читайте монотонно! Объясняйте новые слова. Разделите книжку на отрывки, которые будете читать каждый день. Действуйте по методу «шаг назад, два шага вперед», то есть прочтите снова то, что ребенок слышал накануне, и только потом приступайте к следующему кусочку, который должны повторить ему завтра. Закончив книжку, перечитайте ее еще раз. Таким образом, каждую книжку вы прочтете ребенку трижды и только потом перейдете к следующей, которая должна быть несколько сложнее  и длиннее предыдущей.

·        Педагог и психолог Б.Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка. По его мнению, «детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто выставлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т.п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства».

 

 

Словарный запас

 

Расширение словарного запаса ребенка должно стать повседневной задачей. Следите за своей речью, избегайте жаргонных и вульгарных выражений слов, выражайте свои мысли четко и ясно. В то же время не забывайте о просторечном говоре. Если ребенок с детства будет слышать не только литературную речь, это даст ему реальное и более полное ощущение языка.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".