о театре | труппа | пресса

История Чувашского государственного театра оперы и балета насчитывает четыре десятилетия. Открывшийся в 1960 году как Чувашский музыкальный, театр в 1993 году получает более высокий статус и именуется Чувашским государственным театром оперы и балета. Сорок лет для театра, для образования и становления его художественных традиций - возраст достаточно солидный. Основу большого - более двухсот человек и сложного по составу театрального коллектива образует его художественная часть: оперная, балетная труппы, оркестр. В настоящее время директором театра является В.А.Фошин, художественным руководителем - народный артист Чувашии, лауреат Международных конкурсов Валерий Иванов. Балетную труппу возглавляет заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии Ольга Серегина. Главный дирижер театра -Виктор Соболев, главный хормейстер - народный артист Чувашии Анатолий Фишер. Главный художник театра - заслуженный художник Чувашии Валентин Федоров. Важную роль в деятельности театрального коллектива играют производственные цеха, работники которых "одевают" каждый спектакль, технические и административные службы. Премьера оперы Федора Васильева "Шывармань", состоявшаяся 22 мая I960 года, ознаменовала рождение национальной оперы, оперной труппы и собственно театра. Душой нового дела стал Борис Семенович Марков (1924-1977) -талантливый организатор, театральный режиссер, первые пятнадцать лет осуществлявший художественное руководство театром. Созданию музыкально-театрального коллектива предшествовал многолетний опыт постановки музыкальных спектаклей в Чувашском драматическом театре, прежде всего драм "Нар-спи" и "Айдар". С привлечением артистов Чувашской филармонии в драматическом театре были поставлены музыкальные комедии "Радость" Владимира Кривоносо-ва, "Когда расцветает черемуха" Аристарха Орлова-Шузьма, Три свадьбы" Тимофея Фандеева. Но тем не менее, необходимость в создании собственно музыкального театра все более осознавалась. Возникновению театрального оркестра предшествовал продолжительный этап его жизнедеятельности под эгидой Чувашской государственной филармонии. Организовавшийся одним из первых в Поволжье - в 1932 году - при деятельном участии работавшего в республике капельмейстера и аранжировщика Сигизмунда Габера, симфонический оркестр к моменту создания музыкального театра имел довольно большой опыт концертной работы. Мучительные поиски организационных возможностей для постановки первой чувашской оперы привели Б.С.Маркова к мысли о создании студии при театре, где могла бы обучаться талантливая молодежь. В течении длительного периода студия была тем резервуаром, который подпитывал молодой театральный коллектив. Жизнь показывала, что и при нехватке профессионального опыта у определенной части артистов труппы можно добиться того, что называется художественной цельностью спектакля. Первым таким спектаклем и стала опера "Шывармань". Изучая, в поисках сюжета будущей оперы, произведения чувашских поэтов и писателей композитор Ф.Васильев остановился на поэме "Шывармань" народного поэта Чувашии Александра Алги. В основе ее лежала легенда, согласно которой крестьяне приносили в дар богам самую красивую девушку деревни, чтобы вода не прорывала плотину мельницы. В центре внимания и композитора, и режиссера - обездоленный, возмущенный народ, поднимающийся на борьбу за свои права, что проявляется в богатстве и разнообразии хоровых сцен оперы. Музыка оперы подлинно национальна, она исходит из духа народной песни - такой ее почувствовал режиссер-постановщик, такой ее восприняли зрители. В четырнадцатом номере журнала "Огонек" за 1962 год о постановке "Шывармани" можно прочесть: "В Чебоксарах появилась национальная чувашская опера. Люди сделали почти невозможное, создав оперный театр, хотя для этого не было ни помещения, ни хора, ни миманса, ни балета... Сцена театра была усеяна лепестками цветущей черемухи, ее терпкий запах пьянил, кружил голову. Зрители не уходили из зала, сгрудившись у сцены они еще и еще раз вызывали актеров... Теперь здесь признают, что студии спасли театр". Вторым спектаклем Чувашского музыкального театра стал "Евгений Онегин" П.Чайковского, к которому коллектив обратился в 1961 году. "Лирические сцены" - так определил некогда композитор жанр своей оперы -впервые были представлены на сцене оперной студии Московской консерватории. Юность и свежесть - вот те качества, которые привнесла в оперу первая московская постановка. И именно они ярко проявились в постановке Б.Маркова, осуществленной более чем через восемьдесят лет после премьеры в Москве. Работа над спектаклем протекала в атмосфере творческой дружбы дирижера Леаса Святославского, хормейстера Людмилы Жирновой, балетмейстера Вадима Богданова, художника Петра Дмитриева, режиссера Бориса Маркова, всего коллектива и студии. Она стала школой для дальнейшей совместной работы над оперными спектаклями. Был подготовлен двойной состав исполнителей главных партий. В партии Татьяны выступали В.Дмитриева и Р.Ахметбекова, Ольги-Л.Шипуно-ва и Т.Соколова, Онегина пели М.Денисов и ААлександров, Ленского - И.Калентьев и Т.Серов. Премьера оперы прошла 25 февраля 1961 года с большим успехом. О том, что спектакль понравился публике красноречиво свидетельствовали аншлаги - а их было более двадцати в первые месяцы проката оперы. К опере Чайковского "Евгений Онегин" театр возвращался неоднократно. В 1989 году режиссером В.Шишовым была осуществлена четвертая постановка оперы. Дирижером-постановщиком выступил Шалва Мегрелишви-ли, художником-сценографом -Дмитрий Мохов. Идущий на сцене Чувашского театра оперы и балета сегодня спектакль "Евгений Онегин" обобщает черты этой постановки и работы театра в сезоне в 1982-1983 гг. Тогда музыкальным" руководителем и дирижером постановки явился Валерий Важоров, работавший в паре с режиссером-постановщиком, заслуженным деятелем искусств Бурятской Республики Семеном Лапировым. Поистине эпохальной стала для молодого театра постановка оперы "Чапай" Бориса Мокроусо-ва. Известный отечественный композитор, узнав о том как в Чувашии чтут память о легендарном земляке, доверил премьеру своей оперы молодому, только-только становящемуся на ноги театру. Факт поистине примечательный, особенно если учесть, что произведение это было для Б.Мокроусова в известной степени итоговым: он создавал своего "Чапая" около двадцати лет. В работе над партитурой перед коллективом театра встали не только музыкально-теат- ральные, но и историографические проблемы. Все, кто мог помогали театру в создании спектакля. Нашлись и родственники полководца, и его друзья. Трофим Серов - исполнитель партии легендарного комдива не раз беседовал с ними, выстраивая рисунок роли. Б.Марков вспоминает: "Дотошный газетчик Н.Суриков облазил архивы Москвы, Казани, Чебоксар и собрал неизвестные чапаевские документы... Полетело письмо в Челябинск: Мефодий Денисов - исполнитель роли Фурманова расспрашивал чапаевского шофера В.Козлова, какими были командир и комиссар дивизии". К постановочной группе создателей "Евгения Онегина" в работе над "Чапаем" присоединился художник В.Гунько. В оперное действие были включены кадры из знаменитого фильма "Чапай" братьев Васильевых. Исполнителями главных партий стали Т.Серов и Г. Данилов (Чапай), И.Калентьев и В.Ретюнский (Петька), Л .Романенко и В.Дмитриева (Анка), М.Денисов (Фурманов). Премьерой оперы 17 октября 1961 года открылся театральный сезон в новом, специально выстроенном здании музыкально-драматического театра (ныне в здании размещается Чувашский государственный Академический театр драмы им. К.Иванова) . В числе лучших спектаклей, подготовленных к XXII съезду КПСС в театрах Российской Федерации, "Чапай" был показан на сцене Кремлевского театра. Музыкальный театр в Чувашии изначально формировался как театр национальный. Первое двадцатилетие его существования сопровождалось высокой активностью, которую проявляли чувашс- кие композиторы в создании национальных опер: если в конце 50-е гг. их появилось две - "Салтар ви-тер сул" (Звездный путь) Аристарха Орлова-Шузьма и "Шывармань" (Водяная мельница) Ф.Васильева, то каждое последующее десятилетие - 60-е и 70-е годы - "приносило" по пять произведений в этом жанре. Среди них "Хамаръял" (Земляки) Ф.Васильева, "Прерванный вальс", "Сеспель" и "Священная дубрава" Анисима Асламаса, "Нарспи" Григория Хирбю, Добавим, что все без исключения оперы, созданные чувашскими композиторами в 50-е и 60-е гг. были поставлены на сцене Чувашского музыкального театра - большинство из них режиссером Б.Марковым. 15 февраля 1969 года состоялась премьера чувашской оперы А.0рлова-Шузьма "Звездный путь", написанной по мотивам драмы классика чувашской драматургии Ф.Павлова "Ялта" (В деревне). Либретто оперы создавалось композитором в творческом содружстве с драматургом И.Максимовым-Кошкинским. В постановочную группу наряду с Б.Марковым вошли дирижер -П.Филиппов, художник - Н.Максимов. В главных ролях выступили Т.Чумакова, С.Кондратьев, АКова-лев, З.Захаров, А.Александров, В.Дмитриева, Т.Соколова. В мае 1971 года свет рампы увидела опера А.Асламаса "Сеспель". Авторами либретто на русском языке выступили КПоляков и Г.Фере, перевод стихов Сеспеля с чувашского на русский осуществил П.Хузангай. Создатели оперного спектакля стремились показать поэта "агитатором, горланом-главарем", "человеком, уверенно смотрящим вперед и умеющим повести за собой массу". Подобный образ как нельзя более согласовывался с направленностью в формировании театрального "лица", как его определил художественный руководитель Б.Марков: "По идейно-художественному направлению, творческому строю театр развивался как героико-романтический. В его репертуаре преобладали произведения именно героико-романтического характера". Одной из лучших работ театра явилась постановка оперы Г.Хирбю "Нарспи", созданной композитором на основе собственного либретто по одноименной поэме К.Иванова. Раскрывая психологическую и драматическую сущность литературного произведения, Г.Хирбю все время стремился к созданию эмоционально-напряженной музыки. Основным средством выразительности стала национально окрашенная лирическая вокальная мелодика. Кроме того опера содержала много замечательных страниц, связанных с народными обычаями, обрядами, нравами, придающими опере необыкновенную поэтичность и красочность. Для создания одухотворенного национального спектакля Б.Марков обратился к истории чувашского народа и нашел много нового не только для постановки данной оперы, но и для чувашской сцены вообще. Он показал на как молились чуваши во времена языческой веры, какие ритуальные действия сопровождали свадебный обряд. Досконально изучалась поэма К. Иванова - четырнадцать ее глав стали неисчерпаемым материалом для работы постановочной группы, возглавляемой Б.Марковым: дирижеров Л.Ковалева и П.Филиппова, художника Н.Максимова, хормейстеров Г.Максимова и Е.Волкова, балетмейстера В.Богданова. Исполнителями главных партий стали Т.Чумакова, Л.Сорокина, Е.Белова (Нарспи), ИДемьянов, М.Кольцов, С.Кондратьев (Сетнер), В.Елфимов, АКовалев, З.Степанов (Михедер), М. Денисов, АТимошин, ААпексан-дров, Ю.Гордеев (Гохтаман). Второе свое рождение опера Г.Хирбю "Нарспи" пережила на сцене театра в 1989 году, когда она бьша восстановлена заслуженной артисткой России, народной артисткой Чувашии Тамарой Чумаковой - первой исполнительницей партии Нарспи в постановке Б.Маркова. Дирижером-постановщиком выступил Шалва Мегрелишвили. Событием в музыкальной жизни республики стала постанов- ка оперы Александра Васильева "Чакка", названная так по имени крестьянина - чуваша, возглавившего народное восстание. В основу оперного либретто Георгия Краснова - легла повесть известного чувашского писателя Семена Эльгера "Под гнетом", в которой исторические события XVIII века поданы сквозь призму критического реализма. Поставленная на сцене Чувашского музыкального театра в 1983 году, опера стала большим культурным событием в жизни республики. Именно острому ощущению связи прошлого и настоящего Александр Васильев обязан созданием музыки властно заставляющей слушателя сопереживать. В своем стремлении "достучаться" до публики Александр Васильев не был одинок. Он нашел своих единомышленников в лице молодых, тогда только что закончивших Казанскую консерваторию певцов, Зинаиде и Юрии Прокопьевых, хормейстерах театра Юлии Дмитриевой и Анатолии Фишере, дирижере Валерии Важорове. Режиссером - постановщиком спектакля выступил Григорий Спектор. Национальная репертуарная линия в музыкальном театре всегда была активно представлена музыкальными комедиями. Ставились "Анаткасра" Ф.Васильева в поста-новке Б.Горбунова (1976) и "Сваха из Шоршел" А.Асламаса, режиссер-постановщик А.Мол-чанов, "Нарспи из Эльбусь" Г.Максимова в постановке П.Ванюшина и "Свадьба" Т.Фан-деева, режиссер Н.Корчаков. После премьеры оперы "Чакка" прошло пятнадцать лет, прежде чем новая опера чувашского композитора увидела свет театральной рампы. Ею стала опера "Телей кайаке" (Птица счастья) Геннадия Максимова-театрального дирижера и автора музыкальных комедий. Премьерой "Птицы счастья" открылся тридцать восьмой сезон. Г.Максимова и его либреттиста Юрия Семендера привлекла пьеса Ираиды Петровой "Телей и Илем", поставленная на сцене Чувашского академического театра драмы им. КИванова еще в 1977 году. Пьеса эта явилась первой драматургической ласточкой, обратившей внимание театра и публики к давнему периоду истории чувашского народа - периоду Волжской Болгарии. Геннадий Максимов и Юрий Семендер вслед за драматургом Ираидой Петровой стремились не только приподнять затемняющий покров времени, но и навести зрителя и слушателя на мысль о возможности гармоничного решения существующих противоречий. Музыка оперы основывается на традициях русской оперной школы прошлого столетия, советской "песенной" оперы и чувашской оперы 60-тых годов и обнаруживает стремление автора к мелодичности и узнаваемости ритмо-интонаций. Режиссер-постановщик - Вячеслав Оринов, дирижер-постановщик - Валерий Важоров. Хореографическое решение балетных сцен "Птицы счастья" определила работа двух балетмейстеров: Галины Никифоровой и Анатолия Музыкантова.

следующая
Информационное сопровождение А.И. Алексеева (8352) 62-11-77 kult1@cap.ru
о театре | труппа | пресса
главная | поздравления | история | участники | репертуар | пресса | фотоальбом | архив | гостевая | e-mail | на главную