В советское время Н.В. Никольский вел педагогическую работу преимущественно в высшей школе. Продолжал работать в Казанском университете. Источники конца 1917 – 1918 гг. показывают его приват-доцентом [99], с января 1919 г. по май (вероятно, по август) 1922 г. – профессором университета [100]. С 1918/19 учебного года Никольский здесь читал курсы “История просвещения народностей Поволжья” и “История и этнография народностей Поволжья” [101]. Подробная программа первого курса, включающая определение предмета, теоретические положения о дошкольном, школьном, профессиональном и внешкольном просвещении, историко-критическое рассмотрение источников и литературы по истории просвещения народностей Поволжья и этапы этой истории, была разработана Никольским в начале ноября 1918 г. [102]. Кроме чтения этих курсов, профессор участвовал в комиссиях по приему экзаменов по историческим дисциплинам [103]. В 1919 г. Никольский прилагал много усилий к открытию в университете краевого факультета по подготовке специалистов по истории и филологии из чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы, разработал учебный план и структуру этого факультета [104]. Новый факультет, открытый в университете, был назван факультетом общественных наук. Как профессор университета, Н.В. Никольский с декабря 1919 г. по февраль 1920 г. выезжает в Вятку (ныне г. Киров) для чтения эпизодических лекций в краевом подотделе Вятского института народного образования [105]. В сентябре 1920 г. Никольский был одним из делегатов от Казанского университета на I съезде поволжских университетов, проведенном в Самаре. В качестве автора коллективного доклада “Университет и музейное дело” он был избран в состав бюро по проведению в жизнь постановлений данного съезда [106]. Вернувшись со съезда, профессор, установив связь с Ревкомом Чувашской автономной области, развертывает кипучую деятельность по открытию Чебоксарского университета, разрабатывает его структуру (факультеты: естественных наук, общественных наук, социально-исторический, математический, медицинский), подбирает деканов факультетов и профессоров, начинает практические шаги по приему студентов на медицинский факультет. Однако недостаточность материально-технической базы и финансовых средств не позволила успешно завершить начатое важнейшее дело [107].
1 декабря 1918 г. совет Казанского педагогического института избрал Н.В. Никольского преподавателем, и он по 1922 г. читает здесь курс “Этнография народностей Поволжья” [108].
Советом Казанского северо-восточного археологического и этнографического института 19 января 1919 г. Н.В. Никольский был избран членом совета и преподавателем истории просвещения народов Северо-восточной России. Институт имел археографическо-археологическое, этнографическое и восточное отделения. На этнографическом отделении Никольский читал курс истории просвещения народностей северо-востока России, на финно-угорском и турецко-татарском разрядах восточного отделения параллельно вел курс истории просвещения народностей Поволжья. Совет института 28 ноября 1919 г., по представлениям профессоров Н.Ф. Катанова и С.Е. Малова, единогласно присвоил Н.В. Никольскому звание профессора института. 3 июля 1920 г. он был назначен деканом этнографического отделения. 15 декабря 1920 г. институт был реорганизован в Восточную академию. Никольский здесь работал вплоть до осени 1922 г., пока академия не была включена, как и факультет общественных наук Казанского университета, в состав Восточного педагогического института. В числе учеников Никольского, окончивших Восточную академию по специальности “Чувашский язык и этнография чувашей”, был С.П. Горский, впоследствии видный исследователь чувашского языка, профессор [109].
С 1 декабря 1919 г. Н.В. Никольский начал работать преподавателем истории музыки Центральной восточной музыкальной школы в Казани, основанной в сентябре 1919 г. в соответствии с решением собрания представителей мелких народностей Поволжья и Приуралья от 22 июня 1919 г. об открытии в Казани консерватории Поволжья и Приуралья. Организатором школы и директором ее был В.М. Айонов, бывший военный капельмейстер, который еще в 1917 г. открыл в Казани студию свободных искусств. Школа содержалась на средства Отдела художественного образования Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. Н.В. Никольский незамедлительно поставил вопрос об открытии в школе этнографического отдела, и он был создан 7 декабря 1919 г. Кроме музыкальных дисциплин, в нем преподавались языки, этнография и история татарского, чувашского и марийского народов. Сам Никольский, кроме истории народной музыки, читал курсы истории народов Поволжья и народной поэзии чувашей (всего 8 часов в неделю). В ноябре 1920 г. школа была преобразована в Казанскую центральную восточную высшую музыкальную школу. Здесь Никольский избирается профессором, председателем художественного совета и председателем научной музыкально-этнографической ассоциации. В 1920 г. в числе учащихся школы было 315 татар, 225 русских, 114 чувашей, 16 удмуртов, 14 марийцев. 23 июля 1921 г. Совнарком Татарской АССР преобразовал эту высшую музыкальную школу в Восточную консерваторию. При консерватории действовала музыкальная школа. В консерватории работали 64 профессора и преподавателя, в музшколе – 40 преподавателей. 27 ноября 1921 г. Н.В. Никольский был назначен директором консерватории. В 1920 – 1921 гг. им была проведена здесь большая научно-организаторская работа, налажено исследование музыкальной этнографии народов Поволжья, развернута научная работа преподавателей. Сам Никольский написал и опубликовал книгу по истории народной музыки у народностей Поволжья. В феврале 1922 г., из-за недостатка средств, Наркомпрос РСФСР принял решение о преобразовании консерватории в музыкальный техникум. Обращения Н.В. Никольского и художественного совета консерватории к Наркомпросу РСФСР и Совнаркому Татарской АССР с просьбой сохранить консерваторию оказались безуспешными. В апреле 1922 г. преобразование консерватории в техникум было завершено. Никольский в техникуме не работал [110].
В первые годы советской власти в Казани действовал Высший институт народного образования, где было введено преподавание языков, истории и этнографии народов Поволжья. В 1920 – 1922 гг. Н.В. Никольский преподавал здесь историю и этнографию народов Поволжья [111].
Большую роль в подготовке специалистов высшей квалификации для Чувашии Н.В. Никольский сыграл в годы работы в Восточном педагогическом институте (ВПИ) в Казани, где он работал с осени 1922 г. до конца 1930/31 учебного года – до закрытия в нем Чувашского отделения в связи с основанием Чувашского государственного педагогического института в Чебоксарах.
В первые четыре учебных года, до лета 1926 г., в ВПИ существовало отделение востоковедения, готовившее специалистов для Татарии, Чувашии, Удмуртии и Марийской автономной области. Н.В. Никольский, являясь заведующим кафедрой этнографии, читал курсы общей этнографии народов Поволжья, этнографии финно-угорских народов, этнографии и истории чувашского народа, чувашского фольклора, до начала 1924/25 учебного года, до прихода в ВПИ В.Г. Егорова, и чувашского языка. С 1925 г. он заведовал кабинетом чувашеведения (до 1931 г.). В отделении работали известные ученые Н.Н. Фирсов, В.Ф. Смолин, В.И. Онучин, А.Ш. Абдурахманов, молодые в то время научные работники Н.И. Воробьев, Е.И. Чернышов и др. Все эти годы Никольский исполнял обязанности секретаря отделения, в феврале 1926 г. был избран заместителем заведующего отделением [112].
Летом 1926 г. отделение востоковедения ВПИ, в соответствии с решением Совнаркома РСФСР от 25 ноября 1925 г., было разделено на татарское, чувашское, марийское и удмуртское лингвистические отделения. С 1927/28 учебного года они назывались отделениями языка и культуры. Для работы в Чувашском отделении осенью 1926 г. были приглашены профессор Н.И. Ашмарин и Г.И. Комиссаров. В ВПИ Никольский до мая 1928 г. занимал должность доцента. 22 мая 1928 г. научно-политическая секция Главного управления специалистами Народного комиссариата просвещения РСФСР присвоила Н.В. Никольскому звание профессора по кафедре истории, этнографии и фольклору чувашей. На Чувашском отделении Н.В. Никольский читал курсы истории чувашского народа, этнографии чувашей, чувашской устной народной словесности, чувашской поэтики, географии и природных богатств Чувашии, современного народного хозяйства Чувашской республики, на марийском отделении – курс истории марийского народа. Программы этих курсов, оригинальных по своему характеру, свидетельствуют, что они были глубоко научными, содержательными. Так, в программе курса устной народной словесности, составленной в 1926 г., представлены разделы: 1) Введение в изучение чувашского фольклора (в числе вопросов: основные подходы к изучению словесности вообще и народной в частности); 2) Поэзия труда; 3) Поэзия мимики; 4) Обрядовая поэзия (всего 41 вопрос); 5) Героическая песня; 6) Историческая песня; 6) Рекрутские и современные красноармейские песни; 8) Переселенческая поэзия; 9) Песни семейно-бытовые; 10) Песни нищих; 11) Песни, известные по именам их составителей; 12) Современная частушка; 13) Сказки; 14) Устные легенды; 15) Предания; 16) Анекдоты и прибаутки; 17) Загадки; 18) Пословицы и поговорки; 19) Толкование снов; 20) Приметы-суеверия; 21) Приметы о погоде; 22) Зачатки народной драмы у чувашей; 23) Заключение. Н.В. Никольский руководил дипломными работами М.Н. Николаевой “Обряды чувашей, связанные с временами года, и их поэзия”, М.Н. Сайкиной “Погребальные обряды чувашей”, Н.А. Резюкова “Хлеб в обрядовой поэзии чувашей”, М.С. Сергеева “Чувашская национальная культура и ее перспективы” и др. Ученики Никольского М.Н. Николаева, М.С. Сергеев, С.А. Угандеев, Н.С. Павлов, Н.А. Резюков и др. впоследствии стали известными деятелями просвещения и научными работниками. В 1926/27 и 1930/31 учебных годах Никольский заведовал Чувашским отделением, с 1926 по 1931 г. бессменно исполнял обязанности секретаря совета национальных отделений, состоял членом совета института, возглавлял учебно-плановую комиссию, большую работу проводил по комплектованию библиотеки и рукописного фонда кабинета чувашеведения (так, в 1927 г. М.К. Корбут передал Н.В. Никольскому для кабинета весь архив В.К. Магницкого), активно работал в педагогическом обществе, избирался членом месткома профорганизации института и председателем его социально-бытовой комиссии [113].
Отделение востоковедения и Чувашское отделение ВПИ, лично Н.В. Никольский поддерживали тесные связи с Отделом народного образования Чувашской АО и Наркомпросом Чувашской АССР. По просьбе органов народного образования Чувашии Никольский составлял учебные планы и программы для чувашских школ, рецензировал учебники и пособия, в 1926 и 1927 гг. проводил при ВПИ конференции преподавателей педагогических техникумов, где выступал с докладами. В июне 1929 г. Н.В. Никольский выступил на заседании Академического центра Наркомпроса Чувашской АССР с докладом “О работе Чувашского отделения ВПИ за 1928/29 учебный год”. Академцентр порекомендовал Чувашскому отделению обращать большее внимание на подготовку научных работников по чувашеведению и возбудил перед Главпрофобром Наркомпроса РСФСР ходатайство об открытии при Чувашском отделении ВПИ аспирантуры по чувашскому языку на 2 места и установлении в отделении 8 единиц ассистентов-выдвиженцев. Вскоре в отделении были введены должности ассистентов-выдвиженцев [114].
Н.В. Никольский был желанным гостем – лектором на летних курсах учителей и учительских съездах в уездах Казанской губернии. Выступал он с лекциями по истории и этнографии, по краеведению. Так, в июне-июле 1919 г. он читает лекции на курсах учителей в гг. Тетюши, Цивильск и в с. Шихазаны, с 30 июля по 17 сентября того же года – в Йошкар-Оле и Лаишеве, летом 1920 г. – на полуторамесячных курсах учителей в Цивильске, в 1921 г. преподает этнографию на татарских педагогических курсах Казани. В дальнейшем он неоднократно выступал с лекциями на уездных учительских съездах в Чебоксарах, Ядрине, Козьмодемьянске, в с. Аликово Ядринского уезда. Съездив в конце августа 1925 г. на съезд в с. Аликово, Никольский сделал в своей тетради следующую заметку: “Учительство Ядринского уезда ежегодно устраивает съезды... Это – смотр силам. Собираются все деятели просвещения (школьные работники, избачи, представители школьной администрации), всего до 300 человек. Едут очень охотно. Обсуждают профессиональные вопросы и вопросы преподавания”. Лектор удостаивался благодарных отзывов учителей [115].
Приведенные данные позволяют заключить, что в первые годы советской власти и в 20-е гг. Н.В. Никольский внес немалый вклад в становление и развитие советской высшей и общеобразовательной школ, подготовку специалистов.
После “разгрома” в печати его двух книг: “Краткий курс этнографии чуваш” и “Народная медицина у чуваш”, изданных в 1929 г., Н.В. Никольскому стало невозможным устроиться на работу ни в Казани, ни в Чебоксарах. С 1931 до 1940 г., когда ему было 53 – 62 года, он считается находившимся на пенсии по болезни. В 1937 г. его даже арестовали, на квартире провели обыск, ничего компрометирующего не нашли. Начальник из НКВД в это время отобрал для себя три из пяти комнат его квартиры на втором этаже дома № 45 по улице Баумана. Через два месяца его выпустили из тюрьмы, не найдя никаких доводов для обвинения. В 30-х гг. он вел научно-исследовательскую работу как нештатный научный сотрудник гуманитарных научно-исследовательских институтов Чувашской, Татарской, Мордовской и Марийской АССР [116].
С 1940 по 1950 г. Н.В. Никольский работает старшим научным сотрудником Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, с 1948 по 1950 г. – одновременно профессором Марийского государственного педагогического института [117].