Моргаушский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

4. Научно-исследовательская работа (1900 – 1917)

Несмотря на перегруженность педагогической, переводческо-издательской и общественной деятельностью, Николай Васильевич считал первейшим своим делом научную работу.

С самого начала приобщения к науке Н.В. Никольский прочно усвоил, что факты базис, фундамент науки. Уже в студенческую пору (с 1900 г.) он начал собирать исторические, этнографические, фольклорные материалы, выезжая в сельские местности и работая в библиотеках и архивах. В 1904 г. он опубликовал на русском языке “Программу для собирания сведений о чувашах”, которая затем печаталась на чувашском языке в “Чувашских календарях” на 1911 и 1913 гг. и в приложении к “Краткому чувашско-русскому словарю” в 1919 г. Собиратель просил присылать ему сведения исторические (предания и документы), географические и этнографические (о природных условиях, численности и составе населения, его физическом типе, занятиях, материальной и духовной культуре, общественном и семейном быте, народных знаниях, устном творчестве, религиозных верованиях и народном просвещении чувашей), записи произведений фольклора. В 1914 г. он типографским способом размножил программу для собирания этнографических сведений студентами и учащимися в каникулярное время.

В 1915 г. Н.В. Никольским была издана “Программа для собирания сведений об инородцах Поволжья”. Она состояла из методических указаний и вопросов, охватывающих весь комплекс проблем, изучаемых этнографией. Как первая программа, так и эта по некоторым вопросам материальной культуры обращала внимание на выявление социальных различий.

В 1919 г. Н.В. Никольский опубликовал две программы. Первая “Программа для собирания сведений по истории и археологии народностей Поволжья” включает в себя 52 развернутых вопроса не только по археологии и истории, но и по этнографии и народному искусству, а также пояснение. Вторая “Вопросник по народному творчеству” состоит из огромного количества вопросов по фольклору, народным знаниям в области природы, космогонии, экономики, медицины, общества, архитектуры, истории, искусства и т. п.

Отмеченные программы Н.В. Никольского по научной глубине, охвату вопросов, системности являлись для своего времени одними из наиболее совершенных и могут быть использованы и в наше время при разработке подобных вопросников.

На обращения ученого откликались и присылали ответы сотни людей: грамотные крестьяне, учителя, служители культа, служащие, учащиеся сельских двухклассных училищ и учебных заведений Казани и Симбирска. В деле собирания научных сведений по анкетам Н.В. Никольский широко использовал своих учащихся и студентов в течение всей продолжительной педагогической деятельности.

До 1911 г. Никольский изучал и собирал источники по истории просвещения, культуры и христианизации чувашей и других народов Поволжья с ХVI по ХVIII вв. в фондах Сената, Синода, Канцелярии оберпрокурора Синода, канцеляриях губернских правлений, духовных консисторий, учебных заведений и местных органов управления, с 1912 по 1916 гг. по истории просвещения, культуры и христианизации в первой половине ХIХ в.  в тех же фондах, а также в фондах Государственного совета, Комитета министров, министерств народного просвещения, юстиции, финансов, уделов, Управления земледелия и землеустройства, Исторического музея, Оружейной палаты в Петербурге (Петрограде), Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Уфе и других городах, сделав тысячи листов копий и выписок своей рукой и с помощью добровольных и нанятых помощников [51].

В летние месяцы почти ежегодно Н.В. Никольский выезжал в сельские местности для изучения хозяйства, быта и культуры чувашей, сбора этнографического материала. В 1910-1911 гг. им было собрано и представлено в Русский музей в Петербурге 205 чувашских этнографических предметов [52].

Получая материалы от корреспондентов, своих учащихся, студентов и других информаторов с 1904 по 1931 г. и выезжая на места, работая в архивах и библиотеках, Н.В. Никольский создал богатейшее собрание источников, состоящее из 249 томов формата в 4-ю и 8-ю долю листа, по 200 300 листов в каждом томе. 238 томов из этого собрания ныне хранится в Научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, 5 томов – в  Научно-исследовательском институте языка, литературы и истории им. В.М. Васильева при Правительстве Республики Марий Эл, 5 томов – в Мордовском научно-исследовательском институте гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 1 том – в Институте истории Академии наук Республики Татарстан [53]. В собрании Н.В. Никольского представлены копии и оригиналы исторических документов, памятники письменности и художественной литературы, копии чувашских словарей XVIII XIX вв., этнографические, фольклорные и лингвистические записи преимущественно на чувашском языке, иллюстративный материал. Часть томов содержит однообразные (напр., только исторические или лингвистические) материалы, другая часть источники смешанного характера. В 214 томах, составляющих первое поступление в Научный архив Чувашского НИИ, этнографические материалы содержат 127 томов, фольклорные 82 тома (в них 15 тыс. куплетов чувашских народных песен, 10 тыс. сказок, около 8 тыс. пословиц, 5 тыс. поговорок и загадок), лингвистические 54 тома, исторические 125 томов [54]. Богатейший архивный материал по истории христианизации чувашей и развития в Чувашии народного образования в ХIХ в. остался не обобщенным собирателем. В собрании немало документальных материалов о Восточной консерватории и Восточном педагогическом институте в Казани, а также о деятельности самого ученого. Уникальны этнографические фотоальбомы народов Среднего Поволжья начала ХХ в. Собрание Никольского получило исключительно высокую оценку выдающегося ученого-фольклориста Антти Аарне (1914 г.). Профессор эстонского и сравнительного фольклора Вальтер Андерсон, до революции работавший в Казанском университете, в 1925 г. писал: “Собрание Н.В. Никольского представляет собою ни больше, ни меньше, как благоустроенный научный архив, содержащий огромные массы ценнейших научных материалов, относящихся к фольклору, этнографии и истории чувашского народа... Подобных фольклорных архивов на земном шаре имеется лишь очень немного ни в коем случае не более трех десятков... Рукописное собрание Н.В. Никольского должно быть причислено к драгоценнейшим культурным сокровищам чувашского народа” [55].

Сам собиратель успел использовать в исследованиях лишь часть своего архива. На его основе нашими учеными написано немало трудов, подготовлено и издано несколько фольклорных сборников. Однако пока вовлечена в научный оборот сравнительно небольшая доля собрания. Нет сомнений, что оно послужит фактическим материалом десятков научных монографий, статей, фольклорных и этнографических сборников.

Н.В. Никольского лишь за данное рукописное собрание можно было бы отнести к числу деятелей, имеющих выдающиеся заслуги перед наукой, не будь у него ни одного исследования.

После того, как Н.В. Никольский опубликовал в 1904 – 1905 гг. “Программу для собирания сведений о чувашах”, интересное и глубокое исследование “Народное образование у чуваш”, статью “Взгляд чуваш на воинскую повинность”, публицистическую брошюру “Родной язык как орудие просвещения инородцев”, ряд рецензий и заявил о себе как о подготовленном и способном исследователе, он в марте 1905 г. был принят в пожизненные действительные члены Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, основанного в 1878 г. и к 1905 г. выпустившего 20 толстых томов своих “Известий”, включавших в основном исследования, отчасти публикации источников по истории, археологии и этнографии края. Дальнейшая научная деятельность Никольского была тесно связана с ОАИЭ. Оно давало ему доступ в архивы, открытые листы и командировки в научные экспедиции, выписывало литературу и источники из Петербурга и Москвы, обсуждало его рукописи трудов, доклады и сообщения, печатало их в своих “Известиях”. Председателем Общества с 1898 по 1914 г. бессменно работал Н.Ф. Катанов. Никольский во все годы посещал почти все общие собрания ОАИЭ, проводившиеся обычно ежемесячно, выступал на них при обсуждении многих докладов и сообщений по истории, археологии и этнографии, писал отзывы о рукописях членов Общества, представлял к обсуждению рукописи чувашских краеведов (Н.А. Архангельского, И.Д. Никитина-Юркки,             А.П. Прокопьева, Г.И. Комиссарова, И.Е. Ефимова-Тхти, Н.П. Павлова и др.). По поручению совета Общества с декабря 1907 по 1913 г. он работал в комиссии по составлению археологической и этнографической карт Казанской губернии, в 1912 г. был в составе комиссии по обеспечению охраны Болгарского городища, выезжал на городище. С марта 1912 по 1916 г. Никольский избирался в совет Общества и активно участвовал в его работе. На общих собраниях членов Общества с большой заинтересованностью обсуждались следующие научные доклады Н.В. Никольского, представлявшие собой основные итоги его исследований: “Этнографический очерк К. Мильковича, писателя конца ХVIII в., о чувашах” (1905 г.), “Об этнографической карте Цивильского, Чебоксарского и Ядринского уездов Казанской губернии” (совместно с Г.И. Комиссаровым, 1910 г.), “Из истории распространения христианства среди чуваш” (1911 г.), “О мордовских переводах ХIХ века” (1912 г.), “Несколько слов о зырянских переводах” (1912 г.), “Из истории христианизации татар” (1913 г.), “Инородцы Поволжья в первой четверти ХVII века” (1913 г.), “Уфимские башкиры” (1913 г.), “Религиозные воззрения черемис” (1915 г.) и др. Никольский выступал с публичными лекциями на исторические и этнографические темы, проводимыми по инициативе ОАИЭ [56].

Н.В. Никольский состоял также членом основанного в Казани в 1906 г. Церковного историко-археологического общества, в 1915 г. являлся его секретарем. На заседаниях этого общества в 1914 – 1916 гг. он выступал с докладами о христианизации народов Поволжья в первой половине ХIХ в. [57].

Николай Васильевич поддерживал связи с отделением этнографии Русского географического общества (РГО), пользовался его открытыми листами на собирание этнографических материалов и изучение различных древнехранилищ. В марте 1916 г. он был избран действительным членом РГО (внес 1100 руб. членского взноса) [58].

Собственно исследовательская работа Н.В. Никольского была многосторонней и плодотворной. Первым значительным исследованием, опубликованным им в 1904 – 1905 гг., была работа “Народное образование у чуваш” (выходные данные о научных трудах ученого приведены в приложении 1). Она состоит из разделов: 1. Состояние чувашского просвещения до 1555 года; II. Школьное просвещение чуваш с 1555 года до XVIII века; III. Школьное просвещение чуваш с начала ХVIII века до 1740 года; IV. Школьное образование чуваш с 1740 года по 1764 год; V. Школьное просвещение чуваш в 1764 1800 гг. Труд написан на основе опубликованных источников и впервые вводимых в научный оборот архивных документов. Автор, опираясь на фактический материал, делает выводы о том, что до присоединения Чувашии к России некоторые чувашские мальчики обучались в мусульманских школах. Во второй половине XVI в. в двух казанских и одном свияжском монастыре были открыты школы, в которых обучались несколько чувашских мальчиков. Преподавание на церковнославянском языке успехов не приносило, и казанские школы прекратили свое существование в конце XVI в. Только предположительно можно говорить о существовании школы в XVII в. в Свияжском монастыре. В первой трети XVIII в. в архиерейском доме в Казани и в некоторых монастырях были школы, в которых обучались “инородцы”. В 1734 г. была открыта новокрещенская школа в Свияжске. Открытые после  1740 г. новокрещенские школы в Казани, Елабуге, Царевококшайске (последние две вскоре были переведены в Казань), наряду с Свияжской, во второй половине XVIII в. охватили обучением значительное число чувашских детей. Некоторые из них поступали затем в Казанскую духовную семинарию. Учащихся набирали преимущественно в принудительном порядке. Материальное обеспечение школ было скудное, условия жизни обучающихся ужасные, вследствие чего значительное число детей в них умирало. Преподавали неподготовленные учителя. Недопущение родного языка в преподавание не позволяло учащимся в достаточной степени усваивать изучаемые дисциплины. Часть воспитанников этих школ пополняла ряды духовенства в чувашских приходах. В целом в труде Никольского дается правильное представление о развитии народного образования среди чувашей, хотя политика царизма и церкви в этой области не находит в нем объективной социальной оценки. Фактический материал, приводимый в данной работе, не теряет своего значения до настоящего времени и используется историками.

В 1905 г. Николай Васильевич опубликовал работу “Взгляд чуваш на воинскую повинность”. Она была написана, по-видимому, в связи с русско-японской войной. Используя чувашский фольклор и этнографические материалы, автор описывает проводы новобранцев в армию, приводит немало рекрутских песен, свидетельствующих о тяжелой солдатской службе. “Здесь мы слышим скорбное пение, здесь высказывается нежелание молодца идти на службу”, пишет Никольский. Однако, используя некоторые фольклорные материалы, он пытается убеждать, что в последнее время у чувашей, благодаря распространению патриотических брошюр на чувашском языке, сложилось верноподданническое сознание необходимости выполнения воинской повинности.

Обнаружив среди рукописей Симбирской ученой архивной комиссии “Описание иноязычных народов, обитающих в Симбирской губернии”, составленное в 1783 г. знатоком быта чувашей, татар и мордвы буинским землемером Капитоном Сергеевым сыном Мильковичем [59], Н.В. Никольский в 1905 1906 гг. опубликовал это описание в трех публикациях: “Быт и верования мордвы Симбирской губернии в 1783 г. (Из записок Мильковича)”, “Быт и верования татар Симбирской губернии в 1783 году (Из записок уездного землемера Мильковича)” и “Этнографический очерк Мильковича, писателя конца XVIII века, о чувашах”. Сочинение К.С. Мильковича является ценнейшим источником по духовной и отчасти материальной культуре, общественному и семейному быту, религиозным верованиям чувашей, мордвы и татар конца XVIII в. Публикацию о чувашах Н.В. Никольский сопроводил небольшим введением и обстоятельными примечаниями; приложил к ней извлечения из “Исторического описания о Казанской губернии”, составленного также К.С. Мильковичем. Публикации Никольского и по сей день служат историкам и этнографам.

Отметим еще одну публикацию ученого. Обнаружив в чувашском селе Сихтерма Спасского уезда Казанской губернии владенную память, данную в 1689 г. свияжским воеводой 11 безъясачным чувашским крестьянам д. Андреевой Свияжского уезда, Никольский опубликовал ее в 1910 г. Безъясачные чувашские крестьяне, найдя свободную землю в Закамье, на р. Малом Черемшане, переселились туда и обязались платить 3 ясака. Несколько десятков подобных документов ныне выявлено в архивах. Они позволяют проследить возникновение чувашских селений в Закамье, свидетельствуют об участии чувашских крестьян в колонизации свободных земель в бассейне Волги и Камы, что стало возможно только после вхождения Чувашии в состав России и строительства Первой закамской оборонительной линии в 50-х гг. XVII в.

В 1908 г. Н.В. Никольский с помощью ОАИЭ выпустил литографское издание “Конспекта по этнографии чуваш”. Ныне оно не известно даже научным работникам. Оно имелось в реализации на складе ОАИЭ вплоть до 1918 г. [60]. В 1909 г. книга была прорецензирована Д.Ф. Филимоновым, высказавшим ряд замечаний для уточнения конкретных этнографических фактов [61]. В 1911 г. в ИОАИЭ и отдельным оттиском появился в типографском издании “Краткий конспект по этнографии чуваш”, представлявший собой первый систематический курс этнографии чувашского народа. Он получил высокую оценку в вышедшей в свет в том же году книге Г.И. Комиссарова “Чуваши Казанского Заволжья” (ИОАИЭ. Казань, 1911. Т. XXVII. Вып. 5. С.311-432): “Хотя автор назвал свой труд лишь “кратким конспектом” и предполагает разработать его и выпустить в виде обширного сочинения (в 2000 стр.), но и этот первый труд, заключающий в себе 114 стр., при сжатости изложения, является поистине замечательным трудом, открывающим собою, так сказать, новую эпоху в истории этнографической литературы о чувашах” (с. 328). Действительно, известные сочинения А.А. Фукс, В.А. Сбоева представляли собой этнографические описания. В XIX начале XX вв. появилось более сотни описательных статей о тех или иных сторонах быта чувашей, особенно об их религиозных верованиях, написанные представителями духовенства из миссионерских побуждений, чиновниками, учителями и в меньшей мере учеными. Научностью и объективностью отличались статьи В.К. Магницкого. Но систематического научного курса этнографии все еще не было.

Из первого (вводного) раздела книги Н.В. Никольского видно, что автор сторонник эволюционистского направления, господствовавшего в этнографии с 70-х гг. XIX в. Объясняя поступательное развитие элементов культуры и быта народа, пишет о возможности восстановления древних элементов по современным их пережиткам, о роли самостоятельного творчества народа в развитии своей культуры и значении заимствований, указывает, что этнография наука не только описательная, но и пояснительная. Эти положения Никольский пытался претворять в содержании своей книги.

В 25 небольших разделах книги освещены все основные этнографические темы и вопросы о чувашах. В этногенезе чувашей автор исходит из теории их болгарского происхождения. В очерке истории чувашей даются характеристики ее болгарского, монголо-татарского и русского периодов, однако при освещении последнего периода Никольский больше останавливается на распространении в крае христианства. Рассматривая исторические предания, он указывает, что “при взятии Казани Грозному помогали чуваши; они ездили в Москву искать управу на татарских ханов, сильно притеснявших чуваш”. Степан Разин был среди чувашей, прельщал их “обещанием больших выгод. Те верили ему. Держали его сторону”. Емельян Пугачев “являлся к богатым, требовал у них хлеба и денег, раздавал то и другое беднякам. К последним он относился вообще хорошо. Освобождал чуваш из-под опеки духовенства и чиновников; вешал тех и других; чувашам позволял держать прежнюю “чувашскую веру”. Автор пишет о непосильной трудности ратной службы в прежнее время: “Срок службы был 25-летний. Многие не возвращались со службы: умирали от тяжелых условий солдатчины. Возвращавшиеся выглядели стариками; часто их не узнавали свои же родные”.

В книге освещены географические условия территорий обитания чувашей, даны демографические сведения, определения физического и духовного типа чуваша. Автор не уклонился от свойственного тогдашней этнографии приема приписывать однозначные качества всему народу. “Чувашина можно назвать любознательным, хитрым, настойчивым, скрытным”, пишет он. В основном на базе собранных им самим оригинальных данных и личных наблюдений Никольский характеризует постройки и жилища, занятия, пищу, одежду, экономическое положение, общественный и семейный быт, духовную культуру фольклор, народные знания и особенно подробно языческие религиозные верования и степень христианизации чуваш. Отмечены миссионерские задачи, приложен конспект по обличению язычества чувашей. Говоря о земледелии, этнограф подчеркивает, что “сильное влияние в этой области имели на чуваш русские”.

В оценке этнографических элементов и явлений автор исходит из факта имущественного и социального расслоения чувашского крестьянства. Расслоение четко проявляется в постройках и жилищах, одежде, пище, во всем крестьянском быту. “...у бедняков из года в год недостатки; своего хлеба у многих из них достает лишь до святок. Причина того... 1) уплата податей, ради которых чуваши принуждены продавать сжатый хлеб; 2) примитивные способы обработки полей и недороды; 3) безземелье”. Исходя из своих убеждений Никольский видит возможность поднятия благосостояния крестьян в пропаганде среди них сельскохозяйственных знаний, главным образом, через школы. Слабые знания чувашей в области гигиены, медицины и ветеринарии этнограф считает необходимым изживать путем распространения на чувашском языке книг по этим наукам и преподавания в школах сведений о здоровье и болезнях у людей и скота.

Фактический материал этой книги ценен и сегодня. Однако рассматривание быта и культуры чувашей вне основных этнографических групп народа снижает его качество [62]. Книга не свободна и от других недостатков. В ней не приведены этнографические параллели чувашей с тюркскими и финно-угорскими народами Поволжья. При характеристике занятий, жилищ, одежды, пищи и т. п. автор постоянно перечисляет суеверия чувашей, нередко не отделяя их от собственных утверждений и оценок. Встречаются, например, такие места: в Стерлитамакском уезде чувашские крестьяне страдали от голодных лет. Кто-то распустил слух: это происходит от того, что девушка погребена живою. Разрыли ее могилу, “увидели у нее во рту холст. Вынули холст. Голод прекратился”. И далее не следует никакого пояснения.

В “Этнографических заметках о чувашах Козьмодемьянского уезда Казанской губернии”, опубликованных, как и только что рассмотренная книга, в 1911 г., Н.В. Никольский описывает свадебный обряд; языческие моления и заговоры, киремети, особенности говора козьмодемьянских чувашей, рассматривает вопрос о степени их христианизации, развитии среди них школьного образования с введением системы Н.И. Ильминского, приводит предания о происхождении села Оринино, тексты некоторых свадебных песен, пословиц и загадок.

В 1911 г. Николаем Васильевичем была опубликована статья “Татары-мусульмане и крещеные инородцы Поволжья”.

В 1913 г. Никольский выпустил книжку “Мифология вотяков”, представляющую собой материал для изучения религиозных верований удмуртов. Через два года в московском журнале появилась его небольшая статья “Народная медицина у народностей Поволжья”, где описываются некоторые рациональные приемы лечения вперемешку с суевериями, связанными с болезнями.

К этнографическим трудам примыкают лексикографические, лексикологические и статистические работы ученого. С 1903 по 1914 г. Н.В. Никольский составлял “Чувашско-русский словарь” объемом в 15,0 авт. л. Труд этот, до сих пор не изданный, хранится в Научном архиве ЧГИГН и используется составителями чувашских лексических словарей. В 1909 г. Никольскому удалось издать большой, в 640 стр., “Русско-чувашский словарь”, который, хотя не отличался совершенным лексикографическим оформлением, но, составленный не по корневым кустам слов, был удобен для использования. В дореволюционные годы и в первое десятилетие советской власти этот словарь широко использовался в чувашских школах и сыграл большую роль в овладении чувашами русским языком. Введение к словарю в том же году было издано отдельной брошюрой под названием “Конспект по грамматике чувашского языка”.

В статье “К истории зырянского языка”, опубликованной в 1913 г., Никольский освещает расселение и численность коми-зырян, их физический тип, занятия, религиозные верования, дает, по работам Г.С. Лыткина, характеристику их языка и говоров. Основное внимание автора сосредоточено на зырянской азбуке, созданной миссионером Стефаном Пермским около 1372 г. В ней, в соответствии с фонетическими особенностями зырянского языка, были представлены буквы, отличающиеся от кириллицы. Этой азбукой пользовались более 100 лет. К статье приложены список литературы о зырянском языке и переводов на него, карта расселения коми-зырян, зырянская азбука с подписью пермского епископа Филофея 1474 г., зырянский текст на образе св. Троицы.

В 1911 г. Н.В. Никольский, при содействии мамадышского епископа Андрея, провел огромную работу по сбору от волостных правлений статистических сведений о ряде нерусских народов России, подготовил большую книгу “Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама” и при помощи видного русского этнографа, антрополога и археолога А.Н. Харузина [63] издал ее в 1912 г.

В первом разделе книги, занимающем 80 стр. формата 40, даны этнографические характеристики башкир, бесермян, удмуртов, мордвы, татар, марийцев, чувашей, калмыков, а также сибирских народностей, объединенных под определениями “шамане” и “бурхане”. Встречаются довольно острые социальные оценки народов. Напр., в очерке о башкирах читаем: “Полуголодные, едва перебивающиеся изо дня в день, забитые и запуганные, башкиры в настоящее время представляют только тень своего прежнего облика”. Подобными выражениями охарактеризовано и обнищание калмыков к началу ХХ в. Значительное внимание уделено религиозным верованиям народов. Однако в описании физических типов народов, их быта и психических свойств автор, специально не изучавший многие из характеризуемых им народов в этнографическом плане, следуя высказываниям того времени, нередко реакционно-шовинистических этнографов и информаторов, допускает кое-где оскорбительные для народов, не соответствующие истине определения (напр., “вотяки не принадлежат к красивому племени”, или грязь в жилищах и питании у калмыков, или “под каменными плитами лежат правоверные покойники в ожидании будущей жизни, где русские будут их рабами”, и пр.). На такие места указал в своей рецензии на рассматриваемую книгу В.В. Бартольд, признав их ненаучными, не заслуживающими помещений в серьезном издании.

Второй раздел книги (241 стр.) состоит из статистических таблиц, составленных по состоянию на 1911 г. по сведениям, полученным из волостных правлений многих губерний. В первой части раздела – таблица по уездам губерний, в ней представлены сведения по двум группам: 1) названия селений, в них число русских, татар, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы и т.д. с подразделением в столбцах: крещеных, отпавших в ислам, язычников, мусульман отдельно мужского и женского пола; 2) названия сельских школ, в них число учащихся русских, татар, чувашей, мордвы и т.д. из крещеных, отпавших в ислам, язычников, мусульман. Итоги даны по волостям и в целом по уезду. Во второй части обобщающие таблицы со столбцами:                       1) народности; 2) их вероисповедание; 3) количество селений; 4) в них душ обоего пола; 5) количество школ; 6) в них учащихся обоего пола все данные по уездам, затем по губерниям в целом. Причем в графах столбца “народности” представлены русские и те народности, о которых были даны в книге этнографические очерки; в столбце “их вероисповедание” указано: крещеные, старообрядцы, сектанты, отпавшие в ислам, язычники, мусульмане. Хотя опубликованные статистические данные не претендуют на абсолютную полноту, но своей оригинальностью (такие сведения официальной статистикой не собирались и не публиковались) они представляли исключительное явление и сохраняют научную ценность по настоящее время.

Третий раздел книги состоит из библиографических указателей литературы на русском и родном языках тех народностей, о которых были даны в первом разделе этнографические очерки. Напр., о чувашах приведено 539 названий на русском и 129 названий на чувашском языках. По некоторым народам (башкирам, удмуртам, марийцам и др.) даны перечни сочинений на английском, французском, немецком, венгерском, финском, итальянском языках.

Четвертый, небольшой (8 стр.) раздел книги “Причины татарско-мусульманского влияния на инородцев Поволжья и Западной Сибири и способы к устранению этого влияния” ставил миссионерские цели.

На книгу появился весьма положительный пространный отзыв в “Журнале Министерства народного просвещения” за 1912 г. Выдающийся востоковед В.В. Бартольд, отметив в своей рецензии важное научное значение книги, сделал ряд существенных и справедливых замечаний, вызвавших ответную статью Н.В. Никольского. Попытки последнего возразить рецензенту были не вполне убедительными.

Материалы рассмотренного крупного этнографически-статистического издания были сдублированы в отношении марийцев, удмуртов и крещеных татар в отдельных изданиях, вышедших в 1912 и 1914 гг. К проблематике этих изданий непосредственное отношение имеет также небольшая статья “Религиозно-нравственное состояние инородцев Поволжья”, появившаяся в печати в 1912 г.

Главное направление научных интересов Н.В. Никольского, зародившееся в годы учебы в академии, составляло исследование истории распространения христианства среди чувашей. Совет Казанской духовной академии постановлением от 17 января 1905 г. разрешил Н.В. Никольскому, согласно его прошению, переработать его кандидатское сочинение “Христианство среди чуваш” в магистерскую диссертацию [64].

В 1909 г. Николай Васильевич выпустил книжку “Конспект по истории христианского просвещения чуваш”, представлявшую собой, по сути, тезисы (проспект) будущего исследования. Историю распространения христианства среди чувашей автор делит на 6 периодов: 1) с середины XVI в. по XVII в.; 2) с начала XVIII в. до 1740 г.; 3) время деятельности Новокрещенской конторы (1740 1764 гг.); 4) с 1764 по 1800 г.; 5) с 1801 по 1867 г.; 6) с 1867 г. до начала ХХ в. Первый и второй периоды, согласно взглядам автора, в распространении христианства среди чувашей были безуспешными, в третий период властям и духовенству льготами и насилием удалось формально окрестить почти все чувашское население. Ни в четвертом, ни в пятом этапах не было достигнуто идейное приобщение крестившихся чувашей к христианству. В первой половине ХIХ в. участились случаи отпадения чувашей в ислам. Переводы религиозных книг на чувашский язык с соблюдением русского синтаксического строя были совершенно не понятны чувашам. Никольский считает результативным лишь шестой период христианизации чувашей с введением системы Н.И. Ильминского, т. е. с допущением родного языка в церковную проповедь и начальную школу, с распространением книг на живом, разговорном чувашском языке.

В 1910 г. Н.В. Никольский завершил свою магистерскую диссертацию “Христианство среди чуваш” и представил к защите на совет Казанской духовной академии. Отзыв проф. И.М. Покровского об этой диссертации, данный 26 октября 1910 г., не был благоприятным. Не ограничившись замечаниями по содержанию работы, которые сводились к обвинению в тенденциозности, сочувственном отношении к чувашам, оппонент выставил формальное условие довести исследование проблемы до ХХ в., заявив, что без выполнения этого требования он не согласится присудить автору степень магистра [65].

Отзыв Покровского не обескуражил Николая Васильевича. В 1912 г. ему удалось, не без поддержки Н.Ф. Катанова, опубликовать в ИОАИЭ свою диссертацию под названием “Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI XVII веках. Исторический очерк”. Это самый крупный и ценный научный труд Никольского. В нем стр. 3 192 занимает исследование проблемы, стр. 193 416 приложения. Исследование состоит из предисловия и 5 глав: I. Краткие этнографические сведения о чувашах (с характеристикой важнейшей литературы и источников по этнографии); II. Условия христианского просвещения чувашей со второй половины XVI в. до начала XVIII в.; III. Миссия среди чувашей с начала XVIII до 1740 г.; VI. Распространение христианства среди чувашей за время существования Новокрещенской конторы (1740 1764 гг.); V. История христианского просвещения чувашей с 1764 по 1800 г.

В предисловии отмечены научное и практическое значения исследования, его структура, архивные источники (архивы Синода, Нижегородской и Казанской духовных консисторий, 5 монастырей, 5 чувашских церквей, 3 библиотек, а также частные собрания) и многочисленные печатные материалы, положенные в основу труда.

В I главе материальная культура чувашей рассмотрена в историческом разрезе. Этнографические и бытовые особенности чувашей Никольский объясняет с позиции географического детерминизма из окружающей их природы, влиявшей, по его мнению, на их занятия, семейную и общественную жизнь и религиозные верования. Чувашские крестьяне охарактеризованы как прилежные земледельцы. “Старинные этнографы, указывает автор, склонны были считать чуваш “глупыми”, “к наукам неспособными”... Новейшие этнографы подобную характеристику считают ложной. От непосредственных наблюдателей чувашской жизни приходилось слышать очень лестные для чуваш отзывы” (с. 13 – 14). Ученый утверждает, что чуваши по своим способностям не уступают русским (с. 14). Немало привлекательных черт можно наблюдать в семейной жизни чувашей (отсутствие ссор, согласие между мужем и женой, положение матери в семействе как главной распорядительницы дома) и в общественном быту (большая сила и непререкаемость устного соглашения), а “отношения чуваш к другим народностям чужды духа исключительности и вражды” (с. 14 15). По-видимому, имея в виду начало XX в., автор считает, что “религиозные верования чуваш сбивчивы, смутны и отрывочны”, хотя приведенные в книге сведения позволяют сделать вывод о сложной и относительно стройной системе языческих верований чувашей до их принудительной христианизации, о большой роли языческих жрецов в прошлые века в общественной жизни.

Исследуя во IIV главах историю распространения христианства среди чувашей, Никольский ставил не только научную, но и практическую задачу: получить “урок миссионерской методики, указывающий на пригодность одних и непригодность других приемов воздействия на инородцев” (с. 3). Будучи убежденным сторонником системы Н.И. Ильминского и учеником                 В.К. Магницкого, осуждавшего произвол духовенства среди чувашей,  Н.В. Никольский отрицательно относился к насильственным методам христианизации, злоупотреблениям властей и духовенства. Архивный материал, который другие исследователи христианизации народов Поволжья игнорировали, изобиловал фактами, свидетельствовавшими о насилии, произволе, вымогательствах и бесчинствах духовенства, о полном пренебрежении родным языком чувашей в церковных проповедях и школьном обучении. Признав методы христианизации чувашей с середины XVI в. до конца XVIII в. непригодными, Никольский объективно, без фальсификации и утаивания анализировал и освещал сведения, содержащиеся в источниках.

Во II главе автор лаконично и в основном правильно характеризует социально-экономическое и политическое положение чувашского народа в Казанском ханстве. Указывает, что “во время войны русских с казанцами горные люди держали сторону русских и даже бились с казанцами” (с. 31-32).

После присоединения территории бывшего ханства к России, для упрочения в Казанском крае, по выражению автора, “русско-христианского влияния”, учреждается здесь епархия, основываются монастыри, которые вместе с архиерейским домом становятся крупными земле- и душевладельцами и принимаются за крещение местных инородцев, предлагая им разные льготы. Однако к концу XVI в. итоги христианизации были плачевными: немногочисленные новокрещены продолжали оставаться язычниками и мусульманами – от православия им не пристала не только идеология, но и внешняя обрядность. Меры царского правительства по христианизации чувашей в XVII в. оказались безрезультатными. Монастыри и монахи не только не выполнили своих миссионерских обязанностей, но и, наоборот, “вооружали инородцев против себя и против христианства своими хозяйственными наклонностями”, прежде всего расширением вотчин “путем захватов земель у инородцев” (с. 53-54). Русский же простолюдин XVII в., сам ведя полуязыческую, а иногда и языческую жизнь, не мог оказывать христианизирующего влияния на чувашей, а от воевод, служилых людей и приказных служителей чувашские крестьяне терпели много бедствий и не питали к ним уважения (с. 54, 58).

Как видно из III главы, с начала XVIII в., особенно с 20-х гг., миссионерское дело среди народов Среднего Поволжья активизировалось. Правительство издало ряд указов об усилении крещения народов Поволжья, ввело освобождение крестившихся от податей и повинностей на три года, в 1731 г. учредило Комиссию новокрещенских дел, вскоре преобразованную в контору. Однако желающих принять христианство было немного. Причину этого Никольский видит в том, что проповедники не знали языка и быта инородцев. Новокрещены переводились в русские или новокрещенские деревни. В русских селениях они оказались в положении помещичьих крепостных. Иные нанимались в работники в городах. Губернаторы, воеводы, дворяне, чиновники, толмачи не переставали прибегать к неимоверным злоупотреблениям по отношению к нерусским крестьянам, что отвращало последних от христианизации. Немногочисленные новокрещены из чувашей так и продолжали оставаться язычниками.

Наибольшей по объему и важнейшей по содержанию является глава IV, посвященная периоду массового крещения чувашей (1740 1764 гг.). По царскому указу от 11 сентября 1740 г. была создана Новокрещенская контора со штатом проповедников и воинской командой; за новокрещен, освобождаемых от уплаты податей и рекрутской повинности на три года, налоги и повинности должны были платить и исполнять некрещеные. Обещая и отчасти предоставляя льготы, но большей частью применяя прямое насилие, Новокрещенская контора в 1747 1749 гг. формально окрестила основную массу чувашей. Всего с 1741 по 1764 г. было окрещено более 200 тысяч человек. В чувашских селениях за счет средств крестьян были построены церкви, появилось духовенство. На основе многочисленных архивных источников автор показывает произвол и злоупотребления среди чувашских крестьян членов Новокрещенской конторы и переселенческой команды, офицеров, назначенных для защиты новокрещен от обид и разорения, и сельского духовенства. Крестьяне упорно сопротивлялись христианизации, были случаи их вооруженных выступлений против миссионеров.

В V главе освещается ход христианизации чувашей после ликвидации Новокрещенской конторы с 1764 до 1800 г. Миссионерская деятельность была возложена на глав епархий, проповедников и местное духовенство. Чуваши-новокрещены не признавали проповедников и членов сельских причтов, отказывались ходить в церковь. Обирание крестьян духовенством и чиновничеством процветало. За непосещение церкви и неисполнение православных обрядов новокрещены подвергались телесным наказаниям. Чувашские крестьяне выражали массовый протест духовенству, а в ходе Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева громили церкви и уничтожили значительную часть местного духовенства. И после Крестьянской войны в методах распространения христианства среди чувашей существенных перемен не произошло. В двух последних главах книги уделено большое внимание условиям обучения и быта учащихся в новокрещенских школах. В обучении не допускался родной язык учащихся, учителя не проявляли усердия, бытовые условия учащихся не отличались от каторжных, что приводило к исключительно высокому проценту смертности учеников.

Н.В. Никольский приходит к такому заключению: “... И язычество, и мусульманство, несмотря на свое бесправное положение, вызванное стремлением правительства насадить среди инородцев православие, продолжают жить у инородцев и пользоваться большим расположением, чем христианская религия. Правда, христианство проникает в новокрещенскую массу, но поверхностно: новокрещенные исполняют христианские обязанности, принимают таинства, ходят в церковь, но только для вида и исключительно ввиду контроля духовной и светской администрации” (с. 191).

Во всей книге симпатии автора оказались на стороне чувашских крестьян. Он хотел, чтобы с народом обращались на условиях равенства, относились к нему с уважением. И все противоречащие этому принципу все методы христианизации, применявшиеся царским правительством и церковью с середины XVI по XVIII в., им было подвергнуто обличению.

Значительную научную ценность имеют 24 приложения к книге. Здесь очерк о гипотезах хазарского, буртасского и болгарского происхождения чувашей, этнографическая карта Среднего Поволжья XVI XVII вв., демографические сведения о чувашах, первая чувашская грамматика 1769 г. и чувашские словари XVIII в., интересные сведения об обучении чувашских мальчиков в новокрещенских школах XVIII в. Большинство приложений – наиболее характерные документы, свидетельствующие о методах христианизации, произволе чиновников и духовенства, сопротивлении чувашских крестьян христианизации.

Выводы Н.В. Никольского о распространении христианства среди чувашей расходились с утвердившимися в истории православных церквей положениями. Сторонники официального, реакционного направления ополчились на Н.В. Никольского. В апреле 1911 г. на общем собрании ОАИЭ, заслушавшем доклад Никольского “Из истории распространения христианства среди чуваш”, против докладчика выступил профессор духовной академии, историк-миссионер Я.Д. Коблов. Он заявил, что находит в докладе “одностороннее освещение деятельности миссионеров прежнего времени, которая как будто бы вся состояла из одних только курьезов. Миссионеры предшествующих столетий сделали очень многое. Чуваши почти все крещены в 18-м столетии... Репрессивные меры правительства прежнего времени оказывали миссионерам большую помощь” [66].

Критика книги Никольского с официальных позиций представлена в двух отзывах проф. И.М. Покровского, обвинявшего ее автора в тенденциозности. Указав, что Никольский, как природный чуваш, встал на защиту нравственных качеств своего народа, рецензент высказал свое мнение о нем: “... Чуваши народ хитрый, самолюбивый, далеко не чуждый национальной исключительности и способный к сутяжничеству, народ скупой и эгоистичный”. Рецензент не доволен тем, что автор книги разоблачает злоупотребления воевод, дворян, чиновников и духовенства, считая это причиной безуспешности миссионерской деятельности, что он, хотя и “признает за монастырями миссионерское значение, но больше теоретически, а фактически доказывает противное”, “представил казанские монастыри не столько просветителями, сколько грабителями инородцев”. Покровскому не нравится, что, по трактовке Никольского, крещение превратилось “в средства к выходу из затруднительного положения для крепостных, преступников, должников и т. п.” Он не согласен с мнением автора, считавшего “совсем не полезным для дела назначение в инородческие приходы русских священников, не знающих инородческих языков”, признает тенденциозным то, что “отношения духовенства к инородцам-прихожанам представлены у него в невыгодном для духовенства свете”, упрекает Никольского за отрицание духовного влияния проповедников на чувашей, за прямые нападки в некоторых местах книги “на русскую администрацию”. Покровского не удовлетворяли отрицательная оценка автором миссионерской деятельности после отмены Новокрещенской конторы, утверждения, что проповедники не в состоянии были влиять на чувашей, а приходское духовенство препятствовало деятельности проповедников. По мнению рецензента, и V глава “проникнута излюбленной авторской мыслью, что инородцы это какой-то страдательный элемент” [67].

В мае 1913 г. в совете Казанской духовной академии рассматриваемая книга была защищена Н.В. Никольским в качестве магистерской диссертации. Оппонентами выступили профессора И.М. Покровский и Н.Ф. Катанов. Покровский огласил указанные здесь два отзыва. Его обвинение диссертанта сводилось к тому, что “он, как природный чувашин, слишком пристрастно относится к чувашам, находя в них и у них больше хорошего, чем дурного, они все терпят, они кротки и т. д.” и смотрит на дело “с точки зрения инородцев” [68]. Учитывая, что Никольский опубликовал огромный труд “Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама”, получивший лестный отзыв в “Журнале Министерства народного просвещения”, и надеясь, что соискатель в дальнейшем займется исследованием истории распространения христианства среди чувашей в XIX в., И.М. Покровский нашел возможным присудить диссертанту степень магистра богословия. Н.Ф. Катанов признал, что книга Н.В. Никольского, “хотя и обладает чисто методологическими недостатками, однако заключает в себе много нового, в литературе до сих пор еще не появлявшегося историко-этнографического материала и доказывает, что автор в короткое время может сделать много хорошего, и он действительно дал удовлетворительный обзор распространения христианства среди чуваш XVI XVIII вв.”, ввиду чего диссертант вполне достоин искомой ученой степени. Совет академии присудил Н.В. Никольскому степень магистра богословия, утвержденную затем высшей инстанцией [69].

Богатейший фактический материал, содержащийся в книге                     Н.В. Никольского “Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI XVIII веках”, до настоящего времени широко используется историками и этнографами [70].

К проблематике данной монографии примыкает работа Н.В. Никольского “Распространение христианства среди нижегородских чуваш до 1764 г.”, в которой приводятся сведения и публикуются документы о крещении чувашских крестьян Ядринского и Курмышского уездов, а также издание документов “К истории христианского просвещения черемис в XIX веке”.

После выхода в свет книги П.Н. Луппова о распроcтранении христианства среди удмуртов в первой половине XIX в. [71] Н.В. Никольский усиленно занялся сбором источников по истории христианизации чувашей в тот же период, извлек из архивов огромное количество материалов, обнаружил в сельских церквах немало оригиналов документов. Однако написать по данной теме труд ему не удалось.

Основным итогом научной деятельности Н.В. Никольского до Октябрьской революции было глубокое исследование истории народного образования и распространения христианства среди чувашей в XVI XVIII вв., разработка систематического курса этнографии чувашского народа, статистических сведений о народах Северо-Восточной России и Западной Сибири и создание большого “Чувашско-русского словаря”. Им был разработан также ряд вопросов этнографии, истории и лексикологии чувашского и других народов Поволжья и Севера.

Анализируя исторические взгляды ученого, А.М. Леонтьева справедливо указала, что Н.В. Никольский “не являлся монистом в понимании исторического процесса, который, по его мнению, слагается из взаимодействующих сторон (их он насчитывает четыре: политика, культура, цивилизация и действие исторической личности)” [72]. При этом под цивилизацией он понимал экономику, торговлю, быт народа и т.п. У него встречаются и высказывания о том, что “исторический прогресс... определяется развитием экономики, народного благосостояния, степенью народного просвещения” [73]. Об исторических взглядах ученого можно судить и по приведенным выше высказываниям Никольского о задачах преподавания истории в школе. В анкете, заполненной в 1917 или 1918 г., Никольский отмечал, что относит себя к школе Е.Е. Голубинского по истории церкви и школе В.О. Ключевского по русской истории. [74]. К последней школе Никольского можно относить, по-видимому, лишь в части признания географического детерминизма в истории человеческого общества и уважительного отношения к быту народа. Ученика школы Е.Е. Голубинского действительно можно признать в нем по объективному использованию исторических источников.

Зная и признавая эволюционистское направление в этнографии, Н.В. Никольский применял его положения от случая к случаю, не принимаясь за исследование этнографических вопросов и явлений по методологии и методике эволюционистов. Но ему было присуще объяснять этнографические явления исторически. Для него история и этнография это близнецы, которые не могут существовать раздельно. Тем не менее, он склонен был считать, что этнография прежде всего должна заниматься собиранием и описанием бытового материала, а обобщение собранных наблюдений и описанных фактов задача этнологии [75]. И в исторических, и в этнографических трудах Никольский проводил идеи миссионерства.

 

 

Система управления контентом
429530, с.Моргауши, ул.Мира, д.6
Телефон: 8(83541) 62-58-81, 62-2-36, 62-1-34
Факс: 8(83541) 62-1-64
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика