Анализ исполнения бюджета Красноармейского района
Чувашской Республики за 2005 год.
1. Исполнение местного бюджета по доходам за 12 месяцев 2005 года.
В бюджет района в 2005 году зачислялись налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
налог на доходы физических лиц – по нормативу 40 процентов;
единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 60 процентов;
государственная пошлина – по нормативу 100 процентов.
В 2005 году нормативы зачисления от налогов в республиканский бюджет и местные бюджеты по сравнению с 2004 годом установлены несколько другие: по налогу на прибыль соответственно 17,5 и 0 процентов (в 2004 году 17 и 2 процента) – это связано со снижением ставки по единому социальному налогу с 35,6 процентов до 26 процентов, налогу на доходы физических лиц по нормативу 60 и 40 процентов (в 2004 году 50 и 50 процентов), налогу на совокупный доход по нормативу 100 процентов в республиканский бюджет (в 2004 году 55 и 45 процентов), налогу на имущество организаций по нормативу 100 процентов в республиканский бюджет (в 2004 году 50 и 50 процентов).
Изменение нормативов по налогам в 2005 году осуществлено в связи с уточнением расходных полномочий между республиканским бюджетом и местными бюджетами. Например, на уровень республиканского бюджета переданы расходы по общеобразовательному стандарту, социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, специализированным медицинским учреждениям и т.д.
Исходя из выше изложенного, бюджет Красноармейского района за 12 месяцев 2005 года с учетом средств Фонда субвенций и субсидий и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исполнен в сумме 118.950.868,35 рублей, что составляет 97,6 % к назначениям, установленным решением Собрания депутатов Красноармейского района в сумме 121.891.628,07 рублей.
За 12 месяцев 2005 года поступление налоговых доходов составило 92,9% от плановых назначений. Основную долю общего объема поступлений налоговых доходов составил налог на доходы физических лиц – 11.053.497,81 рублей при годовом назначении 12.180.955,7 рублей, что составляет 90,7%. В 2004 году исполнение указанных налогов составляло в сумме 13.563.096,03 рублей, т.е. в 2005 году они снизились на 2.509.598,22 рублей или на 18,5%.
Вместе с тем, процент исполнения доходов от установленных решением Собрания депутатов Красноармейского района годовых назначений, выше по следующим видам налогов:
- налоги на имущество - 104,0 % (при годовом назначении 1.450.800 ,00 рублей поступило 1.508.776,97 рублей), в т.ч. по земельному налогу исполнение составило 105,4 % (1.207.248,97 рублей против утвержденной суммы 1.145.600,00 рублей);
- государственная пошлина – 100,2% (при годовом назначении 345.300,0 рублей поступило 346.116,37 рублей)
В то же время, в местный бюджет Красноармейского района ниже установленных решением Собрания депутатов годовых назначений поступила сумма по налогу на совокупный доход – 94,5% (при годовом назначении 2.757.200,00 рублей исполнение составило 2.606.096,53 рублей).
В прочие налоги, пошлины и сборы включены единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, госпошлины, задолженность и перерасчеты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам, исполнение которых в 2005 году составило 3.351.828,02 рублей или 95,7% (годовое назначение- 3.501.150,0 рублей). Исполнение за 2004 год по данным налогам составляло в сумме 1.973.636,25 рублей .
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности исходя из установленных на федеральном уровне видов предпринимательской деятельности, ставок базовой доходности с применением корректирующих коэффициентов и с учетом последних изменений исполнен в сумме 2.544.541,0 рублей, который зачислялся в бюджеты муниципальных образований по нормативу 90 процентов, и в государственные внебюджетные фонды – 10 процентов. В 2004 году исполнение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности составило в сумме 1.161.000,0 рублей, что ниже в 2,2 раза. Поступление в бюджет единого сельскохозяйственного налога составило 61.555,46 рублей, с распределением указанной суммы между республиканским бюджетом и бюджетами районов и городов в соотношении 30 и 60 процентов соответственно, против показателя 2004 года – 34.000,0 рублей, где виден рост в 2005 году в 1,8 раза.
Неналоговых доходов за 12 месяцев 2005 года поступило в бюджет Красноармейского района в сумме 7.742.018,07 рублей или 95,4% утвержденных решением Собрания депутатов годовых назначений в сумме 8.117.184,27 рублей. В 2004 году исполнение по неналоговым доходам составило 2.884.000 рублей , т.о. рост в 2005 году наметился в сумме 4.858.018,07 рублей или в 1,7 раза, который объясняется отнесением платежей при пользовании природными ресурсами на неналоговые доходы, но при этом и поступление дохода от платы за негативное воздействие на окружающую среду суммой 4.715.634,79 рублей оказало существенную поддержку местного бюджета. «Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций» в 2005 году поступили в сумме 1.236.071,97 рублей, или 96,6% установленных годовых назначений в сумме 1.279.470,00 рублей, а в 2004 году исполнение и плановый показатели равны 1.979.000, 0 рублей, что ниже на 699.530,0 рублей. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов исполнены в сумме 18.051,0 рублей при плановых показателях за 2005 год – 18.100,0 рублей или 99,7%. Исполнение доходов от денежных взысканий (штрафов), санкций, возмещения ущерба составило в сумме 1.072.414,61 рублей против плановых показателей – 1.069.600,0 рублей или 100,3%, а исполнение и план 2004 года составили в сумме 905.000,0 рублей, где виден рост в 2005 году на сумму 167.414,61 рублей. Прочие неналоговые доходы местного бюджета исполнены в сумме 340.075,12 рублей при плановых показателях – 371.000,0 рублей или 91,7%.
Получение «Доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» предусмотрено в сумме 4.064.468,1 рублей, исполнено в сумме 3.560.532,00 рублей, или 87,6% .
В соответствии с Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете на 2005 год» (с учетом изменений и дополнений) безвозмездные перечисления в бюджете района средства от других бюджетов бюджетной системы составили 91.734.215,48 рублей при предусмотренных на 2005 год 92.577.070,00 рублей, или исполнено на 99,1 % к годовому назначению, в том числе из Фонда субсидий и субвенций поступило (исполнено) 44.222.105,48 рублей, что составляет 98,1 % к годовому назначению в сумме 45.065.050,00 рублей.
2. Исполнение местного бюджета по расходам за 12 месяцев 2005 года.
Бюджетная политика в области расходов целенаправленно велась на решение приоритетных задач социальной сферы, безусловное выполнение принятых обязательств.
Расходная часть консолидированного бюджета района с учетом расходов, осуществленных за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных бюджетными учреждениями Красноармейского района за 12 месяцев 2005 года, исполнена в сумме 119.418.223,69 рублей, что составляет 97,6 % к утвержденному годовому назначению в сумме 122.302.228,07 рублей. В 2004 году расходная часть составила 101.447.000,00 рублей, т.е. расходы в 2005 году выросли на 17.971.223,69 рублей.
По разделу "Общегосударственные вопросы" исполнение составило 14.439.006,09 рублей против утвержденного - 14.793.083,0 рублей или 97,6 %. В отличие от бюджета 2004 года в этом разделе предусматривались и использованы полностью расходы за счет средств фонда субвенций и субсидий на реализацию государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния, дипломированных органами местного самоуправления государственными полномочиями на регистрацию актов гражданского состояния в размере 469.000,0 рублей. Так же из фонда субвенций и субсидий предусмотрены и исполнены средства в сумме 553.100,0 рублей на проведение выборов и референдумов. Эти средства были направлены на обеспечение деятельности членов избирательной комиссии, а из местного бюджета на эти же цели были направлены средства в сумме 110.000,0 рублей. В разделе "Общегосударственные вопросы" так же из фонда субвенций и субсидий предусмотрены и использованы субвенции на реализацию Закона ЧР "Об административных комиссиях" соответственно 2.250,0 рублей и 3.250,0 рублей.
По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" при утвержденном годовом назначении в сумме 155.000,00 рублей фактическое поступление составило в сумме 155.000,00 рублей (100 %).
По разделу "Национальная экономика" при утвержденной по консолидированному бюджету суммы 21.922.169,00 рублей исполнение составило 21.792.034,5 рублей или 99,4 %.
В целях поддержки сельского хозяйства по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела "Национальная экономика" из ФСС использованы средства на расходы по поддержке агропромышленного комплекса, т.е. на приобретение минеральных удобрений, племенного животноводства, элитных семян и повышение плодородия почв направлены средства в сумме 4.841.711,1 рублей при утвержденном годовом назначении в сумме 4.842.300 рублей или 99,98%. Так же за счет местного бюджета на поддержку хозяйств района выделены средства в сумме 807.156,4 рублей или 99,6% от плана ( 810.049,00 рублей), так как в конце года была блокировка расходов.
По подразделу «Транспорт» для строительства и содержания дорог местного значения предусмотрены средства в сумме 14.166.600,0 рублей. Фактически на эти цели направлено 14.039.947,0 рублей, что в 2 раза больше, чем в 2004 году, и это позволило в 2005 году реализовывать Республиканскую программу «Строительство автомобильных дорог, соединяющих сельские населенные пункты автомобильными дорогами общего пользования Чувашской Республики на 2003-2010, что значительно улучшило качество жизни населения на селе, создало условия для дальнейшего развития предприятий АПК, послужило совершенствованию и развитию сети местных дорог.
По подразделу "Другие вопросы в области экономики" предусмотрены и исполнены полностью средства на реализацию федеральных целевых программ "Водоснабжение населенного пункта" и "Строительство и приобретение жилья в сельской местности" в сумме 1.918.220,00 рублей.
По разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены и исполнены средства в сумме соответственно 5.326.406,42 рублей и 5.000.711,53 рублей, исполнение составило 93,9% от плана.
Основная сумма расходов этого раздела использована на:
предоставление безвозмездной субсидии госорганизациям на оплату ЖКУ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» в сумме 96.532,42 рублей при годовом назначении 96532,42 рублей или 100%;
жилищное хозяйство, для капитального ремонта жилищного фонда в сумме 270.756,00 рублей при годовом назначении 277.000,00 рублей или 97,7%;
жилищное хозяйство (дотация на возмещение убытков по жилью) 82.225,92 рублей при годовом назначении 83.000,00 рублей или 99,1%;
благоустройство территорий района в сумме 4.164.352,62 рублей при годовом назначении 4.460.083,00 рублей или 93,4%;
коммунальное хозяйство (разница в цене на отопление) в сумме 261.453,56 рублей при годовом назначении 283.500,00 рублей или 92,2%;
коммунальное хозяйство (дотация на содержание бани) в сумме 70.400,00 рублей при годовом назначении 71.000,00 рублей или 99,2%;
на реконструкцию тепловых сетей от котельной №1 ГКС в сумме 55.000,00 рублей при годовом назначении 55.300,00 рублей или 99,5%.
Основными задачами администрации района в области «Охраны окружающей среды» является оздоровление и улучшение качества окружающей среды.
Средства по этому разделу планировались направить на реализацию Программы «Экологическая безопасность Чувашской Республики на 2001 - 2003 г.г. и на период до 2005 года по Красноармейскому району» в сумме 210.000,00 рублей, которые исполнены в сумме 191.318,18 рублей или 91,1%, в том числе:
на мероприятия по охране водных ресурсов 60.000,00 рублей;
на мероприятия по оздоровлению окружающей природной среды населения 109.241,22 рублей;
на приобретение, вывозку, посадку саженцев на границах сельских администраций - 22.076,96 рублей.
В целом по разделу "Образование" предусмотрены расходы в сумме 39.775.140,32 рублей, в том числе за счет средств фонда субвенций и субсидий 21.669.500,0 рублей, а исполнено соответственно - 39.469.241,03 рублей и 21.613.053.,53 рублей.
Отличительной чертой в бюджете 2005 г. по сравнению с предыдущими годами является то, что из фонда субвенций и субсидий, а не местного, как было ранее, финансированы расходы общеобразовательных учреждений на оплату труда работников, приобретение учебных пособий и технических средств обучения, расходных материалов, т.е. расходы только на организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования.
В рамках Закона Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» в связи с разделением полномочий по осуществлению расходов на образование между республиканским бюджетом и местными бюджетами из фонда субвенций и субсидий предусмотрено 21.669.500,0 рублей, а исполнение составило 21.613.053,53 рублей или 99,7% от плана, в том числе:
на выплату ежемесячных денежных компенсаций педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий согласно Закону Чувашской Республики "Об образовании" – 467.940,19 рублей или 99,4% от плана;
на реализацию Закона Чувашской Республики «О социальных гарантиях приемной семье» в части расходов на оплату труда приемных родителей и содержание приемных детей – 220.013,34 рублей или 80,7% от плана;
на расходы по реализации государственного общеобразовательного стандарта – 20.925.100,0 рублей или 99,9%.
Потребность в бюджетных ассигнованиях на 2005 год определена с соблюдением единства принципов и методов из расчета на одного учащегося, воспитанника с одновременным созданием стимулов для проведения органами местного самоуправления рациональной и ответственной финансовой политики.
Бюджетные средства в Фонде субвенций и субсидий на расходы по реализации государственного общеобразовательного стандарта использованы с учетом специфики образовательных учреждений по типам, видам и месту нахождения (сельская местность или город) образовательных учреждений для обучающихся в сельской местности – в размере 6286,3 рублей.
Доля расходов по содержанию общеобразовательных учреждений, не отнесенных к учебным, учтена в общих объемах финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на орган местного самоуправления.
По разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" исполнение составило 6.931.341,25 рублей против утвержденного – 7.012.700,37 рублей или 98,8 %.
Размер бюджетного финансирования культуры в районе определялся по единой методике в расчете на 1 потребителя бюджетных услуг.
По подразделу "Кинематография" раздела "Культура, кинематография и средства массовой информации" исполнение составило в сумме 75.000,0 рублей при утвержденном годовом назначении в сумме 75.000,0 рублей или 100%. Так же выделены средства из местного бюджета на возмещение расходов, связанных с трансляцией радио, в сумме 25.300,0 рублей, на периодическую печать в сумме 110.000,0 рублей ( исполнены на 100%).
Бюджетная политика в области здравоохранения в 2005 году основана на принципах доступности медико-социальной помощи, приоритетов профилактических мер в области охраны здоровья граждан, ответственности государства за сохранение и укрепление их здоровья .
Консолидированный бюджет района по разделу "Здравоохранение и спорт" исполнен в сумме 13.637.275,91. рублей при годовом назначении 14.265.900,00 рублей или 95,6% ( не исполнены полностью из-за блокировки расходов). В том числе, из фонда субвенций и субсидий направлено 837.800,0 рублей на бесплатный отпуск специальных молочных продуктов детям первого и второго года жизни в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 года № 610 "О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации»", которые исполнены на 100%.
Бюджетная политика в области социальной поддержки населения направлена на повышение уровня и качества жизни населения, защиту прав и интересов социально незащищенных категорий граждан, обеспечение посильной занятости лиц с ограниченными возможностями, социальное обеспечение пожилых людей, с учетом принципов адресности, доступности и гуманности.
По разделу "Социальная политика" исполнение составило 17.802.295,20 рублей против утвержденного – 18.838.828,96 рублей или 94,5 %.
В целом на функционирование социальной сферы за 12 месяцев 2005 года направлено средств в сумме 77.740.153,39 рублей или 67,2 % от общего объема расходов бюджета, из них:
- на образование – 39.469.241,03 рублей (33,1%);
- на здравоохранение – 13.537.275,91 рублей (11,3%);
- на культуру и искусство – 6.931.341,25 рублей (5,8%);
- на социальную политику – 17.802.295,2 рублей (14,9%).
Исполнение раздела "Общегосударственные вопросы" составило 12,09%, раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" – 0,13%, раздела "Национальная экономика" – 18,36% от общего объема расходов бюджета 2005 года.