Можарский территориальный отдел ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

По рассказам старожил села

Родная сторона, родная сторона.

Я тем, что здесь рожден

                                   уже счастливый.

Сынов твоих не счесть,

                                   а ты у нас одна

И нам тебя любить пока мы живы!

                                               (И. Шефарин)

 

 

 

Что же такое - родной край? Родной край – это место, где ты родился, живешь, трудишься и учишься. Все мы горячо любим родной край, его природу, восхищаемся делами нашими земляков, выдающихся по своему делу. Любовь к родному краю это благородное чувство. Из этого чувства вырастает гражданский патриотизм – горячая любовь и беспредельная преданность Родине.

 

(Из истории, по рассказам старожил села)

 

Одна из версий о первых поселенцах села Можарки, это были беглые «староверы». Это те православные которые бежали  из под Москвы от царского правительства подальше, т.к. старообрядцы отказались признать церковную реформу патриарха Никона. Сторонники старообрядчества были прокляты на церковном соборе 1666-1667 г.г., и преданы суду «градских властей». Церковное правительство обрушило на старообрядцев жестокие репрессии, заставившие его сторонников бежать в отдаленные уголки России. Вот одними из этих беглых старовер видимо и были наши предки, и первый поселенец носил фамилию Можаров. Облюбовали местность около реки, раскорчевав лесные угодья, начали строить жилища, растить хлеб, овощи, содержать скот. Постепенно село росло, в селе до 1931 года был молебный дом старовер, большой и просторный.

В 1931 г. рушили церкви и молебный дом закрыли, и организовали в нем клуб.

Молебный дом порушили уже после смерти Владыки старообрядцев. Притом Владыка был похоронен в ограде молебного дома. Сначала старые люди строго придерживались старой веры, это даже сказывалось на посуде, была в староверческих домах «погонная кружка» которой давали пить или есть «мирским», т.е. людям принявшим новое православие, и др. иноверцам. С годами эти строгости поистрачивались из поколения в поколение, и к людям других вер относились с добром и примирением. Тем более в селе стали селиться и люди принявшие реформу Никона. И в 1820 году построили на средства (причем добровольные) жителей, кирпичную церковь которая посвящена двум престолам: первый престол в честь святых Козьмы и Демьяна и второй Иоанн Предтеча.

В Можарках в то время было 428 дворов, население состояло из 1266 мужского пола и 1302 женского пола. Первый священник Григорий Семенович Салмин, 70 летний, миссионер, законоучитель. Должности дьякона не было, псаломщиком был Илларион Васильевич Танкеевский, 52 летний. Церковь имела 3 десятины земли под усадьбой и 22 десятины в поле. К Можарскому церковному приходу относились деревня Бахтиарово – 139 дворов, и Подлесное – 129 дворов. Церковь была закрыта 1931 году (там с образованием колхоза, тракторный парк  с 1960 по 1990 г.) и только в 1990 г. церковь начали восстанавливать, благо здание в основном осталось целым, и в 1994 г. снова начали службу Гришинским священником, отцом Илларием.

Итак,  село росло, и в концу 19 века началу 20 века Можарки уже было большое торговое село с большими просторными, деревянными домами в селе уже было около 700 дворов. Село славилось на всю округу своими ремеслинниками, умельцами, в селе до самой войны (1941) еженедельно в среду был базар, а  в Петров день это 12 июля проводилась ярмарка, со всей атрибутикой ярмарки это нарядно одетые покупатели, торговцы, веселый люд и стар и млад, грохочущие музыкой карусель и не одна.

Но были в истории села Можарок два страшных, по своему размаху и силе пожара. Первый в 1921 году и через восемь лет в 1930 году второй,  люди еще не оправились, не все отстроились после первого пожара, а тут в\еще один, сгорело пол села. Многим односельчанам пришлось уехать искать лучшей доли, уходили на стройки, заводы, фабрики, многие осели в г. Канаш. и пред войной 1941 года в селе насчитывалось 260 дворов. На уменьшение населения также сказалось т.е. отразилась империалистическая война 1941 г., и гражданская война.

Среди жителей села нашего, были и участники гражданской войны, это:

Шибалов Николай Павлович

Шибалов Яков Павлович

Шакшин Изот Сергеевич

Котырев Дмитрий Иванович

Баданов Ефим Васильевич

Байгулов Родион Алексеевич

Жарков Григорий Ксенофонтович

Кириллов Федор Федорович

Белков Иван Никифорович

Пугачев Семен Яковлевич

 

В декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) принял решение о всенародном развертывании коллективизации сельского хозяйства. В стране началась массовая организация колхозов. Наши односельчане не стояли в стороне. Сельскохозяйственная артель «60 лет Октября» Янтиковского района Чувашской АССР образовалась в 1930 году. Первоначально название колхоза было «Девиз». В 1931 г. принятием Устава Сельхозартели название колхоза было изменено, колхоз стал называться «25 октября».

По 1935 год артель входила в состав Канашского района, а с 1935 г. в состав Янтиковского (тогда образовался район). В 1960 г., сельхозартель «25 Октября» укрупнилась с соседним колхозом с. Гришино «Правда». Название колхоза осталось прежнее. В июне 1977 г. в результате укрупнения колхозов, в колхоз объединили три населенных пункта, Можарки, Гришино, Кичкеево. Но объединенный колхоз просуществовал до 1996 г.

Первым председателем колхоза был Жарков Митрофан Федорович, затем Шибалов Николай Павлович, Шакшин Изот Сергеевич, Никитин Петр Васильевич. 

Активисты первых лет образования колхоза это – Серзина И.А., Шакшина И., Горбунова Анастасия, Жаркова Наталия, Жаркова Мария, Никитин Михаил Федорович, Кулагин Андрей  и др.

Только колхоз начал становиться на ноги, как на наше мирное государство обрушилось тяжелое испытание.

В тот, самый длинный день в году,

С его безоблачной погодой.

Нам выдал общую беду,

На нас на всех, на все четыре года.

Война прошла через судьбу каждой семьи в нашем селе. Всего на войну ушло 250 человек, 170 из них не вернулись. Они могли бы стать героями труда, строителями, людьми большого счастья. Но судьба распорядилась иначе. Им выпало во имя счастья советских людей отдать свою жизнь. Отдали, чтобы их товарищи, их дети,  их внуки могли совершить задуманное, чтобы люди жили в мире. Они не отзовутся на наш зов и никогда не увидят свой родной край.

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика