В целях повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики
Собрание депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики р е ш и л о:
1. Утвердить целевую программу Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики на 2006-2010 годы».
Глава Ядринского городского поселения С.Н.Бандурин
Утверждена
Решением Собрания депутатов Ядринского
городского поселения Чувашской Республики
от «_13_» ____октября___2006 г. №_1_
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства
Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики"
на 2006-2010 годы
Наименование Программы
|
Целевая программа Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики» на 2006-2010 годы
|
Основания для разработки
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 737 о подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы"; Республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2006-2010 годы, федеральный национальный приоритетный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России»
|
Заказчик
|
Администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики
|
Основные разработчики
|
Администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, МУП «Управляющая компания ЖКХ в г. Ядрин», Ядринское МПО ЖКХ
|
Основные цели и задачи Программы
|
Основными целями Программы являются:
-повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение финансовой нагрузки на бюджет городского поселения;
-обеспечение надежности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
- адресная социальная защита населения при оплате жилищно- коммунальных услуг.
Для достижения поставленных целей необходимо решить задачи:
- законодательного и нормативного сопровождения реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства;
-усиления роли получателя услуг во взаимоотношениях с системой жилищно-коммунального хозяйства на основе договоров;
-повышения эффективности системы регулирования тарифами и ценами на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
-развития конкуренции в немонопольном секторе жилищно-коммунального хозяйства;
-обеспечения финансового оздоровления жилищно-коммунальных предприятий;
-обеспечения условий для снижения издержек;
- повышения качества предоставления жилищно- коммунальных услуг;
- создания инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства;
- развития предпринимательства в жилищно- коммунальном хозяйстве;
- подготовки и переподготовки кадров для жилищно-коммунального хозяйства;
- технического перевооружения жилищно-коммунального хозяйства на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий;
-государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального хозяйства;
- создания системы расчетно-информационных структур оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства и предоставления адресной социальной защиты
|
Срок реализации программы
|
2006-2010 годы
|
Основные мероприятия
|
- инвентаризация, реструктуризация и ликвидация просроченной дебиторской и кредиторской задолженности предприятия жилищно-коммунального хозяйства;
-обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере посредством внедрения эффективного управленческого учета, конкурентных отношений, тарифного регулирования услуг жилищно-коммунального хозяйства и т.д.;
- формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
- обеспечение эффективного целевого использования средств бюджета, выделяемых на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.
|
Исполнители
|
Администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, МУП «Управляющая компания ЖКХ в г. Ядрин», Ядринское МПО ЖКХ, ТСЖ «Янибяковское», ТСЖ «Оптимист», ООО «Коммунальные услуги».
|
Ожидаемые конечные результаты реализации
|
В результате реализации Программы ожидается обеспечение повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятия жилищно-коммунального хозяйства, и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений.
|
Система организа-ции Программы
|
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик - Администрация Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики
|
Введение
Целевая программа Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики" на 2006-2010 годы, включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального хозяйства и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает как решение задач устранения сверхнормативного износа основных фондов, внедрения ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое применение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунального предприятия, максимального использования им всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения вопросов надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Все это значительно повысит качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерговодоснабжения и канализации.
-
Состояние жилищно-коммунального хозяйства на территории Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики
-
Анализ технического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства
Протяженность уличных водопроводных сетей в городе Ядрин находящихся на балансе Ядринского МПОЖКХ составляет 51,3 км, из них 24,6 км, или 48 %, нуждаются в замене. Установленная производственная мощность водовода Полянки-Ядрин составляет 1650 куб. м в сутки.
Канализационные сети Ядринского МПОЖКХ имеют протяженность 10,1 км, из них 6,57 км, с физическим износом 65 % и более и нуждаются в срочной замене, Установленная пропускная способность очистных сооружений канализации равняется 4200,0 куб.м в сутки. Требуются срочное завершение строительства биологических очистных сооружений в городе Ядрин в целях доведения качества очистка до нормативного показателя.
Наиболее серьезное внимание следует уделить системе теплоснабжения, состояние которой можно оценить как близкое к критическому. В городе 12 коммунальных котельных и 2 топочные, котельная Ядринского машиностроительного завода, спиртового завода «Ядринский» обеспечивающих тепловой энергией жилищный фонд и объекты социальной сферы, суммарная мощность которых составляет 0,079 тыс. Гкал/час. Физический износ коммунальных котельных в среднем составляет 60 процента. В котельных Ядринского МПОЖКХ котельные агрегаты устарели морально, соответственно имеют завышенный расход топлива на единицу вырабатываемой тепловой энергии. Коэффициент полезного действия коммунальных котельных, не превышает 40-60%,что объясняется низкими техническими характеристиками котлов, отсутствием водоподготовки.
Протяженность коммунальных тепловых сетей составляет 9.2 км, в том числе со сроком эксплуатации до 15 лет – 4,38 км. Физический износ сетей достигает 38 процентов. Требуется замена 3,03 км ветхих тепловых сетей. Под воздействием влаги и длительного срока эксплуатации тепловая изоляции из минеральной ваты на трубопроводах подземной прокладки в основном разрушена, ее теплоизоляционная характеристика снизилась в 2-3 раза, соответственно увеличились потери тепла во столько же раз. Суммарные потери тепла в тепловых сетях достигают 10 и более %.
Общая ситуация с тепловыми сетями в последние годы резко ухудшилась. Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок трубопроводов: реконструкция и модернизация коммунальных котельных не производилась (в 2005 году - 1 ед., котельная №2, в то время как необходимо реконструировать по 2 котельных ежегодно).
В течение 2006-2010 годов предусмотрено выполнить реконструкцию и модернизацию коммунальных котельных обшей мощностью 8,19 Гкал/час, магистральных и квартальных тепловых сетей протяженностью 3,032 км. Общая стоимость работ составляет 8,36 млн. рублей. Реконструкция и модернизация коммунальных объектов позволит снизить критическое состояние тепловых сетей, котельных, их физический износ, а также потери в теплопроводах и затраты на оплату за топливо.
Общая протяженность коммунальных электрических сетей составляет в настоящее время 173,02 км, их физический износ достигает 51,8 процентов. В худшем состоянии находится внутридомовое электрохозяйство. Коммунальные трансформаторные подстанции составляют 45 ед. с физическим износом 49 процентов.
Назрела необходимость разработки и реализации мероприятий модернизации и реконструкции коммунальных электрических сетей.
.Для обеспечения нужд города отсутствует полигон твердо-бытовых отходов. В связи с этим особенно актуально проектирование и строительство полигона твердых бытовых отходов.
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда является составной частью решения жилищной проблемы и проведения реформы ЖКХ. На 1 января 2006 г.9,793 тыс.кв.м (4,5%) площади жилых помещений города размещено в 59 ветхих и аварийных строениях. В 2006 году по этой причине в городе снесено 362 кв.м непригодного жилья. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решается в рамках республиканской подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики» Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 июля 2006 г. N 196.
Для приведения ранее построенного жилья к современным нормам комфортности и получения дополнительных жилых помещений за счет меньших затрат и в более короткие сроки назрела необходимость в реконструкции и модернизации существующего жилищного фонда. Число домов постройки 1956-1985 годов, нуждающихся в частичной и полной реконструкции и модернизации, в городе составляет 39 единиц общей площадью до 6,7 тыс. кв. метров. Дальнейшее промедление с решением восстановления его ресурса и ликвидации последствий морального износа приведет не только к удорожанию ремонтно-реконструктивных работ, но и к выбытию значительной части фонда.
Успешному развитию инженерной инфраструктуры в городе будут способствовать реализуемые во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры", генеральный план развития города.
-
Финансовое состояние предприятия жилищно-коммунального хозяйства
Одним из крупных поставщиков жилищно-коммунальных услуг в городе остается Ядринское МПОЖКХ, предприятие находится в режиме реструктуризации задолженности в бюджет и внебюджетные фонды.
Одна из важнейших проблем предприятия - большой объем дебиторской задолженности, которая достигла к 1 июля 2006 г. 13445 рублей и превышает в 3 раза кредиторскую задолженность. Основными дебиторами предприятия являются Ядринская районная администрация, МУП «Управляющая компания ЖКХ в г. Ядрин», а также ряд предприятий города.
В сложившихся условиях Ядринскому МПОЖКХ трудно выдерживать условия реструктуризации задолженности в бюджет и внебюджетные фонды.
Поэтому при формировании бюджета Ядринского городского поселения Ядринского района необходимо предусматривать средства на погашение дебиторской задолженности и на погашение платежей по реструктурируемой части.
II. Цели, задачи и сроки реализации программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, обеспечивающих улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания, ликвидацию дотационности отрасли и вывод ее в режим устойчивого функционирования, адресную социальную защиту населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, а также создание условий для привлечения инвестиций в ЖКХ.
Особенности преобразований в ЖКХ Ядринского городского поселения на 2006-2010 годы состоят в том, что повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения невозможно без коренного оздоровления финансовой ситуации и вовлечения населения (нанимателей и владельцев жилищного фонда) в изменение отношений в рамках правового поля в этой сфере, создания реальной системы экономической мотивации к сокращению затрат ресурсов и повышению эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечения инвестиций в реконструкцию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры города.
Основные цели Программы:
повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;
адресная социальная защита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг.
Основными задачами Программы являются:
финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем проведения реструктуризации задолженности;
формирование инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры путем создания эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования предприятий - естественных локальных монополистов, экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат;
обеспечение государственной поддержки процесса модернизации ЖКХ как путем предоставления бюджетных средств, так и формирования финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям;
создание благоприятных условий и государственных гарантий по образованию объединений собственников жилья с целью совместной эксплуатации жилищного фонда.
При проведении преобразований в ЖКХ в городе Ядрин необходимо учитывать следующее
неукоснительное соблюдение прав граждан на безопасность жилища и предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг, а также приоритет защиты прав потребителей (населения) при формировании условий договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг между всеми субъектами этих правоотношений с учетом адресной социальной защиты населения;
переход от административного управления субъектами по предоставлению жилищно-коммунальных услуг к муниципальному контролю за качеством и объемами их предоставления и развития гражданско-правовых отношений в ЖКХ;
последовательность и этапность в осуществлении мероприятий по реформированию ЖКХ;
активную поддержку инициатив населения по развитию самоуправления в жилищной сфере;
создание рынка и формирование конкурентных отношений во всех подотраслях ЖКХ кроме естественных локальных монополий;
принятие мер по стимулированию предприятий - монополий к повышению качества предоставляемых услуг, сокращению затрат, привлечению инвестиций;
внедрение пообъектного управления недвижимостью в жилищной сфере;
рационализацию потребления ресурсов в отрасли;
информационную доступность проводимой реформы;
принимаемые решения в тарифной политике должны обеспечивать баланс интересов всех заинтересованных сторон: потребителей и производителей жилищно-коммунальных услуг, а также бюджетов всех уровней;
регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения с учетом качества предоставляемых услуг и покупательной способности доходов населения. Регулирование тарифов целесообразно осуществлять в рамках постоянно действующей межведомственной комиссии. В процессе пересмотра регулируемых тарифов необходимо определить сроки их действия, а также учитывать платежеспособность потребителей и возможности бюджетов.
Программа рассчитана на поэтапное выполнение в течение 2006-2010 годов.
На первом этапе (2006-2007 годы) будут реализованы первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение положительного эффекта:
мероприятия по инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности бюджета и бюджетных организаций и других потребителей, в том числе населения, перед предприятиями ЖКХ;
переход на реальные договорные отношения в ЖКХ;
совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
За этот период должно быть в основном завершено формирование необходимой нормативной правовой базы для осуществления намеченных задач. Наряду с мероприятиями, рассчитанными на немедленное получение эффекта, будет также начата реализация мер, эффект от которых ожидается в среднесрочной перспективе.
На втором этапе (2007-2008 годы) планируется выполнить основной блок мероприятий по реформированию ЖКХ, в том числе развитию в нем конкурентных отношений, переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий. Все это возможно лишь после завершения комплекса первоочередных мер. На данном этапе будет также завершено создание нормативной правовой базы, стимулирующей привлечение частных инвестиций в ЖКХ.
На третьем этапе (2008-2010 годы) будут реализованы стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования ЖКХ, и продолжена работа по повышению качества жилищно-коммунального обслуживания населения.
III. Система программных мероприятий
Исходя из анализа существующего положения дел в ЖКХ, целей Программы определяются следующие направления ее реализации:
обеспечение финансовой стабилизации ЖКХ;
тарифное регулирование естественных монополий;
формирование рыночных механизмов функционирования комплекса и условий для привлечения инвестиций;
государственная поддержка инвестиций в модернизацию ЖКХ;
обеспечение надежности и долговечности объектов ЖКХ, сокращение эксплуатационных затрат;
энергосбережение в ЖКХ;
повышение эффективности градостроительных решений;
учет особенностей реформирования ЖКХ в сельской местности;
обеспечение мер социальной защиты населения (см. схему).
|
Система программных мероприятий
|
|
|
обеспечение финансовой стабилизации ЖКХ
|
|
Формирование рыночных меха-низмов функционирования ЖКХ и условий для снижения издержек и повышения качества услуг ЖКХ
|
|
государственная поддержка модернизации ЖКХ и привлечение инвестиций в эту сферу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
тарифное регулирование естественных монополий
|
|
рыночные механизмы функциони-рования жилищного хозяйства
|
|
мобилизация бюджетных ресурсов для обеспечения устойчивой работы ЖКХ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
инвентаризация, реструк-туризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий ЖКХ
|
|
развитие экономических отношений в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения
|
|
усиление роли органов местного самоуправления в формировании условий
для привлечения инвести-ций в ЖКХ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ликвидация дотационности ЖКХ и обеспечение ста- бильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых услуг
|
|
приватизация и кон цессия в ЖКХ
|
|
реализация механизма участия органов местного самоуправ- ления в привлечении пред-приятиями ЖКХ частных долгосрочных заемных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату ус луг ЖКХ
|
|
|
|
3.1. Финансовая стабилизация жилищно-коммунального хозяйства
Для финансового оздоровления предприятий и организаций ЖКХ необходимы:
1) реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКХ. В этих целях следует:
на уровне администрации Ядринского городского поселения создать рабочую комиссию, в которую должны войти представители депутатского корпуса, финансовых органов, в том числе по налогам и сборам, органов управления и эксплуатации ЖКХ;
провести инвентаризацию задолженности перед поставщиками товаров, работ и услуг с целью подписания актов сверки задолженности с кредиторами и определения размеров задолженности, признаваемой бюджетами;
усилить работу с кредиторами;
2) совершенствование механизма оплаты жилищно-коммунальных услуг с целью своевременного перечисления средств населения непосредственно поставщикам коммунальных услуг через систему расчетных центров;
3) подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы для формирования и использования бюджетных средств;
4) ликвидация дотационности ЖКХ и обеспечение стабильности и достаточности текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Информация о реструктуризации задолженности по платежам
в бюджет и внебюджетные фонды Ядринского МПОЖКХ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. № 699 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001 г.», Ядринское МПОЖКХ с 06.11.2001 г. получило право на реструктуризацию задолженности по взносам, пеням и штрафам во внебюджетные фонды равными частями в течении 5 лет, сумма задолженности по взносам составила:
|
Сумма
реструктуризации
|
Оплачено
|
Остаток реструктуризации
на 01.09.2006 г.
|
|
налог
|
пени
|
налог
|
пени
|
налог
|
Пени
|
Пенсионный фонд РФ
|
2445
|
2311
|
2337
|
347,0
|
108
|
1964,0
|
Федеральный фонд обязательного медиц. страх.
|
3
|
56
|
3
|
8,4
|
|
47,6
|
Территориальный фонд обяз. мед. страх.
|
17
|
149
|
17
|
22,4
|
|
126,6
|
Фонд занятости населения РФ
|
83
|
36
|
83
|
5,4
|
|
30,6
|
Итого
|
2548
|
2552
|
2440
|
383,2
|
108
|
2168,8
|
Тыc. руб.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. № 1002 « О порядке и сроках проведения в 1999 г. реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», Ядринское МПОЖКХ получило право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам с равномерной уплатой в течение 6 лет начиная с 01.10.2001 года в сумме 1867200 рублей, а также начиная с 01.01.2007 г. по начисленным пеням и штрафам с равномерной уплатой в течение 4 лет в бюджеты разных уровней в сумме 1504400 руб.
|
Сумма
реструктуризации
|
Оплачено
|
Остаток реструктуризации на 01.09.2006 г.
|
|
налог
|
пени
|
налог
|
пени
|
налог
|
Пени
|
НДС
|
1250,4
|
931,5
|
1041,1
|
|
209,3
|
931,5
|
Налог на прибыль
|
165,6
|
216,9
|
145,8
|
|
19,8
|
216,9
|
Загрязнение окруж. среды
|
28,8
|
|
28,8
|
|
|
|
За пользование недрами
|
88,8
|
48,5
|
88,8
|
|
|
48,5
|
Отчисления на ВМСБ
|
304,8
|
287,3
|
260,3
|
|
44,5
|
287,3
|
Земельный налог
|
28,8
|
20,2
|
28,8
|
|
|
20,2
|
Итого
|
1867,2
|
1504,4
|
1593,6
|
|
273,6
|
1504,4
|
Тыс. руб.
В соответствии с постановлением Кабинета министров ЧР от 11.03.2002 г. № 45 « О проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, служащему источником формирования Республиканского дорожного фонда ЧР», Ядринское МПОЖКХ получило право на реструктуризацию задолженности по налогу с 01.10.2002 г. с равномерной уплатой в течение одного года в сумме 324000 руб., а также пени в сумме 240100 руб с равномерной уплатой в течение 6 лет.
Тыс. руб.
|
Сумма
реструктуризации
|
Оплачено
|
Остаток реструктур. на 01.09.2006 г.
|
|
налог
|
пени
|
налог
|
пени
|
налог
|
Пени
|
Налог на пользователей авт. дорог
|
324
|
240,1
|
324
|
67,7
|
|
172,4
|
Итого
|
324
|
240,1
|
324
|
67,7
|
|
172,4
|
Информация
о реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды
Ядринского МПОЖКХ по состоянию на 01.09.2006 г.
|
Задолженность, подлежащая
реконструкции на 01.01.2006г.
|
Задолженность погашена
|
Задолженность на 01.09.2006г.
|
|
Основ-ной
долг
|
пени
|
15% пени
|
Основ-ной
долг
|
Оплата %
по реструкт
|
пени
|
Основ-ной
долг
|
пени
|
15%
пени
|
Налоги в бюджет
|
494539
|
1676814
|
|
220920
|
20200
|
|
273619
|
1656614
|
|
в т.ч. в фед.бюджет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НДС
|
365448
|
931500
|
|
156168
|
|
|
209280
|
931500
|
|
Налог на прибыль
|
40604
|
216900
|
|
20805
|
|
|
19799
|
216900
|
|
За польз. недрами
|
|
48500
|
|
|
|
|
|
48500
|
|
в респ.бюджет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в МСБ
|
82694
|
287300
|
|
38154
|
|
|
44540
|
287300
|
|
в респуб.дорожн.
фонд. ЧР
|
|
172414
|
|
|
|
|
|
172414
|
|
мест.бюджет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Земельный налог
|
5793
|
20200
|
|
5793
|
20200
|
|
|
|
|
Взносы во внебюджет. фонды
|
477000
|
2169157
|
51981
|
369000
|
|
51981
|
108000
|
2169157
|
|
в т.ч в пенс.фонд
|
477000
|
1964357
|
51981
|
369000
|
|
51981
|
108000
|
1964357
|
|
в ФФОМС
|
|
47600
|
|
|
|
|
|
47600
|
|
в ТФОМС
|
|
126600
|
|
|
|
|
|
126600
|
|
в ФЗ
|
|
30600
|
|
|
|
|
|
30600
|
|
ИТОГО
|
971539
|
3845971
|
51981
|
589920
|
20200
|
51981
|
381619
|
3825771
|
|
3.2. Тарифное регулирование естественных локальных монополий
Недостаточность нормативных и методических документов, регулирующих установление экономически обоснованных тарифов и цен на услуги локальных монополий, а также неурегулированность тарифной политики на муниципальном уровне приводит к кризисным явлениям в ЖКХ, угрозе стабильного ресурсоснабжения населения. Существующая система тарифного регулирования не ориентирует ресурсоснабжающие предприятия на сокращение непроизводительных затрат и ресурсосбережение, что делает отрасль инвестиционно непривлекательной.
Основные недостатки существующей системы тарифного регулирования заключаются в следующем:
- разбалансированность тарифного регулирования на разных уровнях, когда изменение стоимости газа или электричества не сопровождается адекватным изменением тарифов на тепловую энергию и воду, что приводит к прямым убыткам коммунальных предприятий;
- у предприятий отсутствуют целевые задачи, решение которых они должны обеспечить при данном значении тарифа, а как следствие, отсутствует и система контроля за работой предприятий;
- не определен срок действия тарифа, что не позволяет планировать в среднесрочной перспективе финансовую деятельность ресурсоснабжающих предприятий.
Решение вопросов тарифного регулирования получило свое отражение в реализуемой на территории республики в 2001-2002 годах Программе реформирования системы управления общественными финансами, одной из задач которой является проведение сбалансированной государственной ценовой (тарифной) политики на услуги ЖКХ. Целью направления "Тарифная политика" реализации Программы явилось приведение в соответствие к 1 октября 2002 г. уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением федеральному стандарту, утвержденному в размере 90%, а также прекращение перекрестного субсидирования потребителей коммунальных услуг.
Предприятия ЖКХ, обеспечивающие тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение населенных пунктов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополиями. Их деятельность подлежит регулированию.
Одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования - привлечение инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры и создание мотивации снижения издержек, перехода к энерго-, ресурсосбережению. Система тарифного регулирования должна обеспечивать предприятию необходимый для реализации производственной и инвестиционной программы объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие принципы:
полное возмещение экономически обоснованных затрат всем участникам процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг конечному потребителю;
принцип баланса интересов всех сторон, когда процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги заключается в поиске компромисса между техническими задачами, финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей;
последовательность и прогнозируемость изменения тарифов, что способствует экономической определенности для потребителей коммунальных услуг;
принцип публичности и открытости для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг, а также достижения баланса интересов в процессе регулирования тарифов;
снижение политизированности ценообразования, что можно решить за счет принятия соответствующих принципов и процедур тарифного регулирования.
Эффективное регулирование предприятий ЖКХ должно основываться на системе, состоящей из трех частей:
1. Определение целей деятельности предприятий, формирование их производственной и инвестиционной программ, разработка перспективных схем развития систем теплоснабжения и водоснабжения городов и населенных пунктов.
2. Решение вопросов формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ.
3. Проведение мониторинга предприятий ЖКХ.
Эти три компонента в совокупности обеспечат органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению населения коммунальными услугами.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации регулирование тарифов для муниципальных предприятий и ставок оплаты для населения входит в компетенцию местных органов власти. От величины и правил формирования тарифов напрямую зависит размер бюджетной потребности в финансировании ЖКХ; от конструкции системы тарифного регулирования - эффективность экономических стимулов к повышению эффективности ЖКХ. Тарифное регулирование должно быть устроено таким образом, чтобы предприятия были заинтересованы в снижении издержек и повышении качества услуг, а потребители - в экономии ресурсов.
В республике определен порядок государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги) по представлению организаций, производящих продукцию и оказывающих услуги по государственным регулируемым ценам. Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2001 г. N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике" определены основания пересмотра тарифов и перечень товаров и услуг, государственное регулирование цен которых осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 187 "О порядке ценообразования на виды услуг локальных монополий" утверждено Положение о порядке ценообразования на виды услуг локальных монополий, в том числе на производство электрической и тепловой энергии, услуги систем водоснабжения и канализации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" определено, что принятию решения по пересмотру тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности затрат. Для осуществления функций по регулированию и экспертизе тарифов как в рамках структур исполнительной власти муниципальных образований, так и структур, осуществляющих государственное регулирование цен на услуги локальных монополий, необходимо создавать постоянно действующие межведомственные комиссии с участием представителей различных структурных подразделений исполнительной и представительной власти. Комиссия принимает решение, которое затем представляется в Кабинет Министров Чувашской Республики или главе местного самоуправления для окончательного утверждения.
Важным фактором эффективного тарифного регулирования должно стать повышение профессионализма регулирующих органов - межведомственных комиссий. Мониторинг коммунальных предприятий даст возможность отслеживать результаты принятого решения, чтобы суметь вовремя отреагировать на происходящие изменения условий хозяйствования и постепенно накапливать базу статистической информации для повышения качества тарифного регулирования в будущем.
IV. Ресурсное обеспечение программы
4.1. Финансовое обеспечение (потребность в финансовых ресурсах и источники их финансирования)
4.1.1. Финансирование затрат на модернизацию систем коммунального теплоснабжения
На модернизацию коммунальной энергетики направлены мероприятия, ориентированные на энергоэффективные и энергосберегающие критерии. Это такие мероприятия, как реконструкция и модернизация тепловых сетей с применением трубопроводов с предварительно нанесенной изоляцией, реконструкция котельных с установкой котлов повышенного коэффициента полезного действия (92%), частотно-регулируемого привода, пластинчатых теплообменников, тепловых насосов и другого энергоэффективного оборудования как в системе теплоснабжения, так и в системе электроснабжения.
Затраты на модернизацию систем коммунального теплоснабжения составят 31,974 млн. рублей (табл.1).
Таблица 1
(млн. рублей)
Показатели
|
Годы
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-2010
|
Затраты на строительство и модернизацию систем теплоснабжения
в том числе реконструкция котельных:
|
0,2
|
8,498
|
3,826
|
3,005
|
2,158
|
17,687
|
котельная № 5
|
-
|
0,4
|
0,2
|
-
|
-
|
0,6
|
котельная № 10
|
-
|
1,706
|
0,382
|
0,458
|
-
|
2,546
|
котельная № 11
|
-
|
3,324
|
0,744
|
0,893
|
-
|
4,961
|
котельная № 12
|
-
|
0,5
|
0,4
|
0,1
|
-
|
1,0
|
котельная № 7
|
-
|
2,418
|
1,950
|
1,404
|
2,028
|
7,8
|
котельная БПК
|
0,2
|
0,150
|
0,150
|
0,150
|
0,130
|
0,780
|
Реконструкция тепловых сетей с применением
энергоэфект. техн. ТГИ – 3032 км.
|
-
|
3,450
|
1,350
|
1,350
|
1,345
|
8,360
|
Реконструкция сетей горячего водоснабжения
в.районе Молодежной
|
-
|
2,250
|
1,252
|
1,150
|
1,240
|
5,892
|
Реконструкция сетей горячего водоснабжения
в.районе «Березка»
|
0,1
|
0,4
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,8
|
Источники финансирования:
|
|
|
|
|
|
|
бюджетные средства всего
в том числе:
|
0,3
|
14,128
|
6,128
|
5,305
|
4,543
|
30,404
|
федеральный бюджет
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
республиканский бюджет ЧР
|
-
|
12,728
|
5,128
|
4,305
|
3,743
|
25,904
|
местные бюджеты
|
0,3
|
1,4
|
1,0
|
1,0
|
0,8
|
4,5
|
собственные средства предприятий
|
-
|
0,570
|
0,40
|
0,30
|
0,3
|
1,57
|
другие источники
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Итого
|
0,3
|
14,698
|
6,528
|
5,605
|
4,843
|
31,974
|
4.1.2. Финансирование затрат на реконструкцию сетей электроснабжения г. Ядрин
Затраты на реконструкцию сетей электроснабжения города составят 16,355 млн. рублей, в том числе на реконструкцию и строительство сетей электроснабжения города и уличного освещения – 0,750 млн.рублей, ВЛ-10 кВ – 4,0 млн.рублей, ВЛ- 0,4 кВ -3,605 млн. рублей, ТП-10/0,4 кВ – 8,0 млн.рублей, что позволит существенно улучшить надежность электроснабжения города.(табл.2).
Таблица 2
(млн. рублей)
Показатели
|
Годы
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-2010
|
Затраты, всего:
|
0,475
|
3,825
|
3,895
|
3,980
|
4,180
|
16,355
|
Реконструкция сетей электроснабжения города и уличного освещения
|
-
|
0,225
|
0,145
|
0,150
|
0,230
|
0,750
|
ВЛ-10 кВ
|
-
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
4,0
|
ВЛ-0,4 кВ
|
0,475
|
0,6
|
0,75
|
0,83
|
0,95
|
3,605
|
ТП-10/0,4 кВ
|
-
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
8,0
|
Источники финансирования:
|
|
|
|
|
|
|
местные бюджеты
|
-
|
3,312
|
3,331
|
3,292
|
3,492
|
13,427
|
собственные средства предприятий
|
0,475
|
0,513
|
0,564
|
0,628
|
0,688
|
2,868
|
4.1.3. Финансирование затрат на реформирование и модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства
Затраты на модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства составят 165,693 млн. рублей. В результате реконструкции водоснабжения г .Ядрин к 2009 году обеспечивается:
а) снижение уровня износа водопроводных сетей с 68 процентов до 30 процентов в целом по левобережной части города;
б) снижение износа водопроводных сетей с 75% до 0% на реконструируемых участках;
в) повышение качества и надежности водоснабжения и улучшение качества питьевой воды;
г) строительство в ближайшие годы 5 многоквартирных жилых домов общей площадью 8,0 тыс. кв. м. Окончание строительства городских очистных сооружений канализации позволит обеспечить к 2010 году:
а) повышение качества и надежности коммунальных услуг,
б) улучшение экологической ситуации города;
в) уменьшение сброса загрязненных сточных вод в р. Сура;
г) увеличить объемы жилищного строительства в рамках реализации национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье- гражданам России». (табл.3).
Таблица 3
( млн. руб.)
Показатели
|
Годы
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-2010
|
Затраты на строительство и модернизации объектов водопроводно-канализационного хозяйства
|
11,5
|
60,0
|
66,08
|
28,713
|
-
|
166,293
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
- водоснабжение г .Ядрин
|
6,5
|
30,0
|
28,0
|
-
|
-
|
64,5
|
- очистные сооружения канализации г. Ядрин
|
5,0
|
30,0
|
38,08
|
28,713
|
-
|
101,793
|
Бюджетные средства – всего
в том числе:
|
11,5
|
56,2
|
50,7
|
18,20
|
-
|
136,60
|
федеральный бюджет
-водоснабжение г. Ядрин
|
-
|
11.1
|
8,7
|
-
|
-
|
19,8
|
- очистные сооружения канализации г. Ядрин
|
-
|
11,1
|
11,8
|
7,2
|
-
|
30,1
|
республиканский бюджет ЧР
- водоснабжение г. Ядрин
|
5,9
|
15,0
|
10,0
|
-
|
-
|
30,9
|
- очистные сооружения канализации г. Ядрин
|
5,0
|
15,0
|
17,0
|
10,0
|
-
|
47,0
|
местный бюджет:
-водоснабжение г. Ядрин
|
0,6
|
2,0
|
2,0
|
-
|
-
|
4,6
|
- очистные сооружения канализации г .Ядрин
|
-
|
2,0
|
1,2
|
1,0
|
-
|
4,2
|
собственные средства предприятий:
-водоснабжение г..Ядрин
|
-
|
1,9
|
7,3
|
-
|
-
|
9,2
|
-очистные сооружения канализации г. Ядрин
|
-
|
1,9
|
8,08
|
10,513
|
-
|
20,493
|
4.1.4. Источники финансирования затрат по ремонту и модернизации жилищного фонда
Затраты на ремонт и модернизацию жилищного фонда составят 146,787 млн. рублей, в том числе:
на капитальный ремонт жилищного фонда – 9,39 млн. рублей;
на снос ветхого жилого фонда - 137,397 млн. рублей.
Наряду с мероприятиями, рассчитанными на немедленное получение эффекта, на первом этапе будет начата реализация мероприятий, эффект от которых ожидается в среднесрочной перспективе: осуществление пилотных проектов мансардного строительства, совмещенного с капитальным ремонтом, утепление жилых домов массовой серии.
Повсеместное внедрение труб из полимерных и металлополимерных труб со сроком службы 30-50 лет в короткие сроки позволит сэкономить значительные средства.
Внедрение приборов экономного освещения мест общего пользования в жилых домах дает экономический эффект уже через 1 месяц эксплуатации.
Расходы на отопление после выполнения утепления панельного жилого дома сокращаются в 1,7 раза. Утепление наружных стен минераловатными плитами типа "Роквул" или аналогичными материалами с последующей трехслойной штукатуркой на основе полимерных композиций продлевает срок службы зданий на 50 и более лет (табл.4).
Таблица 4
(млн. рублей)
Показатели
|
Годы
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-2010
|
Затраты, всего
|
9,608
|
49,218
|
18,471
|
31,238
|
38,252
|
146,787
|
Капитальный ремонт жилищного фонда
|
1,54
|
1,69
|
1,86
|
2,05
|
2,25
|
9,39
|
Снос ветхих жилых домов г.Ядрин
|
8,068
|
47,528
|
16,611
|
29,188
|
36,002
|
137,397
|
Бюджетные средства – всего:
|
9,608
|
49,218
|
18,471
|
31,238
|
38,252
|
146,787
|
в том числе:
- федеральный бюджет
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-республиканский бюджет Чувашской Республики
|
7,261
|
42,775
|
14,95
|
26,269
|
32,402
|
123,657
|
- местный бюджет
|
2.347
|
6,443
|
3,521
|
4,969
|
5,85
|
23,130
|
4.1.5. Финансирование затрат на строительство предприятий сбора, сортировки и захоронения бытовых отходов
При организации предварительной их сортировки и последующей переработки можно достичь снижения объемов захоронения бытовых отходов на полигонах до 50 процентов. Затраты на строительство предприятий переработки бытовых отходов составят 36,1 млн. рублей (табл.5).
Таблица 5
(млн. рублей)
Показатели
|
Годы
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-2010
|
Затраты
Организация работы по сбору сортировке и захоронения ТБО г. Ядрин в соответствии СаНПиН и экологических норм
|
|
|
|
|
|
|
Источники финансирования:
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет ЧР
|
-
|
17,0
|
7,0
|
3,0
|
3,0
|
30,0
|
местные бюджеты
|
0,1
|
1,7
|
1,3
|
1,0
|
0,8
|
4,9
|
другие источники финансирования
|
-
|
0,5
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
1,2
|
Итого
|
0,1
|
19,2
|
8,6
|
4,2
|
4,0
|
36,1
|
4.1.6. Финансирование затрат на реформирование и модернизацию ЖКХ Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики по источникам финансирования
Таблица 6
(млн. рублей)
Показатели
|
Годы
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-2010
|
Всего
|
21,983
|
146,351
|
103,574
|
73,676
|
51.275
|
396,859
|
Бюджетные средства
|
21,508
|
141,538
|
86,93
|
62,035
|
50,087
|
362,098
|
в том числе:
- федеральный бюджет
|
-
|
22,2
|
20,5
|
7,2
|
-
|
49,9
|
- республиканский бюджет Чувашской Республики
|
18,161
|
102,483
|
54,078
|
43,574
|
39,145
|
257,441
|
- местный бюджет
|
3,347
|
16,855
|
12,352
|
11,261
|
10,942
|
54,757
|
- собственные средства
предприятий
|
0,475
|
4,313
|
16,344
|
11,441
|
0,988
|
33,561
|
- другие источники финансирования
|
-
|
0,5
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
1,2
|
4.1.7. Финансирование затрат на модернизацию ЖКХ Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики по направлениям на 2006-2010 годы
Таблица 7
(млн. рублей)
Показатели
|
Годы
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-2010
|
Теплоснабжение
|
0,3
|
14,698
|
6,528
|
5,605
|
4,843
|
31,974
|
Электроснабжение
|
0,475
|
3,825
|
3,895
|
3,980
|
4,180
|
16,355
|
Водоснабжение и канализация
|
11,5
|
60,0
|
66,08
|
28,713
|
-
|
166,293
|
Жилищный фонд
|
9,608
|
49,218
|
18,471
|
31,238
|
38,252
|
146,787
|
Твердые бытовые отходы
|
0,1
|
19,2
|
8,6
|
4,2
|
4,0
|
36,1
|
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов всех уровней. Общая потребность на реконструкцию и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства на 2006-2010 годы составляет 396,209 млн. рублей.