ЗАКОН
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
11 ноября 2003 года
Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике правонарушений в Чувашской Республике.
Статья 1. Основные направления профилактики правонарушений
Настоящий Закон направлен на:
предупреждение правонарушений и антиобщественных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных действий;
принятие органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, направленных на профилактику правонарушений;
принятие профилактических мер, направленных на предупреждение правонарушений, способствующих подрыву основ конституционного строя, ущемляющих права и интересы человека и гражданина;
предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;
выявление и пресечение случаев жестокого обращения с несовершеннолетними;
профилактику правонарушений, совершаемых лицами, страдающими психическими заболеваниями;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних и лиц, страдающих психическими заболеваниями, в совершение правонарушений и противоправных действий;
социально-психологическую реабилитацию граждан, находящихся в социально опасном положении;
регулирование отношений, возникающих между органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, а также обеспечение координации их деятельности;
обеспечение участия граждан в профилактике правонарушений;
воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка.
Статья 2. Принципы деятельности по профилактике правонарушений
Деятельность по профилактике правонарушений организуется органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления и основывается на принципах соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности и демократизма, гласности, в необходимых случаях государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан по профилактике правонарушений.
Статья 3. Органы и учреждения системы профилактики правонарушений
В систему органов и учреждений профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики в пределах своей компетенции входят государственные органы Чувашской Республики, органы местного самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы общественной самодеятельности населения, иные органы местного самоуправления), органы управления и учреждения социальной защиты населения, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, органы управления и учреждения культуры, спорта и туризма, органы управления и учреждения здравоохранения, органы службы занятости населения, центры профилактики правонарушений, а также иные органы.
Полномочия органов и учреждений системы профилактики правонарушений определяются законодательством.
Статья 4. Правовое воспитание
Правовое воспитание населения осуществляется всеми органами и учреждениями системы профилактики правонарушений путем применения различных мер воздействия, в том числе через средства массовой информации, организацию консультативных пунктов для работы с населением, выступления перед коллективами учреждений и организаций, учащимися образовательных учреждений.
В процессе правового воспитания населения могут участвовать общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке.
Статья 5. Формы профилактического воздействия
К формам профилактического воздействия в соответствии с законодательством относятся:
представление;
предостережение;
профилактический учет (наблюдение за поведением лица, поставленного на учет, воспитательное воздействие, пресечение антиобщественного поведения, устранение условий, способствующих совершению правонарушений);
профилактическая беседа;
проверка по месту жительства, работы и учебы и иные формы, предусмотренные законодательством.
Статья 6. Социальная адаптация
Социальная адаптация граждан достигается с помощью системы правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, направленных на реализацию конституционных прав и свобод, оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве.
Меры по социальной адаптации осуществляются в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; граждан, отбывших уголовное наказание; лиц, состоящих на учете за бродяжничество и попрошайничество; несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия, а также других категорий граждан, утративших социально-общественные связи.
Статья 7. Участие органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в социальной адаптации граждан
Участие органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в социальной адаптации граждан может осуществляться в формах:
создания комиссий по социально-правовой помощи;
ведения учета граждан, нуждающихся в социальной адаптации;
взаимодействия с общественными объединениями по оказанию содействия гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;
стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места гражданам, нуждающимся в социальной адаптации;
открытия центров социальной адаптации, ночлежных домов и иных специализированных учреждений;
осуществления контроля за трудовым и бытовым устройством лиц, обратившихся за помощью;
проведения воспитательной работы;
иных формах, предусмотренных законодательством.
Статья 8. Участие организаций в социальной адаптации граждан
Организации всех форм собственности по направлению центров занятости населения или комиссий по социально-правовой помощи по возможности принимают на работу лиц, нуждающихся в социальной адаптации, а также предоставляют им места в общежитиях либо иное жилое помещение, создают условия для закрепления их в коллективах учреждений и организаций, проводят с ними воспитательно-профилактическую работу.
Статья 9. Профилактика экстремистской деятельности
Органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, участвуя в профилактике экстремистской деятельности, в приоритетном порядке осуществляют профилактику правонарушений, способствующих подрыву основ конституционного строя, ущемляющих права и интересы человека и гражданина.
Профилактика указанных правонарушений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 11. Профилактика правонарушений лиц, страдающих психическими расстройствами
Профилактика правонарушений лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется органами внутренних дел и учреждениями здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Социальные службы и соответствующие органы управления и учреждения здравоохранения, проводя работу с лицами, страдающими психическими расстройствами, не имеют право разглашать сведения о состоянии психического здоровья граждан, обязаны обеспечить тактичное и гуманное отношение к ним.
Статья 12. Профилактика правонарушений в семейно-бытовых отношениях
Лица, допускающие правонарушения в семейно-бытовых отношениях, подлежат учету в установленном законодательством порядке, с ними ведется профилактическая работа по недопущению противоправного поведения.
Статья 13. Профилактика правонарушений против собственности
Органы местного самоуправления в целях оказания услуг населению по обеспечению сохранности имущества вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на профилактику правонарушений против собственности.
Организации всех форм собственности могут принимать необходимые меры по обеспечению надлежащих условий сохранности своего имущества.
Статья 14. Оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и нуждающимся в социально-психологической помощи
В системе социальных органов могут создаваться центры, в которых осуществляется помощь лицам, пострадавшим от семейно-бытового дебоширства либо подвергшимся насилию в семье. Центры оказывают социально-психологическую, юридическую и иную помощь обратившимся к ним лицам.
Статья 15. Органы управления и учреждения образования, культуры, спорта и туризма
Органы управления и учреждения физической культуры, спорта и туризма в пределах предоставленных законодательством полномочий осуществляют:
развитие сети физкультурно-спортивных клубных объединений;
организацию пропаганды здорового образа жизни;
организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий;
создание совместно с органами управления образованием и образовательными учреждениями профильных спортивных лагерей для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Органы управления и учреждения культуры и образования в пределах предоставленных законодательством полномочий:
создают условия (для лиц, находящихся в социально опасном положении, по возможности на безвозмездной основе) для привлечения населения к участию в художественной и творческой самодеятельности, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;
оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, находящимися в указанных учреждениях.
Статья 16. Органы управления и учреждения здравоохранения
Органы управления и учреждения здравоохранения во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики правонарушений участвуют в профилактике правонарушений, борьбе с пьянством, наркоманией, токсикоманией, распространением венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Лечебно-профилактические учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, сообщают в органы внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящимися в бессознательном состоянии, в установленном законодательством порядке.
Органы управления и учреждения здравоохранения сообщают в органы внутренних дел:
о ставших им известными в процессе оказания медицинской помощи (патронажа) фактах преступных посягательств на жизнь (здоровье) гражданина, семейно-бытового дебоширства, насилия в семье, вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) иных противоправных действий;
о несовершеннолетних лицах и семьях, находящихся в социально опасном положении.
Статья 17. Участие граждан в профилактике правонарушений
Формы добровольного участия граждан в профилактике правонарушений определяются законом Чувашской Республики.
Статья 18. Центры профилактики правонарушений
Органами местного самоуправления в целях координационного и методического обеспечения работы по профилактике правонарушений могут создаваться центры профилактики правонарушений, действующие в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом местного самоуправления.
В состав центров профилактики правонарушений могут включаться представители общественных объединений, коллективов учреждений и организаций, педагоги, психологи, наркологи, а также по согласованию представители правоохранительных органов.
Центр профилактики правонарушений:
осуществляет мониторинг социальных явлений криминогенного характера;
анализирует криминогенную ситуацию на своей территории;
координирует профилактическую деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений;
участвует в правовом воспитании и обучении населения;
вносит предложения в органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам борьбы с правонарушениями, разрабатывает планы профилактической работы на своей территории;
осуществляет иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.
Статья 19. Финансирование профилактической деятельности
Основания и порядок использования финансовых средств определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Органами местного самоуправления для оказания материальной помощи лицам, нуждающимся в социальной адаптации, могут создаваться общественные фонды.
Статья 20. Координация работы по профилактике правонарушений и контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики правонарушений
Органы государственной власти Чувашской Республики и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики правонарушений.
Координацию работы по профилактике правонарушений осуществляет рабочий орган, создаваемый Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Чувашской Республики и Кабинету Министров Чувашской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент
Чувашской Республики
Н.ФЕДОРОВ
г. Чебоксары
25 ноября 2003 года
N 38
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2004 г. N 41
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМИССИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В соответствии со ст. 20 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 38 "О профилактике правонарушений в Чувашской Республике" в целях координации работы по профилактике правонарушений и контроля за деятельностью органов и учреждений системы профилактики правонарушений Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Образовать Республиканскую комиссию по профилактике правонарушений в Чувашской Республике.
2. Утвердить прилагаемое Положение о Республиканской комиссии по профилактике правонарушений в Чувашской Республике.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления районов и городов рассмотреть в первом квартале 2004 г. вопрос об образовании комиссий по профилактике правонарушений.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
Н.ПАРТАСОВА
Утверждено
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 13.02.2004 N 41
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМИССИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
I. Общие положения
1.1. Республиканская комиссия по профилактике правонарушений в Чувашской Республике (далее - Комиссия) создается в соответствии со ст. 20 Закона Чувашской Республики "О профилактике правонарушений в Чувашской Республике" для координации работы по профилактике правонарушений и контроля за деятельностью органов и учреждений субъектов профилактики правонарушений.
1.2. В своей работе Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, а также настоящим Положением.
1.3. Работой Комиссии руководит председатель, а в отсутствие председателя - по его поручению заместитель председателя.
1.4. В состав Комиссии входят представители органов государственной власти Чувашской Республики, а также могут входить по согласованию представители органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по Чувашской Республике и общественных организаций.
1.5. Состав Комиссии утверждается распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики.
1.6. Принимаемые Комиссией решения по профилактике правонарушений подписываются председателем и являются обязательными для исполнения всеми органами исполнительной власти Чувашской Республики, входящими в состав субъектов профилактики правонарушений.
II. Основные задачи Комиссии
Основными задачами Комиссии являются:
2.1. Координация работы по профилактике правонарушений и контроль за деятельностью органов и учреждений субъектов профилактики правонарушений.
2.2. Разработка мер по повышению эффективности профилактики правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
2.3. Подготовка и утверждение управленческих решений и информационно-аналитических материалов по рассматриваемым Комиссией вопросам.
2.4. Выработка предложений, рекомендаций и мер по укреплению взаимодействия между субъектами профилактики правонарушений, их методическое и нормативное правовое обеспечение.
По вопросам, требующим решения Кабинета Министров Чувашской Республики, Комиссия вносит предложения в соответствии с действующим законодательством.
III. Функции
Для реализации основных задач Комиссия осуществляет следующие функции:
3.1. Анализирует состояние правопорядка на территории Чувашской Республики с последующей выработкой практических рекомендаций по вопросам профилактики правонарушений.
3.2. Информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о состоянии профилактической деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, вносит соответствующие предложения по повышению эффективности этой работы.
3.3. Определяет пути повышения эффективности управления системой социальной профилактики правонарушений, ее совершенствования в соответствии с изменившимися приоритетами.
3.4. Заслушивает руководителей органов исполнительной власти Чувашской Республики, а также органов и учреждений субъектов профилактики правонарушений.
3.5. Разрабатывает предложения и проекты решений Кабинета Министров Чувашской Республики по вопросам профилактики правонарушений.
3.6. Принимает меры по укреплению взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, правоохранительных органов и органов местного самоуправления, налаживанию тесного сотрудничества с населением, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, общественными объединениями, средствами массовой информации.
3.7. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики предложения по совершенствованию законодательства, направленного на повышение эффективности профилактической работы, устранению причин и условий, способствующих правонарушениям.
3.8. Организует разработку и выполнение республиканских целевых программ по социальной профилактике правонарушений, привлекая к этой работе ведущих специалистов соответствующих органов исполнительной власти Чувашской Республики, правоохранительных органов, научно-исследовательских и образовательных учреждений, негосударственных организаций и общественных объединений.
3.9. Организует и проводит в установленном порядке координационные совещания, конференции, рабочие встречи, брифинги по вопросам социальной профилактики правонарушений.
3.10. Образовывает экспертные и рабочие группы из числа ученых и специалистов по направлениям деятельности Комиссии.
3.11. Дает соответствующие рекомендации по внедрению в практику передового опыта, результатов научных исследований в сфере профилактики правонарушений.
3.12. Осуществляет другие функции, вытекающие из задач Комиссии.
IV. Организация деятельности Комиссии
4.1. Комиссия осуществляет свою работу на основе годовых планов.
4.2. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
4.3. Материалы для рассмотрения на заседании Комиссии представляются ответственными за их подготовку за 20 дней до срока, указанного в плане работы Комиссии.
4.4. С основными сообщениями по рассматриваемым вопросам на заседаниях Комиссии выступают руководители субъектов профилактики правонарушений, ответственные за обеспечение подготовки плановых вопросов.
4.5. Подготовка повестки дня заседания Комиссии, а также подготовка проектов управленческих решений обеспечиваются секретариатом Комиссии.
4.6. Организационно-техническое обеспечение работы Комиссии осуществляется в соответствии с действующим законодательством Чувашской Республики.
25 ноября 2003 года N 38