В целях своевременного проведения противопаводковых мероприятий и предотвращения затопления и разрушений паводковыми и грунтовыми водами жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры, предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасной экологической обстановки необходимы скоординированные действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
По данным ГУ «Чувашский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» зима 2010/2011 года на территории Чувашской Республики началась в многолетние сроки. Устойчивый снежный покров установился в период с 11 по 14 декабря 2010 года. Высота снежного покрова на территории республики превышает среднемноголетнее значение на 20–50 см. Средняя плотность снежного покрова превышает норму в Алатырском районе, в остальных районах – около нормы.
В среднем по республике запас воды в снеге составляет 210% от нормы. Максимальный запас воды в снеге наблюдается в бассейнах рек Суры (240–310%) и Цивиля (210%).
Граница мерзлого слоя ниже нормы на 30–80 см, наименьшее промерзание почвы наблюдается в Канашском и Цивильском районах, которое составляет 13–14 см.
Средняя толщина льда на Чебоксарском водохранилище и реке Цивиль колеблется в пределах нормы и выше нормы на 5–20 см., на реке Сура – ниже нормы на 5–10 см.
По предварительному прогнозу Гидрометцентра России температура воздуха в марте ожидается около нормы, количество осадков предполагается меньше многолетнего количества.
Задачи органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по проведению противопаводковых мероприятий:
В целях обеспечения безаварийного пропуска весеннего половодья 2011 года и сведения к минимуму ущерба от половодья руководителям органов исполнительной власти и органов местного самоуправления необходимо рассмотреть на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности вопрос о состоянии подготовки к безаварийному пропуску паводковых вод весной 2011 года, определить мероприятия и меры с указанием сроков, периодичности и порядка контроля за их выполнением конкретными исполнителями по следующим основным задачам:
а) в период, предшествующий паводку необходимо:
организовать мониторинг ледовой и паводковой обстановки в районах, где складывается неблагоприятная ситуация;
провести анализ обстановки и прогнозирования возможного затопления (подтопления) населенных пунктов;
проверить полноту и качество отработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обратив особое внимание на вопросы прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей территорий, а также оценки состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и прогнозируемых материальных, социальных и экономических последствий их возникновения;
организовать и довести до сведения каждого жителя информацию о функционировании номеров телефонов «01» и «112», предназначенных для вызова населением всех спасательных служб и обеспечения экстренного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации;
разработать детальные планы экстренной эвакуации населения, определить места эвакуации людей и сельскохозяйственных животных, организовать первоочередные мероприятия жизнеобеспечения пострадавшего населения с расчетом привлекаемых сил и средств по сценариям максимального затопления;
организовать радиосвязь с населенными пунктами, попадающими в зоны затопления (подтопления), установку дополнительных (резервных) проводных сетей оповещения населения, провести расчет сил и средств связи и оповещения;
определить состав сил и средств, привлекаемых к выполнению противопаводковых мероприятий и аварийно-спасательных работ;
принять меры по оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований плавсредствами, в том числе за счет внебюджетных источников;
обследовать и организовать защиту гидротехнических сооружений, укрепление дамб гидротехнических сооружений, линий электроснабжения и связи, дорог, мостов, дюкеров, шлюзов, закрытых водоемов, шламоотстойников, водопропускных труб, канализационных стоков, попадающих в зону возможного затопления, и принять меры по их очистке, ремонту, обеспечению надежности;
спланировать комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний населения, попавшего в зоны затопления, острыми кишечными инфекциями;
принять меры по предотвращению затопления скотомогильников паводковыми водами;
создать в необходимых объемах и необходимой номенклатуре запасы материально-технических средств и финансовых ресурсов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и первоочередного жизнеобеспечения населения;
принять меры по обеспечению населения качественной питьевой водой;
организовать работу со средствами массовой информации по вопросам информирования населения при угрозе наводнения и затопления и в период возникновения чрезвычайной ситуации на основе обеспечения оперативности, достоверности и своевременности информирования граждан о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принимаемых мерах по обеспечению их безопасности;
обеспечить удаление снежно-ледяных наростов с крыш административных зданий, жилых домов, учреждений здравоохранения, образования, торговли, общественного питания.
б) в период прохождения паводковых вод необходимо:
определить границы (размеры, площадь) зон затопления, площади сельскохозяйственных угодий, количество административных районов, населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры, дорог, мостов, линий связи и электропередач, попадающих в зоны возможного подтопления (затопления);
обеспечить постоянный мониторинг за интенсивностью снеготаяния, вскрытием рек и атмосферными явлениями;
круглосуточно проводить наблюдение и контроль за состоянием плотин, дамб, шлюзов, каналов, водосбросов и других гидротехнических сооружений;
обеспечить работу в усиленном составе оперативных штабов и готовность оперативных групп на случай возникновения возможных чрезвычайных ситуаций;
поддерживать в рабочем состоянии и готовности к применению централизованную систему оповещения населения;
обеспечить своевременный проезд команд взрывотехников к местам подрыва скоплений льда;
проверить систему оповещения членов оперативных штабов и комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, организовать тренировки по их сбору.
В целях обеспечения своевременного реагирования на возможные происшествия и чрезвычайные ситуации в период весеннего паводка на территории Чувашской Республики в 2011 году, принятия своевременных и эффективных решений по минимизации ликвидации последствий происшествий и чрезвычайных ситуаций провести корректировку электронных паспортов территорий населенных пунктов, муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики для использования в повседневной работе подведомственными дежурно-диспетчерскими службами во взаимодействии с государственным учреждением «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике – Чувашии» (ГУ «ЦУКС МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии») и оперативным дежурным пункта управления Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОД ПУ ГКЧС Чувашии).
Провести корректировку планов действий по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком. В ходе корректировки необходимо уточнить:
районы, затопление (подтопление) которых наиболее вероятно;
состав сил и средств, привлекаемых к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, места их базирования, порядок оповещения и сбора личного состава, районы сбора и маршруты выдвижения, организацию связи и управления;
схемы эвакуации населения, с указанием районов (пунктов) эвакуации, маршруты выдвижения к ним, расчеты времени подготовки районов к временному проживанию пострадавшего населения и количество необходимой техники, пункты временного размещения, мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения и созданию запасов материальных резервов.
Организовать и провести тренировки по эвакуации населения, попадающего в зону возможного затопления (подтопления).
Задачи органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по усилению мер пожарной безопасности в населённых пунктах
Учитывая уроки пожароопасного сезона 2010 года и в целях создания эффективной скоординированной системы противодействия угрозам пожарной опасности, предупреждения возникновения природных пожаров Указом Президента Чувашской Республики от 11 октября 2010 г. № 148 установлены дополнительные меры по обеспечению пожарной безопасности в Чувашской Республике. Во исполнение данного Указа в республике проделана следующая работа:
- постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 декабря 2010 г. № 474 утвержден «Комплексный план мероприятий по повышению уровня пожарной безопасности на территории Чувашской Республики». Реализация Комплексного плана позволит: на землях лесного фонда осуществить мероприятия по устройству системы противопожарных барьеров, строительству и ремонту дорог противопожарного назначения; активизировать противопожарную пропаганду среди населения по вопросам сбережения лесов и повысить эффективность охраны лесов от пожаров;
- постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 февраля 2011 г. № 27 утверждена республиканская целевая программа «Охрана лесов от пожаров» на 2011-2015 годы. Заказчиком и разработчиком данной программы является Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Важное место в программе отведено оснащению современной противопожарной техникой и средствами пожаротушения республиканского государственного учреждения «Лесопожарная служба» Минприроды Чувашии, созданного в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июля 2010 г. № 194 для повышения уровня организации работ по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах.
В рамках обеспечения деятельности лесопожарной службы в 2010 году за счет выделенных субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 6320,0 тыс. рублей приобретены 5 автомобилей повышенной проходимости с соответствующим противопожарным оборудованием, 305 ранцевых лесных огнетушителей, 11 воздуходувок-опрыскивателей; осуществлена доставка 9 автомобилей на базе ЗИЛ-131 типа АРС (авторазливочные станции) высвобождаемых из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставленных на безвозмездной основе на ответственное хранение. Указанная техника будет переоборудована и использована при тушении лесных пожаров.
Для реализации республиканской целевой программы «Охрана лесов от пожаров» на 2011-2015 годы из республиканского бюджета Чувашской Республики на приобретение специализированной противопожарной техники предусматривается выделение средств в объеме 131,585 млн. рублей, в т.ч. на 2011 год – 28,27 млн. рублей.
Минприроды Чувашии подготовлен ряд других руководяще – распорядительных документов в области охраны лесов от пожаров.
Подготовлена техническая документация для организации торгов в установленные сроки на проведение в 2011 году следующих мероприятий:
выполнение работ в 2011 году по тушению лесных пожаров;
выполнение работ по авиапатрулированию лесных участков, расположенных на территории Чувашской Республики, в течение пожароопасного сезона 2011 года;
выполнение в 2011 году работ по охране, защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда, подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Анализ причин возникновения пожаров на землях лесного фонда показывает, что ежегодно до 20% от общего количества возникающих лесных пожаров происходит по причине перехода огня на лесные участки от неконтролируемых палов на землях сельскохозяйственного назначения.
В пожароопасном сезоне 2010 года вследствие указанной причины зарегистрировано 30 случаев лесных пожаров, лесные насаждения повреждены до степени прекращения роста на площади более 170 га (Алатырский район – 10 случаев, Вурнарский – 2 случая, Канашский – 3 случая, Мариинско-Посадский – 2 случая, Чебоксарский – 3 случая, Шемуршинский – 1 случай, Шумерлинский – 4 случая, Ядринский – 5 случаев).
В целях обеспечения пожарной безопасности и недопущения чрезвычайных ситуаций природного характера на территории муниципального района органам местного самоуправления необходимо:
организовать до начала пожароопасного сезона очистку территорий от горючих материалов, бытового мусора и сухой травянистой растительности;
запретить проведение сельскохозяйственных палов на сопредельных с лесными землями территориях;
провести заседания комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, на которых необходимо обсудить состояние дел и принять дополнительные меры для охраны лесов от пожаров на своих территориях;
организовать штабы по борьбе с лесными пожарами, возглавляемые заместителями глав администраций районов;
обеспечить в период высокой пожарной опасности оповещение населения в населенных пунктах муниципального района;
внести, при необходимости, корректировки в мобилизационные (оперативные) планы привлечения сил и средств для тушения лесных пожаров;
обеспечить координацию действий предприятий, организаций и учреждений, независимо от их форм собственности, при проведении мероприятий по борьбе с природными пожарами;
предусмотреть на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечить готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
обеспечить привлекаемых к тушению лесных пожаров граждан средствами передвижения, питанием, первой медицинской помощью и первичными средствами пожаротушения;
провести инвентаризацию и учет всей имеющейся на своей территории тяжелой инженерной техники, определить порядок и условия ее применения в возможных зонах чрезвычайных ситуаций;
создать неснижаемый резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон;
организовать проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, соблюдении правил пожарной безопасности в лесах;
устанавливать в рамках своих полномочий в период высокой пожарной опасности ограничение на посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках земель лесного фонда;
организовать в период высокой пожарной опасности круглосуточное дежурство оперативных групп и патрулирование лесов.
Санитарная очистка территорий населенных пунктов – одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Генеральная схема очистки населенного пункта разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с требованиями «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) и определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий.
Соответствующими органами исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления Чувашской Республики ведется плановая работа по организации и проведению месячников по санитарно-экологической очистке и благоустройству населенных пунктов Чувашской Республики. В этом году весенние мероприятия запланированы на период - с 10 марта по 10 июня 2011 г.