В летописи деревни Юрмекейкино Моргаушского района (бывшей Шуматовской волости Ядринского уезда Казанской губернии) есть примечательная строка. Здесь 7(19) мая 1878 года родился Николай Васильевич Никольский - историк, этнограф, чье подвижническое служение науке снискало ему славу еще при жизни.
Отец Никольского, Василий Никитич Никитин (позже Никольский), в отрочестве был определен, вопреки желанию родителей, в Шуматовское приходское училище, а затем учеником в Корпус межевщиков в Вятке. По окончании учения служил в Вятской и Курляндской губерниях - в селениях удмуртов, марийцев, латышей. По состоянию здоровья вернулся из Прибалтийской комиссии в родную деревню с русской женой и крестьянствовал. Позднее Василий Никитич не без гордости заявлял, что ему «немного удалось удовольствоваться обозрением обширнейшей России». Ознакомившись за годы службы с культурой земледелия латышей, В.Н.Никольский занялся в своей деревне нововведениями. Посреди деревни устроил большой пруд и развел в нем карасей. Отвел половину своего душевого надела под фруктовый сад, посадил 180 яблонь, много вишни, смородины, малины, крыжовника. Вокруг сада и на улице у своего двора вырастил более 200 ветел, берез и осин. Завел пасеку. Следуя его примеру, многие жители деревни обзавелись садами. Однако крестьянское хозяйство не давало В.Н.Никольскому возможности сводить концы с концами.
Обременительные налоги, расходы на обучение трех сыновей (Николай был вторым) и двух дочерей требовали немалых средств, и семья постоянно испытывала нужду. 14 декабря 1904 г. в письме к сыну Николаю Василий Никитич пишет: «В средствах к жизни материальной мы имеем крайнюю скудость». Николай регулярно помогал отцу, присылал по 10, 25, 40 руб. Из писем отца узнаем, что, например, в марте 1904 г. 40 руб., полученных от сына, В.Н.Никольскому пришлось уплатить за обучение дочерей; в марте 1905 г. из 50 руб. он более половины потратил «на уплату податей, долгов и на покупку дров, остальные - на покупку для дома провизии».
Старший брат Николая Васильевича, Зосима, окончил Симбирскую чувашскую школу, а также и Казанскую инородческую учительскую семинарию и работал учителем (скончался в 1920 г.). Младший, Валерий, обучался в Чебоксарском духовном училище и позднее, в 1917 г., в Алексеевском военно-инженерном училище в Киеве. Сестры Елизавета и Серафима тоже получили образование.
Окончив Шуматовское земское училище, Николай учился, вероятно по настоянию отца, в Чебоксарском духовном училище. Успешно завершив пятилетнюю учебу, он в 1893 г. поступает в Казанскую духовную семинарию. Здесь увлекся историей и этнографией, чем обязан был доброму наставничеству видного этнографа чувашского народа Василия Константиновича Магницкого (1839-1901). Приверженец народнических воззрений, тот в 1894 году оставил службу и поселился в с. Шуматово Ядринского уезда. Во время каникул Никольский вместе со своими братьями часто навещал его. Василий Константинович любил рассказывать об археологии, этнографии и истории края, давал задания по сбору легенд и преданий, разведке курганов и городищ.
Кроме увлечения этнографией и историей, семинарист Никольский любил играть на скрипке. Семинарию он окончил в 1899 году с хорошими знаниями.
Отец Никольского мечтал видеть сына сельским священником, однако увлеченный наукой юноша хотел учиться дальше. Все лето он усиленно готовился к поступлению в Казанскую духовную академию, успешно выдержал экзамены и был зачислен стипендиатом на миссионерское отделение татарской группы.
Здесь, в старейшем учебном заведении Синода, были крупные специалисты по богословию, церковной и гражданской истории, миссионерству, западным, восточным и мертвым языкам. Любознательный студент посещал также лекции некоторых профессоров Казанского университета. Сам Никольский, возможно несколько преувеличивая, сообщает, что прослушал курс этого университета. Член-корреспондент АН СССР С.Е.Малов, учившийся в духовной академии одновременно с Никольским, вспоминает, что тот бывал на лекциях экстраординарного профессора Н.Ф.Катанова, читавшего курсы по арабскому, персидскому и тюркским языкам и вспомогательным историческим дисциплинам. Этот демократически настроенный профессор был старшим товарищем и единомышленником Никольского вплоть до своей кончины.
В 1894 году в Казань приехал, после окончания Лазаревского института восточных языков в Москве, будущий основоположник чувашского языкознания Н.И.Ашмарин (1870-1933). Знакомство с ним Никольского переросло в творческое содружество, которое продолжалось более 30 лет.
В 1903 году Никольский окончил академию, к тому времени он неплохо знал историю и этнографию и изучил два новых языка - немецкий и арабский. Совет академии присудил ему степень кандидата богословия и звание магистранта, признав лучшим его сочинение «Христианство среди чуваш» и удостоив премии в размере 100 руб.
Перспективный выпускник стал преподавателем «чувашского языка и соединенных с ним предметов» (истории и этнографии чувашей) на миссионерских курсах при духовной академии, где были монгольское, татарское и чувашское отделения с двухгодичным сроком обучения - сюда принимались со средним образованием те, кто знал один из «инородческих» языков и прослужил народным учителем не менее 5 лет. Здесь повышали свою квалификацию преимущественно сельские учителя.
В ноябре 1906 года Никольского перевели в Казанскую учительскую инородческую семинарию на должность преподавателя истории и наставника. Но летом 1910 года среди ее учащихся произошли волнения, и Никольский, заподозренный в политической неблагонадежности, был уволен с работы. Свет на эти события проливает письмо инспектора народных училищ Ф.Н.Никифорова директору семинарии Н.А.Бобровникову, где есть такие строки: «...Его (Никольского) перемещение совершенно поразило меня... Видно, долго еще придется несчастным инородцам быть в положении пасынков. В прежнее время... обвиняли их в недостатке образования, в приверженности к язычеству... Теперь же - в сепаратизме, политическом либерализме и пр.».
В марте 1907 года Никольский был избран на должность учителя чувашского языка Казанской духовной семинарии. После защиты диссертации и получения степени магистра богословия в 1913 г. ученый мечтал о преподавательской работе в Казанском университете, но там не было дисциплины по истории и этнографии народов Поволжья. Позднее Министерство народного просвещения дало согласие на введение курса «История христианского просвещения инородцев Поволжья», и 30 октября 1915 года Никольский был зачислен приват-доцентом.
Педагогическая, переводческо-издательская, общественная и в значительной мере научная деятельность Никольского были связаны с его мировоззрением и общественно-политическими взглядами. Убежденный сторонник Н.И.Ильминского, разработавшего систему просвещения «инородцев» на их родном языке, он активно участвовал в общественном движении за национальный подъем чувашей и других поволжских народов, за сближение и равенство с другими народами России, против насильственной русификации.
Очень плодотворным стало его сотрудничество с Переводческой комиссией Православного миссионерского общества (с февраля 1906 г. он исполнял здесь обязанности делопроизводителя, а в 1913 г. был одновременно и секретарем), издававшей брошюры и книги на 23 языках. Никольский составлял календари на чувашском языке – «+улталёк к.неки» с 1906 по 1914 гг. - всего вышло 9 книг, содержащих разнообразные сведения по географии, астрономии, физике и химии, новой технике. Но преобладающими были статьи о сельском хозяйстве - о передовых приемах ведения полеводства, животноводства, о земледельческих машинах, кустарных промыслах, борьбе с болезнями и т.д. В календарях рассказывалось и о библиотеках-читальнях, книгах для чувашей по истории, этнографии и культуре чувашского народа, указывались праздники и история их появления.
В декабре 1907 г. была образована Переводческая комиссия при Управлении Казанского учебного округа для издания учебников и учебных пособий для нерусских школ округа. Ее возглавил профессор Н.Ф.Катанов. При его участии и под его редакцией в Казани были выпущены «Книга для чтения на чувашском языке» (1907, 1908); «Рассказы из русской истории» (1909); «Русские глагольные приставки и русские предлоги: пособие для учителей при ведении разговорных уроков на русском языке в чувашских школах» (1906); «Наглядный арифметический задачник» И.Е.Ефимова-Тхти (1908) и первый том «Словаря чувашского языка» Н.И.Ашмарина (1910). Безусловно, заметным событием стал и выпуск «Русско-чувашского словаря» Н.В.Никольского (1910).
С именем нашего выдающегося земляка и ученого связано и учреждение в январе 1906 г. первой чувашской газеты «Хыпар» (Вести), которая издавалась по май 1907 г. в пору буржуазно-демократической революции в России. Вся заслуга в появлении газеты принадлежит Никольскому. Выступая на съезде сотрудников Переводческой комиссии в сентябре 1905 г., он сказал следующее: «Чувашская секция берет на себя смелость заявить, что... необходимо поспешить с изданием газеты на чувашском языке, тем более, что в настоящее время требования газеты раздаются во многих местностях чувашского района, обнимающего 37 уездов в 9 губерниях Поволжья и отчасти Сибири». В декабре 1905 г. Никольский дважды обращался к казанскому губернатору с прошением о разрешении издавать еженедельную чувашскую газету «Хыпар» и 5 января 1906 г. получил свидетельство на ее выпуск от Главного управления по печати Министерства внутренних дел. Сотрудников он подбирал из числа учащихся, изгнанных из учебных заведений за участие в революционных выступлениях. Никольский был редактором-издателем 22 номеров «Хыпара» (по май 1906 г.). Под его редакцией газета носила в целом буржуазно-либеральный характер, хотя и печатала немало революционно-демократических корреспонденций, рассказов и стихотворений. В последующем она издавалась чувашскими эсерами, стала революционно-демократической по содержанию и сыграла определенную роль в развертывании крестьянского движения в Чувашии.
Несмотря на свою перегруженность педагогической, переводческо-издательской и общественной деятельностью, Николай Васильевич продолжал научную работу. Еще в студенческие годы он начал собирать исторические, этнографические и фольклорные материалы, выезжая в сельскую местность, работал в библиотеках и архивах. В 1904 г. на русском языке опубликована его «Программа для собирания сведений о чувашах», которая затем печаталась на чувашском языке в «Чувашских календарях» на 1911 и 1913 гг. и в приложении к «Краткому чувашско-русскому словарю» в 1919 г.
Почти ежегодно Никольский выезжал в летние месяцы для изучения хозяйства, быта и культуры чувашей, сбора этнографического материала. В 1910-1911 гг. им были собраны и представлены в Русский музей в Петербурге 205 чувашских этнографических предметов.
Н.В.Никольский создал богатейшее собрание материалов, состоящее из 249 томов. Это копии и оригиналы исторических документов, чувашских словарей XVIII-XIX вв., памятники письменности и художественной литературы, этнографические, фольклорные и лингвистические записи преимущественно на чувашском языке, обширный иллюстративный материал. Уникальными являются этнографические фотоальбомы народов Среднего Поволжья начала XX в. Профессор эстонского и сравнительного фольклора Вальтер Андерсон, до революции работавший в Казанском университете, в 1925 г. писал: «Собрание Н.В.Никольского представляет собою ни больше, ни меньше, как благоустроенный научный архив, содержащий огромные массы ценнейших научных материалов, относящихся к фольклору, этнографии и истории чувашского народа... Подобных фольклорных архивов на земном шаре имеется лишь очень немного - ни в коем случае не более трех десятков... Рукописное собрание Н.В.Никольского должно быть причислено к драгоценнейшим культурным сокровищам чувашского народа».
В марте 1905 г. наш выдающийся ученый был принят в пожизненные действительные члены Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
В первые годы советской власти в Казани действовал Высший институт народного образования, где велось обучение языкам, истории и этнографии Поволжья. В 1920-1922 гг. Никольский преподавал здесь историю и этнографию. Большую роль сыграл он в подготовке специалистов высшей квалификации для Чувашии в годы работы в Восточном педагогическом институте (ВПИ) в Казани.
Летом 1926 г. отделение востоковедения ВПИ было разделено на татарское, чувашское, марийское и удмуртское. Никольский до мая 1928 г. занимал должность доцента. 22 мая 1928 г. научно-политическая секция Главного управления специалистами Народного комиссариата просвещения РСФСР присвоила ему звание профессора по кафедре истории, этнографии и фольклору чувашей. На Чувашском отделении Никольский читал курсы истории чувашского народа, устной словесности, географии и природных богатств Чувашии, на Марийском отделении - курс истории марийского народа.
Никольский был желанным гостем на летних курсах учителей и учительских съездах в уездах Казанской губернии, где выступал с лекциями по истории, этнографии и краеведению.
Но после «разгрома» в печати двух его книг: «Краткий курс этнографии чуваш» и «Народная медицина у чуваш», изданных в 1929 г., Н.В.Никольский не мог найти работу ни в Казани, ни в Чебоксарах. С 1931 по 1940 гг. он был на пенсии и нештатным научным сотрудником гуманитарных научно-исследовательских институтов Чувашской, Татарской, Мордовской и Марийской АССР.
С 1940 по 1950 гг. Н.В.Никольский работал старшим научным сотрудником Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. С 1948 по 1950 гг. - он одновременно профессор Марийского государственного педагогического института.
Многолетнее кропотливое исследование Николая Васильевича – «Краткий курс по этнографии чуваш» увидело свет только в начале 1929 г. Книга эта, наряду с монографией «Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в ХV-ХVIII веках», относится к числу крупнейших и ценнейших исследований Никольского. Плодом многолетнего труда ученого явился и сборник «Чувашские пословицы на чувашском, русском и французском языках», который, к сожалению, до настоящего времени не издан.
Такая же судьба постигла и написанную ученым «Историю марийского народа с древнейших времен до XX века».
В 1946 г. Никольский завершил поистине титанический труд «Прошлое чувашского народа от Великой Булгарии до Великой революции». 15 ноября 1947 г. Высшая аттестационная комиссия Министерства высшего образования СССР присудила ему ученую степень доктора исторических наук, отдав должное его выдающимся заслугам.
В 50-е гг. Николай Васильевич подготовил сборник «Пословицы чувашского народа», состоящий из 2217 пословиц на чувашском и русском языках, а также сборник чувашских народных сказок дореволюционной эпохи, который был издан в 1960 г.
Осенью 1961 г., прикованный недугом к постели, Никольский держал при себе свою книгу «Сказки» и часто перелистывал ее. Утром 2 ноября он рассказал, какой ему приснился сон: «Стою я на луне и держу в правой руке, как портфель, земной шар», - добавив напоследок: «Никто не скажет, что я был лентяем», - и тихо скончался.
Имя Николая Васильевича Никольского не забыто историей. К 120-летию со дня рождения известного ученого на его родине, в деревне Юрмекейкино, установлен бюст, открыт также музей в школе, где он учился.
Научное творчество Никольского поистине бесценно. А его исследование по фольклористике «Творчество чуваш», появившееся в 1921 году, и сейчас привлекает внимание специалистов. В память о нашем замечательном земляке именем Никольского названы 18 улиц в Моргаушском и 4 улицы в Аликовском районах*.