Потенциальный номинант на Нобелевскую премию Геннадий Айги по-прежнему не забывает свою историческую родину, не менее одного раза в год радуя местных любителей искусства. Веским тому подтверждением служит открывшаяся еще в конце ноября выставка работ художника Игоря Вулоха, друга чувашского поэта почти с сорокалетним стажем.
Благодаря Айги в последние годы Чебоксары можно назвать неким пространством авангарда. И пусть широкой публикой остались незамеченными шубертовский и бельмановский фестивали, пусть не получила широкого резонанса прошлогодняя выставка работ современных авангардных художников "Мир этих глаз" - не это главное. Наверное, важнее все-таки то, что у нас наконец-то появилась возможность познакомиться с тенденциями современного искусства, что называется, "из первых рук".
Игорь Вулох, как и Айги, принадлежит к поколению тех неприкаянных, голодных и все-таки счастливых художников, сформировавшихся в 60-е годы. С 1961 года они с Айги находятся в творческом содружестве (Вулох - автор графических серий к книгам Айги). Выступая на вечере в Художественном музее, Айги отметил, что дар Игоря Вулоха в графике не только в чем-то сродни Пикассо, Максу Эрнесту, Павлу Фаворскому, но и более того - он ценнее, поскольку это дар импровизации. Видимо, осмелев из-за отсутствия виновника торжества (сам Вулох по болезни не смог приехать в Чебоксары), выступавшие не скупились на славословия. "Фантастически образованный" (по словам Айги) Вулох в литературе, искусстве, теологии был по достоинству оценен живым классиком шведской литературы Тумасом Транстрёмером, который попросил передать через писателя и переводчика Ханса Бьеркегрена свое восхищение. Кстати, именно серия графических работ к поэзии Транстрёмера и стала главным открытием чебоксарской выставки.
Между тем в последние годы так повелось, что о современных художниках мы узнаем лишь после того, как они станут замечены на Западе. Вот и сейчас большая персональная выставка Вулоха готовится в престижной лондонской галерее "Тейт", выходят два основательных каталога его работ в швейцарском Цюрихе и в США. Видимо, некая элитарность Вулоха сыграла свою роль в том, что открытие выставки его работ освещали практически все местные телеканалы. Впрочем, известно, что в представлении большинства искусство авангарда является "заумным". Как заметил Олег Улангин, организатор многих подобных проектов, если в представлении масс лучшее искусство - реалистическое, то впору комиксы признать важнейшим из искусств.
У идейного вдохновителя подобных акций Геннадия Айги впереди еще много планов. Уже есть предварительная договоренность об организации в Чебоксарах уже в этом году выставки одного из крупнейших в Европе скульпторов Карла Прантля и выставки шведского художника Питера Даля, приуроченной к его 60-летию. Нам же остается надеяться, что российская действительность не выкинет еще чего-нибудь неожиданного.