Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

7. Свадебная одежда (туй тумё)

Жених носил на свадьбе красиво расшитую рубашку (подарок невесты), суконный кафтан (чаще синего цвета), подпоясанный кушаком, серую смушковую шапку, сапоги, черные перчатки. Поверх кафтана у верховых чувашей жених надевал особое оплечье-украшение из разноцветного бисера на нитках, составлявших сетку, с раковинами по краям; ворот и передние края обшпвались красным кумачом. В руках или за кушаком имелась нагайка. Жених и дружки повязывали перекинутое через плечо или обернутое вокруг талии полотенце - подарок невесты. Свадебная одежда невесты состояла из вышитой рубашки, передника, суконного пустава или особо разукрашенного шубора пустарла шупар, сапожек лпбо кожаных ботинок с чулками. На свадьбе в доме своих родителей невеста вначале надевала девичьи украшения и тухъю, а также свадебное покрывало. По древнему обычаю невеста дважды сбрасывала с головы покрывало и лишь на третий раз одевала его. Во время обряда "сурпан сырни" в доме жениха молодую одевали в костюм замужней женщины, голову обертывали сурпаном, надевали хушпу и все женские украшения. Выделялись своими одеяниями туй пусё (предводитель свадьбы), или ман кёрў (старший дружка) и туй арамё (сваха). На свадьбу дружка являлся в верхней одежде туй шупарё (свадебный халат). Это распашная одежда из белого холста-длинная, прямая, без застежек. Свадебный кафтан украшался богатой вышивкой, нашивками нз шелковых лент. Туй арамё поверх костюма с украшениями или кафтана накидывала на спину специальный шелковый или расшитый платок-знак ее особого положения на свадьбе. Среди свадебных предметов ярко выделялись орнаментированные платки и покрывала-это сулак, кёрў тутри (наспинный наряд жениха), таша тутри (плясовой платок), сара тутри (покрывало на чиряс с пивом). Во время языческих религиозных обрядов и жертвоприношений участники моления старались одеваться в белое. Белый цвет был освящен, как отмечалось, традицией. Старики-юмзи, руководившие церемонией, надевали белые прямоспинные халаты. При совершении семейных ритуалов пожилая женщина-глава церемонии надевала мужскую шапку. Одежда мальчиков была близка к одеянию взрослых. Но в ее комплексе не имелось принадлежностей ритуального характера, по своей форме и покрою она приближалась к костюму стариков. В то же время костюм девочек обнаруживал сходство с одеждой не пожилых женщин, а девушек. Сравнительный анализ одежды и нарядов чувашей, проведенный А. А. Трофимовым, показал, что их древние корни и традиции связываются с Передней Азией. Так, согдийские скульпторы (11 в. до н. э.- ?V в. н. э.) на фигурах людей изображали рубахи с медальонообразными узорами - как кёскё на чувашских рубахах. Женские богини "одеты" в покрывала (чув. пёркенчёк), тюрбаны (сурпан), а их головные уборы, состоящие из монет и раковин, повторяются в конструкции чувашских хушпу. В произведениях, скульптурах мастеров Пенджикента (V- VIII вв. н. э.) встречаются почти все виды украшений, характерных для женского костюма чувашей. Точки соприкосновения с ними обнаруживаются в одежде народов Индии и Ирана. Чувашская народная одежда имеет сходства с костюмами народов Средней Азии и Казахстана. Выявлено много общего с нарядами этнографических групп туркмен, в частности, племени нохурли. Так, форму чувашской тухъи повторяет тахъя девушек нохурли, шерстяные онучи долак близки к тала и т. д. Параллели наблюдаются с одеждой ногайцев, авар, этнографнческой группы греков - урум и других народов Кавказа. Типологическое сходство наблюдается в традиционной одежде народов Урало-Поволжья-это покрой одежды, орнаментация, стиль украшений, общность названий предметов народного костюма. Общую структуру имеют рубашки луговых марийцев и анат енчи, головные полотенца шарпан марийцев и сурпан вирьял и анат енчи, налобные повязки, поясные подвески солык и сёлкё, женские украшения из бисера и монет почкама (мар.) и ама (чув.), ошпу и хушпу с открытым верхом, такия и тухъя и т. д. Пласт параллелей, существующий в одежде и украшениях луговых марийцев и чувашей анат енчи и анатри, относится, надо полагать, к болгарскому времени. К более позднему времени следует отнести сходство между одеяниями вирьял и горных марийцев. Сходства выявляются при сравнении костюмов чувашей, с одной стороны, татар (казанских, кряшен, мишарей), башкир, удмуртов (особенно этнографической группы бесермян), мордвы, с другой. Чувашская народная одежда и украшения-богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времени, племен, народов, культур разных географических регионов Азии и Европы. Костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика