Проект республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной трехлетний период сформирован на фоне положительных тенденций в социально-экономическом развитии республики.
На 2013-2015 годы Кабинетом Министров Чувашской Республики одобрены основные показатели прогноза социально-экономического развития ЧР на 2013-2015 годы (постановление от 11 июля 2012 г. № 280) в двух вариантах: вариант I - исходя из менее благоприятного сценария развития экономики, вариант II- исходя из более благоприятного сочетания внешних и внутренних условий сценария развития экономики
Принимая во внимание замедление темпов роста мировой экономики, по сути кризисные явления, в особенности в Европе, а так же существенное замедление роста российской экономики при формировании республиканского бюджета Минфин Чувашии исходил из варианта I, т.е. исходя из менее благоприятного сценария развития экономики.
Формирование объема и структуры расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2013–2015 годы осуществлялось с учетом необходимости реализации первоочередных задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596–606.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2018 году необходимо обеспечить доведение заработной платы работников образования, культуры и здравоохранения до средней заработной платы по экономике.
Бюджетные ассигнования на повышение заработной платы работникам образования, культуры и здравоохранения законопроектом предусмотрены на 2013 год в размере 1320,5 млн. рублей, предусматривается повышение заработной платы работникам образования, культуры и здравоохранения с 1 октября 2013 года порядка на 15,9%, что выше прогнозируемого роста средней заработной платы по экономике Чувашской Республики – 12,26% (согласно информации Минэкономразвития Чувашии). Повышение заработной платы остальным категориям работников будет осуществляться с учетом предполагаемых к принятию на федеральном уровне решений о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 октября 2013 года на 5,5%.
Параметры республиканского бюджета Чувашской Республики на очередные 3 года прогнозируются в следующих объемах:
на 2013 год: по доходам – 29 928,2 млн. рублей, по расходам – 30 936,4 млн. рублей, дефицит – 1008,2 млн. рублей, что составляет 5,2% к собственным доходам – в рамках предельных ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (15%);
на 2014 год: по доходам – 28 528,9 млн. рублей, по расходам – 29 870,8 млн. рублей, дефицит – 1 341,9 млн. рублей (6,4% к собственным доходам);
на 2015 год: по доходам – 30 099,8 млн. рублей, по расходам – 31 883,9 млн. рублей, дефицит – 1 784,1 млн. рублей (7,9% к собственным доходам).
Собственные доходы на 2013 год к уровню 2012 года запланированы с ростом на 5,4%, в 2014–2015 годах к предыдущему году – на 8,0% и 7,5% соответственно. (2012г. – план 113,9%, факт январь-сентябрь по оперативным данным – 114,4%).
Межбюджетные трансферты с учетом сумм, распределенных проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрены в доходах республиканского бюджета ЧР на 2013 год в сумме 10413,4 млн. рублей, на 2014–2015 годы 7450,2 млн. рублей и 7432,3 млн. рублей соответственно.
Следует отметить, что часть межбюджетных трансфертов на 2013–2015 годы будет распределена отдельными решениями Правительства России в ходе исполнения федерального бюджета.
Проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Чувашской Республике объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрен на 2013 год в сумме 7 037,9 млн. рублей, с ростом к уровню 2012 года (5 401,9 млн. рублей) на 30,3%, или на 1636,0 млн. рублей при первоначально предусмотренном действующим федеральным законом объеме 3 778,5 млн. рублей (дополнительно получено 3 259,4 млн. рублей). В текущем году по сравнению с 2011 годом рост дотаций составил 766,1 млн. рублей, или 16,5%.
При этом неуклонно усиливается социальная направленность бюджета - планируется направить на социально-культурную сферу: образование, здравоохранение, культуру и средства массовой информации, физическую культуру и спорт, социальную политику (в 2011 году – 62,3%, в 2012 году – 66,7%, в 2013 году – 68,3%, в 2014 году – 69,3%, в 2015 году – 71,1%).
В соответствии с предложенным законопроектом дефицит республиканского бюджета Чувашской Республики планируется снизить в 2013 году к уровню 2012 года в 4,2 раза: с 4 192,7 млн. рублей до 1 008,2 млн. рублей. В результате прогнозируемый размер дефицита по отношению к собственным доходам составит в 2013 году 5,2% (при предельном значении, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации 15%).
Объем государственного долга Чувашской Республики на 1 января 2014 года прогнозируется в сумме 10 019,3 млн. рублей, что ниже планируемого значения на начало 2013 года (10 814,5 млн. рублей) на 795,2 млн. рублей.
Государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2016 года прогнозируется в сумме 11806,6 млн. рублей (из них ценные бумаги – 4000,0 млн. рублей, кредиты кредитных организаций – 6447,2 млн. рублей, бюджетные кредиты – 1350,9 млн. рублей, государственные гарантии – 8,5 млн. рублей).
Отношение государственного долга Чувашской Республики к собственным доходам предлагается снизить с 58,4% на 1 января 2013 года до 52,1% по состоянию на 1 января 2016 года (предельное значение по Бюджетному кодексу Российской Федерации – 100%).