Одной из приоритетных задач государственной политики Чувашской Республики является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и молодежи, реализацию их потенциальных возможностей. Программы работы с одаренными детьми и молодежью реализуются на всех ступенях обучения.
В республике функционируют 436 дошкольных образовательных учреждения и 242 дошкольные группы при школах, которые посещают 57,2 тыс. детей, что составляет 75 % детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В дошкольных образовательных учреждениях проводится систематическая работа по выявлению и развитию творческих способностей детей. Во всех учреждениях дошкольного образования реализуются программы раннего выявления и развития одаренности. В 36% детских садов дети занимаются в дополнительных кружках по интересам, в 20% учреждений организованы дополнительные услуги по развитию интеллектуальных, спортивных, музыкальных и художественных способностей. Воспитанники детских садов республики ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», Всероссийском конкурсе «Портфолио достижений» в номинации «Самый творческий и талантливый ребенок», различных республиканских и муниципальных конкурсах.
В Чувашской Республике в 2011-2012 учебном году функционируют 498 школ, в которых обучается 125,9 тыс. детей. Для развития юных талантов в республике создана сеть инновационных образовательных учреждений, проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, реализуются индивидуальные программы сопровождения одаренных детей, внедрены механизмы материальной и моральной поддержки и др.
В последние годы в результате концентрации кадровых, финансовых, материальных ресурсов созданы условия для формирования творческой среды по развитию особо одаренных детей в каждой общеобразовательной школе. Для развития этого направления в 2011 году дополнительно в школы было направлено 40,0 млн. рублей. Наиболее полно работа с одаренными школьниками проводится в рамках профильного обучения. По профильным программам занимаются 95,1 % учащихся 10-11 классов. В последние годы наиболее популярными стали физико-математический и естественно-научный профили, что свидетельствует о том, что интересы учащихся, пожелания родителей начинают совпадать с запросами рынка труда.
Для привлечения детей и молодежи к техническим специальностям создается сеть инженерных классов в школах, выпускники которых будут ориентированы на получение рабочих профессий в учреждениях начального профессионального образования в «инженерных группах», предполагающих получение углубленных как базовых общеобразовательных, так и профессиональных знаний. Дальнейшая индивидуальная траектория выпускников предполагает либо начало трудовой деятельности, либо поступление в инженерные группы учреждений среднего профессионального образования по сокращенной форме обучения, с последующим обучением также по сокращенным срокам в вузах.
Для развития талантливых детей, проживающих в городской местности, созданы особые условия в 10 гимназиях, 8 лицеях и 17 школах с углубленным изучением отдельных предметов. В них обучается более 26,5 тыс. детей, что составляет 36 % от общего количество городских школьников.
Для развития ярких способностей сельских школьников создана сеть базовых школ – ресурсных центров, в которых обучаются 66% от общего количества сельских школьников. Базовые школы стали многофункциональными комплексами по сопровождению талантливых детей. Наиболее эффективную систему по развитию одаренных детей имеют лицей № 2, лицей № 3, лицей № 44, гимназия № 1, гимназия № 5 г. Чебоксары, гимназия № 6 г. Новочебоксарск, Янтиковская средняя школа Янтиковского района и др.
Ведущую роль в выявлении и развитии разных типов одаренности детей играют учреждения дополнительного образования. В настоящее время в республике 136 учреждений данного типа, в них занимаются 71% от общего количества обучающихся. Высокой востребованностью у детей пользуются программы художественно-эстетической (41,2%) и спортивной (32,3%) направленностей.
Успешную работу по реализации многопрофильных программ дополнительного образования с талантливыми детьми ведут Чебоксарский дворец детского (юношеского) творчества, Новочебоксарский дворец детского (юношеского) творчества, Центр творчества детей г. Шумерля, Станция юных техников Моргаушского района и др.
Для координации деятельности образовательных учреждений по сопровождению талантливых детей с 2010 года действует Республиканский центр по работе с талантливыми детьми. В составе центра функционирует многопредметная очно-заочная дистанционная школа для одаренных старшеклассников, которую ведут лучшие преподаватели учреждений высшего профессионального образования Чувашии. Стали традиционными проведение учебно-тренировочных занятий во время каникул, работа профильных смен в оздоровительных лагерях.
В 2011 году в различных интеллектуальных, творческих, спортивных состязаниях приняло участие более 110 тыс. учащихся всех возрастов, что составляет 87,4% всех школьников. Самым популярным мероприятием являются многоуровневые предметные олимпиады, в 2011 году более 70 % школьников республики приняли в них участие. Результатом целенаправленной системной работы стало - 9 место республики в Российской Федерации по количеству победителей и призеров на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Таким образом, Чувашия вошла в «золотую десятку» регионов России.
14 лет для школьников проводится республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся «Excelsior! Всё выше!». Ежегодно в ней принимает участие более 3000 обучающихся, увлеченных научно-исследовательской деятельностью. Лучшие исследовательские работы направляются для участия во всероссийских и межрегиональных/международных конкурсах и конференциях.
В республике сформированы базы данных одаренных детей и молодежи («Одаренные дети Чувашии», «Лучший выпускник учреждений профессионального образования», «Золотые молодые кадры» и др.). Информация указанных баз данных используется для дальнейшего сопровождения образовательных и трудовых траекторий лучших выпускников, ею активно пользуются работодатели.
В целях поощрения молодых деятелей науки, техники и производства, литературы, культуры и искусства, образования, воспитания и молодежной политики, здравоохранения, охраны окружающей среды и спорта ежегодно в 4 номинациях присуждаются Государственные молодежные премии Чувашской Республики (по 50 тыс. рублей). В 2011 году на соискание Государственных молодежных премий по итогам 2010 года претендовали авторы 30 работ, определено 7 лауреатов.
Учреждены специальные стипендии для представителей молодежи и детей за особую творческую устремленность. Стипендии в 2012 году удостоились 1000 юношей и девушек, достигших значительных результатов в учебе, бизнес-проектировании, научной, творческой, производственной, управленческой деятельности. Из них более 50% - обучающаяся молодежь, более 40% - молодые специалисты в сфере промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, около 10% - активисты молодежных общественных организаций и т.д. В течение календарного года стипендиат ежемесячно получает 1830 рублей. Всего за 2002-2011 годы было назначено 9 000 таких стипендий.
Доказательством эффективности государственной поддержки является такой факт - 100 процентов стипендиатов, обучающихся на электротехническом факультете Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова, впоследствии трудоустраиваются на предприятия, занимающие ведущие позиции в области разработки микропроцессорной электроники.
В 2006 году учреждены Премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Всего за 2006-2011 годы премии для поддержки талантливой молодежи приоритетного национального проекта «Образование» получили 398 молодых талантов из Чувашии. Различные формы поддержки талантливой детей и молодежи действуют и в муниципалитетах. С 1998 года в Чувашии проводится республиканский конкурс инновационных и вариативных программ в сфере реализации государственной молодежной политики. Государственную поддержку, прежде всего, получают проекты, направленные на развитие одаренной молодежи.
Система сопровождения талантливой молодежи сформирована и в учреждениях профессионального образования. Центром организации работы по приобщению молодежи к научным исследованиям являются студенческие научные общества. Созданием единого межвузовского научного информационного пространства занимается Координационный совет студенческих научных обществ Чувашской Республики, организовавший в 2011 году более 100 научных мероприятий, в том числе обучающие семинары и тренинги для студентов. Научную деятельность молодых ученых координирует Совет молодых ученых и специалистов Чувашской Республики.
Молодые ученые республики имеют возможность получить финансовую поддержу для реализации научных проектов в различных фондах. Так, в рамках совместных региональных конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда и Кабинета Министров Чувашской Республики за последние 3 года поддержан 151 проект научных работников Чувашской Республики на общую сумму 24,36 млн. руб. На базе Чебоксарского политехнического института филиала Московского Государственного открытого университета с 2009 года действует региональный филиал Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Указанный фонд является центром реализации специализированных программ («У.М.Н.И.К.» - конкурс студентов и аспирантов, «СТАРТ» - поддержка малых инновационных предприятий и др.).
В учреждениях начального и среднего профессионального образования ежегодно проводится 15 республиканских олимпиад профессионального мастерства. В 2011 году победители республиканских олимпиад участвовали в 12 всероссийских олимпиадах профессионального мастерства, в 8 из них представители Чувашии стали победителями. 40 студентов учреждений среднего профессионального образования стали лауреатами и дипломантами международных, всероссийских, межрегиональных конкурсов и фестивалей.
Ежегодно в республике проходит более 120 мероприятий, направленных на поддержку творческой студенческой молодежи. Стало традиционным проведение межвузовской конференции-фестиваля научного творчества «Юность Большой Волги», конкурсов студенческих научных работ «Наука XXI века», «Аспирант года», «Студент года», межвузовской спартакиады по 16 видам спорта и др.
Одним из самых массовых молодежных творческих проектов, направленных на выявление и поддержку более десяти тысяч молодых людей, является фестиваль «Студенческая весна», который проводится в Чувашии на протяжении более 40 лет.