Важнейшая роль в обеспечении доступности информации для населения принадлежит печатным средствам массовой информации. По информации Управления Роскомнадзора по Чувашии на 15 декабря 2011 года в республике зарегистрировано 251 средств массовой информации, из которых 182 печатных изданий, среди них 40 газет и 6 журналов – государственные средства массовой информации. Наиболее популярными являются общественно-политические издания «Хыпар», «Советская Чувашия», «Хресчен сасси». В муниципалитетах ключевые позиции занимают районные (городские) издания.
На эти средства массовой информации возлагается основная задача по освещению деятельности Президента Чувашской Республики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, публикации нормативно-правовых документов органов власти Чувашской Республики. Издания призваны не только информировать читателя, но и служить мобилизации ресурсов на решение важнейших задач, вызывать у жителей республики чувство сопричастности к серьезным переменам в жизни республики. Государственными печатными средствами массовой информации ведется систематическое освещение хода реализации приоритетных национальных проектов на территории Чувашии на примере районов и городов республики, социально значимых тем (профилактика алкоголизма и пьянства, табакокурения, борьба с распространением наркотиков, предупреждение коррупционных проявлений, защита материнства и детства, развитие образования, культуры и искусства, развитие массового спорта и др.). Пропагандируя достижения районов и городов, республиканские газеты являются площадкой для обмена опытом между органами местного самоуправления. Газеты востребованы всеми социальными слоями населения, независимо от социального положения и статуса, интересов и возраста. Каждый читатель на страницах печатных изданий может найти интересующие темы и ответы на свои вопросы. Молодежные и детские издания «Çамрăксен хаçачĕ», «Тантăш», «Тетте-Игрушка», «Самант» играют значительную роль в воспитании подрастающего поколения, формировании чувства патриотизма, любви к родному языку, выявлении и поддержке творчески одаренной молодежи.
Анализ итогов подписки на республиканские и районные (городские) газеты на II полугодие 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года показывает снижение подписки на 1,4 % на республиканские издания и рост подписки на 2% на районные издания. Улучшили показатели республиканская газета «Хыпар» (на 0,1%), Аликовская районная газета «Пурнăç çулĕпе» (на 9,2%), Батыревская районная газета «Авангард» (на 3,2%), Вурнарская районная газета «Çĕнтерÿ çулĕ» (на 12%). Комсомольская районная газета «Каçал ен» (на 8,5%), Красночетайская районная газета «Пирĕн пурнăç» (на 14,5%). Моргаушская районная газета «Çěнтерÿ ялавě» (на 10,6%), Урмарская районная газета «Херле ялав» (на11,6%). Ненамного снизились подписные тиражи на газеты «Тантăш», «Самант», «Тетте».
До конца подписной кампании на периодические издания на I полугодие 2011 года остается совсем немного времени - она завершится 27 декабря. По состоянию на 1 декабря 2011 г. в республике выписано по сравнению с показателями на аналогичную дату прошлого года 82 процента республиканских газет и журналов и 97 процентов – районных и городских газет. По данным на 1 декабря заметно улучшили показатели следующие районные и городские издания: «Алатырские вести» (Алатырский район», «Грани» (г. Новочебоксарск), «Канаш» (г. Канаш), «Çěнтерÿ ялавě» (Моргаушский район). Аутсайдерами остаются «Авангард» (Батыревский район), «Вперёд» (Шумерлинский район), «Ялав» (Козловский район). Показатели подписки на республиканские газеты и журналы у всех ниже прошлогодних. Это данные с учетом альтернативной подписки, которую ведут сами издания. Однако по приведенным цифрам нельзя говорить об итогах всей подписной кампании. Как показывает практика, к моменту окончания срока подписной кампании ситуация с подпиской улучшается.
Ход подписной кампании зависит от многих факторов, в том числе это связано со сложным финансовым положением некоторой части населения, организаций и предприятий. Одна из причин – недостаточная информация о подписной кампании. В оставшееся до конца подписной кампании время:
- целесообразно подготовить информационные стенды по республиканским национальным изданиям;
- проводить День подписчика, организовать подписку на праздниках, районных и республиканских мероприятиях, пропагандировать республиканские и районные СМИ на семинарах, совещаниях, форумах;
- нужно уделить особое внимание состоянию подписки в районных (сельских) библиотеках и районных (сельских) Домах культуры как информационных и культурных центрах, учреждениях образования и здравоохранения;
- органам местного самоуправления необходимо оказать всестороннюю организационную помощь в проведении подписки, повышении эффективности взаимодействия между жителями республики, отделениями почтовой связи, редакциями газет, организациями всех форм собственности.
В рамках реализации системной государственной политики, направленной на совершенствование информационного обеспечения структур власти, организаций, населения республики, необходимо регулярно размещать на сайтах администраций районов, городов, поселений сведения о ходе, итогах подписной кампании. Формирование такой базы данных позволит эффективно организовать работу по организации подписки в каждом районе, городе, селе.
Напоминаем, на республиканские газеты и остальные издания можно подписаться во всех отделениях почтовой связи, киосках ОАО «Чувашпечать» и ГУП «Советская Чувашия», редакциях газет.