Основные параметры прогноза социально-экономического развития республики на 2012 год и на период до 2014 года разработаны с учетом задач, поставленных в Послании Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год «В молодежь надо верить!», Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в среднесрочном периоде, анализа сложившейся ситуации и тенденций развития в текущем году. Предлагаемый проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики согласован со всеми заинтересованными министерствами.
Динамика макроэкономических показателей в текущем году отражает оживление производства, уровня потребления и снижение безработицы.
В среднесрочной перспективе определены приоритетные направления, имеющие опережающее развитие, это - инновации, нано- и биотехнологии, конкурентоспособность, модернизация всех сфер деятельности, энергоэффективность и ресурсосбережение, информационные технологии, экологизация всех сфер хозяйственной деятельности.
В прогнозируемом периоде в движении к инновационной и более конкурентоспособной экономике необходимо обеспечить:
Во-первых, переход к устойчивому росту инвестиционного и потребительского спроса.
Во-вторых, диверсификацию структуры экономики на основе технологической модернизации и инноваций, связанных с созданием новых прорывных технологий, продуктов и рынков.
В-третьих, восстановление и создание новых рабочих мест при взаимодействии образования, науки и инноваций, как наиболее важных для модернизации экономики.
Решение этих задач тесно связано с преобразованиями в таких ведущих секторах экономики как обрабатывающие производства, наука, здравоохранение, образование и повышением их инновационной составляющей.
Изменение экономического положения республики на макроуровне характеризуется динамикой и структурой валового регионального продукта. Отличительной характеристикой структуры ВРП в Чувашии является высокая доля обрабатывающих производств (24,9 %). Кроме обрабатывающих производств, вклад в формирование валового регионального продукта вносят сельское хозяйство (9,7%), строительство (7,9%), оптовая и розничная торговля (14,2%). Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме валового регионального продукта, составляет 56,7 %. Поэтому ситуация прежде всего в этих отраслях экономики, а также инвестиционная активность отразятся на показателе валового регионального продукта.
По прогнозным расчетам валовой региональный продукт в 2014 году составит 106,0 – 107,9 % к предыдущему году.
Основными приоритетами промышленной политики являются модернизация и техническое переоснащение действующих и создание новых высокотехнологичных производств, повышение энергоэффективности и восприимчивости к инновациям, применение энергосберегающих технологий, реализация проектов, характеризующихся наиболее высоким мультипликативным эффектом, что приведет к повышению конкурентоспособности каждой организации и промышленного комплекса республики в целом.
В 2011 году по оценке индекс промышленного производства составит 113,2%.
Производство продукции сельского хозяйства вырастет по оценке в 2011 году на 22,3 % к аномально низкой базе прошлого года.
Основными задачами инвестиционной политики в среднесрочной перспективе являются развитие внутренних инвестиционных возможностей и наращивание инвестиционного потенциала. Практика мирового развития показывает, что именно эффективная инвестиционная деятельность становится основным рычагом развития как экономики в целом, так и благополучия территорий и отдельных предприятий.
В 2011 году по экспертной оценке общий объем инвестиций в основной капитал увеличится на 15,2 % (по сравнению с предыдущим годом) и составит 53,6 млрд.рублей.
Сегодня все более очевидным становится тот факт, что обеспечение устойчивых темпов развития экономики невозможно без заинтересованного взаимовыгодного партнерства государственных и муниципальных органов с представителями бизнеса. Реализация крупных проектов предполагает существенные капиталовложения с длительным сроком окупаемости, поэтому особую актуальность приобретает развитие государственно-частного партнерства.
Именно реализация перспективных инвестиционных проектов, программ и Соглашений, укрепление контактов со стратегическими партнерами, интеграция предприятий внесет вклад в увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест.
Экономический рост обеспечит решение основных социальных задач - создание новых рабочих мест, рост заработной платы и доходов населения. Запланированное в республиканском бюджете Чувашской Республики в 2011 году повышение на 6,5% заработной платы работников бюджетной сферы (включая повышение заработной платы учителей на 30% к концу 2011 года и рост заработной платы на 10% работников учреждений здравоохранения) повлечет за собой рост заработной платы в среднем по республике. По оценке фонд заработной платы в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 11,7% и составит 66,3 млрд.рублей, при этом среднемесячная заработная плата увеличится на 11,5 % и составит 14500,0 рублей. Вместе с тем, дальнейшее увеличение заработной платы работников бюджетной сферы ограничено возможностями республиканского бюджета Чувашской Республики.
Формированию позитивных тенденций в динамике реальных доходов населения будут способствовать прогнозируемое замедление темпов инфляции, рост заработной платы, индексация пенсионных выплат и денежных компенсаций по льготам, трансфертов и выплат социального характера, доходов от предпринимательской деятельности. По прогнозу к 2014 году реальные располагаемые денежные доходы населения составят 106,9 % к предыдущему году.
Прогнозируется сокращение дифференциации населения по уровню доходов. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшится по прогнозным расчетам с 18,5 % в 2010 году до 16 % в 2014 году.
При сокращении безработицы и росте реальных доходов населения рост оборота розничной торговли в 2011 г. составит 106,4%, а к 2014 году – 107,5 – 109,2 %.
Первостепенная задача – за счет формирования эффективной и динамичной системы государственного управления обеспечить повышение инвестиционной привлекательности, технологической модернизации и инновационного прорыва, заинтересовать и подключить к данному процессу бизнес, науку, образование и общество в целом.