Концепция административной реформы в Российской Федерации завершила свое действие в 2010 году. Новым программным документом, определяющим основные направления совершенствования государственного управления на среднесрочную перспективу является Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, которая одобрена протокольным решением заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 15 марта 2011 г. № 115. В развитие этой Концепции все субъекты Российской Федерации должны утвердить свои программы снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг.
Цели разработанной нами республиканской целевой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике в 2011–2013 годах» корреспондируются с целями федеральной Концепции. И для их достижения необходимо решение следующих задач:
ограничение вмешательства органов власти в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, прекращение избыточного государственного регулирования;
оптимизация механизмов реализации государственных и муниципальных услуг (функций);
совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг, в том числе через создание на территории Чувашской Республики сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Федеральной Концепцией для снижения административных барьеров предусматривается реализация общесистемных мер (принятие базовых федеральных законов, которые влияют на развитие предпринимательства), а также отраслевых мер (совершенствование государственного администрирования в отдельных сферах экономической деятельности). К общесистемным мерах относятся такие механизмы, как: лицензирование, аккредитация, саморегулирование, уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, порядок осуществления контрольных, надзорных полномочий.
Поэтому мы в рамках региональных полномочий до принятия соответствующих федеральных законов предусматриваем сконцентрировать внимание на таких направлениях, как внедрение системы оценки регулирующего воздействия и совершенствование системы государственного контроля и надзора, а также муниципального контроля.
Следующее важное направление в среднесрочной перспективе – это все, что связано с повышением качества и доступности государственных услуг. Необходимо изменить практику работы наших органов власти, общая логика этой работы такова:
оптимизация перечней государственных и муниципальных услуг, исключение избыточности и дублирования, фиксирование перечней в соответствующих реестрах;
регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг;
перевод на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде и по принципу одного окна.