Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, а также контроля за ходом их реализации (далее – Порядок).
1.2. Муниципальная программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных самостоятельных задач в рамках одной муниципальной программы. Деление на подпрограммы осуществляется, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем и задач. Требования к содержанию и оформлению подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию и оформлению муниципальных программ.
1.3. Понятия, используемые в настоящем Порядке:
муниципальная программа (далее – Программа) Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики – комплекс взаимоувязанных по целям, срокам осуществления и ресурсам мероприятий, обеспечивающих в рамках решения вопросов местного значения достижение стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики
подпрограмма Программы (далее – Подпрограмма) – комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, ресурсам мероприятий, выделенный, исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках Программы;
ответственный исполнитель – администрация Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики являющийся координатором разработки и реализации Программы;
соисполнитель – структурное подразделение и (или) иной главный распорядитель бюджетных средств, муниципальное учреждение, являющиеся разработчиками Подпрограммы (реализующие Подпрограмму);
участник - администрация Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, участвующий в реализации отдельных мероприятий Программы, предприятия и учреждения.
целевые показатели (индикаторы) – количественные и (или) качественные показатели, позволяющие оценить решение поставленных задач, ход и итоги реализации Программы (Подпрограммы), в том числе по годам и (или) по этапам реализации, и характеризующие в числовом виде объем и (или) качество ожидаемых результатов и эффективность реализации Программы (Подпрограммы);
цель – формируемый при анализе проблемной ситуации приоритет, достижение которого с учетом имеющихся ресурсов и в заданных временных рамках ведет к достижению стратегических целей и задач социально-экономического развития Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики;
задача – результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение цели (целей) Программы (Подпрограммы);
основное мероприятие – группа действий, направленных на реализацию программы и запланированного результата;
мероприятие – действие, направленное на реализацию программы и запланированного результата;
1.4. Мероприятия подпрограммы одной Программы (Подпрограммы) не могут быть одновременно включены в другую Программу (Подпрограммы).
1.5. Программа утверждается постановлением администрации Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики. Внесение изменений в Программу осуществляется в порядке, установленном для разработки и реализации Программ.
Внесение изменений в Подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в Программу.
1.6. Срок реализации Программы (Подпрограммы) – 3 года.
1.7. Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации Программ осуществляет администрация Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики по согласованию с отделом экономики и имущественных отношений администрации Цивильского района Чувашской Республики (далее – отдел экономики) совместно с финансовым отделом администрации Цивильского района Чувашской Республики (далее – финансовый отдел).
1.8.Программа (подпрограмма) подлежит общественному обсуждению на заседаниях общественных советов ее ответственных исполнителей.
Ответственный исполнитель обеспечивает предварительное обсуждение проекта муниципальной программы с участием представителей соисполнителей и участников программы, на которое могут приглашаться представители общественных организаций, организаций, предприниматели, к сфере деятельности которых относится муниципальная программа.
Состав материалов представляемых на предварительное обсуждение ответственным исполнителем для рассмотрения проекта постановления об утверждении муниципальной программы включает:
- проект постановления администрации Малоянгорчинского сельского поселения об утверждении муниципальной программы;
- проект плана мероприятий по реализации муниципальной программы;
- обоснование планируемых ресурсов на реализацию муниципальной программы.
2.Требования к содержанию Программы
2.1. Программы разрабатываются исходя из приоритетов социально-экономического развития Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, с учетом положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, государственных программ Российской Федерации, государственных программ Чувашской Республики и муниципальных программ Цивильского района Чувашской Республики, посланий Президента Российской Федерации и Главы Чувашской Республики.
2.2. Программа содержит паспорт Программы, текстовую часть и приложения.
2.3. Паспорт Программы оформляется в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.
2.4. Текстовая часть Программы состоит из следующих разделов:
2.4.1. характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, прогноз ее развития;
2.4.2. приоритеты реализуемой на территории Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики политики в соответствующей сфере социально-экономического развития района, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроки и этапы реализации Программы;
2.4.3. обобщенная характеристика подпрограмм Программы (основных мероприятий) с планом реализации Программы, оформляемым в виде приложения к Программе;
2.4.4. основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов;
2.4.5. ресурсное обеспечение Программы (в разрезе подпрограмм и по годам реализации Программы) за счет всех источников финансирования.
2.4.6. Кроме информации, указанной в подпунктах 2.4.1. – 2.4.5. настоящего Порядка, Программа может содержать:
программы общественных и иных организаций - соответствующую информацию, включая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию муниципальной программы.
2.5.Приложения оформляются согласно приложениям № 2-6 к настоящему Порядку.
2.6. В характеристике текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития сельского поселения отражается развернутая постановка основных проблем, включая анализ причин их возникновения, обоснование связи с приоритетами социально-экономического развития Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики и полномочий органа местного самоуправления, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
2.7. Цель и задачи Программы не могут дублировать цель и задачи других Программ.
Требования, предъявляемые к цели Программы:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации Программы и полномочиям в этой сфере);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, имеющие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения цели);
- достижимость (цель должна быть потенциально достижима за период реализации Программы);
Комплекс задач должен быть необходим и достаточен для достижения соответствующей цели. Срок решения задач не может превышать срок достижения соответствующей цели.
Показатели (индикаторы) должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей муниципальной программы, а также:
а) отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация Программы;
б) иметь количественное значение;
в) непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации Программы;
В случае целесообразности показатели (индикаторы) могут иметь буквенное значение («да», «нет»).
В перечень целевых показателей (индикаторов) Программы подлежат включению показатели, значения которых удовлетворяют одному из следующих условий:
а) определяются на основе данных государственного статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности;
б) рассчитываются по методикам, утвержденным актом ответственного исполнителя (участника) или включенным в состав Программы (при необходимости).
2.8. В обобщенной характеристике подпрограмм Программы указывается краткое содержание подпрограмм.
Подпрограмма является неотъемлемой частью Программы и формируется с учетом согласованности основных направлений Подпрограммы и Программы.
Подпрограмма состоит из основных мероприятий органа местного самоуправления направленных на реализацию подпрограммы и запланированного результата, содержит паспорт Подпрограммы и разделы, аналогичные разделам Программы, указанным в подпунктах 2.4.1, 2.4.2., 2.4.4, 2.4.6. Вместо раздела, указанного в подпункте 2.4.3. настоящего раздела в Подпрограмму включается раздел «Описание мероприятий», включающий перечень и описание мероприятий. Подпрограмма «Обеспечение реализации Программы» содержит только обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы.
2.9. В случае невозможности выделения в составе Программы Подпрограмм Программа состоит из мероприятий, сгруппированных в основные мероприятия.
2.9.1.Паспорт подпрограммы оформляется в соответствии с приложением № 7 к настоящему Порядку.
3.Основание и этапы разработки Программы
3.1. Разработка Программы осуществляется на основании перечня Программ, утверждаемого постановлением администрации Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики.
Проект перечня Программ формируется администрацией Малоянгорчинского сельского поселения совместно с отделом экономики и имущественных отношений администрации Цивильского района по согласованию с финансовым отделом администрации Цивильского района на основании положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, а также Цивильского района Чувашской Республики и Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района, предусматривающих реализацию муниципальных программ.
Внесение изменений в перечень Программ производится в соответствии с постановлением администрации Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики не позднее 1 декабря текущего финансового года на очередной финансовый год и плановый период.
Перечень Программ содержит:
а) наименования Программ;
б) наименования ответственных исполнителей и соисполнителей Программ;
в) основные направления реализации Программ (Подпрограммы).
3.2. Разработка проекта Программы, а также дополнительных, обосновывающих материалов к ней производится ответственным исполнителем совместно с соисполнителями.
3.3. При разработке проекта Программы ответственным исполнителям необходимо не позднее 1 июня текущего финансового года направлять в финансовый отдел предложения:
о финансировании в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджета сельского поселения основных мероприятий муниципальных программ поселения, направленных на социально-экономическое развитие района;
об участии в реализации основных мероприятий муниципальных программ в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджета Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики;
3.4. После согласования со структурными подразделениями Цивильской районной администрации Чувашской Республики проект постановления об утверждении Программы направляется для согласования в Прокуратуру Цивильского района Чувашской Республики в установленном порядке.
4.Финансовое обеспечение реализации Программы
4.1. Финансовое обеспечение реализации Программ осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, внебюджетных источников, а также дополнительных ресурсов и привлекаемых средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Чувашской Республики, Цивильского районного бюджета Чувашской Республики.
4.2. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в очередном финансовом году (и плановом периоде) осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, регулирующими порядок составления проекта бюджета Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики и планирование бюджетных ассигнований, а также с учетом результатов реализации муниципальной программы за предыдущий год.
4.3. Объемы финансового обеспечения реализации Программы за счет средств бюджета Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период указываются в муниципальной программе в соответствии с показателями бюджета Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств бюджета Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики на период после планового периода определяется в соответствии с показателями бюджета Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы второго года планового периода.
5.Управление, реализация и контроль за ходом реализации Программы
5.1. Текущее управление над реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем.
5.2. Ответственным исполнителем разрабатывается план реализации Программы (далее – План реализации), содержащий перечень Подпрограмм (в случае их наличия) с перечнем основных мероприятий и мероприятий с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей, исполнителей основных мероприятий (мероприятий)
План реализации составляется по форме согласно приложению № 3.
5.3. План реализации содержится в составе приложений к Программе и составляется на очередной финансовый год плановый период.
5.4. В процессе реализации Программы ответственный исполнитель вправе принимать решения о внесении изменений в перечни и состав основных мероприятий.
Указанные решения принимаются ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не оказывают влияние на параметры Программы и не приведут к ухудшению плановых значений целевых показателей (индикаторов) Программы.
5.5. Ответственный исполнитель:
5.5.1. обеспечивает разработку Программы, ее согласование и утверждение;
5.5.2. организует реализацию Программы, обеспечивает внесение изменений в Программу и несет ответственность за достижение целевых индикаторов (показателей) Программы, а также ожидаемых результатов ее реализации;
5.5.3. предоставляет ежеквартально, в срок до 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом в целях оперативного контроля в отдел экономики и имущественных отношений администрации Цивильского района и финансовый отдел администрации Цивильского района:
5.5.3.1. информацию о степени выполнения подпрограмм и отдельных мероприятий (мероприятий) Программы по муниципальным программам;
5.5.3.2. информацию о расходовании бюджетных и внебюджетных средств на реализацию Программы по муниципальным программам;
5.5.3.3. сведения о достижении значений целевых индикаторов (показателей) Программы по муниципальным программам;
5.5.3.4.разарабатывает детальный план график реализации муниципальной программы.
5.5.4. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности программы (далее – годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и участниками Программы и представляется в отдел экономики и имущественных отношений и финансовый отдел администрации Цивильского района в срок до 1 марта (уточенный годовой отчет – до 1 мая) года, следующего за отчетным.
6.Оценка эффективности Программ
6.1.Оценка эффективности реализации Программы проводится администрацией Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, ответственным за подготовку годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программ за отчетный год, а также по итогам завершения реализации Программы.
6.2. Расчет критериев оценки эффективности реализации Программы
6.2.1. расчет степени достижения цели Программы:
6.2.1.1. применяется для целевых индикаторов (показателей), у которых положительным результатом считается превышение фактического значения целевого индикатора (показателя) над плановым значением целевого индикатора (показателя):
где:
I ц - фактическое достижение цели Программы;
I факт - фактическое значение целевого индикатора (показателя);
I план - плановое значение целевого индикатора (показателя);
6.2.1.2. применяется для целевых индикаторов (показателей), у которых положительным результатом считается снижение фактического значения целевого индикатора (показателя) по сравнению с плановым значением целевого индикатора (показателя):
где:
I ц - фактическое выполнение цели Программы;
I факт - фактическое значение целевого индикатора (показателя);
I план - плановое значение целевого индикатора (показателя);
6.2.2. Расчет степени эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств:
где:
Э бв - степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета и внебюджетных средств;
Ф факт - фактическое освоение средств бюджета и внебюджетных средств в отчетном периоде;
Ф план - запланированный объем средств бюджета и внебюджетных средств в отчетном периоде.
Под бюджетными средствами понимается сумма средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, Цивильского районного бюджета Чувашской Республики и бюджета Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики.
6.2.3. Оценка эффективности Подпрограмм не проводится.
7.Подготовка сводного годового отчета
о ходе реализации и оценке эффективности Программ
7.1. Администрация Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики ежегодно разрабатывает и представляет в Собрание депутатов Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программ, который содержит:
а) сведения об основных результатах реализации Программ за отчетный год;
б) сведения о фактическом финансировании Программ за счет всех источников.
7.2. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программ подлежит размещению на официальном сайте администрации Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
7.3. По результатам оценки эффективности реализации Программ, по итогам рассмотрения годового отчета администрация Малоянгорчинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики может принять решение об изменении форм и методов управления реализацией Программы, о сокращении (увеличении) объемов финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или Программы в целом, начиная с очередного финансового года.
Приложение № 1
к Порядку разработки, реализации и оценки
эффективности муниципальных программ
Малоянгорчинского сельского поселения
Цивильского района Чувашской Республики,
утвержденному постановлением администрации
Малоянгорчинского сельского поселения
Цивильского района Чувашской Республики
ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ