Об утверждении Методики проведения оценки
коррупционных рисков, возникающих при реализации
функций администрации Тойсинского сельского поселения
Батыревского района Чувашской Республики»
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», руководствуясь Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций от 13 февраля 2013 года, Уставом Тойсинского сельского поселения Батыревского района, в
целях совершенствования антикоррупционной деятельности, администрация Тойсинского сельского поселения
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
-
Утвердить прилагаемую Методику проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района согласно Приложения 1.
-
Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.
Глава Тойсинского сельского поселения К.А. Углев
Приложение
к постановлению администрации
Тойсинского сельского поселения
Батыревского района Республики
от 03.06.2021 г №46
Методика проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при
реализации функций администрации Тойсинского сельского поселения
Батыревского района Чувашской Республики
1. Общие положения
1.1. Основной целью настоящей методики является обеспечение единого подхода в администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики к организации работы по следующим направлениям:
- оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций;
- внесение уточнений в перечни должностей муниципальной службы администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, замещение которых связано с коррупционными рисками;
- мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
1.2. Результатами применения настоящей методики будут являться:
- определение перечней функций администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
- формирование перечней должностей муниципальной службы в администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, замещение которых связано с коррупционными рисками;
- минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах.
1.3. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков возникающих при реализации функций, корректировкой перечней должностей муниципальной службы в администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, рассматриваются на заседаниях комиссии администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не реже одного раза в год.
2. Определение перечня функций администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района , при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции
2.1. Определение перечня функций администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее – коррупционно-опасные функции), осуществляется посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
2.2. К коррупционно-опасным функциям может быть отнесено осуществление функций по контролю и надзору, управлению муниципальным имуществом, оказанию государственных услуг, а также разрешительных, регистрационных функций.
2.3. При определении перечня коррупционно-опасных функций обращается внимание на функции, предусматривающие:
- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;
- осуществление муниципального надзора и контроля;
- организацию продажи имущества администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики;
- предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в
собственности администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики;
- подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм пеней и штрафов;
- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях,
проведение административного расследования;
- представление в судебных органах прав и законных интересов администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики;
- регистрацию имущества и ведение баз данных имущества;
- предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;
- хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно-опасных функций.
2.4. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно-опасной), может быть выявлена:
- в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
- по результатам рассмотрения:
- обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по «горячей линии», и т.д.;
- уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района (далее муниципальный служащий) к совершению коррупционных правонарушений;
- сообщений в средствах массовой информации о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению;
- материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лица.
Перечень источников, указанных в настоящем пункте, не является исчерпывающим.
2.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией Тойсинского сельского поселения Батыревского района формируются и утверждаются перечни коррупционно-опасных функций.
Перечень коррупционно-опасных функций может быть утвержден- главой администрации Тойсинского сельского поселения посредством оформления грифа «Утверждаю» либо одобрен на заседании комиссии администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, что также оформляется грифом «Одобрено на заседании комиссии администрации сельского поселения по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Основанием для проведения заседания комиссии администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики будет являться представление главы администрации
Тойсинского сельского поселения (или любого члена комиссии), касающееся осуществления в администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики мер по предупреждению коррупции.
2.6. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторингаисполнения должностных обязанностей муниципальными служащими и т.д.
3. Формирование перечня должностей муниципальной службы администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района, замещение которых связано с коррупционными рисками.
3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными полномочиями в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства (как для муниципальных служащих, так и для
третьих лиц).
3.2. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.
При этом анализируется:
- что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);
- какие коррупционные схемы используются.
3.3. Должности муниципальной службы администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района , которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
3.4. Признаками, характеризующими коррупционное поведение муниципального служащего при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:
- необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
- использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей муниципального служащего либо его родственников;
- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на муниципальную службу администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики;
- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
- а также сведения о:
- нарушении муниципальными служащими требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
- искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;
- попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
- действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;
- бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями;
- получении муниципальным служащим, его супругой (супругом) близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
3.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий администрацией Тойсинского сельского поселения Батыревского района формируется и утверждается перечень должностей муниципальной службы администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Утверждение данного перечня осуществляется главой администрации Тойсинского сельского поселения посредством издания нормативного правового акта преимущественно после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Уточнение (корректировку) перечня должностей муниципальной службы в администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района, замещение которых связано с коррупционными рисками, предлагается осуществлять по результатам оценки коррупционных рисков и не реже одного раза в год.
4. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций
4.1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно-опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
4.2. Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:
- значительно уменьшается риск отклонения муниципального служащего при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;
- снижается степень усмотрения муниципальных служащих при принятии управленческих решений;
- создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
- создается гласная, открытая модель реализации коррупционно-опасной функции.
4.3. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие меры:
- перераспределение функций между специалистами внутри администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики;
- введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование
информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности (система электронного обмена информацией);
- исключение необходимости личного взаимодействия
(общения) муниципальных служащих с гражданами и организациями;
- совершенствование механизма отбора муниципальных служащих
для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих
управленческие решения;
- сокращение количества муниципальных служащих, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;
- оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;
- сокращение сроков принятия управленческих решений;
- установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий муниципальным служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;
- установление дополнительных форм отчетности муниципальных служащих о результатах принятых решений.
4.4. В целях недопущения совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящей методике, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством:
- организации внутреннего контроля за исполнением муниципальными служащими своих обязанностей, введения системы внутреннего информирования.
При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках
проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, контроля за соответствием расходов доходам, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих в средствах массовой информации;
- использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
- проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.
4.5. Таким образом, осуществление на системной основе мероприятий, указанных в настоящем разделе, позволит устранить коррупционные риски в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций либо минимизировать их.
5.Мониторинг исполнения должностей обязанностей муниципальными
служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками
5.1. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее – мониторинг), являются:
- своевременная фиксация отклонения действий муниципальных служащих от установленных норм, правил служебного поведения;
- выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
- подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих;
- корректировка перечня коррупционно-опасных функций и перечня должностей муниципальной службы администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района, замещение которых связано с коррупционными рисками.
5.2. Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих.
Сбор указанной информации может осуществляться, в том числе,
путем проведения опросов на официальном сайте администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с муниципальными служащими.
5.3. При проведении мониторинга:
- формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение муниципальных служащих, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
- обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями администрации района, иными государственными органами и организациями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения, указанные в пункте 2.4. настоящей методики.
5.4. Результатами проведения мониторинга являются:
- подготовка материалов о несоблюдении муниципальными служащими при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
- подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих, а также по
внесению изменений в перечни коррупционно-опасных функций и перечни должностей муниципальной службы в администрации Тойсинского сельского поселения Батыревского района, замещение которых связано с коррупционными рисками;
- ежегодные доклады главе Тойсинского сельского поселения о результатах проведения мониторинга.