Петрищев В.Е. Противодействие террористической идеологии –
приоритетное направление профилактики терроризма
Петрищев В.Е. – Член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности, доктор юридических наук, профессор
Анализ изучения генезиса воспроизводства терроризма демонстрирует, что терроризм зарождается там, где есть неразрешенные конфликты социально-политического свойства достаточно солидного масштаба. Если конфликт возник в обществе, а в принципе конфликт является движущей силой развития общества, но не разрешается, он может перейти в некую фазу обострения, которая может стать фазой антагонистической. Когда конфликт социально-политического свойства обострился до стадии антагонизма, одна из сторон для его разрешения может попытаться прибегнуть к способу разрешения насильственным путем, с применением террористических методик. Вот тогда зарождается терроризм, и любой акт терроризма примерно этому генезису соответствует.
В свою очередь каждая акция терроризма сопряжена, безусловно, с огромным количеством негативных последствий социального, политического, нравственного, психологического и иного характера. Поэтому можно сделать вывод, что основной магистралью, главным направлением борьбы с терроризмом является профилактика террористических проявлений. Для того, чтобы грамотно заниматься вопросами профилактики террористической деятельности, необходимо знать природу терроризма, террористической деятельности, происхождения этих явлений, каков их генезис, какими методами их можно подавлять и какие факторы их подпитывают.
Я хочу предложить то определение терроризма, исходя из которого буду строить свое последующее выступление. Терроризм – это нелегитимное, систематическое, социально-политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроза его использования, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении, и осуществляется попытка достижения поставленных целей. Хочу подчеркнуть, что этот термин отрабатывался совместно со специалистами, экспертами спецслужб СНГ и был внесен нами в словарь, который мы специально выпускали.
Борьба с терроризмом на государственном и на межгосударственном уровне должна включать в себя ряд мер, ориентированных на решение различных задач, имеющих приложение в различных сферах общественных отношений. Нейтрализация или уничтожение активных субъектов террористической деятельности, выявление, разрешение и устранение конфликтов, играющих роль первопричины и детерминант терроризма, разоблачение призывов и лозунгов организаторов террористической деятельности, привитие категориям, слоям и группам населения, представители которых чаще всего вовлекаются в терроризм, идей терпимости и толерантности.
Но я хотел бы сделать такую оговорку. Сегодня уже звучал термин «толерантность», но, вы знаете, мне больше импонирует термин «интернационализм». В свое время его обругали и даже навесили ему отрицательный знак – помните, когда после развала СССР стали говорить о росте национального самосознания. Мне кажется, что толерантность как терпимое отношение к инакомыслящим – это не тот термин, на базе которого необходимо выстраивать антитеррористическую идеологию и вообще прививать антитеррористическое сознание нашим россиянам. Мне кажется, в основе идеологии должен лежать интернационализм. Это тот термин, который олицетворял дружбу народов СССР и на базе которого существовала мощная держава. Именно по интернационализму был нанесен удар, когда разваливали Советский Союз.
Как уже отмечалось выше, основная роль в борьбе с террористическими угрозами должна принадлежать мерам профилактики, ориентированным на устранение первопричин его возникновения, т.е. факторов, детерминирующих терроризм, и обстоятельств, способствующих реализации актов терроризма, а также на оказание сдерживающего, упреждающего воздействия на лиц, поведение которых свидетельствует об их возможном вовлечении в террористическую деятельность в той или иной форме. Одним из приоритетов профилактики терроризма, безусловно, является противодействие террористической идеологии и формирование антитеррористического сознания в обществе.
В приведенном выше определении я уже говорил, что терроризм – это идейно обоснованное применение насилия. Наличие идеологии и идейной мотивации позволяет разграничивать терроризм с другими проявлениями корыстной преступности, которые, по объективной стороне, очень похожи. На самом деле, идеологическое начало в терроризме формирует субъективную сторону состава террористического преступления, его мотивацию и цели, анализируя которые специалисты отвечают на вопрос: с чем мы имеем дело – с актом терроризма или корыстным преступлением, которое действительно бывает похоже на акцию терроризма.
При совершении уголовных преступлений субъект осознает противозаконный антиобщественный характер, но не стремится к превентивному оправданию своих действий перед членами общества и самим собой. В социально-политически мотивированных акциях терроризма преступник исходит из того, что общество, его нормы, мораль, законы несовершенны, а его, т.е. террориста, действия правомерны, они могут быть объяснены людям и могут быть оправданы ими, а сам он является носителем некой высшей истины, которая дает ему право пренебрегать нормами несовершенного законодательства и поступать в соответствии со своими убеждениями.
Еще раз подчеркиваю, что наличие идеологического компонента в терроризме позволяет отграничить его от целого ряда других насильственных преступлений, имеющих также признаки террористических проявлений. В контексте обсуждаемой здесь проблемы важно не то, что это главный идентификационный признак терроризма (наличие идеологической основы), но и то, что он является фактически сущностным элементом терроризма, организационным началом террористических проявлений. На нашей научно-практической конференции Е.П. Ильин дал определение террористической идеологии, в принципе его можно принять за основу.
Хочу подчеркнуть, что террористическая идеология – это мощная пружина, которая способна раскрутить маховик террористической деятельности, втягивая целые группы и слои населения, этносы, сплачивая их для достижения неких целей, представляющихся им витальными, жизненно важными, даже если пути достижения этих целей носят насильственный и преступный характер. Следует заметить, что терроризм как угроза безопасности государства и общества обладает широким спектром негативных свойств и характеристик, что нужно максимально использовать при проведении акций противодействия распространению идеологии терроризма. Это человеконенавистническая сущность, запредельная жестокость, черно-белое восприятие реальности, деление мира на своих и чужих, лицемерие, ложь, обман, подмена понятий, коварство. Легализация всех этих негативных качеств терроризма осуществляется через идеологию.
Хочу привести пример из произведения Михаила Булгакова «Собачье сердце». Помните, там профессор Преображенский говорил: «Разруха не в газетах, а в головах». Эта фраза очень уместна, когда мы говорим о технологиях противодействия идеологии терроризма. Терроризм зарождается в головах, в первую очередь. Возникает социально-политический конфликт, в условиях которого человек чувствует себя дискомфортно, он начинает осмысливать ситуацию, пытается найти выход, может прийти к выводу, что выход из ситуации должен носить насильственный характер применением устрашающего насилия. Вот так формируется террористическое мировоззрение, на базе которого уже формируются идеологические концепции террористической идеологии.
Совершенно понятно, что опасность терроризма как нелегитимного и жестокого метода для достижения социально-политических целей резко возрастает, если террористические идеи с пониманием и поддержкой воспринимаются большей частью населения. Прекрасно осознавая это, террористы выстраивают идейно-политические концепции, в рамках которых осуществляется обоснование необходимости и неизбежности применения террористических методов для разрешения и преодоления существующих острых противоречий. Для террориста важно показать общественности, особенно тем группам населения, которых они оценивают как потенциальную социальную базу своей поддержки, что они вынуждены обращаться к терроризму ввиду наличия неких объективных и непреодолимых обстоятельств. При этом в качестве аргументов могут использоваться тезисы о подавлении большими нациями малых народов, ущемлении государством прав и свобод этих народов, игнорировании национальных и религиозных интересов, существующей несправедливости и т.д.
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня само государство дает много поводов, вооружая террористов лозунгами, тезисами, примерами, которые те активно используют в своей агитационно-пропагандистской деятельности. Проблемы социально незащищенных граждан, расслоение общества на малообеспеченное большинство и богатое меньшинство.
Отсутствие единой поддержанной большинством населения государственной
идеологии, о которой мы сегодня уже говорили, молодежной политики,
стратегий развития межнациональных отношений – все это, а также ряд других
обстоятельств и негативных факторов нашего бытия активно используется
организаторами террористической деятельности в целях ее агитационно-
пропагандистского обеспечения.
В этой связи очевидны заявления о том, что террористы сегодня нас
переигрывают на информационном поле. Член-кореспондент РАН Кузнецов
В.Н. задал всем нам вопрос может ли у нас быть государственная идеология.
Она должна быть. Не бывает государства, у которого нет государственной
идеологии. Но в наших условиях создать ее очень сложно. Не случайно В.В.
Путин обращался к академикам РАН с просьбой помочь сформировать эту
идеологию. Я абсолютно убежден, в нашей стране может получить народную
поддержку только та идеология, которая опирается на принцип социальной
справедливости. Провозгласить ее несложно. Реализовать невозможно, при
нашем социальном и материальном расслоении. У нас – кучка богатых
олигархов, и основная обедневшая часть населения. Не будет работать принцип
социальной справедливости, будь он провозглашен декларативно. Народ его не
поддержит. Пока мы не победим коррупцию не заработает такая идеология.
Подчеркиваю, что я высказываю сугубо свое личное мнение.
Хотелось бы акцентировать также следующий момент. Идеология
терроризма – паразитическая. Как таковой единой террористической идеологии
нет. Другой разговор, что она всегда пытается влезть в чужую шкуру. Она
предпринимает попытки внедриться в некую уже известную идеологию или
использует уже известные обществу лозунги, традиции, обычаи,
идеологические установки и потом, мимикрируясь под эту готовую идеологию,
внедряет себя исподтишка. В этом лицемерии отражается подлость террористов
и организаторов террористической деятельности. Они выдают желаемое за
действительное и притворяются не теми, кем они на самом деле являются. Это
нужно иметь в виду, когда мы разрабатываем стратегию и методологию
противодействия террористической идеологии. Террористическая идеология
как бы вползает в чужую одежду, ретушируя свои негативные и
отталкивающие качества, о которых я упоминал выше, положениями,
установками, тезисами, уже давно усвоенными и внедренными в сознание
людей.
При этом в интересах организаторов террористической деятельности
технологи зачастую осуществляют подмену понятий, подтасовку фактов
объективной реальности, выдергивая из общего контекста и
79
гипертрофированно преподнося постулаты и установки, эксплуатируемые
идеологией, и при этом замалчивая другие. При формировании
террористической идеологии в качестве основы может выступать национализм,
клерикализм, сепаратизм, политический экстремизм левого или правого толка,
иногда и просто некая фантастическая идея, возникшая в недрах новомодной
секты из числа расплодившихся нетрадиционных религий.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов об организации
противодействия террористической идеологии. Я бы позволил совместить два
понятия: не просто противодействие террористической идеологии, но и
формирование антитеррористического сознания в обществе. Мне
представляется, это важнее, потому что настраивает на активную
наступательную позицию. Мы не просто отражаем попытки навязать нам
чуждую идеологию, но мы предвосхищаем эти моменты. Прививаем иммунитет
гражданам, членам нашего общества к невосприятию призывов и лозунгов
террористов.
Необходимо отдавать отчет, что в эпицентре идеологического
противоборства субъектов террористической деятельности и государства
находится население. Действительно, именно сознание граждан, общественное
мировоззрение выступает в данном случае одновременно и в роли цели, и в
роли объекта информационно-психологического воздействия. Государство не
имеет права проиграть, так как в этом случае будут созданы условия,
благоприятствующие разрастанию масштабов терроризма. В РФ в последние
годы предпринимаются шаги по формированию стратегии привития обществу
антитеррористического сознания, например, в рамках реализации Федеральной
целевой программы «Антитеррор». При разработке проекта основ
государственной политики РФ в области предупреждения и профилактики
терроризма на период до 2020 года предусматривалось следующее.
Разработать и реализовать систему мер и методик по формированию
антитеррористической идеологии, стимулировать мотивации
антитеррористического поведения, поощрять деятельность общественных
организаций, предпринимательского сообщества, СМИ и граждан пропагандой
недопустимости использования насильственных способов разрешения любых
проблем социального и личного характера. В документе предусматривались и
механизмы реализации государственной политики в этой сфере. К ним
относятся: создание системы противодействия идеологии терроризма на основе
широкого привлечения научной общественности, институтов гражданского
общества, СМИ; разработка и реализация системы мер по формированию у
населения антитеррористической идеологии и мотивации
антитеррористического поведения; освещение в СМИ вопросов, связанных с
деятельностью РФ в области предупреждения идеологии терроризма, включая
организацию выставок, конференций, круглых столов и т.д.
В докладе Е.П. Ильина подробно было рассказано, как реализуются
комплексные планы противодействия идеологии терроризма, поэтому на этом я
подробно останавливаться не буду. Хочу только с точки зрения научной
методологии обозначить принципы, основную цель и задачи противодействия
80
идеологии терроризма, как она мне представляется. Принципы
противодействия распространению идеологии терроризма, а также
формирование антитеррористического сознания среди населения связаны с
интересами личности, общества и государства; основаны на уважительном
отношении к различным культурам, идеологическим воззрениям, религиозным
верованиям, традициям, кроме тех, которые предполагают возможность
использования насилия или его пропаганды; декларация недопустимости
использования нелегитимного насилия под любым политическим, социальным
или идеологическим обоснованием; тесное сотрудничество государства, общественных организаций, политических партий, религиозных объединений,
предпринимательского сообщества, СМИ; комплексное использование всех имеющихся сил, средств, форм и методов; и, наконец, активность и наступательность.
Главной целью противодействия идеологии терроризма и формирования антитеррористического сознания является создание в обществе антитеррористического мировоззрения в интересах привития населению иммунитета к попыткам вовлечения в террористическую деятельность, сокращение социальной базы поддержки террористов и решительное осуждение применения террористических методов под любыми лозунгами и идеологическими установками. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
• совершенствовать правовое обеспечение всех направлений противодействия террористическим угрозам с одновременным повышением уровня правовой антитеррористической культуры населения;
• разъяснять гражданам, особенно тем слоям и категориям населения, которые наиболее подвержены влиянию террористической и, в целом, экстремистской идеологии, разрушительную, противоправную, античеловеческую сущность терроризма
• внедрять в общественное сознание россиян убеждения в бесперспективности и деструктивности использования устрашающего насилия для достижения любых деструктивных целей под любыми лозунгами;
• доводить до населения на конкретных убедительных примерах стратегическую государственную позицию о неотвратимости и жесткости наказания за совершение актов терроризма;
• формировать положительный имидж органов исполнительной власти и сотрудников подразделений спецслужб, а также правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, а также развивать мотивацию у гражданского населения по оказанию помощи государству в противодействии терроризму;
• разоблачать мифы, героизирующие террористическую и экстремистскую деятельность;
• демонстрировать лицемерие организаторов и спонсоров терроризма;
• развенчивать их внешне привлекательные лозунги и пропагандистские приемы;
• воспитывать у населения законопослушность, уважительное отношение к представителям органов власти, правам и свободам всех членов общества;
• формировать у граждан готовность оказать активное противодействие экстремистам, поддержать действия государства, направленные на подавление нелегитимного насилия;
• внедрять в общественное сознание уважение и правильное понимание многообразия культур, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности;
• формировать и поддерживать среди творческой интеллигенции и представителей СМИ стимулы создавать художественные, публицистические, документальные произведения, направленные на формирование антитеррористического сознания в обществе;
• а также ряд других задач, решаемых в политической, социальной, правовой, идеологической, духовной сферах для достижения главной цели – создания системы противодействия идеологии терроризма и формирования антитеррористического сознания в обществе.
Сегодня государство должно активизировать свои усилия в этой области, оно должно быть более гибким, изворотливым, мудрым в противодействии терроризму и, конечно, более наступательным.