Глава VI. Роль общественных объединений
потребителей в реализации государственной потребительской политики и
организаций саморегулирования бизнеса в соблюдении законных интересов
потребителей 1. Общественные объединения потребителей Марийский республиканский союз "Защита прав потребителей" возобновил активную работу в марте 2002 года. Этому способствовала помощь МТУ МАП России, оказавшего содействие в предоставлении помещения, телефонной связи, мебели, в проведении 8 февраля 2002 года конференции союза, избрании нового правления, подбору работоспособного актива. Марийским республиканским союзом "Защита прав потребителей" проведена перерегистрация. За 9 месяцев активной работы (с марта т.г.) сотрудниками союза принято более 250 потребителей, оказана помощь в составлении 239 претензий, подготовке исковых заявлений в суды. Сотрудники союза более 10 раз участвовали в судебных заседаниях в защиту потребителей. В целях пропаганды законодательства председатель и юристы союза выступали 5 раз на радио, 6 раз в печатных средствах массовой информации, поводили беседы в трудовых коллективах. Союзом разработана Программа деятельности в области образования и правовой культуре потребителей на 2003 год, которая будет представлена в Правительство Республики Марий Эл для решения вопроса финансовой поддержки. 2. Организации саморегулирования бизнеса На эффективность защиты прав потребителей влияют отношения между основными субъектами потребительского рынка. В настоящее время между этими субъектами существует кризис недоверия, когда потребители, предприниматели и органы государственной власти не доверяют друг другу. Преодолению недоверия служат организации саморегулирования бизнеса. Такие организации ставят своей целью развитие отношений с потребителем и механизмов саморегулирования этих отношений. В последние годы в России возник ряд организаций саморегулирования бизнеса, в том числе некоммерческих организаций (фондов, движений, бюро), одной из целей которых является оптимизация отношений между предпринимателями и потребителями. Членство в организации саморегулирования бизнеса может рассматриваться в качестве одной из форм подтверждения хорошей репутации фирмы, добросовестного предпринимательства. Организации саморегулирования бизнеса являются относительно новым и еще мало распространенным явлением для России, хотя в некоторых странах такие организации весьма распространены. Так, в США более 80% всех участников рынка объединены отраслевыми ассоциациями. Суть объединения хозяйствующих субъектов состоит в том, что оно происходит на условиях соблюдения законов "О защите прав потребителей", "О рекламе", других нормативных правовых актов, затрагивающих интересы потребителей и предпринимателей, а также на условиях признания кодекса профессиональной этики, в котором одним из главных обязательств по отношению к потребителю, как правило, является внесудебное урегулирование конфликтов. Вступая в такую организацию, предприниматель уже представляет себя потребителю как партнер, уважающий его интересы. Активизация процесса формирования организаций саморегулирования бизнеса должна иметь объективные предпосылки: наличие в определенном секторе потребительского рынка предпринимателей, добросовестно ведущих хозяйственную деятельность, обладающих знаниями законодательства о защите прав потребителей и соблюдающих его, имеющих намерение добровольно на определенных принципах объединиться с целью формирования хорошей репутации среди профессионалов и общественности, соблюдения повышенных по сравнению с законодательством норм поведения, создания благоприятного климата во взаимоотношениях с потребителями и профессиональными партнерами. Как правило, объединения, сформировавшиеся на таких условиях, жизнеспособны, имеют мотивацию к совершенствованию своей работы. Для организаций саморегулирования бизнеса возникает такая же проблема, как и для общественных объединений потребителей - консолидация усилий на выработке единых задач, представлении общих интересов на государственном уровне. В настоящее время в республике в отдельных секторах экономики сложились условия для создания организаций саморегулирования бизнеса. Становление этого направления в республике во многом зависит от органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, от их заинтересованности в создании в реализации потребительской политики в Республике Марий Эл. |