Глава V. Защита прав потребителей в муниципальных образованиях

1. Правовые основы и эффективность деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной потребительской политики

Статья 2 Конституции Российской Федерации (статья 2 Конституции Республики Марий Эл) вменила в обязанность государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Поскольку в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 28.08.95 г. № 154-ФЗ (в редакции от 04.08.2000 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществляемое на основании федеральных законов.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 17 декабря 1999 года (статья 44) предусматривает осуществление органами местного самоуправления функций по защите прав потребителей, формирование структур по защите прав потребителей за счет бюджета, а также дополнительное финансирование деятельности указанных структур в размере пятидесятипроцентного отчисления от сумм штрафов, взысканных по решению суда по искам органов местного самоуправления в защиту прав потребителей (статья 13).
В силу п.2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Кроме того, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24 Конституции Российской Федерации). Статья 48 Конституции Российской Федерации (статья 48 Конституции Республики Марий Эл) гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, причем в случаях, предусмотренных законом, эта юридическая помощь оказывается бесплатно.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" устанавливает права потребителей на просвещение и определяет механизм его реализации (преамбула), наделив органы местного самоуправления правом консультировать потребителей по вопросам защиты их прав (статья 44). Кроме того, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (статья 44) наряду с другими полномочиями наделил органы местного самоуправления правом обращаться в суды в защиту прав потребителей.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. В то же время Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (статья 44) наделил органы местного самоуправления правом рассматривать жалобы потребителей.
В соответствии ст.131 Конституции Российской Федерации (статья 106 Конституции Республики Марий Эл) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, однако процедура формирования населением структурного органа (подразделения) по защите прав потребителей нарушается, что приводит к не включению соответствующих положений в уставы администрациями органов местного самоуправления и отсутствию реализации данных функций.
Полномочия органов местного самоуправления, по защите прав потребителей, реализуются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.3 ст.14 которого наделяет указанные органы в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Таким образом, включение в устав функций по защите прав потребителей является правомерным и достаточным основанием для их осуществления на территории муниципального образования и обязанностью в соответствии п.2 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Помимо устава, компетенция, вопросы полномочий деятельности в сфере защиты прав потребителей определяется положением о структурном подразделении администрации и должностными инструкциями сотрудников.
В соответствии статьи 132 Конституции Российской Федерации реализация переданных полномочий органам местного самоуправления подконтрольна государству. В соответствии статей 6, 76 и 79 Конституции Республики Марий Эл реализация полномочий по защите прав потребителей, переданных органам местного самоуправления подконтрольна Президенту Республики Марий Эл и возглавляемой им системе органов исполнительной власти Республики Марий Эл.
Марийское территориальное управление МАП России проанализировало итоги деятельности муниципальных образований городов и районов Республики Марий Эл по осуществлению функций защиты прав потребителей за период 2002 года.
Представительные (районные и городские собрания) и исполнительные (администрации) органы муниципальных образований не уделяют должного внимания работе по организации защиты прав потребителей. На заседаниях большинства этих органов не осуществляется работа по организации или реализации мер по обеспечению прав потребителей на подведомственной территории. В 2002 году на указанном уровне вопросы защиты прав потребителей рассматривались 2 раза в Горномарийском районе, 1 раз в Юринском районе. В Волжском районе постановлением главы администрации от 15.03.02 г. № 52 утверждена Программа защиты прав потребителей на 2002 - 2004 годы и создан Совет по делам потребителей при администрации района.
Вопросам просвещения потребителей через средства массовой информации в большей степени уделяется внимание администрациями городов Йошкар-Ола и Волжск. Данное направление работы не осуществлялось в Волжском, Килемарском, Новоторьяльском, Оршанском, Параньгинском и Юринском районах.
Осуществляются различные формы работы по профилактике нарушений законодательства о защите прав потребителей: заседания совета по делам потребителей в Волжском, Мари-Турекском районах, г.Волжск; учебно-методические мероприятия в г.Волжск, г. Козьмодемьянск, Горгомарийском, Мари-Турекском, Сернурском Оршанском районах; совещания с уполномоченными по защите прав потребителей в Куженерском, Медведевском районах; совещания с хозяйствующими субъектами и предпринимателями проводятся в большинстве администраций, за исключением Звениговского, Мари-Турекского, Новоторьяльского, Советского районов. Отсутствуют указанные виды работы в Звениговском и Новоторьяльском районах.
В 2002 году администрации более активно осуществляли проведение проверок продавцов, изготовителей, исполнителей товаров (работ, услуг), однако в Звениговском и Моркинском районах проверки не связаны с реализацией законодательства о защите прав потребителей, в г.Йошкар-Оле отсутствует учет проверок включающих требования законодательства о защите прав потребителей.
Администрациями рассмотрено 380 обращений граждан, из них 69,8 % устных или чуть более двух третей всех обращений, в 62 % по обращениям дана консультация. Обращения связаны с ненадлежащим качеством в 48,4%, с нарушениями при продаже товара в 13,7%, с нарушениями при оказании услуг в 10,7%, с нарушением режима работы в 5,6 %, недостоверности или отсутствии информации в 8,8 %, с безопасностью товаров и услуг в 2,4 % и по другим обстоятельствам в 11,3 % обращений. Работа с обращениями граждан с оказанием помощи в форме консультаций, составлении требований и исков в суд является наиболее эффективно влияющей на профилактику правонарушений. Однако данной активной форме работы с населением недостаточно уделяется внимание в большинстве муниципальных образований. При активной позиции администрации по данному виду помощи населению, происходит ежегодный рост обращений. Анализ показывает об отсутствии надлежащего уровня работы с населением в Волжском, Горномарийском, Звениговском, Куженерском, Мари-Турекском, Медведевском, Новоторьяльском, Оршанском, Параньгинском, Сернурском, Юринском районах.
2. Деятельность органов местного самоуправления республики по контролю за исполнением законодательства о защите прав потребителей
Администрация города Йошкар-Олы
На территории г. Йошкар-Ола в 2002 году продолжалось снижение объема продаж товаров на рынках и торговых площадках города. На рыночную торговлю приходилось 19,3 % в общем объеме розничного товарооборота (в 2001 г. - 21,9 %). Снижение рыночной торговли в динамике имеет положительное значение, т. к. наиболее частые нарушения по качеству товаров в части исполнения Закона РФ "О защите прав потребителей" наблюдаются на рынках и торговых площадках, а не в стационарной торговле.
Анализ поступивших заявлений в 2002 году показывает, что наиболее часто нарушаются права покупателей при продаже товаров на рынках и торговых площадках.
В целях создания условий для продавцов, покупателей, сохранения качества товаров Администрацией разработан, утвержден и введен в действие "План реконструкции и развития рынков и торговых площадок, расположенных на территории города".
В весенне-летний период в городе дополнительно размещается около 300 единиц мелкорозничной нестационарной торговли. В 2002 году сессией Городского Собрания утверждены "Правила мелкорозничной нестационарной торговли на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" с целью приведения ее в соответствие с требованиями современного дизайна. В настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в вышеназванные Правила в части упорядочения торговли овощами, фруктами, бахчевыми.
С целью соблюдения Правил мелкорозничной нестационарной торговли на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" отделами торговли и потребительского рынка, продовольственных ресурсов АПК и бытового обслуживания совместно с контролирующими службами проведено 226 проверок, более чем в 85 % обнаружены нарушения различного характера: санитарных норм и правил, Правил продажи отдельных видов товаров, Правил продажи алкогольной продукции, торговля в местах, не установленных Администрацией города, не представление информации согласно Закона РФ "О защите прав потребителей".
Для принятия мер по результатам проверок материалы направлены для рассмотрения в административную комиссию. Всего рассмотрено 226 дел, наложено штрафных санкций на сумму 110, 1 тыс. руб. По статье 146 Административного кодекса наказано 158 человек, по статье 156 - 38 человек, по статье 147 - 10 человек, 20 человек предупреждено.
В 2002 году велась конкретная работа по размещению стационарных объектов торговли на первых этажах жилых зданий. Дополнительно введены госприемка помещений и согласование ПСД при переводе жилых помещений в нежилые. При несоблюдении СНиП при переводе и реконструкции помещений ПСД не согласовываются.
В целях реализации социально-экономической политики местного самоуправления в 2002 году в пяти магазинах организовано торговое обслуживание горожан продовольственными товарами по ценам ниже рыночных.
Анализ работы отрасли торговли и бытового обслуживания показал, что одним из важнейших факторов является уровень профессионального мастерства кадров отрасли. Так, в 2002 году проведено пять конкурсов профессионального мастерства: конкурс юниоров среди поваров и кондитеров, конкурс парикмахерских и косметических салонов, конкурс мастеров по ремонту обуви, конкурс "Лучшие товары и услуги г. Йошкар-Олы", конкурс "Лучший тематический день" среди предприятий общественного питания города. Были организованы семинары с приглашением специалистов российского уровня. С целью обмена опытом организуются поездки в другие регионы на конкурсы мастерства. Так, на втором чемпионате молодых кулинаров России повар пиццерии ОАО "Маригражданстрой" Блинова Г. стала золотым призером.
В 2002 году более 4000 ученикам города оказаны платные образовательные услуги. Ежегодно в ноябре месяце управление образования г. Йошкар-Олы проводит городские олимпиады по экономике, где обсуждаются вопросы защиты прав потребителей. Платные образовательные услуги в школах оказываются только по желанию родителей и учащихся и не являются обязательными для всех учащихся.
Лечебные учреждения города Йошкар-Олы оказывают платные услуги в соответствии с Уставами лечебных учреждений и на основании лицензий, выданных Комиссией Республики Марий Эл по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности, разрешения Министерства здравоохранения Республики Марий Эл на осуществление предпринимательской деятельности. Всеми ЛПУ, оказывающими платные медицинские услуги оформлены "Уголки потребителей", где можно ознакомиться с прейскурантами цен и порядком их представления.
Администрация Волжского района
Обязанности по защите прав потребителей по району возложены распоряжением главы администрации № 122 от 16 ноября 2000 года на инспектора по ценам Волжского района. Должностные инструкции инспектора комитета по ценам с возложенными обязанностями по защите прав потребителей утверждены главой администрации Волжского района 1 августа 2001 года.
В соответствии с проведенной проверкой Марийского территориального управления МАП России в Устав муниципального образования "Волжский район" Республики Марий Эл, утвержденный на 9 сессии Волжского районного собрания 23 октября 2001 года и зарегистрированный Государственной палатой Республики Марий Эл 2 ноября 2001 года, включена статья 5 п. 2 подпункт 21, согласно которой предметом ведения местного самоуправления муниципального образования является создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание системы защиты прав потребителей района.
В январе 2002 г. были проверены счета - фактуры, предъявленные администрации Обшиярского сельского совета за коммунальные услуги за апрель - декабрь 2001 г. племхозом "Упшер". По итогам проверки обнаружено завышение предъявленной суммы на 26,9 тыс. руб. Заключение направлено администрации сельского совета и ЗАО "Упшер". Указанное завышение суммы урегулировано в 2002 году.
На 2002 год был утвержден план контрольной работы за соблюдением государственной дисциплины цен, правил торговли, Закона РФ "О защите прав потребителей" Волжского района.
В соответствии с данным планом 22 марта 2002 г. были проверены 3 магазина Волжского райпо. Проверка осуществлялась совместно с Волжским РОВД. В результате проверки были обнаружены нарушения правил торговли. Протоколы были переданы в административную комиссию.
В день защиты прав потребителей 15 марта 2002 г. состоялось совещание с представителями торговли, на котором были рассмотрены вопросы об итогах работы торговли за 2001 год, о несвоевременности утверждения ассортиментного перечня товаров и дислокации некоторыми торговыми предприятиями. Было отмечено, что сертификация услуг розничной торговли проходит очень медленно, с нарушением графика ее проведения. Предпринимателям было предложено организовать выездную торговлю в населенных пунктах, в которых отсутствуют торговые предприятия.
В канун дня защиты прав потребителей был проведен телефонный опрос среди жителей поселка Приволжский по вопросу: "Какой магазин вы чаще всего посещаете?".
Постановлением главы администрации от 15. 03. 2002 г. № 52 утверждена Программа защиты прав потребителей в Волжском районе на 2002 - 2004 годы и создан Совет по делам потребителей при администрации Волжского района, в который вошли ответственные лица по защите прав потребителей при сельских администрациях.
В этот же день (15.03.2002 г.) состоялось совещание с ответственными лицами по защите прав потребителей при сельских администрациях, на котором была изучена 1 глава Закона РФ "О защите прав потребителей". Было предложено проверить магазины, расположенные на территории сельских администраций, на наличие вывески и уголка покупателя.
Совместно с Волжским РОВД и ИМНС 12 апреля 2002 г. была проведена проверка торговых предприятий. В результате проверки были обнаружены нарушения правил торговли. Составлены протоколы, которые были переданы в налоговую полицию и административную комиссию.
Пятого апреля 2002 г. была проведена работа по проверке калькуляций на жилищно-коммунальные услуги МУМ ПЖКХ Волжского района. В соответствии с постановлением Главы администрации от 15 января 2002 г. № 10 "О нормах потребления воды" были проверены объемы предоставляемых услуг. В результате проведенной проверки было выявлено, что объем предъявляемых услуг по канализационным стокам уменьшился по сравнению с 2001 годом на 62,3 тыс. куб. м. Производство теплоэнергии, рассчитанное по новой методике, уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 4338,2 Гкал.
Совместно с Волжским РОВД 10 сентября 2002 г. была проведена проверка торговых предприятий. В ходе проверки были выявлены нарушения правил торговли. Составленные протоколы были переданы в Госторгинспекцию г. Йошкар - Олы.
Отделом экономики администрации совместно с сотрудниками Волжского РОВД 13 октября 2002 г. были проверены 4 частных предпринимателя, торгующих на рынке в с. Сотнур. На момент проверки у всех отсутствовали качественные удостоверения на все виды товаров, были обнаружены товары с истекшим сроком годности. По факту нарушений были составлены протокола.
Совместно с Волжским ЦГСЭН и Волжским РОВД 17 октября 2002 г. были проверены диско - бары Волжского райпо. В ходе проверки были обнаружены товары с истекшим сроком годности. По результатам проверки были составлены протокола.
В ноябре 2002 г. была произведена проверка достоверности экономического обоснования регулируемых цен и тарифов при оказании платных услуг по МУЗ "Волжская сельская больница". В ходе проверки было выявлено следующее: в соответствии с "Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг", утвержденной 10 ноября 1999 г. Министерством здравоохранения РФ и Российской академией медицинских наук, главным врачом МУЗ "Волжская ЦРБ" утверждено ценообразование на платные медицинские услуги. В действительности же формирование цен на платные медицинские услуги производится без применения данной инструкции. Расчет расходов на приобретение медикаментов должен производиться по расчетным стоимостным нормам, доводимым Минзравом Республики Марий Эл при формировании сметы на текущий год. Фактически же расход медикаментов, принятый для формирования цен, определяется усредненно.
Кроме расходов на заработную плату и медикаменты, в калькуляциях учитываются накладные расходы в размере 300 %, хотя в ценообразовании указано, что в себестоимость медицинской услуги накладные расходы включаются пропорционально основной заработной плате работников, приходящейся на услугу.
Цены на стоматологические услуги и услуги по зубному протезированию установлены на основании цен республиканской стоматологической поликлиники и стоматологической поликлиники г. Йошкар-Олы. То есть формирования цен на данный вид услуг не существует. Вопросы ценообразования МУЗ "Волжская сельская больница" на платные медицинские услуги, включая стоматологические услуги находятся под контролем администрации района.
Администрация города Волжска
В Администрация города Волжска работа по защите прав потребителей возложена на инспектора по торговле администрации города Николаеву Татьяну Петровну.
В основном деятельность заключается в консультациях граждан по статьям Закона "О защите прав потребителей", оказании помощи в составлении претензий на некачественный товар. В 2002 году составлено и направлено на рассмотрение 30 претензий, в 21 случае требования удовлетворены.
Совместно с Министерством по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг в ноябре проведена проверка предприятий бытового обслуживания: парикмахерских, ателье, ювелирной мастерской.
Совместно с ветеринарной службой, ЦГСЭН, ГОВД, администрацией города проведены проверки:
26.06.2002 г. - по организациям уличной торговли фруктами;
03.07.2002 г. - Центральный рынок;
10.07.2002 г. - мини-рынок "Звездный";
24.07.2002 г. - организация работы в ночное время предприятий общественного питания: ,"У Егорыча", "На пеньках", "Лаванда", "777", "Казакова";
11.09.2002 г. - уличной торговли в неустановленных местах;
13.11.2002 г. - совместно с администрацией города, ЦГСЭН, специалистом природоохранной службы и индивидуальными предпринимателями проведено совещание по вопросам освещения города, вывозу мусора, внешнему виду торговых точек;
12.2002 г. - совместно с госинспектором государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Филоновой Л.В. проведены проверки в предприятиях торгующих изделиями из драгоценных металлов: магазины: "Русич". "Лаванда". "Детский мир", Центральный рынок и/п Яшина В.
Совместно с администрацией города 08.03.202 г. проведен конкурс "Леди-Мода" с участием ателье, парикмахеров, визажистов.
Администрация города совместно с Центром занятости населения и учебно-методическим центром "Лидер" г. Йошкар-Ола 5-6 декабря 2002 года проводила в ПУ-15 семинар-тренинг "Психология продаж" для индивидуальных предпринимателей и продавцов.
В газете "Наш город" ведется постоянная рубрика, где печатается информация по вопросам потребителей, она называется "По слухам и достоверно". В целом за год проконсультировано 87 человек в основном претензии на качество и обмен товаров.
Проведена работа по обеспечению предприятий торговли и бытового обслуживания брошюрой "Закон о защите прав потребителей".
За 2002 год составлено 32 акта, 9 из которых направлены для рассмотрения в Межрайонную прокуратуру, 21 - в госторгинспекцию.
Администрация Горномарийского района
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" муниципальным образованием "Горномарийский район" проводит определенную работу по выполнению социально-значимых потребностей населения, предусмотренных законом.
Администрация района проводила учебу с главами сельских администраций, оказывала им необходимую помощь и консультации. В 2002 году рассмотрено 22 дела: 5 по торговле, 8 по коммунальному хозяйству, 3 по промышленности, 1 по связи, 1 по агропромышленному комплексу и 4 - прочие. По коммунальному хозяйству установлено четыре нарушения по ст. 30 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". По указанным делам произведены перерасчеты, предъявленные к оплате суммы платежей уменьшены на 293,2 тыс. рублей.
В 2002 году в районной газете "Край Горномарийский" опубликована 1 информационная статья, проведены 2 радиолекции по проблемам защиты прав потребителей.
В 2002 году проделана определенная работа Горномарийским ЦГСЭН по выполнению Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Всего за 2002 год ЦГСЭН проведено 139 обследований торговых точек, проведено 8 комплексных рейдовых проверок. В ходе обследований выявлено 166 нарушений санитарных правил, из них 92 устранены. По этим нарушениям оштрафовано 17 человек на сумму 5,0 тыс. рублей, составлено 17 протоколов, произведен ремонт 34 торговых точек.
Кроме этого в ЦГСЭН по Горномарийскому району в 2002 году прошли обучение 2 группы продавцов (98 человек), 210 работников торговли прошли гигиеническое обучение, проведено 3 семинара по вопросам защиты прав потребителей.
Администрация г. Козьмодемьянска
В 2002 году проведено 37 проверок, все проверки проводились совместно с госторгинспекцией, 7 проверок проводились с привлечением органов налоговой инспекции, госсанэпидемнадзора, милиции, ветстанции. В ходе проверок были выявлены нарушения Закона РФ "О защите прав потребителей", Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55, Правил продажи алкогольной продукции на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства №987 от 19.08.96г. и №1150 от 13.10.99г., Закона РФ №29-ФЗ от 02.01.2000г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов", это:
несвоевременное прохождение метрологической поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации;
отсутствие необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях, обеспечивающей возможность правильного выбора товаров;
отсутствие сведений о сертификации при продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации;
отсутствие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары;
реализация некачественных товаров с истекшим сроком годности;
прием, хранение и реализация скоропортящихся пищевых продуктов в предприятиях продовольственной торговли, не обеспеченных средствами охлаждения;
реализация продуктов питания и продовольственного сырья без документов, подтверждающих их качество и безопасность.
В целях защиты потребителей от необоснованного взимания платы при снижении качества предоставляемых коммунальных услуг при введении ограничения на потребление газа для отопления жилых домов, проведения ремонтных работ, профилактических мероприятий, главой администрации г. Козьмодемьянска подписаны распоряжения от 23 апреля 2002 г. № 100 "Об окончании отопительного сезона", от 21 июня 2002 года № 156 "О подаче горячей воды", от 30 сентября 2002 г. № 252 "О начале отопительного сезона". В связи с частыми перебоями в водоснабжении и отсутствием в большей части жилого фонда приборов учета, глава администрации г. Козьмодемьянска утвердил "Условия снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг", так же с целью упорядочения и правильного ведения регистрации приборов учета и закрепления их за Абонентами (потребителями услуг) главой администрации города утверждено "Положение о постановке средств измерений расхода холодной и горячей воды на учет". В целях упорядочения расчетов по возмещению субсидий на оплату населением содержания и ремонта жилого фонда и коммунальных услуг главой администрации г. Козьмодемьянска подписано распоряжение от 11 октября 2002 г. № 263 "О порядке распределения субсидий на оплату содержания и ремонта жилого фонда и коммунальных услуг" (это связано с тем, что ранее субсидии рассчитывались на весь комплекс предоставляемых коммунальных услуг, а снижение оплаты на сумму предоставленных субсидий производилось только по содержанию и ремонту жилого фонда, что вызывало неудобства у потребителей услуг, так как по одному виду услуг складывалась переплата, а по остальным большая задолженность).
За 2002 год поступило 10 письменных и 52 устных обращения граждан с просьбой провести консультации и оказать помощь в решении вопросов, связанных с ущемлением прав потребителей. В основном это жалобы на низкое качество приобретенного товара. В большинстве случаев после проведения собеседования или предъявления письменной претензии между продавцами и потребителями возникшие разногласия были урегулированы.
С целью ознакомления с информацией, касающейся защиты прав потребителей, проводятся консультации, как по телефону, так и при встречах. Все изменения в нормативных документах доводятся до заинтересованных лиц на совещаниях, в рабочем порядке, а также делаются публикации в местной печати. В отчетном периоде проведено 2 учебно-методических мероприятий и 8 совещаний с хозяйствующими субъектами, предпринимателями. К Всемирному дню защиты прав потребителей был оформлен стенд, содержащий информацию о проведении Всемирного дня защиты прав потребителей, а также о правах регламентируемых Законом РФ "О защите прав потребителей". Стенд был размещен в холле здания администрации города. Также оформлен аналогичный стенд, содержащий информацию для потребителей, который постоянно находится в холле здания администрации города.
Администрация Звениговского района
Статьей 5 (подпункт 32) Устава муниципального образования "Звениговский район" установлено, что к вопросам ведения муниципального образования отнесено обеспечение защиты прав потребителей на территории муниципального образования.
Обязанности по защите прав потребителей возложены на специалиста по ценам отдела экономики.
Основная работа направлена на рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей, помощь в составлении претензий.
В течение 2002 года было 7 обращений граждан по нарушению прав потребителей с жалобами на ненадлежащее качество товаров и услуг.
В период проведения Всемирного дня защиты прав потребителей подготовлена публикация в районной газете "Передовик" и выступление по местному радио.
Администрация Килемарского района
При администрации района отдел по защите прав потребителей не создан. Обя-занности по вопросам защиты прав потребителей возложены на отдел экономики администрации, ведущего специалиста. В 2003 году предусматривается ввести в штат отдела экономики специалиста по ценам и защите прав потребителей.
В 2002 году ежеквартально проводились совещания с руководителями торговых предприятий и предпринимателями района по вопросам торговли, соблюдению налогового законодательства и закона "О защите прав потребителей. В течение года трижды рассматривался вопрос о работе коммунальной службы в районе, об оздоровлении финансового состояния Килемарского и Визимьярского МУ МПКХ, об увеличении доходов предприятий коммунального хозяйст-ва за счет оказания платных услуг населению: услуг пилорамы, услуг автотран-спорта, ритуальных услуг.
В октябре проведено совещание с приглашением депутатов районного собра-ния, затем с приглашением зам. министра коммунального хозяйства РМЭ Ми-хайловой И.Х. и начальника планового отдела министерства Коренковой Т.И., заключительное совещание проведено в ноябре у Главы администрации. Предприятиям коммунального хозяйства указано на улучшение качества ока-зываемых платных услуг населению, пересмотру тарифов, снижению затрат, общехозяйственных и цеховых расходов.
Постановлением главы администрации № 62 от 2.04.02 г. "О совершенствова-нии системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждена районная комиссия по предоставлению гражда-нам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Все жалобы на отказ в предоставлении гражданам субсидий, спорные вопросы решаются на заседани-ях комиссии.
Все поступившие обращения граждан, были рассмотрены. По одним даны разъясне-ния, остальные удовлетворены.
Ведущим специалистом отдела экономики проведено совместно с ЦГСЭН 8 проверок торговых предприятий. В результате проверок: сняты с реализации продукты с просроченным сроком реализации, выявлены нарушения в оформлении ценников на продаваемые товары, от-сутствие информации об изготовителе, отсутствие сопровождающих докумен-тов на товар, несоблюдение температурного режима при хранении продуктов, наличие в магазине товара не предусмотренного в ассортиментном перечне продаваемых товаров.
Административной комиссией района в течение года рассмот-рено 20 протоколов по вопросам нарушений правил торговли по ст. 146, 146-4, ч.2 147, 149. Шесть нарушителей были подвергнуты штрафу на сумму 620 руб. Штрафы взысканы.
В 2002 году исковых заявлений от потребителей в районный суд не поступа-ло и дел по вопросам защиты прав потребителей не рассматривалось.
Администрация Куженерского района
За 2002 год специалистом отдела экономики совместно с налоговой инспекцией, Куженерским РОВД, Куженерской ЦГСЭН проведено 20 проверок, в ходе которых составлено 10 протоколов. Наложено штрафов на сумму 1100 рублей.
Нарушения установлены при проверке реализации винно-водочных и табачных изделий: отсутствие сертификатов соответствия, качественных удостоверений. Нарушений дисциплины цен в проверенных предприятиях не установлено.
В ноябре 2002 года проведена проверка торговой площади по наведению санитарного порядка, соблюдению правил продажи отдельных видов товаров.
Кроме того проведено 4 совещания с предпринимателями по вопросам проведения сертификации услуг розничной торговли, изменениям в налоговом законодательстве, по вопросам торговли.
Администрацией района проведена учеба с главами сельских администрации по вопросам защиты прав потребителей.
Администрация Мари-Турекского района
Описательная часть деятельности Администрации района по защите прав потребителей не представлена.
Администрация Медведевского района
Отделом экономики администрации Медведевского района в 2002 году проведена работа по защите прав потребителей, которая заключается во многих направлениях.
Основные направления работы по выполнению Закона "О защите прав потребителей" - это постоянные консультации предпринимателей, специалистов предприятий непосредственно в отделе, для этого имеется необходимая справочная и методическая литература.
Кроме того, раз в два месяца проводятся совещания с руководителями предприятий торговли, предпринимателями, начальниками торговых, коммерческих отделов производственных коллективов по перспективным и текущим вопросам. Приглашаются на эти совещания представители различных министерств и ведомств, главные специалисты республиканских организаций для разъяснения действующих законов и положений, касающихся защиты прав потребителей. Также на совещаниях по конкретным вопросам выступают с информацией по итогам работы за отчетный период и анализом проведенных проверок работники администрации района (главный архитектор, комитет по управлению муниципальным имуществом) налоговой, пожарной инспекции, санитарно-эпидемиологического надзора.
Ведется работа по обеспечению товарами повседневного спроса населения проживающего в труднодоступных населенных пунктах.
Так как населенных пунктов в районе много и они не все охвачены стационарными торговыми точками, приходится рекомендовать и закреплять предпринимателей, осуществлять выездное обслуживание населения. А в малочисленных деревнях, одновременно с доставкой почты, почтальоны по заявкам населения реализуют товары первой необходимости.
Еще одно направление работы. При начале строительства новых торговых точек, или при реконструкции и даже при оформлении в аренду помещений связанных с обслуживанием населения, для рассмотрения и изучения привлекаются все специалисты (санэпидемстанция, пожарники, архитектура, главы сельских и поселковых администраций).
В ходе обследования даются конкретные рекомендации по выполнению работ, необходимых для более качественного и удобного оказания услуг.
Проводятся проверки торговых точек совместно с органами внутренних дел и налоговой инспекции, которые также дают положительный результат.
За прошедший год отделом экономики совместно с представителями налоговой инспекции и РОВД проведено 18 проверок, в том числе по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей с указанием выявленных нарушений, которые регистрируются в журнале проверок.
Проводится работа по проверке цен на хлебобулочные изделия, алкогольную продукцию, лекарственные средства и изделия медицинского назначения. За 2002 год проведено 48 проверок, из них: в сфере торговли - 41, в сфере коммунального хозяйства -5, прочих -2.
По результатам проверок установлено, что торговыми предприятиями на хлебобулочную продукцию предельная наценка не превышает 19-20%, на ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию 17-23%.
В аптечных пунктах, наценка устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл № 33 от 4.02.2002 г. "Об установлении предельных размеров торговых надбавок при формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, реализуемые на территории Республики Марий Эл" и не выше допустимых норм..
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги по Медведевскому и Краснооктябрьскому ММПКХ установлены в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл №164 от 23.04.2000 г. "О ценовой и тарифной политике в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Марий Эл". Нарушений в установленных ценах нет.
Министерство по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл в адрес администрации района регулярно направляет информацию о выявленных недоброкачественных продуктах на территории не только России, но и за рубежом. Данная информация доводится до сведения предприятий торговли и общественного питания на совещаниях, проводимых администрацией района.
Как правило, работники администрации бывая в населенных пунктах района посещают предприятия и учреждения социальной сферы. Рассматривается состояние благоустройства прилегающей территории, зданий, сооружений, внутренний порядок, отопительный режим, водопотребление.
Глава администрации района, его заместители, руководители органов внутренних дел, налоговой инспекции ведут прием населения по графику ежемесячно во всех сельских и поселковых администрациях.
По итогам приема все замечания, предложения и просьбы обобщаются и даются поручения для их исполнения.
Администрация Моркинского района
Описательная часть деятельности Администрации района по защите прав потребителей не представлена.
Администрация Новоторъяльского района
В 2002 году проведено 8 совместных проверок по соблюдению законодательства на потребительском рынке с ПЧ-45, по результатам проверок были вручены предписания, установлены сроки исполнения. С Новоторьяльским ЦГСЭН проверено 6 объектов, по результатам проверок составлено 3 совместных протокола об административном правонарушении на потребительском рынке. Совместно с Новоторьяльским ОВД проверено 5 объектов, составлено 5 протоколов, направленных в административную комиссию, по ним вынесено три предупреждения и наложено два административных штрафа (300 руб.).
Администрация Оршанского района
В целях предупреждения и профилактики правонарушений в сфере потребительского рынка учреждениями санитарной службы республики проведены совместные семинары-совещания при РОВД администрации района по предупреждению оборота некачественного продовольственного сырья и пищевых продуктов. На заседаниях санитарно-эпидемиологического совета заслушивались вопросы выполнения санитарного законодательства более 20 предприятиями района. По инициативе ЦГСЭН приняты постановления Главы администрации Оршанского района о подготовке столовых сельхозпредприятий к работе в весенне-летний период и в период массовых полевых работ.
В Уставе муниципального образования Оршанский район включены вопросы защиты прав потребителей. Согласно ст. 31 главы 7 Устава муниципального образования "Оршанский район", действует отдел экономики и прогнозирования, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Функции специалиста по защите прав потребителей возложены на ведущего специалиста отдела экономики и прогнозирования администрации района. Согласно п. 2.5 Должностных инструкций ведущего экономиста, с целью соблюдения законодательства о защите прав потребителей, специалист по защите прав потребителей рассматривает заявления, предложения, жалобы граждан района по защите прав потребителей, оказывает им консультационную помощь, проводит проверки, самостоятельно оформляет претензии, исковые заявления.
Проверки проводились как по собственной инициативе, так и по распоряжению главы администрации Оршанского района, а также по жалобам населения. При проверках установлены различные нарушения. Все материалы о нарушении прав потребителей были переданы в Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Республике Марий Эл.
Наиболее часто встречающимися правонарушениями являются: продажа товаров без документов, подтверждающих безопасность и качество товаров;
продажа товаров, не соответствующих требованиям ГОСТ.
Данные проверок показывают, что работники торговли недостаточно знают и используют в своей работе нормативные документы, регулирующие торговую деятельность, а некоторые из них просто игнорируют.
Среди организационных мер по обеспечению прав потребителей проведено 1 совещание с предпринимателями по разъяснению законодательства о защите прав потребителей и оказана методическая помощь при проведении семинара с работниками школьных столовых и детских дошкольных учреждений.
Судебная практика отсутствует в виду нежелания потребителей урегулировать правоотношения в судебном порядке. Досудебная практика также отсутствует, так как все возникшие споры были отрегулированы в устной форме.
Комплексные проверки осуществлялись совместно с работниками РОВД Оршанского района.
В части реализации законодательства о защите прав потребителей по вопросам регулирования потребительских отношений в сферах оказания коммунальных услуг приняты постановления Администрации Оршанского района по вопросам ценообразования на жилищно-коммунальные услуги в пределах полномочий, предоставленных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 23.04.2000 г. № 164 "О ценовой и тарифной политике в жилищно-коммунальном хозяйстве РМЭ".
С целью освещения прав потребителей в районной газете "Вперед" была опубликована статья "В интересах потребителя", посвященная Всемирному дню защиты прав потребителей.
Администрация Параньгинского района
Работа по защите прав потребителей в районе проходила по плану разработанному на основании Программы защиты прав потребителей в Республике Марий Эл на 2001-2003 годы.
В статье 5 пункт 32 Устава муниципального образования "Параньгинский район", зарегистрированного государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл 28 ноября 2001 г. № 2 включены вопросы защиты прав потребителей.
За 2002 год проведено 58 проверок хозяйственных субъектов различных форм собственности, из них 29 проверок совместно с федеральными органами.
В ходе проверок выявлено нарушение при составлении калькуляции цены на проведение периодических медицинских осмотров механизаторов в Параньгинской районной больнице. Стоимость медосмотра механизаторов после проверки откорректирована в сторону уменьшения.
Цены на услуги водоснабжения, водоотведения, плата за содержание мест общего пользования в многоквартирных домах, плата за найм упорядочены распоряжением главы самоуправления муниципального образования "Параньгинский район", после проверки представленной калькуляции специалистом по ценообразованию и защите прав потребителей.
Специалистом по ценообразованию и защите прав потребителей проводится прием граждан по вопросам применения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В 2002 году по вопросам защиты прав потребителей обратилось 11 человек. Всем им оказана методическая помощь в составлении претензий и исковых заявлений в суд.
Ежемесячно проверяется соответствие заявленной цены и веса (объема) на социально-значимые товары: хлеб, молоко. По итогам проверки в апреле 2002 года установлено, что в торговую сеть потребительского общества поступал хлеб "Акпарс", производства ООО "Параньгинский булочник" с недовесом, сверх допустимых норм потерь. В адрес предприятия направлено письмо с приложением актов.
За нарушение правил торговли, продажу товаров ненадлежащего качества за 2002 год оштрафовано 48 хозяйственных субъектов, сумма штрафов составила 38,1 тыс. руб.
Вопросы защиты прав потребителей обсуждались на собрании предпринимателей района в феврале 2002 года, на расширенном заседании координационного Совета поддержки малого предпринимательства в ноябре 2002 года.
В целях пропаганды потребительских знаний, с 15 по 19 марта 2002 года проведены занятия (1 уч. час.) с учащимися 10-х классов Параньгинской средней школы с учетом программы "Основы экономики" по теме: "Всемирный день защиты прав потребителей" и информация о Законе РФ "О защите прав потребителей". Для проведения занятий использовались материалы, представленные ранее Марийским территориальным управлением МАП РФ.
Администрация Сернурского района
При муниципальном образовании "Сернурский район" была создана комиссия по проверке соответствия деятельности юридических и физических лиц на территории района Законам Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан", "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В состав комиссии вошли представители администрации района, санитарный врач ЦГСЭН, инспектор ИГПН, инспектор ОБППР ИАЗ.
В 2002 году в администрацию района поступило 8 жалоб, жалобы рассмотрены. Проверено 101 предприятие торговли и бытовых услуг всех форм собственности. Выявлены нарушения по статьям 7, 8, 9, 10 и 12 Закона " О защите прав потребителя", а также по статьям 14.1, 14.4, 14.5, 14.7, 14.15 и 14.16 "Кодекса об административных правонарушениях". Совместно с сотрудниками ОБППР ИАЗ Сернурского ОВД проведено 38 рейдов по торговым точкам различных форм собственности, проверено 62 объекта торговли и 24 на рынке. Обнаружено 49 правонарушений на потреби-тельском рынке, составлено 49 актов.
Проводилась проверка по оказанию платных услуг населению центральной библиотечной системой района. При проверке обнаружено, что нарушены статьи 8, 9, 10 Закона "О защите прав потребителя". Недос-татки устранены.
Административной комиссией по проверке деятельности предпри-ятий различных форм деятельности, согласно Законам Российской Феде-рации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" было обследовано 59 объектов на соответствие торговых точек правилам эксплуатации, норма-тивам обслуживания покупателей, по внедрению и применению санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и пищевых продуктов по СП 2.3.1066-01 и СП 2.3.6.1079-01. В ходе рейдовой проверки проверено 33 магазина Сернурского райпо, 8 предприятий общественного питания, 18 магазинов частных предпринимателей. По выявленным нарушеним Центром Госэпидемнадзора составлено 8 протоколов о санитарном правонарушении, вынесено 3 постановления о наложении административного взыскания в виде штрафов на сумму 1500 рублей, 5 заведующим магазинами вынесено предупреждение.
По результатам проверок отделом Сернурского ОБЭП при ОВД было зарегистрировано 17 правонарушений, по которым производилось дельнейшее делопроизводство (по ведомственной линии).
Администрация Советского района
В администрации района вопросы исполнения законодательства о защите прав потребителей предусмотренные ст. 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" включены в ст. 6 Устава муниципального образования "Советский район". В структуре администрации района специальная служба по защите прав потребителей не создана. Обязанности по защите прав потребителей возложены на специалиста отдела экономики Юрьеву Л.М. Функции по защите прав потребителей предусмотрены в Положении отдела экономики. Кроме того, в администрации Советского района создана комиссия по защите прав потребителей. Председателем комиссии является Черенков А.П.- заместитель главы администрации Советского района по экономическим вопросам.
В отделе экономики ведется журнал регистрации обращений граждан. По вопросу защиты прав потребителей в 2002 году было 27 обращений, из них устных 19, письменных 8.
Основной причиной обращений являлись: продажа товаров ненадлежащего качества, отсутствие достоверной информации об изготовителях, исполнителях, продавцах и о товарах, услугах.
В торговле самым распространенным остается нарушение статьи 4 (качества товара), статей 8, 10, 12 (представление ненадлежащей информации об изготовителе или продавце), статей 18, 25 (связанных с защитой прав при продаже товара ненадлежащего качества).
В результате рассмотрения жалоб потребителей специалистом по защите прав потребителей администрации Советского района в течение 2002 года предотвращен ущерб потребителям на сумму 9,9 тыс. руб.
Администрация Юринского района
Администрацией района проведена определенная работа по защите прав потребителей. Так, в 2002 году, в администрацию по защите прав потребителей обращалось с устными жалобами шесть граждан. По этим обращениям даны официальные разъяснения.
Увеличение с каждым годом обращений по защите прав потребителей объясняется проводимой разъяснительной работой среди населения. В результате повышается правовая грамотность населения, что обуславливает рост обращений граждан с устными обращениями. Во всех случаях достаточно было проконсультировать граждан - потребителей по вопросам законодательства о защите прав потребителей, и они решали самостоятельно спорные ситуации.
В истекшем году улучшилась совместная работа с районным отделом внутренних дел. Организовано и проведено двадцать три проверки объектов торговли, пищевой и мукомольно-крупяной промышленности. По результатам проверок четыре человека оштрафованы на общую сумму одна тысяча двести рублей, двум предпринимателям выданы административные предупреждения. Часть протоколов была отправлена по месту жительства, часть в Госторгинспекцию. Выявлены и пресечены факты продажи продуктов питания на открытом рынке, торговля без свидетельства на право предпринимательской деятельности, не уплата единого налога, отсутствие измерительных приборов, отсутствие сертификатов.
В Юринском районе создан отдел ветеринарно-санитарной экспертизы. На первое января 2003 года проверено пятнадцать торговых точек. Оштрафовано два индивидуальных предпринимателя на общую сумму восемьсот рублей. Запрещено и снято с реализации пищевых продуктов: колбасных изделий 17,5 кг., субпродуктов мясных- 2,5 кг.. Пищевые продукты снимались с реализации из-за нарушения сроков реализации.
Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Юринского района проводится наиболее конкретная работа по защите прав потребителей. Проводится работа по рассмотрению и принятию мер по обращениям и жалобам населения. Во всех случаях проведены санитарно-эпидемиологические обследования и даны ответы заявителям в рамках государственного надзора.
По данным 2002 года исследовано 1230 проб пищевых продуктов, выявлено одно несоответствие санитарным требованиям по микробиологическим показателям, двадцать восемь проб на несоответствие санитарно-химическим показателям. Произведено 11 забраковок пищевых продуктов общим объемом 57,7 кг. По случаям забраковки 43 кг. составили мясо и мясопродукты, 2кг.- молоко и молочные продукты, 12,7 кг. - прочие продукты.
За санитарные правонарушения применены административные санкции: наложено 11 штрафов на сумму 4150 рублей, одно дело передано в районную административную комиссию.

к оглавлению