Глава IV. Защита прав потребителей, осуществляемая судом, является важнейшим способом защиты прав. Она обеспечивает наиболее полное восстановление нарушенных прав потребителей путем удовлетворения имущественных и неимущественных прав потребителей, чьи права были ущемлены (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей").Непродолжительная практика функционирования института мировых судей пока не позволила оценить все проблемы, но отразила отсутствие четкого разграничения дел между судами общей юрисдикции и мировыми судами. В частности, при подаче иска невозможно определить его цену (например, в случае необходимости экспертной оценки размера причиненного ущерба, истец не может определить, какому суду подсудно данное дело).
Всего за 2002 год федеральными судами и мировыми судьями республики рассмотрено с вынесением решения 86 дел о нарушении законодательства о защите прав потребителей и 46 дел прекращено. Судами удовлетворено 68 исковых требований, в пользу истцов взыскано 995193 руб.В кассационном порядке в Верховном суде Республики Марий Эл рассмотрено 10 гражданских дел о защите прав потребителей. По большинству дел решения суда были оставлены без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.1. Дело № 33-193 по жалобе ООО “Автосервисцентр” на решение Иошкар-Олинского городского суда от 24 января 2002 г.Окишев В.В. 15 декабря 2000 г. приобрел в собственность автомобиль ГАЗ-3110, 12 июля 2001 г. у автомобиля перестал работать блок управления. После обращения в ООО “Автосервисцентр”, уполномоченный изготовителем ОАО “ГАЗ” на принятие претензий от потребителей, производство гарантийного ремонта и техническое обслуживание автомобилей, блок управления был снят с автомобиля для его замены на новый блок аналогичной марки.Поскольку замена не была произведена, Окишев В.В. обратился в суд с иском к ООО “Автосервисцентр” о компенсации материального и морального вреда, взыскании неустойки за просрочку устранения недостатков автомобиля.Исковые требования судом были удовлетворены.В кассационной жалобе ООО “Автосервисцентр” просил отменить решение как необоснованное, истцу на период ремонта предоставлялся другой блок управления, от которого он отказался. Так же истец был предупрежден о невозможности замены блока управления на блок управления такой же марки ввиду его отсутствия и возможности его установки лишь после его поступления на предприятие.Судебная коллегия Верховного суда Республики Марий Эл оставила решение Йошкар-Олинского городского суда без изменения.Утверждение ответчика, что этот блок предлагался на время ремонта, не соответствует содержанию письма ООО “Автосервисцентр” от 31 октября 2001 г., в котором таким образом предлагалось устранить выявленный недостаток автомобиля.Ответчик не представил суду каких-либо доказательств отсутствия у него необходимого блока управления или его отсутствия в торговых организациях, хотя, ссылаясь на эти обстоятельства, обязан был это сделать.Суд обоснованно пришел к выводу о нарушении ответчиком срока выполнения требования потребителя и взыскал неустойку в соответствии со ст. 23 Закона РФ “О защите прав потребителей”. Размер неустойки начислен судом правильно и уменьшен в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ. Поскольку иск вытекает из потребительских отношений, суд обоснованно взыскал и компенсацию морального вреда.2. Дело № 33-389 по жалобе Вагиной Е.Л. на решение Йошкар-Олинского городского суда от 3 апреля 2002 г.Истица указала, что дважды 17 и 20 апреля 2001 г. приобрела в магазине “Красный Октябрь”, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Зайцеву А.Н., конфеты “Метеорит” стоимостью 180 руб. Однако оказалось, что в приобретенных конфетах часть конфет была другого сорта “Миф”, стоимость которых намного ниже. Продажей конфет другого ассортимента по несоответствующей цене нарушены ее права потребителя, в связи с чем она обратилась в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.Судом в пользу Вагиной Е.Л. взыскана с ответчика компенсация морального вреда в сумме 100 рублей.В кассационной жалобе Вагина Е.Л. не согласилась с определенным судом размером компенсации морального вреда, полагая его заниженным.Судебная коллегия нашла решение законным и обоснованным, оставив его без изменения.В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.Указанные требования судом выполнены. Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом требований вышеуказанной правовой нормы.3. Дело № 33-445 по жалобе на решение Йошкар-Олинского городского суда от 15 апреля 2002 г.Щербакова О.В. обратилась в суд с иском к частному предпринимателю Обуховской Т.В. о расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков, пени, компенсации морального вреда, указывая, что 10.01.2002 г. заключила с ней договор купли-продажи, по которому купила набор из 2 кастрюль, черезчас обнаружила дефект, потребовала возврат суммы, уплаченной за товар, но ей было отказано, чем причинен ущерб, состоящий из стоимости набора кастрюль, расходов, связанных с оплатой услуг юриста. Также просила компенсировать ей моральный вред, взыскать пени за нарушение сроков удовлетворения ее требований и штраф в бюджет в размере цены иска.Решением суда постановлено расторгнуть указанный договор купли-продажи. Исковые требования в части взыскания стоимости набора кастрюль, неустойки и компенсации морального вреда удовлетворены, в остальной части иска отказано.Судебная коллегия оснований к отмене решения не нашла, жалобу Обуховской Т.В. оставила без удовлетворения.Поскольку ответчица Обуховская Т.В. не удовлетворила претензию истицы, заявленную письменно 12.01.2002 г., суд обоснованно удовлетворил исковые требования истицы о расторжении договора, взыскании убытков в части стоимости набора кастрюль, пени за неудовлетворение обоснованных требований и компенсации морального вреда в соответствии со ст. ст. 18, 23 и 15 Закона РФ “О защите прав потребителей”.Доводы жалобы Обуховской Т.В. относительно подмены кастрюль истицей не нашли подтверждения. Ссылка в жалобе на отсутствие в продаже возвращенных истицей кастрюль с маркировкой “Хепи Леди”, подтвержденная, по мнению ответчика, актом инвентаризации, необоснованна в связи с тем, что данный акт не может служить достоверным доказательством доводов ответчика.Заключение эксперта, что сварка на кастрюле произведена не в заводских условиях, не признана судом доказательством подмены кастрюль. 4. Дело № 33-584 по жалобе Стрельникова С.И. на решение Йошкар-олинского городского суда от 21 мая 2002 г.Стрельников С.И. обратился в суд с иском к частному предпринимателю Ерастовой Н.В. о расторжении договора купли-продажи, указывая на то, что 31 декабря 2001 г. в Торговом доме “Шанхай” приобрел у нее товар - джемпер. В процессе носки обнаружил дефект, который является следствием некачественности товара, допущенной при изготовлении. Ответчица отказалась принять товар и вернуть деньги. Истец просил взыскать стоимость товара, компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день просрочки, начиная с 23.02.2002 г.В удовлетворении заявленных требований Стрельникова С.И. к Ерастовой Н.В. судом было отказано.В суде кассационной инстанции решение суда оставлено без изменения, а жалоба истца без удовлетворения.Суд оценил представленные сторонами доказательства и обоснованно пришел к выводу, что продажа товара ненадлежащего качества не нашла своего подтверждения, а имела место замена товара.Судебной коллегией установлено, что суд обоснованно не принял во внимание показания свидетелей, поскольку они были противоречивы, в частности они по разному описывали приобретенный свитер по цвету, наименованию материала, фасону.Также были признаны несостоятельными доводы жалобы в части неправильной оценки судом справки оценки качества товара, выданной управлением Госторгинспекции. Указанная справка опровергает объяснения Стрельникова С.И. о сроке носки товара, поэтому суд правильно отнес ее к доказательствам, подтверждающим обоснованность возражений ответчика.5. Дело № 33-705 по жалобе Набиулиной Э.Т. на решение Йошкар-Олинского городского суда от 14 июня 2002 г.Набиулина Э.Т. обратилась в суд с иском к ГУП РМЭ “Йошкар-Олинское пассажирское автотранспортное предприятие №1” о взыскании компенсации морального вреда за то, что 4 декабря 2001 г. в кассе автовокзала г. Казани она приобрела билет на автобус маршрутом Казань - Йошкар-Ола. Билет ей был продан на “мягкий” автобус, при посадке был подан автобус с “жесткий” местами. Во время поездки салон автобуса не отапливался, спинка её кресла не была закреплена и создала ей неудобства, из-за чего она заболела. Полагала, что неправомерными действиями ей был причинен моральный вред, в качестве компенсации просила взыскать 5000 рублей.Судом в удовлетворении иска Набиулиной Э.Т. о взыскании компенсации морального вреда отказано.В суде кассационной инстанции решение суда было оставлено без изменения, жалоба истицы без удовлетворения.Согласно ст. 15 Закона РФ “О защите прав потребителей”, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренными законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.В соответствии со справкой Казанского автовокзала стоимость проезда на автобусах с “мягкими” и “жесткими” местами составляет 113 руб. 60 коп., в представленном билете на проезд нет указаний о перевозке на “мягком” автобусе, согласно путевого листа № 461986 от 4. 12. 2001 г. автобус ПАЗ-3205 был выпущен на маршрут в технически исправном состоянии, претензии о его техническом состоянии, изменении марки автобуса, нарушении температурного режима в салоне не заявлялось, медицинских и иных документов о заболевании истицы в результате поездки на этом автобусе последней не представлено. Показаниям свидетеля судом также дана надлежащая оценка.6. Дело № 33-820 по жалобе Курамина С.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июля 2002 г.Курамин С.А. обратился в суд с иском к ОАО “Мартелком” о признании незаконными действий оператора связи по отключению квартирного телефона, снятию таксофонов, установленных в подъезде дома № 5-а по бульвару Ураева и на доме № 15 по ул. Кирова г. Йошкар-Олы, подключении его телефона № 21-90-48, расположенного в квартире № 43 дома по бульвару Ураева, и установке таксофонов. Просил также обязать ОАО “Мартелком” выставлять счет за пользование таксофоном с применением повременной системы оплаты, предоставить 50 % льготу по оплате квартирного телефона, указав, что в мае 2001 г. ответчик без предварительного уведомления отключил его квартирный телефон, ссылаясь на отсутствие предоплаты за май месяц. Однако в этот период он находился на лечении и не мог внести плату, отсутствие начисления платы за услуги связи по повременной системе и снятие оператором связи двух таксофонов полагал незаконным, просил взыскать с ОАО “Мартелком” неустойку, денежную компенсацию морального вреда, судебные расходы.Решением Йошкар-Олинского городского суда от 23 июля 2002 г. признаны незаконными действия ОАО “Мартелком” по отключению квартирного телефона № 21-90-48 с возложением обязанностей по подключению квартирного телефона Курамина С.А., в пользу Курамина С.А. с ОАО “Мартелком” взыскана неустойка, денежная компенсация морального вреда, на ОАО “Мартелком” возложена обязанность предоставить Курамину С.А. льготу по оплате квартирного телефона, в удовлетворении иных требований Курамину С.А. отказано. В пользу ОАО “Мартелком” взыскана задолженность по услугам связи.В кассационной жалобе Курамин С.А. просил решение суда в части взыскания с него задолженности по услугам связи и госпошлины, денежной компенсации морального вреда, отказа в признании за ним права выбора системы оплаты услуг связи отменить, указывая на недействительность договора с ним на оказание услуг связи, отсутствие задолженности перед ответчиком, неверное толкование судом Правил пользования телефонной связью.Определением суда кассационной инстанции жалоба Курамина С.А. оставлена без удовлетворения.Суд правильно сослался на п.52 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235, согласно которому абонент обязан возместить оператору связи потери доходов, вызванных простоем оборудования.Как видно из материалов дела, именно обстоятельством отключения телефона (приостановлением доступа к сети) Курамин С.А. обосновал возражения на встречный иск в части взыскания задолженности.Верным является и суждение суда о праве оператора связи определять систему оплаты за услуги телефонной связи в соответствии с технической возможностью сети (п. 82 названных Правил), а также правомерность взимания предоплаты за услуги связи.Кроме того, применение повременной системы оплаты услуг связи только для расчетов с Кураминым С.А. противоречило бы ст. 426 Гражданского кодекса РФ, п. 24 названных Правил.Определенный судом размер денежной компенсации морального вреда учитывает требования разумности и справедливости и заниженным не является.7. Дело № 33-1065 по жалобе Боровских П.В, Петропавловской О.А., на решение Йошкар-Олинского городского суда от 18 сентября 2002 г.Петропавловская О.А., Боровских Н.В., Федотов Н.Н., Федотов Р.П., Кириенко В.П. обратились в суд с иском к ЗАО “МРЦАСИ”, ОАО “Железобетон”, МП УКС г. Йошкар-Олы о взыскании неустойки по закону “О защите прав потребителей”, указав в обоснование иска, что с ответчиками заключили договор долевого участия в строительстве квартир, соответственно Петропавловская О.А. трехкомнатной квартиры, стоимостью 286820 руб., Боровских Н.В. однокомнатной квартиры и двухкомнатной квартиры стоимостью 364190 руб., Федотовы Н.Н. и Р.Н. и Кириенко В.П. трехкомнатной квартиры стоимостью 297000 руб. Свои обязательства по оплате стоимости квартир они выполнили, а ответчики принятые на себя обязательства построить и передать им квартиры в срок до 1 января 2001 г. не исполнили, поэтому просили взыскать пени в соответствии со ст.28 Закона “О защите прав потребителей” за все время просрочки в пределах стоимости их квартир.Решением Йошкар-Олинского городского суда постановлено взыскать с ОАО “Железобетон” неустойку в пользу Боровских Н.В. 242210 руб., Петропавловской О.А. 174800 руб., Федотова Н.Н., Федотова Р.Н, Кириенко В.П. 200362 руб. В остальной части иска постановлено отказать.В кассационной жалобе Петропавловская О.А. и Боровских Н.В. просили изменить решение суда и взыскать пеню в указанном ими размере, полагая, что суд необоснованно применил ст.333 Гражданского кодекса РФ, снизив размер пени.При рассмотрении дела в суде кассационной инстанции решение оставлено без изменения.В соответствии со ст.28 Закона “О защите прав потребителей”, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3 % цены выполненной работы.Суд обоснованно применил ст. 333 Гражданского кодекса РФ и снизил размер взыскиваемой неустойки правильно придя к выводу о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств. Довод жалобы о том, что суд неправильно применил снижение размера неустойки, не проверив материальное положение ответчика, необоснован. Для разрешения данного спора материальное положение ответчика юридически значимым не является, так как в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ он не указан в качестве основания для снижения.По трем делам рассмотренных коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл решения судов отменены в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права с направлением дела на новое рассмотрение, два из которых были отменены по причине нарушения законодательства при проведении экспертизы.1. Дело № 33-417 по жалобе Максимова А.Н. на решение Йошкар-Олинского городского суда от 11 апреля 2002 г.Домрачев И.М. 18 декабря 2001 г. приобрел в магазине “Наша техника”, принадлежавшем индивидуальному предпринимателю Максимову А.Н, холодильник марки “Мир”. Домрачев И.М. обратился 8 января 2002 г. в магазин с требованием о расторжении договора купли-продажи холодильника и возврате ему денег, ссылаясь на ненадлежащее качество товара, указал, что вследствие утечки фреона холодильник дважды 3 и 5 января 2002 г. ремонтировался мастером на дому.В связи с отказом в удовлетворении его требований Домрачев И.М. обратился в суд с иском о расторжении договора купли-продажи холодильника, возмещении убытков, взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения его требований, компенсации морального вреда.Решением суда первой инстанции иск удовлетворен.Определением судебной коллегии данное решение по кассационной жалобе Максимова А.Н. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.Как следует из материалов дела, основанием иска о расторжении договора и возврате денег истец указал ненадлежащее качество холодильника вследствие проведенного ремонта и последующей его плохой работы. Основанием же для удовлетворения иска суд указал другие обстоятельства -ненадлежащее качество холодильника вследствие его ненадлежащей маркировки.При этом выводы суда о ненадлежащей маркировке, свидетельствующей о непредставлении истцу информации, что препятствовало бы нормальной эксплуатации холодильника, сделаны без оценки и проверки доводов ответчика, что маркировка является ненадлежащей. Он мог бы доказать это, если бы участвовал при осмотре холодильника. Однако такое право ему не было предоставлено.Кроме того, в решении суда, не указано, в чем состоит ненадлежащая маркировка, каким нормам она не соответствует, не приведены в нарушение ст. 197 ГПК РСФСР доводы, по которым суд пришел к выводу, что ненадлежащая маркировка свидетельствует о ненадлежащем качестве холодильника.В то же время одно из оснований иска, что холодильник после ремонта работает с нарушением нормальных показателей морозильной камеры не рассмотрено судом.Имеющееся в материалах дела заключение эксперта не соответствует предъявляемым ст. 77 ГПК РСФСР требованиям, поскольку не содержит подробного описания исследования и ответы на вопросы суда не содержат какого-либо мотивированного обоснования. Аналогичные недостатки имеет и заключение, представленное истцом в судебную коллегию.2. Дело № 33-459 по жалобе Алехиной И.Н. на решение Куженерского районного суда Республики Марий Эл от 24 апреля 2002 г.Алехина И.Н. обратилась в суд с иском к частному предпринимателю Шариповой Р.Г. о взыскании суммы, уплаченной за приобретенную у нее неисправную стиральную машину, компенсации морального вреда. Впоследствии исковые требования дополнила, просила взыскать уплаченную сумму с индексацией, ущерб за испорченные при стирке вещи, неустойку, расходы по провозу стиральной машины, оплате консультации адвоката.Решением Куженерского районного суда в иске Алехиной И.Н. отказано.В кассационной жалобе Алехина И.Н. с решением суда не согласилась, указала, что экспертиза по машине была назначена с нарушением ст. ст. 74, 75,178, 179 ГПК РСФСР - без учета ее мнения, она не была извещена об изменении места проведения экспертизы. Представленная в судебное заседание стиральная машина имеет другие номера на штампах ОТК и цвет дна.Определением кассационной коллегии от 21 мая 2002 г. решение отменено, как постановленное с нарушением норм процессуального права, дело направлено на новое рассмотрение.Суд правильно определил, что для установления качества стиральной машины требуются специальные познания и назначил экспертизу. Однако в нарушение ст. 75 ГПК РСФСР суд не учел мнение Алехиной И.Н. при назначении эксперта, так же не было учтено ее мнение и при замене эксперта, к тому же определение о замене эксперта было вынесено судом в нарушение ст.218 ГПК РСФСР без возобновления производства по делу.Суд необоснованно оставил без рассмотрения требования истицы о взыскании неустойки, расходов по провозу стиральной машины и консультации адвоката по тому основанию, что Алехина И.Н. не представила суду доказательств. В соответствии со ст. 221 ГПК РСФСР данное обстоятельство не может служить основанием для оставления заявления без рассмотрения.3. Дело № 33-713 по жалобе Кротова А.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда от 19 июня 2002 г.24 декабря 2001 г. Кротов А.В. у частного предпринимателя Павловой Н.В. приобрел чемодан “ОМЕСА”.В начале января 2002 г. чемодан сломался, Кротов А.В. обратился с претензией к Павловой Н.В. о расторжении договора купли-продажи, однако последней она удовлетворена не была.Кротов А.В. обратился в суд с иском к Павловой Н.В. о взыскании суммы, уплаченной за чемодан, неустойки, расходов за проведенную экспертизу и штрафа в доход бюджета, представив свои расчеты, заключение эксперта Йошкар-Олинского филиала Чувашской лаборатории судебной экспертизы, которым подтверждено, что чемодан имеет неустранимый производственный дефект.Решением Йошкар-Олинского городского суда Кротову А.В. отказано в иске к Павловой Н.В. о защите прав потребителей.В кассационной инстанции по жалобе Кротова А.В. решение суда было отменено с направлением дела на новое судебное рассмотрение, в связи с тем, что суд необоснованно принял во внимание заключение специалистов, которые провели экспертизы с нарушением гражданского процессуального законодательства.При назначении экспертизы судом нарушены требования ч. 1 ст.74 ГПК РСФСР. Из смысла данной нормы следует, что экспертом назначается лицо, обладающее специальными познаниями в этой области, в которой требуется разрешить возникший вопрос.В материалах дела не имеется документов, подтверждающих квалификацию специалистов Мискевич Н.Ф. и Судоргина Ж.В.В силу ст. 77 ГПК РСФСР заключение эксперта должно содержать подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные судом вопросы. Этим требованиям ни одно из заключений не отвечает.В них не содержится подробного описания произведенных исследований, отсутствуют ссылки на положения ГОСТов, непонятно, в связи с чем эксперты пришли к своим заключениям о недостатках чемодана.В порядке надзора в 2002 году было рассмотрено 2 гражданских дела о защите прав потребителей, по которым решения судов первой инстанции были отменены по основанию существенного нарушения норм процессуального права.Анализируя приведенные выше дела о защите прав потребителей, можно сделать вывод о наличии значительной доли дел, связанных с приобретением потребителями товаров ненадлежащего качества, оказанием им ненадлежащих услуг (их невыполнением), некачественным выполнением работ и несоблюдением сроков. В необходимых случаях, при возникновении вопросов о качестве товаров, работ, услуг, проводятся экспертизы, в качестве доказательств исследуются заключения специалистов, которым судом дается надлежащая оценка.Иски, связанные с безопасностью товаров, работ и услуг, использованием права на информацию о них, режимом работы продавца (исполнителя), недействительностью условий договоров и т.д., в практике рассмотрения дел в порядке кассационного или надзорного производства немногочисленны.Изучение судебной практики показало, что при определении сумм, подлежащих возмещению в качестве компенсации морального вреда, суды правильно руководствуются соответствующими нормами законодательства с учетом требований граждан о возмещении материальных убытков, неустойки и т.д. В итоге взыскиваемый судами моральный ущерб бывает на несколько порядков меньше заявленного истцом; лишь по незначительному количеству дел суды соглашаются с суммами, требуемыми потребителями. Однако случаев, когда суды без мотивации снижают размер сумм, взыскиваемых в возмещение морального вреда, в части изученных дел, Верховным судом Республики Марий Эл не выявлено. Глава V. Защита прав потребителей в муниципальных образованиях1. Правовые основы и эффективность деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной потребительской политики Статья 2 Конституции Российской Федерации (статья 2 Конституции Республики Марий Эл) вменила в обязанность государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Поскольку в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 28.08.95 г. № 154-ФЗ (в редакции от 04.08.2000 г.) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотрено наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществляемое на основании федеральных законов.Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” в редакции от 17 декабря 1999 года (статья 44) предусматривает осуществление органами местного самоуправления функций по защите прав потребителей, формирование структур по защите прав потребителей за счет бюджета, а также дополнительное финансирование деятельности указанных структур в размере пятидесятипроцентного отчисления от сумм штрафов, взысканных по решению суда по искам органов местного самоуправления в защиту прав потребителей (статья 13).В силу п.2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.Кроме того, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24 Конституции Российской Федерации). Статья 48 Конституции Российской Федерации (статья 48 Конституции Республики Марий Эл) гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, причем в случаях, предусмотренных законом, эта юридическая помощь оказывается бесплатно. Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” устанавливает права потребителей на просвещение и определяет механизм его реализации (преамбула), наделив органы местного самоуправления правом консультировать потребителей по вопросам защиты их прав (статья 44). Кроме того, Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” (статья 44) наряду с другими полномочиями наделил органы местного самоуправления правом обращаться в суды в защиту прав потребителей.Статьей 33 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. В то же время Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” (статья 44) наделил органы местного самоуправления правом рассматривать жалобы потребителей. В соответствии ст.131 Конституции Российской Федерации (статья 106 Конституции Республики Марий Эл) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, однако процедура формирования населением структурного органа (подразделения) по защите прав потребителей нарушается, что приводит к не включению соответствующих положений в уставы администрациями органов местного самоуправления и отсутствию реализации данных функций. Полномочия органов местного самоуправления, по защите прав потребителей, реализуются в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.3 ст.14 которого наделяет указанные органы в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Таким образом, включение в устав функций по защите прав потребителей является правомерным и достаточным основанием для их осуществления на территории муниципального образования и обязанностью в соответствии п.2 статьи 15 Конституции Российской Федерации.Помимо устава, компетенция, вопросы полномочий деятельности в сфере защиты прав потребителей определяется положением о структурном подразделении администрации и должностными инструкциями сотрудников.В соответствии статьи 132 Конституции Российской Федерации реализация переданных полномочий органам местного самоуправления подконтрольна государству. В соответствии статей 6, 76 и 79 Конституции Республики Марий Эл реализация полномочий по защите прав потребителей, переданных органам местного самоуправления подконтрольна Президенту Республики Марий Эл и возглавляемой им системе органов исполнительной власти Республики Марий Эл.Марийское территориальное управление МАП России проанализировало итоги деятельности муниципальных образований городов и районов Республики Марий Эл по осуществлению функций защиты прав потребителей за период 2002 года.Представительные (районные и городские собрания) и исполнительные (администрации) органы муниципальных образований не уделяют должного внимания работе по организации защиты прав потребителей. На заседаниях большинства этих органов не осуществляется работа по организации или реализации мер по обеспечению прав потребителей на подведомственной территории. В 2002 году на указанном уровне вопросы защиты прав потребителей рассматривались 2 раза в Горномарийском районе, 1 раз в Юринском районе. В Волжском районе постановлением главы администрации от 15.03.02 г. № 52 утверждена Программа защиты прав потребителей на 2002 - 2004 годы и создан Совет по делам потребителей при администрации района.Вопросам просвещения потребителей через средства массовой информации в большей степени уделяется внимание администрациями городов Йошкар-Ола и Волжск. Данное направление работы не осуществлялось в Волжском, Килемарском, Новоторьяльском, Оршанском, Параньгинском и Юринском районах.Осуществляются различные формы работы по профилактике нарушений законодательства о защите прав потребителей: заседания совета по делам потребителей в Волжском, Мари-Турекском районах, г.Волжск; учебно-методические мероприятия в г.Волжск, г. Козьмодемьянск, Горгомарийском, Мари-Турекском, Сернурском Оршанском районах; совещания с уполномоченными по защите прав потребителей в Куженерском, Медведевском районах; совещания с хозяйствующими субъектами и предпринимателями проводятся в большинстве администраций, за исключением Звениговского, Мари-Турекского, Новоторьяльского, Советского районов. Отсутствуют указанные виды работы в Звениговском и Новоторьяльском районах.В 2002 году администрации более активно осуществляли проведение проверок продавцов, изготовителей, исполнителей товаров (работ, услуг), однако в Звениговском и Моркинском районах проверки не связаны с реализацией законодательства о защите прав потребителей, в г.Йошкар-Оле отсутствует учет проверок включающих требования законодательства о защите прав потребителей.Администрациями рассмотрено 380 обращений граждан, из них 69,8 % устных или чуть более двух третей всех обращений, в 62 % по обращениям дана консультация. Обращения связаны с ненадлежащим качеством в 48,4%, с нарушениями при продаже товара в 13,7%, с нарушениями при оказании услуг в 10,7%, с нарушением режима работы в 5,6 %, недостоверности или отсутствии информации в 8,8 %, с безопасностью товаров и услуг в 2,4 % и по другим обстоятельствам в 11,3 % обращений. Работа с обращениями граждан с оказанием помощи в форме консультаций, составлении требований и исков в суд является наиболее эффективно влияющей на профилактику правонарушений. Однако данной активной форме работы с населением недостаточно уделяется внимание в большинстве муниципальных образований. При активной позиции администрации по данному виду помощи населению, происходит ежегодный рост обращений. Анализ показывает об отсутствии надлежащего уровня работы с населением в Волжском, Горномарийском, Звениговском, Куженерском, Мари-Турекском, Медведевском, Новоторьяльском, Оршанском, Параньгинском, Сернурском, Юринском районах. 2. Деятельность органов местного самоуправления республики
по контролю за исполнением законодательства о защите прав потребителейАдминистрация
города Йошкар-Олы 26.06.2002 г. - по организациям уличной торговли
фруктами;03.07.2002 г. - Центральный рынок;10.07.2002 г. - мини-рынок
“Звездный”;
24.07.2002 г. - организация работы в ночное время
предприятий общественного питания: ,“У Егорыча”, “На пеньках”, “Лаванда”,
“777”, “Казакова”;
11.09.2002 г. - уличной торговли в неустановленных
местах;
13.11.2002 г. - совместно с администрацией города, ЦГСЭН, специалистом
природоохранной службы и индивидуальными предпринимателями проведено
совещание по вопросам освещения города, вывозу мусора, внешнему
виду торговых точек;12.2002 г. - совместно с госинспектором государственной
инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей
Филоновой Л.В. проведены проверки в предприятиях торгующих изделиями
из драгоценных металлов: магазины: “Русич”. “Лаванда”. “Детский
мир”, Центральный рынок и/п Яшина В.Совместно с администрацией города
08.03.202 г. проведен конкурс “Леди-Мода” с участием ателье, парикмахеров,
визажистов.Администрация города совместно с Центром занятости населения
и учебно-методическим центром “Лидер” г. Йошкар-Ола 5-6 декабря
2002 года проводила в ПУ-15 семинар-тренинг “Психология продаж”
для индивидуальных предпринимателей и продавцов.В газете “Наш город”
ведется постоянная рубрика, где печатается информация по вопросам
потребителей, она называется “По слухам и достоверно”. В целом за
год проконсультировано 87 человек в основном претензии на качество
и обмен товаров.Проведена работа по обеспечению предприятий торговли
и бытового обслуживания брошюрой “Закон о защите прав потребителей”.За
2002 год составлено 32 акта, 9 из которых направлены для рассмотрения
в Межрайонную прокуратуру, 21 - в госторгинспекцию. Администрация Советского района
В администрации района вопросы исполнения законодательства
о защите прав потребителей предусмотренные ст. 44 Закона Российской
Федерации “О защите прав потребителей” включены в ст. 6 Устава муниципального
образования “Советский район”. В структуре администрации района специальная
служба по защите прав потребителей не создана. Обязанности по защите
прав потребителей возложены на специалиста отдела экономики Юрьеву
Л.М. Функции по защите прав потребителей предусмотрены в Положении
отдела экономики. Кроме того, в администрации Советского района создана
комиссия по защите прав потребителей. Председателем комиссии является
Черенков А.П.- заместитель главы администрации Советского района по
экономическим вопросам.В отделе экономики ведется журнал регистрации
обращений граждан. По вопросу защиты прав потребителей в 2002 году
было 27 обращений, из них устных 19, письменных 8.Основной причиной
обращений являлись: продажа товаров ненадлежащего качества, отсутствие
достоверной информации об изготовителях, исполнителях, продавцах и
о товарах, услугах.В торговле самым распространенным остается нарушение
статьи 4 (качества товара), статей 8, 10, 12 (представление ненадлежащей
информации об изготовителе или продавце), статей 18, 25 (связанных
с защитой прав при продаже товара ненадлежащего качества).В результате
рассмотрения жалоб потребителей специалистом по защите прав потребителей
администрации Советского района в течение 2002 года предотвращен ущерб
потребителям на сумму 9,9 тыс. руб.
Администрация Юринского района Администрацией района проведена определенная работа по защите прав потребителей. Так, в 2002 году, в администрацию по защите прав потребителей обращалось с устными жалобами шесть граждан. По этим обращениям даны официальные разъяснения. Увеличение с каждым годом обращений по защите прав потребителей объясняется проводимой разъяснительной работой среди населения. В результате повышается правовая грамотность населения, что обуславливает рост обращений граждан с устными обращениями. Во всех случаях достаточно было проконсультировать граждан - потребителей по вопросам законодательства о защите прав потребителей, и они решали самостоятельно спорные ситуации.В истекшем году улучшилась совместная работа с районным отделом внутренних дел. Организовано и проведено двадцать три проверки объектов торговли, пищевой и мукомольно-крупяной промышленности. По результатам проверок четыре человека оштрафованы на общую сумму одна тысяча двести рублей, двум предпринимателям выданы административные предупреждения. Часть протоколов была отправлена по месту жительства, часть в Госторгинспекцию. Выявлены и пресечены факты продажи продуктов питания на открытом рынке, торговля без свидетельства на право предпринимательской деятельности, не уплата единого налога, отсутствие измерительных приборов, отсутствие сертификатов.В Юринском районе создан отдел ветеринарно-санитарной экспертизы. На первое января 2003 года проверено пятнадцать торговых точек. Оштрафовано два индивидуальных предпринимателя на общую сумму восемьсот рублей. Запрещено и снято с реализации пищевых продуктов: колбасных изделий 17,5 кг., субпродуктов мясных- 2,5 кг.. Пищевые продукты снимались с реализации из-за нарушения сроков реализации.Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Юринского района проводится наиболее конкретная работа по защите прав потребителей. Проводится работа по рассмотрению и принятию мер по обращениям и жалобам населения. Во всех случаях проведены санитарно-эпидемиологические обследования и даны ответы заявителям в рамках государственного надзора.По данным 2002 года исследовано 1230 проб пищевых продуктов, выявлено одно несоответствие санитарным требованиям по микробиологическим показателям, двадцать восемь проб на несоответствие санитарно-химическим показателям. Произведено 11 забраковок пищевых продуктов общим объемом 57,7 кг. По случаям забраковки 43 кг. составили мясо и мясопродукты, 2кг.- молоко и молочные продукты, 12,7 кг. - прочие продукты.За санитарные правонарушения применены административные санкции: наложено 11 штрафов на сумму 4150 рублей, одно дело передано в районную административную комиссию. |