Глава I Итоги работы Марийского территориального
управления МАП России по реализации государственной потребительской политики
1. Государственный контроль соблюдения законодательства
о защите прав потребителей
Анализ нарушений законодательства о защите прав потребителей
Марийское территориальное управление МАП России (далее МТУ МАП России)
в течение 2002 года осуществляло государственный контроль по соблюдению
Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”, других законов
и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в
области защиты прав потребителей.Важнейшим направлением деятельности
МТУ МАП России является работа с обращениями граждан и юридических лиц.
В 2002 году управлением дано более 50 письменных и 302 устных разъяснений,
консультаций по различным вопросам защиты прав потребителей гражданам,
органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, общественным
объединениям потребителей, предпринимателям и др. организациям. В МТУ
МАП России в отчетном периоде находилось в работе 37 писем, обращений,
заявлений, что меньше, чем в 2001 г. Снизилось количество устных обращений.Такое
снижение устных и письменных обращений объясняется систематической информационной
и просветительской работой, проводимой среди населения антимонопольными
и другими федеральными органами исполнительной власти, органами местного
самоуправления, общественными объединениями потребителей и юридическими
консультациями. В результате повышается правовая грамотность населения,
его активность на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Специалистам
МТУ МАП России достаточно проконсультировать граждан-потребителей или
хозяйствующие субъекты по вопросам законодательства о защите прав потребителей,
чтобы они самостоятельно смогли разрешить спорные ситуации.
Динамика обращений о защите прав потребителей, рассмотренных
МТУ МАП России за 2000-2002 гг.
|
2000
г |
2001
г. |
2002 г. |
Письменные обращения |
2
1 |
32 |
37 |
Устные обращения |
778 |
413 |
302 |
Всего |
799 |
444 |
339 |
Что касается письменных обращений, то они, как правило, связаны с конфликтами
по поводу некачественных товаров или услуг. При разрешении таких ситуаций
требуется проведение проверки хозяйствующего субъекта, анализ заключенных
договоров, экспертиза и т.п. Распределение письменных и устных обращений
по видам деятельности приведено в таблице 1.Таблица 1(в % к итогу
за 2002 г.)
Виды
деятельности |
Письменные
обращения и заявления |
Количество
консультаций на устные обращения |
торговля |
35,1 |
71,2 |
общественное питание |
0 |
0 |
бытовые услуги |
13,5 |
12,2 |
услуги транспорта |
2,7 |
0,3 |
услуги связи |
8,1 |
2,3 |
коммунальные услуги |
27,0 |
4,6 |
строительство, СМР, оформительские,
реставрационные работы, разработка ПСД |
5,4 |
1,6 |
туристско-экскурсионные услуги |
0 |
0,3 |
медицинские услуги |
0 |
1,3 |
услуги, предметом которых являются
денежные средства населения и страховые услуги |
2,7 |
0,3 |
обучение |
0 |
0 |
прочие виды деятельности |
5,4 |
5,6 |
Итого |
100 |
100 |
Как видно из таблицы, большинство обращений связано с нарушенными правами
потребителей в сферах торговли, коммунальных, бытовых услуг и услуг связи.
Причем на нарушения прав потребителей в торговле поступает больше устных
обращений, в то время как по коммунальным услугам, услугам связи и ряду
других преобладают письменные обращения.Основными причинами обращений
явились продажа товаров ненадлежащего качества, выполнение работ и услуг
с недостатками, отсутствие достоверной информации об изготовителях, исполнителях,
продавцах и о товарах, работах, услугах.>Приносит свои плоды постоянная
работа антимонопольных органов по развитию и укреплению муниципальной
ветви системы защиты прав потребителей, общественной организации по защите
прав потребителей, выделению в работе органов государственной власти направления
защиты потребителей. Специалисты других федеральных и республиканских
органов исполнительной власти все больше берут на себя груз рассмотрения
обращений потребителей.Органы местного самоуправления обеспечивают защиту
прав потребителей по месту жительства, что позволяет обеспечивать разветвленную
систему защиты прав потребителей.В условиях сокращения численности специалистов
по защите прав потребителей и отсутствия возможности функционирования
обособленного отдела, МТУ МАП России сосредотачивает свои усилия на проведении
целевых (по заданию МАП России или пособственной инициативе) или комплексных
проверках хозяйствующих субъектов, проводимых совместно с территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного
самоуправления.МТУ МАП России отмечает, что наиболее распространенными
нарушениями законодательства о защите прав потребителей продолжают оставаться
отсутствие полной и достоверной информации для потребителей о товарах
(работах, услугах), изготовителях и продавцах, в том числе информации
на русском языке на товарах иностранного производства, информации об обязательной
сертификации продукции и услуг.Анализ нарушений по квалифицируемым статьям
законодательства в разрезе видов деятельности показал, что по сравнению
с 2001 г. расширился спектр статей законодательства, по которым установлены
нарушения в торговле, в сфере бытовых, коммунальных и медицинских услуг.В
7 видах деятельности из 12 доля выявленных нарушений по статьям законодательства
по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизилась.
Структура выявленных нарушений, квалифицируемых по
статьям законодательства в разрезе видов деятельности
Таблица 2
Виды
деятельности |
в % к
итогу 2001 г. |
в % к
итогу 2002 г. |
торговля |
23,8 |
64,5 |
общественное питание |
0,23 |
0 |
бытовые услуги |
13,81 |
14,5 |
услуги транспорта |
3,98 |
2,27 |
услуги связи |
4,91 |
2,98 |
коммунальные услуги |
4,68 |
5,68 |
строительство, СМР, оформительские,
реставрационные работы, разработка ПСД |
5,38 |
0,85 |
туристско-экскурсионные услуги |
4,68 |
0,14 |
медицинские услуги |
0,93 |
1,70 |
услуги, предметом которых являются
денежные средства населения и страховые услуги |
0 |
0,56 |
обучение |
0 |
0 |
прочие виды деятельности |
37,4 |
6,68 |
Итого |
100 |
100 |
При постатейном анализе выявленных нарушений в разрезе видов деятельности
можно отметить следующее.В торговле самыми распространенными остаются
нарушения ст. ст. 18-25 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”,
связанные с защитой прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего
качества (ст.4), соответственно 56,8 % и 31,05 % от общего числа нарушений,
выявленных в торговле. На нарушения, связанные с информацией на товары
приходится 5,9 %.При оказании бытовых услуг наибольшее количество нарушений
приходится на ст. 27-37, связанные с неисполнением сроков и ст.4 качество
услуг, соответственно 47,05 % и 19,6 %.Нарушения по факту недействительности
условий договора, ущемляющих права потребителя (ст. 16), отмечаются при
предоставлении строительных и проектных, коммунальных услуг, услуг транспорта.Наибольшая
доля нарушений иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации,
регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, выявлена при
оказании прочих услуг (53,1%), коммунальных услуг (40%), бытовых услуг
(12,7%), С введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, затруднилась процедура рассмотрения дел по привлечению
нарушителей, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской
Федерации, к административной ответственности. В соответствии п. 1.2.
Положения о порядке рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите
прав потребителей, дела рассматриваются по месту нахождения продавца (изготовителя,
исполнителя). Для передачи материалов дела в другую область или республику
(по месту размещения юридического лица) необходим сбор доказательств,
что осуществлялось в соответствии полномочий. В соответствии ч. 4 ст.
28.7. КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения
или выявления административного правонарушения. По окончании административного
расследования (ч. 6 ст. 28.7.) составляется протокол об административном
правонарушении. При составлении протокола необходимо выполнять определенную
процедуру: знакомить законного представителя юридического лица с правами
и обязанностями с отражением действий в протоколе (подпись лица, или подпись
составителя протокола об ознакомлении с правами и отказе подписать протокол;
отражение объяснения законного представителя юридического лица). При нахождении
законного представителя юридического лица за пределами подведомственной
территории МТУ МАП России, указанные действия затруднены и во многих случаях
возникает невозможность наложения административного наказания. Возникают
ситуации невозможности вынесения постановления о наложении административного
наказания или отмене его по процедурным основаниям.
1.2. Предупреждение и пресечение нарушений законодательства
о защите прав потребителей
Основным направлением в работе МТУ МАП России по предупреждению
и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей является
профилактика нарушений и их устранение в добровольном порядке.>В этих
целях МТУ МАП России использует различные формы >и методы работы. Среди
них - согласование нормативных правовых >актов, затрагивающих права потребителей
и внесение >соответствующих законодательству поправок, подготовка официальных
разъяснений по законодательству о защите прав потребителей, информационная
и просветительская работа через средства массовой информации, консультирование
и оказание практической помощи в разрешении конфликтных ситуаций не только
потребителям, но и предпринимателям, проведение целевых проверок отдельных
секторов потребительского рынка товаров, работ, услуг и др.В результате
в 2002 г. МТУ МАП России добилось устранения в добровольном порядке 651
нарушения или 92,6% общего числа выявленных в отчетном периоде и перешедших
с предыдущего периода нарушений.Значительное количество нарушений устранено
в добровольном порядке в сфере торговли (98 %), при оказании бытовых услуг
(78,4 %).>Для устранения оставшихся нарушений антимонопольные органы применяли
предусмотренные законодательством административные процедуры - возбуждали
дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, выдавали
>предписания, налагали штрафы за уклонение от исполнения или >несвоевременное
исполнение предписаний. Данные меры применялись в соответствии с приказом
МАП России от 04.04.96 № 42 (в редакции приказов МАП России от 11.03.99
№ 71 и от 02.07.2002 г. №556), которым утверждено “Положение о порядке
рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях
законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей” и нормами Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года.При
осуществлении функций контроля и пресечения нарушений в области защиты
прав потребителей выдано 14 предписаний, в том числе 5 в порядке возбуждения
и рассмотрения 9 дел, по остальным производство прекращено в связи с добровольным
устранением нарушений. По завершенным делам предписания не обжаловались.
1.3. Комплексные проверки
МТУ МАП России совместно с органами Прокуратуры Республики Марий Эл, Управлением
государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей по Республике Марий Эл, Марийским республиканским отделением
Российской транспортной инспекции, Марийским центром стандартизации, метрологии
и сертификации, Министерством по развитию предпринимательства, торговли
и потребительских услуг, Министерством государственного имущества, Министерством
строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства осуществляли
проверки деятельности хозяйствующих субъектов. По результатам проверок
принимались меры воздействия в соответствии с компетенцией того или иного
органа. Принимаемые меры эффективно оказывают >влияние по последующему
устранению нарушений главным образом в области нарушения прав потребителей
на информацию.В соответствии с планом работы на 2002 год Марийским территориальным
управлением МАП России проведены проверки исполнения законодательства
о защите прав потребителей киновидеозрелищными предприятиями, предприятиями
химической чистки, предприятий по ремонту и изготовлении ювелирных изделий,
автотранспотрных предпириятий и предпринимателей оказывающих транспортные
услуги, предприятий по услугам автостоянок.Киновидеозрелищные предприятия
Республики Марий Эл проверялись на наличие информации для потребителей,
соответствие условий договора законодательству, выполнение правил по киновидеообслуживанию
населения. Проверено 4 кинотеатра.Выявлены нарушения ст. 9, 10 Закона
РФ "О защите прав потребителей". Всем юридическим лицам даны рекомендации
по устранению нарушений. После проверки 2 кинотеатра были закрыты на капитальный
ремонт, 2 кинотеатра устранили нарушения в добровольном порядке без оформления
предписания;Предприятия химической чистки проверялись по исполнению законодательства
о защите прав потребителей. Проверено 2 предприятия. Одному выдано предписание
об устранении нарушений прав потребителей при предоставлении информации
об исполнителе услуги. Предписание исполнено в срок.Совместно с Минпредторгом
Республики Марий Эл проведены проверки исполнения законодательства о защите
прав потребителей при проведении ремонта и изготовлении ювелирных изделий.
Проверено 4 предпринимателя. Выдано 4 предписания об устранении нарушений
прав потребителей при предоставлении информации об исполнителе услуги
и о самой услуге. Предписания исполнены.Совместно с Марийским республиканским
отделением Российской транспортной инспекции, ГИБДД проведены проверки:
работы маршрутных такси марки "Газель", выдано 2 предписания; общественного
автотранспорта и автостанций, выдано 1 предписание.Совместно с Прокуратурой
города Йошкар-Олы, Управлением госторгинспекции по Республике Марий Эл,
Управлением нефтеинспекции по Республике Марий Эл проведены проверки автозаправочных
станций. По материалам проверки выдано 6 предписаний.В связи с поручением
МАП России и Госстандарта России проведено совместное совещание специалистов
Марийского территориального управления МАП России, ФГУ "Марийский ЦСМиС",
ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Республике Марий Эл", Управления госторгинспекции
по Республике Марий Эл об организации совместных проверок изготовителей
и продавцов консервированной молочной продукции.Установлено, что изготовителей
сгущенного молока и сливок на территории республики не зарегистрировано.
Экспертной базой для проверки состава консервированной молочной продукции
учреждения республики не располагают, и установить несоответствие продукции
указанному на этикетке составу не представляется возможным.Совместно с
Управлением госторгинспекции по Республике Марий Эл проведена проверка
реализации отдельных видов молочной продукции на оптово-розничной базе
продовольственных товаров. По материалам проверки часть продукции снята
с реализации. Материалы проверки для принятия соответствующих мер направлены
органам исполнительной власти субъектов России, на территории которых
осуществляется производство товара.В ходе проверки установлено нарушение
п.3.5 раздела 3 ГОСТ 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя.
Общие требования". Этикетки комбинированных продуктов "Молоко сгущенное
с сахаром Яблоко", "Молоко сгущенное с сахаром Шоколад с миндалем", "Молоко
сгущенное с сахаром Ром с изюмом", "Молоко сгущенное с сахаром Капучино"
изготовленные ОАО Верховский молочно-консервный комбинат (303610, Россия,
Орловская обл., пос. Верховье, ул.Ленина, д.1) (торговая марка "Главпродукт")
не содержат информации о краткой характеристике продукта, предусмотренной
абз. 10 п.4.4.1 ГОСТ Р 51074-97. Состав продукта представлен следующей
информацией: "вырабатывается из восстановленного коровьего молока с сахаром
с добавлением растительного масла, ароматизатор - краситель идентичный
натуральному". На этикетках Сливок сгущенных с сахаром и какао "Славянские",
дата выработки - 19.11.01, Сливок сгущенных с сахаром "Славянские", дата
выработки - 17.11.01, указан состав: вырабатывается из пастеризованного
молока или смеси сливок и растительного масла путем сгущения и консервирования
сахаром с добавлением какао, изготовленных ОАО Верховский Молочно-консервный
комбинат (303610, Орловская обл., пос. Верховье, ул. Ленина, д.3) не указан
вид продукта (комбинированный), отсутствует характеристика продукта (нарушение
абз. 10 п.3.5 раздела 3; п. 4.4.1 ГОСТ Р 51074-97).На этикетках Какао
со сгущенным молоком и сахаром, изготовленных ОАО "Белмолпродукт" указан
состав: молоко цельное или обезжиренное (нарушение абз. 10 п.3.5 раздела
3; п. 4.4.1 ГОСТ Р 51074-97).Все продукты изготовлены по техническим условиям.По
указанным нарушениям Управлением госторгинспекции по Республике Марий
Эл направлены информационные письма изготовителям продукции, предприниматель,
реализующий продукцию с недостоверной информацией, оштрафован на 1 тысячу
рублей, организовано выступление на республиканском радио.Информация по
нарушению ГОСТов при оформлении этикеток на отдельные виды молочной продукции
передана в орган по стандартизации для принятия мер и в Орловское территориальное
управление МАП России.По инициативе ФГУ "Марийский центр стандартизации,
метрологии и сертификации" в Республике Марий Эл уже который год проводится
республиканский конкурс “Лучшие товары Республики Марий Эл”. Марийское
территориальное управление МАП России принимало участие: в конкурсных
и экспертных комиссиях республиканского конкурса "Лучшие товары Республики
Марий Эл" 2002 года; “10 лучших товаров г. Йошкар-Олы”; в работе комиссии
по аккредитации органа по сертификации систем качества на базе ООО "Марийский
ЦСЭ".
1.4. Анализ соблюдения законодательства о защите прав
потребителей в отдельных секторах потребительского рынка товаров и услуг.
Купля-продажа
Как и в предыдущие годы большое количество нарушений допускается при
предоставлении потребителям информации о товаре, продавце и изготовителе,
а именно: отсутствие обязательной информации; нарушение требований законодательства
при оформлении вывесок; непредставление индивидуальными предпринимателями
информации о государственной регистрации.Пример: При проверке наличия
информации на вывесках исполнителей, продавцов Медведевского района
Республики Марий Эл нарушения установлены в 9 из 39 проверенных предприятий.
Бытовые услуги
Развитие рыночных отношений привело к значительному увеличению количества
платных услуг, предоставляемых гражданам организациями и индивидуальными
предпринимателями.При анализе нарушений прав потребителей при оказании
услуг химчисток выявлено, что наиболее распространенными нарушениями,
допускаемыми исполнителями при выполнении указанных работ, являются:-
не предоставление потребителям в наглядной и доступной форме информации
о выполняемых работах (услугах) и об их исполнителе, адресах и телефонах
служб защиты прав потребителей, образцах квитанций по форме БО-5; -нарушение
требований к оформлению договоров и квитанций, подтверждающих заключение
договора (отсутствие полного перечня обязательных сведений, определенных
законодательством, информации об исполнителе работ).При приеме заказов
на выполнение услуг химчисток часто встречается нарушение, связанное
с предоставлением неполной информации об исполнителе услуг.МТУ МАП России
отмечает, что в республике увеличился рынок услуг по хранению автотранспортных
средств, предоставляемых платными автостоянками. Утверждение Правил
оказания услуг автостоянок Правительством Российской Федерации 17 ноября
2002 года не отразилось на активизации работы органов местного самоуправления
по соблюдению законодательства в данном направлении. Проведенные территориальным
управлением проверки автостоянок показали, что все проверенные организации
и индивидуальные предприниматели не выполняют требования законодательства
о защите прав потребителей: отсутствует информация об исполнителе услуг,
об условиях предоставления услуг, режиме работы, не соблюдается форма
договора, отсутствуют формы договоров.Услуги связиОтмечены обращения
потребителей в связи с нарушением их прав при оказании услуг местной
телефонной связи. Основными нарушениями при оказании услуг телефонной
связи продолжают оставаться: приостановление оказания услуг телефонной
связи за не оплату абонентской платы, междугородных и международных
разговоров с нарушением порядка, установленного Правилами оказания услуг
телефонной связи (оператор связи предварительно не уведомляет об отключении
телефона); необоснованное завышение тарифов за дополнительные услуги
(введение оплаты за междугородное соединение при осуществлении услуг
интернет).Пример: В Марийское территориальное управление МАП России
обратилась граждане п. Н.Торъял с заявлением о незаконном увеличения
тарифов на услуги “интернет” оператором связи ОАО "Мартелком" путем
включения в стоимость услуги “интернет” 50% стоимости предоставления
междугородного канала связи. Марийским территориальным управлением МАП
России возбуждено дело о нарушении ст. 16 Закона Российской Федерации
"О защите прав потребителей. ОАО "Мартелком" выдано предписание о прекращении
прав потребителей, выразившееся в ущемлении прав потребителей по сравнению
с правилами оказания услуг телефонной связи, а также выполнении дополнительной
услуги без согласия потребителя за плату. После выдачи предписания,
потребителям произведен перерасчет услуг, нарушение устранено.Отсутствуют
обращения по поводу нарушений прав потребителей услуг почтовой связи.
Это свидетельствует об оперативной работе УФПС по предупреждению нарушений
прав потребителей.
Жилищно-коммунальные услуги
Результаты осуществления государственного контроля соблюдения законодательства
о защите прав потребителей >свидетельствуют, что ситуация с защитой
прав потребителей в >жилищно-коммунальной сфере не изменилась. Проблемы,
>возникающие в предыдущий период при рассмотрении обращений >граждан
и требующие решения в законах и иных правовых актах, >так и остались
не решенными. По прежнему не решены проблемы >правового регулирования
отношений при предоставлении >коммунальных услуг гражданам и отношений
между жилищно->строительными кооперативами (ЖСК), жилищными кооперативами
>(ЖК), товариществами собственников жилья (ТСЖ), являющимися >юридическими
лицами, и ресурсоснабжающими организациями. >Для потребителей-граждан,
пользующихся жилищно-коммунальными услугами для бытовых целей, установлен
более >щадящий правовой режим, чем для потребителей - юридических лиц
>и индивидуальных предпринимателей. Так, предусматривается >оплата жилищно-коммунальных
услуг не в полном объеме затрат, >запрещено прекращение подачи электричества,
тепла, воды, газа в >случае не оплаты гражданами указанных ресурсов,
в обязанность >ресурсоснабжающей организации вменено обеспечение надлежащего
технического состояния и безопасности энергетических сетей, а также
приборов учета потребления, право использовать ресурсы в необходимом
потребителю количестве и др. В результате ЖСК, ЖК, ТСЖ, заключая договоры
на оказание жилищно-коммунальных услуг для обеспечения бытовых нужд
граждан, продолжают оставаться в положении, ущемляющем их права и соответственно
потребителей в них проживающих.За последние годы платежи граждан за
обслуживание жилья и коммунальные услуги постоянно растут, а качество
обслуживания жилья и предоставления услуг не улучшается.>Среди наиболее
распространенных нарушений, допускаемых жилищно-коммунальными организациями,
следует отметить отсутствие информации о правах, обязанностях и ответственности
исполнителя и потребителя, о перечне оказываемых платных услуг и прейскурантах
цен на оказываемые услуги, стандартах качества предоставляемых > услуг.Значительная
часть проблем связана с отсутствием четко оформленных договорных отношений
между организациями-исполнителями услуг и гражданами-потребителями,
являющимися нанимателями жилых помещений. В настоящее время эта проблема
осложнена тем, что Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного,
муниципального и общественного фонда (в редакции постановлений Правительства
РФ от 18.01.92 № 34 и от 23.07.93 № 726) во многом не соответствует
новому гражданскому законодательству.Правоотношения между гражданами-нанимателями
и наймодателями по поводу предоставления коммунальных услуг, ремонта
и содержания помещений, предоставляемых по договору найма жилого фонда,
являются отношениями между потребителем и исполнителем услуг.В соответствии
с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики",
ГК РФ наймодатель должен осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого
дома, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату
необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего
имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных
услуг. На практике наймодатель часть услуг оказывает сам (например,
содержание и ремонт технического оборудования), на другие, как правило,
заключает договоры со снабжающими организациями (например, предоставление
коммунальных услуг).В последнее время участились обращения граждан на
отказы в заключении договора на оплату коммунальных услуг по показаниям
приборов учета горячей воды, холодной воды, тепловой энергии для отопления
помещений, устанавливаемых гражданами. Действующие законодательные и
нормативные акты четко не регулируют возникшие отношения, что позволяет
предприятиям жилищно-коммунальных услуг отказывать потребителям в приеме
на баланс приборов учета и соответственно приеме платежей по их показаниям.>Так,
в обоснование своей позиции Муниципальное >предприятие жилищного хозяйства
г. Йошкар-Олы ссылается на >ст.548, п.2 ст.543 Гражданского кодекса
Российской Федерации. >Вместе с тем жилые дома находятся на балансе
Муниципального >предприятия жилищного хозяйства, включая внутридомовые
и >внутриквартирные инженерные сети. Жильцы многоквартирных >домов присоединенных
сетей не имеют, и вследствие этого не имеют возможности заключения договоров
непосредственно с энергоснабжающей организацией - МУП "Йошкар-Олинская
ТЭЦ-1", к чему их понуждает Муниципальное предприятие жилищного хозяйства
г. Йошкар-Олы.Как правило, граждане устанавливают приборы учета энергии
на свои средства. Приборы учета являются собственностью граждан. Рассмотрение
вопросов соблюдения законности при совершении действий собственника
в отношении принадлежащего ему имущества, расторжение существующих договоров
и заключение договоров с участием третьих лиц по основаниям измерения
потребляемых ресурсов приборами учета находится вне компетенции федерального
антимонопольного органа и его территориальных управлений.В соответствии
п.2 ст.543 ГК РФ обязанность обеспечения надлежащего технического состояния
приборов учета потребления тепловой энергии и холодной воды возлагается
на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или
иными правовыми актами.В соответствии со ст.1 ФЗ "О государственном
регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской
Федерации" "энергоснабжающая организация - коммерческая организация
независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу
потребителям произведенной и купленной электрической и (или) тепловой
энергии", "потребитель -физическое или юридическое лицо, осуществляющее
пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией
(мощностью)". Эти определения позволяют относить Муниципальное предприятие
жилищного хозяйства г. Йошкар-Олы к энергоснабжающим организациям по
отношению к гражданам -потребителям."Правила пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации в российской Федерации", утвержденные Правительством
Российской Федерации от 12.02.99 № 164 и "Правила учета электрической
энергии", утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации, зарегистрированные
Минюстом Российской Федерации 24.10.96г. .№ 1182, определяют "абонента
(потребителя) как юридическое лицо".Статьей 539 Гражданского кодекса
Российской Федерации определено заключение договора энергоснабжения
между Муниципальным предприятием жилищного хозяйства г. Йошкар-Олы и
энергоснабжающей организацией ТЭЦ-1. Внутридомовые сети жилых зданий
и квартир не принадлежат энергоснабжающим организациям (они на балансе
Муниципального предприятия жилищного хозяйства г. Йошкар-Олы), что не
позволяет заключать договоры между энергоснабжающей организацией (ТЭЦ-1
и гражданами - потребителями).В соответствии п.5 ст.454 Гражданского
кодекса Российской Федерации энергоресурсы являются товаром. Договор
предоставления коммунальных услуг по сути является договором купли -
продажи теплоэнергии и воды. В соответствии ст. 676 ГК РФ, на наймодателя
(Муниципальное предприятие жилищного хозяйства г. Йошкар-Олы) возложены
обязанности предоставлять и обеспечивать за плату коммунальные услуги,
обеспечивать проведение ремонта устройств для оказания коммунальных
услуг.Таким образом отсутствие четких норм в законодательных и нормативных
актах приводит к ущемлению прав потребителей, препятствуя в однозначном
порядке передавать приборы учета на баланс предприятий жилищного хозяйства
для эксплуатации и периодической поверки. Развитие отношений в жилищно-коммунальной
сфере требует корректировки Типового договора найма жилого помещения
в домах государственного, муниципального и общественного фонда.Характерным
нарушением прав потребителей остается не предоставление полной и достоверной
информации о жилищно-коммунальных услугах и их исполнителях: о правилах
предоставления коммунальных услуг; правилах и нормах технической эксплуатации
жилищного фонда, нормативах качества услуг; перечне работ, которые входят
в тариф и должны осуществляться хозяйствующими субъектами без взимания
дополнительной платы; работах, выполняемых обслуживающими организациями
в жилых помещениях за дополнительную плату, и о цене этих работ; о порядке
перерасчета, и т.д..С другой стороны, незнание гражданами обязанностей
исполнителей приводит подчас к предъявлению необоснованных претензий
к исполнителям жилищно-коммунальных услуг.
Риэлтерские услуги и др.
После отмены лицензирования риэлтерских услуг отмечается активный рост
количества субъектов, предоставляющих услуги риэлтерских услуг. При
этом жалобы граждан на нарушения прав потребителей при оказании риэлтерских
услуг отсутствуют, в то же время увеличилось количество заявлений субъектов,
осуществляющих риэлтерские услуги на нарушения законодательства со стороны
конкурирующих субъектов. В основном результаты проверок подтверждают
факты введения в заблуждение потребителей при осуществлении рекламы
риэлтерских услуг, квалифицируемых как не соответствующая действительности
и вводящая в заблуждение реклама. Вместе с тем высокий уровень конкуренции
определяет необходимость учитывать любые потребности потребителей и
соответственно снижение нарушений законодательства о защите прав потребителей.
В связи с этим антимонопольные органы осуществляли контроль соблюдения
риэлтерскими фирмами законодательства о защите прав потребителей, проводили
проверки деятельности указанных организаций как по собственной инициативе,
так и по жалобам потребителей.
Транспортные услуги
В 2002 году МТУ МАП России анализировало соблюдение законодательства
о защите прав потребителей в сфере транспортных услуг. МТУ МАП России
осуществлялась проверка соблюдения прав потребителей при осуществлении
пассажирских перевозок автотранспортными предприятиями и индивидуальными
предпринимателями.Основным нарушением законодательства о защите прав
потребителей при оказании транспортных услуг остается не предоставление
потребителям необходимой и достоверной информации о месте нахождения
(юридическом адресе) исполнителя услуги, о лицензировании, режиме работы,
оказываемых транспортных услугах, правилах обязательного и добровольного
страхования, о льготах, которые предоставляются отдельным категориям
граждан, и другой необходимой информации.При оказании услуг по перевозке
железнодорожным транспортом продолжаются нарушения ст. 16 Закона Российской
Федерации “О защите прав потребителей”, выразившиеся в навязывании пассажирам
при приобретении проездного билета полиса добровольного страхования.Пример:
В 2002 году Марийским территориальным установлено административное нарушение
- неисполнение предписания, выданного ФГУП "Казанское отделение Горьковской
железной дороги" (Йошкар-Олинскому ЛСО) о прекращении нарушения прав
потребителей, выразившееся в заключении договоров страховании пассажиров
от несчастного случая без их согласия при приобретении проездных билетов
в пассажирских кассах железнодорожного вокзала г. Йошкар-Олы. На ФГУП
"Казанское отделение Горьковской железной дороги" наложен штраф, который
в настоящее время не взыскан вследствие реорганизации и прекращения
статуса юридического лица.
Медицинские услуги
На рынке платных медицинских услуг заметно снизился объем нарушений
о защите прав потребителей.При этом наиболее эффективной формой контроля
являются проверки и консультации со специалистами органов управления
здравоохранения, осуществляющих лицензирование медицинской деятельности.МТУ
МАП России большое значение придают профилактическим мероприятиям, пропаганде
законодательства о защите прав потребителей среди специалистов медицинских
учреждений и частнопрактикующих врачей.Анализ свидетельствует о том,
что не уменьшаются нарушения прав потребителей на информацию об исполнителях
медицинских услуг и о предоставляемых услугах. Одно из наиболее грубых
нарушений - оказание платных медицинских услуг лицами или учреждениями,
не имеющими лицензий на этот вид деятельности. Как правило, такими лицами
нарушаются права потребителей на информацию, качество и безопасность
оказываемых услуг.Пример: Марийское территориальное управление совместно
с Комиссией Республики Марий Эл по лицензированию и аккредитации медицинской
и фармацевтической деятельности рассмотрело ненадлежащую рекламу: "Патология
кишечника, бесплатная консультация болезнь больших и маленьких. Комплексное
лечение дизбактериоза...". В рекламе не указан номер лицензии и орган
выдавший лицензию на право медицинской и фармацевтической деятельности.В
ходе производства по делу по признакам нарушения п.З ст.5 Федерального
закона "О рекламе" выяснилось, что в рекламном объявлении говорится
о "лечении" биологически активными добавками (БАД). Рекламное сообщение
и услуги консультирования и продаж осуществляются дистрибьютором ЗАО
"Витамакс" -гражданином Москвичевым С.В не имеющим медицинского образования.
Комиссия Республики Марий Эл по лицензированию и аккредитации медицинской
и фармацевтической деятельности сообщила, что гр. Москвичев С.В. не
имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности в Республике
Марий Эл, так же как и ЗАО "Витамакс" не зарегистрировано на территории
РМЭ.Комиссия МТУ МАП России признала действия гр. Москвичева С.В. нарушением
п.З ст.5 Федерального законодательства о рекламе. Москвичеву С.В. вынесено
предписание о прекращении нарушения законодательства.2. Участие в
судебной защите прав потребителей
В 2002 г. общее количество исков предъявляемых гражданами самостоятельно,
а также при содействии Мартеруправления МАП России, органов местного
самоуправления, общественных объединений осталось без изменений.Из 302
устных обращений потребителей в Мартеруправление МАП России не урегулировано
в добровольном порядке 33.Потребителям оказано содействие в оформлении
исковых заявлений в суд. В 2002 году количество исков о защите прав
потребителей при содействии Мартеруправления МАП России не возросло,
а количество дел с участием Мартеруправление МАП России снизилось. Основной
причиной этого является активизация деятельности общественного объединения
при содействии Марийского ТУ МАП России, которое взяло на себя задачу
участия в судебных заседаниях. Самостоятельных исков Мартеруправление
МАП России не осуществляло. Оценить судебную практику в связи с началом
функционирования института мировых судей пока не представляется возможным
из-за отсутствия соответствующей статистики.Как свидетельствует практика,
значительную долю споров по прежнему составляют споры, вытекающие из
договоров купли-продажи– 50 % исков; коммунальных услуг - 16.6 % исков;
предоставлении бытовых услуг - 8.3 % исков; услуг связи - 12.5 % исков;
медицине 4.1 % исков; прочие 8.3% исков . В основном это связано с продажей
некачественных товаров или нарушении сроков и качества оказываемых услуг,
предоставляемых индивидуальными предпринимателями. Имеет место практика
принятия мировых соглашений в ходе судебного разбирательства.
3. Пропаганда и просвещение потребителейВ целях упорядочения публикации
материалов по вопросам деятельности Мартеруправления МАП России в средствах
массовой информации, обеспечения объективности и достоверности данных,
прилагаемых в этих материалах в управлении работает пресс-группа, утверждённая
приказом руководителя. Её основной задачей является оперативное информирование
общественности о деятельности территориального управления по вопросам
соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о защите
прав потребителей и рекламной деятельности.
Сводные данные по информированию населения
|
2002 г. |
Пропаганда и просвещение
потребителей |
|
прочитано лекций |
66 |
проведено совещаний |
12 |
проведено семинаров |
4 |
опубликовано материалов в СМИ |
4 |
выступлений на радио |
2 |
По предложению Мартеруправления МАП России в 14 районах и 3 городах республики
администрациями городов и районов в средствах массовой информации опубликованы
материалы к празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей. В ряде
районов к этой дате приурочены и проведены заседания санэпидсоветов, семинары-совещания
по улучшению качества хлебопечения, вопросам торговли и ее сертификации,
улучшению медицинского обслуживания, совещания и встречи с предпринимателями,
занятия и чтения с учащимися школ, организованы выступления на радио.
В ряде администраций к празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей
готовились заранее. В городе Козьмодемьянск к этой дате был подготовлен
стенд с различной информацией по защите прав потребителей. В городе Волжск
был проведен городской фестиваль модельеров, парикмахеров и визажистов
“Леди Мода”, девизом которого были демонстрация и конкурс профессионального
мастерства, возможностей предприятий бытового обслуживания города и частных
предпринимателей с целью удовлетворения потребностей и запросов населения.
В день защиты прав потребителей администрацией Волжского района проведено
совещание с представителями торговли, совещание с ответственными лицами
сельских администраций по защите прав потребителей, постановлением главы
администрации от 15.03.2002 года № 52 утверждена Программа защиты прав
потребителей в Волжском районе и создан Совет по делам потребителей при
администрации Волжского района с включением лиц по защите прав потребителей
при сельских администрациях. В Килемарском районе на радио проведена трансляция
выступления в прямом эфире председателя координационного Совета по делам
потребителей, состоявшаяся на встрече работников администрации и предпринимателей.
Проведена ярмарка с дегустацией продуктов питания. Районными администрациями
использовались методические материалы, направленные Мартеруправление МАП
России.По республиканскому радио освещались результаты проведённых проверок.
Совместно с Управлением Госторгинспекции по Республике Марий Эл проведена
учёба с предпринимателями по качеству молочной продукции. Совместно с
Госкомитетом по профобразованию Республики Марий Эл и Минюстом Республики
Марий Эл открыт лекторий правовых знаний для руководителей системы профобразования
и преподавателей права.Работники Мартеруправления МАП России регулярно
проводят обучение предпринимателей по вопросам соблюдения законодательства
о защите прав потребителей, выступают с лекциями и беседами в трудовых
коллективах республики.
|