ВВЕДЕНИЕ

Национальная политика в области защиты прав потребителей в отчетном периоде развивалась в системе экономических и правовых преобразований. Накопленный потенциал позитивных тенденций, внутренняя социально-экономическая стабильность и начало реализации долгосрочной экономической стратегии Правительства Российской Федерации позволили в целом сохранить положительную динамику важнейших показателей на протяжении большей части отчетного периода.
Вместе с тем позитивные тенденции в экономике еще не приняли фундаментального, устойчивого характера и названные успехи никак нельзя считать достаточными. Уровень жизни граждан остается пока крайне низким. Медленно идет восстановление и расширение спроса потребителей. Сохраняются неблагоприятный деловой климат, серьезные экономические и социальные риски.
Политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономической программы Правительства Российской Федерации до 2010 г. - повышению уровня жизни населения.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении возможности для граждан-потребителей рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров, работ, услуг. Причем немаловажно, чтобы они были качественными и безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
На достижение этих целей направлена работа национальной системы защиты прав потребителей, включающей антимонопольные органы, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей.
В 2002 году велась разработка новых правовых актов, регулирующих отношения с участием потребителей. Развивалось законодательство, обеспечивающее безопасность и качество товаров, работ, услуг, в том числе и в части упорядочения полномочий федеральных органов исполнительной власти по контролю и надзору в этой области. Вступил в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в измененной редакции. Прочно вошло в практику работы всех ветвей системы защиты прав потребителей информирование и просвещение населения по вопросам потребительской культуры поведения.

к оглавлению