ВВЕДЕНИЕ
Национальная политика в области защиты прав потребителей в отчетном
периоде развивалась в системе экономических и правовых преобразований.
Накопленный потенциал позитивных тенденций, внутренняя социально-экономическая
стабильность и начало реализации долгосрочной экономической стратегии
Правительства Российской Федерации позволили в целом сохранить положительную
динамику важнейших показателей на протяжении большей части отчетного
периода.
Вместе с тем позитивные тенденции в экономике еще не приняли фундаментального,
устойчивого характера и названные успехи никак нельзя считать достаточными.
Уровень жизни граждан остается пока крайне низким. Медленно идет восстановление
и расширение спроса потребителей. Сохраняются неблагоприятный деловой
климат, серьезные экономические и социальные риски.
Политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать
достижению стратегической цели социально-экономической программы Правительства
Российской Федерации до 2010 г. - повышению уровня жизни населения.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении
реальных денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной
сферы, но и в предоставлении возможности для граждан-потребителей рационально
использовать полученные доходы на приобретение товаров, работ, услуг.
Причем немаловажно, чтобы они были качественными и безопасными для жизни,
здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей
является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями
своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской
Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие
правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития
экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений
национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
На достижение этих целей направлена работа национальной системы защиты
прав потребителей, включающей антимонопольные органы, федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности
товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные
объединения потребителей.
В 2002 году велась разработка новых правовых актов, регулирующих отношения
с участием потребителей. Развивалось законодательство, обеспечивающее
безопасность и качество товаров, работ, услуг, в том числе и в части
упорядочения полномочий федеральных органов исполнительной власти по
контролю и надзору в этой области. Вступил в действие Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях в измененной редакции.
Прочно вошло в практику работы всех ветвей системы защиты прав потребителей
информирование и просвещение населения по вопросам потребительской культуры
поведения.