Никита Яковлевич Бичурин /отец Иакинф/ родился 29 августа 1777 года в с.Акулево Чебоксарского уезда Казанской губернии в семье безвестного приходского священника.

Монашеский сан был им принят после окончания Казанской семинарии, а в 1801 году, посвященный в сан иеромонаха, он получает управление Иоанновским монастырем. Через год, будучи разжалован за нарушение монастырского устава, ссылается в Тобольский монастырь.

      В 1807 году Синод назначает его начальником русской духовной миссии и архимандритом Сретенского монастыря в Пекине. Именно с января 1808 года начинается новый, важнейший этап в его жизни. Живя в Китае до 1821 года, отец Иакинф с поразительной энергией занимался изучением китайского языка и иероглифики, создал наиболее полный по тем временам словарь, здесь же были написаны важнейшие монографии, подготовлены материалы основных его трудов, что увидели позже свет на родине. Сверх того он привез с собой в Россию уникальное собрание китайских книг весом около 400 пудов. Невозвращение на родину оказалось для Бичурина трагическим.

          По доносу иркутского губернатора и архимандрита Петра Каменского, сменившего отца Иакинфа в Пекине, он был обвинен в допущении беспорядков в миссии, предан церковному суду и сослан пожизненно - с лишением сана в Валаамский монастырь. Но все это ни в какой мере не отлучило Бичурина от научных заня­тий. Значимость его трудов и блестящее владение китайским языком заставили властителей освободить "мятежного инока" из ссылки, где он пробыл 5 лет. В 1826 году Николай 1 высочайше повелел: "Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту..."  Жительство ему определили в Александра-Невской лавре, где он активно продолжил свои синологические исследования.

Крупный востоковед и историограф Н.И.Веселовский писал: " С этого времени /1826/ начинается его неутомимая литературная деятельность, изумлявшая не только русский, но даже и иностранный ученый мир".

Н.Я.Бичуриным внесен значительный вклад в изучение Монголии, и ему отводится выдающаяся роль в истории русской монголистики первой половины XIX века. Высоким признанием научной ценности исследований отца Иакинфа явилось четырехкратное присуждение ему Демидовской премии. За выдающиеся успехи в области востоковедения отец Иакинф в 182 8 году был избран первым членом-корреспондентом Российской академии наук, а в 1831 году - действительным членом Азиатского общества в Париже.

Ведущая роль отца Иакинфа в мировом китаеведении - бесспорна. Синологические его работы широко переводились на различные европейские языки. В 1830 году на французском языке вышло его "Описание Тибета", на немецкий язык были переведены "Записки о Монголии". Литературная и научная слава отца Иакинфа ширилась с выходом в свет каждой новой работы, его имя не сходило со страниц русских и зарубежных журналов, но не только ученые труды, а и сама личность вольнодумного монаха привлекала современников. Он был дружен с А.С.Пушкиным, которому дарил свои книги, с декабристом Н.А.Бестужевым, на память от которого у него остались сделанные из кандалов четки.

Движимый идеями вольнодумства, в 1831году отец Иакинф обратился с прошением в Синод о снятии с него духовного сана, но Николай 1 "... высочайше повелеть соизволил: оставить /отца Иакинфа/ на жительство по-прежнему в Александра-Невской лавре, не дозволяя оставлять монашество".

Так безуспешно закончилась еще одна попытка "мятежного инока" покончить со своей монашеской судьбой.

      В 1848 году Иакинф по поручению Российской академии наук приступил к написанию своего последнего труда - "Истории народов Средней Азии", который увидел свет в1852году.

Н.Я.Бичурин - отец Иакинф - скончался 11 мая 1853 года в своей монашеской келье и похоронен в некрополе Александра - Невской лавры в Петербурге.  

    Чем больше увеличивается дистанция, отделяющая от нас эпоху отца Иакинфа, тем очевиднее становится научное значение его вклада в отечественное востоковедение.