Никита
Яковлевич Бичурин /отец Иакинф/
родился 29 августа 1777 года в с.Акулево
Чебоксарского уезда Казанской губернии в
семье безвестного приходского священника.
Монашеский сан
был им принят после окончания Казанской
семинарии, а в 1801 году, посвященный в сан
иеромонаха, он получает управление Иоанновским
монастырем. Через год, будучи разжалован
за нарушение монастырского
устава, ссылается в Тобольский монастырь.
В 1807 году Синод назначает его начальником русской духовной миссии и архимандритом Сретенского монастыря в Пекине. Именно с января 1808 года начинается новый, важнейший этап в его жизни. Живя в Китае до 1821 года, отец Иакинф с поразительной энергией занимался изучением китайского языка и иероглифики, создал наиболее полный по тем временам словарь, здесь же были написаны важнейшие монографии, подготовлены материалы основных его трудов, что увидели позже свет на родине. Сверх того он привез с собой в Россию уникальное собрание китайских книг весом около 400 пудов. Невозвращение на родину оказалось для Бичурина трагическим.
По доносу иркутского губернатора и архимандрита Петра Каменского, сменившего отца Иакинфа в Пекине, он был обвинен в допущении беспорядков в миссии, предан церковному суду и сослан пожизненно - с лишением сана в Валаамский монастырь. Но все это ни в какой мере не отлучило Бичурина от научных занятий. Значимость его трудов и блестящее владение китайским языком заставили властителей освободить "мятежного инока" из ссылки, где он пробыл 5 лет. В 1826 году Николай 1 высочайше повелел: "Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту..." Жительство ему определили в Александра-Невской лавре, где он активно продолжил свои синологические исследования.
Крупный востоковед и историограф Н.И.Веселовский писал: " С этого времени /1826/ начинается его неутомимая литературная деятельность, изумлявшая не только русский, но даже и иностранный ученый мир".
Н.Я.Бичуриным
внесен значительный
вклад в изучение Монголии, и ему отводится
выдающаяся роль в истории русской
монголистики первой половины XIX века.
Высоким признанием научной ценности исследований
отца Иакинфа явилось
четырехкратное присуждение ему
Демидовской премии. За выдающиеся успехи в
области востоковедения отец Иакинф
в 182 8 году был избран первым членом-корреспондентом
Российской академии наук, а в 1831 году -
действительным членом Азиатского
общества в Париже.
Ведущая роль
отца Иакинфа в мировом
китаеведении - бесспорна. Синологические
его работы широко переводились на
различные европейские языки. В 1830 году на
французском языке вышло его "Описание
Тибета", на немецкий язык были переведены
"Записки о Монголии". Литературная
и научная слава отца Иакинфа ширилась
с выходом в свет каждой новой работы, его
имя не сходило со страниц русских и
зарубежных журналов, но не только ученые
труды, а и сама личность вольнодумного
монаха привлекала современников. Он был
дружен с А.С.Пушкиным, которому
дарил свои книги, с декабристом Н.А.Бестужевым,
на память от которого у него остались
сделанные из кандалов четки.
Движимый
идеями вольнодумства,
в 1831году отец Иакинф обратился
с прошением в Синод о снятии с него
духовного сана, но Николай 1 "... высочайше
повелеть соизволил: оставить /отца
Иакинфа/ на жительство по-прежнему в
Александра-Невской лавре, не дозволяя
оставлять монашество".
Так безуспешно
закончилась еще одна попытка "мятежного
инока" покончить со своей монашеской
судьбой.
В 1848 году Иакинф по поручению Российской академии наук приступил к написанию своего последнего труда - "Истории народов Средней Азии", который увидел свет в1852году.
Н.Я.Бичурин -
отец Иакинф - скончался 11 мая 1853
года в своей монашеской келье и похоронен в
некрополе Александра - Невской лавры в
Петербурге.
Чем больше увеличивается дистанция, отделяющая от нас эпоху отца Иакинфа, тем очевиднее становится научное значение его вклада в отечественное востоковедение.