ДЕЛО
ВСЕЙ ЖИЗНИ
Главным делом всей
жизни А.Н. Крылова было кораблестроение. Он создал знаменитую теорию мореходных
качеств, получившую название "теория Крылова". Впервые наука
о корабле обрела классическое решение вопросов о качке корабля, о вибрации
судов, об их непотопляемости.
Колыбелью
будущего академика-кораблестроителя стал г. Петербург. В 1878 г. А.Н.
Крылов поступает в Петербургское морское училище (с 1939 г. - Высшее военно-морское
училище им. М.В. Фрунзе). После блестящего окончания училища в 1884 г.
он был произведен в мичманы, а его имя занесено на мраморную доску.
Первые научные работы
о девиации компасов (явлении искажения показаний магнитной стрелки компаса
под влиянием железного корпуса корабля) написаны А.Н. Крыловым в 1884-1887
гг. во время работы в Компасной мастерской Главного гидрографического
управления. В 1886 г. А.Н. Крылов опубликовал описание своего первого
изобретения - сконструированного
им дромоскопа, который в отличие от созданных за границей аналогичных
приборов для определения девиации, позволял точнее вести корабль в открытом
море. Дромоскоп А.Н. Крылова получил широкое применение на флоте.
Первую
научную работу в области кораблестроения "Расчет башни броненосца
"Император Николай I" А.Н. Крылов написал во время работы на
Франко-русском судостроительном заводе в 1887-1888 гг. Именно здесь начинается
его путь ученого-кораблестроителя.
С
1890 г., после блестящего окончания Морской академии (ныне Военно-морская
академия им. Адмирала Н.Г. Кузнецова), начинается преподавательская деятельность
А.Н. Крылова, которая продолжалась более полувека.
В
1892 г. он приступает к чтению курса лекций по теории корабля, который
впоследствии был опубликован под названием "Записки по теории корабля.
Теория мореходных качеств корабля". "Теория корабля" -
главный труд академика А.Н. Крылова, принесший ему мировую известность.
В
1896 и 1898 гг. А.Н. Крылов выступает на заседаниях кораблестроителей
в Лондоне по теории качки корабля на волнении. За выдающиеся научные работы
Английское общество кораблестроителей присудило А.Н. Крылову, первому
из иностранцев, высшую награду - большую золотую медаль. Теория качки
А.Н. Крылова была переведена на многие иностранные языки и получила название
"теории Крылова".
В 1900 г. в Петербурге
при активном участии А.Н. Крылова открылся Политехнический институт, на
кораблестроительном отделении которого ученый читал лекции.
В
1900-1908 гг. А.Н. Крылов возглавляет Опытовый бассейн Морского ведомства,
где производились испытания моделей будущих кораблей. В эти годы он сближается
с адмиралом С.О. Макаровым, основоположником науки о непотопляемости,
и совместно с ним развивает это учение, умело сочетая теорию с практикой.
А.Н. Крылов составляет специальные "Таблицы непотопляемости",
которые в 1905 г. были приняты на всех кораблях русского флота и, несколько
позднее, во всех иностранных флотах.
В 1908 г.
А.Н. Крылов был назначен главным инспектором кораблестроения, а затем
председателем Морского технического комитета. Спроектированные и построенные
под его руководством первые русские линейные корабли ("Марат",
"Севастополь", "Гангут" и др.) долгие годы оставались
боеспособными и с честью выдержали испытание Великой Отечественной войной
1941-1945 гг.
В
1914 году по представлению отца руссой авиации - Н.Е. Жуковского - Московский
университет присудил Крылову почетную степень доктора прикладной математики,
в том же году его избирают членом-корреспондентом Академии Наук.
В 1919 г. А.Н. Крылов
назначается начальником Морской академии. На этом посту в полной мере
раскрылся его талант педагога и организатора. В тяжелых условиях гражданской
войны он осуществляет реорганизацию этого высшего военно-учебного заведения.
В
1921-1926 гг. А.Н. Крылов работает за границей. Он участвует в различных
международных судостроительных комиссиях, разрабатывает проект перетранспортировки
оборудования для Волховской ГЭС, закупает и отправляет приборы для Пулковской
обсерватории и Главной палаты мер и весов. Кроме того, он ведет переговоры
с французским правительством о передаче коллекций А.Ф. Отто (Онегина)
Пушкинскому дому и богатейшая коллекция рукописей А.С. Пушкина возвращается
на Родину.
После
возвращения с заграничной командировки А.Н. Крылов продолжает преподавательскую
деятельность. Как педагогу ему были свойственны предельная ясность изложения,
умение сосредоточить внимание на главном, оригинальность и остроумие.
Лекции по "Теории корабля" стали образцом общедоступности при
изложении сложных научных проблем.
В 1936 г. выходит
фундаментальный труд А.Н. Крылова "Вибрация судов", позднее
- еще один фундаментальный труд "Качка корабля". Эти работы
стали основными учебными пособиями по одному из важнейших разделов курса
теории корабля.
В
годы Великой Отечественной войны А.Н. Крылов, эвакуированный из Ленинграда
в Казань, продолжает работать в качестве постоянного эксперта технического
совещания и члена комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам
Академии наук СССР.
Многогранная деятельность
А.Н. Крылова по развитию отечественного кораблестроения получила признание
Советского государства, мировой научной общественности.
В
1939 г. А.Н. Крылов был награжден Орденом Ленина. В том же году ему присвоено
звание Заслуженного деятеля науки и техники.
13
марта 1941 г. за работы по теории компасов и гирокомпасов А.Н. Крылову
присуждена Государственная премия (Сталинская премия I-й степени).
В 1942 г. Английское
общество корабельных инженеров за выдающиеся заслуги в области кораблестроительной
науки избрало А.Н. Крылова Почетным членом.
В
1943 г. "за выдающиеся достижения в области математических наук,
теории и практики отечественного кораблестроения, многолетнюю плодотворную
работу по проектированию и строительству современных военно-морских кораблей,
а также крупнейшие заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов
для Военно-Морского Флота" академику А.Н. Крылову присвоено звание
Героя Социалистического труда.
|