Порядок выдвижения и регистрации кандидатов на выборах в органы местного
самоуправления в Чувашской Республике регулируется статьями 32-38 Федерального
закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), статьями
19-24 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в
Чувашской Республике» (далее – Закон).
1.
Порядок выдвижения, сроки сбора и количество подписей избирателей в поддержку
кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования
1.1. В соответствии со статьей 32 Федерального закона непосредственное
выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения
избирательным объединением.
В
порядке самовыдвижения может быть выдвинут гражданин Российской Федерации,
обладающий на день выборов пассивным избирательным правом (место проживания
значения не имеет). Не имеет право выдвигать свою кандидатуру гражданин,
признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по
приговору суда.
Выдвижение кандидатов на съездах, конференциях, собраниях избирательных
объединений осуществляется избирательными объединениями: 1) политическими
партиями (в том числе структурными подразделениями, уполномоченными в
соответствии с уставом), 2) иными общественными организациями либо общественными
движениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и которые
зарегистрированы в соответствии законом на уровне Российской Федерации Чувашской
Республики либо муниципального района (городского округа), не позднее, чем за
один год до дня голосования.
1.2. Выдвижение кандидатов начинается со дня опубликования решения о назначении
выборов и заканчивается не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.
1.3. От имени избирательных объединений выступают уполномоченные представители.
Уполномоченные представители действуют на основании решений избирательных
объединений о назначении уполномоченных представителей.
1.4. Кандидаты представляют в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата,
избирательные документы, необходимые для выдвижения кандидата, в соответствии с
приложениями к настоящим Разъяснениям.
1.5. Кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями представляют также:
нотариально удостоверенную копию устава избирательного объединения;
нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи
об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц (если
его регистрация предусмотрена законом);
решение и протокол заседания полномочного органа избирательного объединения о
выдвижении кандидатов;
решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения.
Избирательная комиссия, регистрирующая кандидатов, после представления названных
документов незамедлительно выдает справку-подтверждение об их приеме. Один
экземпляр данной справки-подтверждения остается в избирательной комиссии.
1.6. При выдвижении избирательным объединением нескольких кандидатов, в том
числе в разных муниципальных образованиях, указанное избирательное объединение
вправе представить документы, указанные в пункте 1.5. настоящих Разъяснений, в
Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики. В этом случае
представление указанных документов в избирательные комиссии, регистрирующие
кандидатов, не требуется. Центральная избирательная комиссия Чувашской
Республики доводит информацию о представленных документах избирательных
объединений до сведения всех избирательных комиссий, организующих выборы в
органы местного самоуправления в Чувашской Республике.
1.7. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата начинается со дня,
следующего за днем получения избирательной комиссией, регистрирующей кандидатов,
уведомления о выдвижении кандидата.
1.8. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата,
составляет один процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на
территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее 10
подписей.
Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей,
собранных в поддержку кандидата может превышать количество подписей, необходимое
для регистрации, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата
необходимо представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей
может превышать количество подписей, необходимых для регистрации, не более чем
на 4.
II. Изготовление подписных листов для сбора подписей
избирателей в поддержку кандидатов
2.1. Подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов изготавливаются
самими кандидатами по соответствующей форме, указанной в приложении к Закону.
2.2. Формат бланка подписного листа определяется инициаторами выдвижения
кандидата самостоятельно. Рекомендуемый формат подписного листа – А4 (стандартный
лист).
2.3. Подписные листы могут заполняться с одной либо с обеих сторон. При
заполнении подписного листа с обеих сторон оборотная сторона является
продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные
подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.
III. Основные правила сбора подписей в поддержку
кандидатов
3.1. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным
избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает
согласие на выдвижение.
3.2. Собирать подписи может любой дееспособный гражданин Российской Федерации,
достигший 18 летнего возраста на момент сбора подписей.
Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о
сборе подписей избирателей. Его труд может быть оплачен, но только за счет
средств избирательного фонда кандидата.
3.4. Ставить подписи в подписных листах в поддержку кандидата имеют право
граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет на день голосования, постоянно
или преимущественно проживающие на территории соответствующего избирательного
округа.
3.5. Избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения в подписном листе, где он
указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день
голосования- дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства,
указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер
паспорта или заменяющего его документа. Данные об избирателях, кроме подписей и
дат их внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом,
собирающим подписи в поддержку кандидата. Подпись избирателя и дата ее внесения
должны быть проставлены только избирателем. Указанные данные вносятся рукописным
способом, при этом использование карандашей не допускается.
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку любого кандидата, но только один
раз в поддержку одного и того же кандидата.
3.6. Если в подписном листе содержатся исправления и помарки, их необходимо
оговорить при составлении подписного листа и заверить подписью сборщика подписи
или избирателя. Исправления в дате внесения подписи избирателя оговариваются
только избирателем. Исключение (вычеркивание) подписей избирателей в подписных
листах должно быть специально отмечено инициаторами выдвижения кандидата до
представления подписей в соответствующую избирательную комиссию.
3.8. Избиратель указывает в соответствующей графе подписного листа данные одного
из следующих документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации:
паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверения офицера, военного билета
для лиц, проходящих срочную службу, паспорт моряка, справки органов внутренних
дел Российской Федерации по установленной форме.
3.9. Запрещается при сборе подписей использовать преимущества должностного или
служебного положения.
3.10. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и
организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей
и вознаграждение избирателей за внесенные подписи, не допускаются. Сбор подписей
запрещается на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи
заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат. Грубое или
неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для признания
соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных
подписей и (или) отмены регистрации кандидата.
IV. Представление документов для регистрации в
избирательную комиссию, регистрирующую кандидата
4.1. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы с подписями избирателей в
поддержку кандидата в депутаты представляются кандидатом, инициаторами
выдвижения либо уполномоченным представителем избирательного объединения в
соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее.
Пронумерованная и сброшюрованная папка с подписными листами должна иметь
заверительную запись.
Например:
«В папке прошнуровано и пронумеровано ______________________________ листов,
(цифрами и прописью)
содержащих ______________________ подписей избирателей в поддержку кандидата
(цифрами и прописью)
в депутаты Ивановского районного Собрания депутатов Иванова Ивана Ивановича
Одновременно с подписными листами в избирательную комиссию представляется
протокол об итогах сбора подписей избирателей.
4.2. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований
закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее
чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен
рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата,
избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания
избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации
кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы,
содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие
сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах) и представленные в
соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иные
документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей),
представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов)
и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с
требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное
объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он
оформлен с нарушением требований закона.
4.3. При приеме подписных листов избирательным комиссиям, регистрирующим
кандидатов, рекомендуется заверять пронумерованную и сброшюрованную папку с
подписными листами печатью избирательной комиссии.
4.4. Незамедлительно после принятия документов для регистрации кандидата
избирательная комиссия выдает подтверждение об их получении по форме, указанной
в приложении 2. Копия данного подтверждения с подписью в его получении остается
в избирательной комиссии.
V. Порядок проверки достоверности подписей
избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата
5.1. Избирательная комиссия, регистрирующая кандидатов, обязана проверить
соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, а также
достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого
кандидата. По решению избирательной комиссии для проведения проверки могут
создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом
решающего голоса с привлечением специалистов органов, осуществляющих регистрацию
(учет) избирателей.
5.2. Избирательная комиссия обязана проверять подписи избирателей, собранные в
поддержку каждого из кандидатов и представленные в избирательную комиссию.
5.3. Проверке подлежат все представленные подписи (если необходимое для
регистрации количество подписей не превышает 200 подписей), либо часть подписей,
но не менее 20 % от необходимого для регистрации количества подписей. Отбор
подписей для проверки осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона.
5.4. Проверка соответствия порядка выдвижения кандидата, а также достоверности
данных, содержащихся в подписных листах, требованиям Закона и принятие решения о
регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в регистрации
должны быть произведены не позднее 5 дней с момента получения подписных листов и
других документов, представленных для регистрации.
5.5. О дате, времени и месте проведения проверки подписных листов, собранных в
поддержку каждого из кандидатов, избирательная комиссия должна своевременно
известить всех кандидатов или уполномоченных представителей. Избирательной
комиссии рекомендуется сообщать кандидатам о дате, времени и месте проведения
проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, заказными
письмами, телеграммами, нарочно с проставлением подписи о получении сообщения на
экземпляре избирательной комиссии либо иным способом, позволяющим доказать факт
отправления такого сообщения.
5.6. При проведении проверки подписей вправе присутствовать все кандидаты,
представившие установленное количество подписей избирателей, их уполномоченные
представители и доверенные лица, а также уполномоченные представители и
доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, представивших
необходимое для регистрации количество подписей.
5.7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но
исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления
подписей в окружную избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
При этом допускается проставление любой отметки, позволяющей установить
инициатора выдвижения кандидата, произведшего исключение (вычеркивание) подписи
избирателя.
5.8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного
и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается
только одна подпись.
5.9. Основания признания подписей избирателей недействительными установлены
пунктом 10 статьи 24 Закона.
Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть
основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при
подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее
гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем
избирательном округе.
5.10. Результаты проверки подписных листов, заносятся в ведомость проверки
достоверности подписей избирателей. По окончании проверки подписных листов в
поддержку каждого кандидата, на основании суммирования данных, содержащихся в
ведомости, составляется протокол об ее итогах, который подписывается
руководителем рабочей группы (членом избирательной комиссии с правом решающего
голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего
решения. Протокол прилагается к соответствующему решению избирательной комиссии.
VI. Регистрация
кандидата
6.1. По итогам проведенной проверки соответствия порядка выдвижения кандидата, а
также достоверности данных, содержащихся в подписных листах, требованиям Закона
избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата либо
мотивированное решение об отказе в регистрации.
6.2. Сбор подписей может не проводиться, а кандидат может быть зарегистрирован
на основании внесенного избирательного залога, если он не позднее 22 октября
2007 года представит в избирательную комиссию, регистрирующую кандидатов,
документы, подтверждающие внесение избирательного залога.
Если подписные листы представляются одновременно либо после представления
документа, подтверждающего внесение избирательного залога, то регистрирующая
кандидатов избирательная комиссия отказывает в приеме подписных листов.
Если подписные листы представлены ранее представления документа, подтверждающего
внесение избирательного залога, то регистрирующая кандидатов избирательная
комиссия отказывает в приеме документа, подтверждающего внесение избирательного
залога.
6.3. Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партиями осуществляется
без сбора подписей и внесения избирательного залога при условии, что по
результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки, выдвинутые этими
политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению
депутатских мандатов (Политические партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР). При этом
основанием для регистрации является решение соответствующей политической партии
о выдвижении кандидата.
6.3. Перед принятием решения о регистрации кандидата избирательная комиссия
должна удостовериться, что кандидат не зарегистрирован по другому одномандатному
избирательному округу по выборам в данный представительный орган муниципального
образования.
6.4. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата избирательная
комиссия обязана в течение суток с момента принятия такого решения выдать
кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения,
выдвинувшего кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением
оснований отказа в регистрации кандидата. Основания отказа в регистрации
кандидата изложены в статье 38 Федерального закона.
6.5. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с
указанием даты и времени. |