Мероприятия по содействию

занятости населения Чебоксарского района

 на 2005 год

 

 Введение

 

           Основанием для разработки Мероприятий по содействию занятости населения Чебоксарского района на 2005 год являются Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями), Программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 г.  № 330.

           Реализация Мероприятий предусматривает координацию усилий органа местного самоуправления, центра занятости населения, работодателей, профсоюзов, других общественных организаций по обеспечению занятости населения.

 

 

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА

ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА.

 

1.1. Изменения в сфере занятости в 2002-2004 годах

        

          В 2002-2004 годы в Чебоксарском районе отмечались позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии района. Происходящие позитивные процессы в экономике в сочетании с реализацией государственной политики занятости населения способствовали поддержанию в районе достаточно высокого уровня занятости населения и снижению напряженности на рынке труда.

           Темп роста объема выпуска промышленной продукции  в сопоставимых ценах за  2004 год составил 134 %. Наиболее  высокие темпы роста  в истекшем году были достигнуты в ООО "ИЗВА" – в 1,6 раз, ООО "Атлашевский завод плодовоовощных консервов" – в 2,2 раза.

         Выпуск продукции сельскохозяйственными предприятиями за  2004 год составил 116,7 % к уровню 2003 года. В общем объеме произведенного мяса в Чувашской Республике на долю района падает 31 %, что составляет рост на 14,4 % по сравнению с 2003 годом. Лидирующее положение по производству мяса птицы удерживает ООО "Чувашский бройлер".

         В сфере торговой деятельности объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах к уровню 2003 года увеличился на 22,6 %. В сфере  общественного питания улучшилось качество работы, повысился уровень сервисного обслуживания.

         Среднемесячная заработная плата в крупных и средних организациях района  за январь-ноябрь 2004 года  составила 3324,2 рубля или  увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2003 года  на 29,5 %. 

           Позитивные сдвиги в развитии отдельных отраслей экономики района оказали определяющее воздействие на улучшение ситуации в сфере занятости населения. Стала увеличиваться потребность в работниках, что привело к заметному сокращению разрыва между спросом и предложением рабочей силы. За  12 месяцев 2004 года численность принятых на крупные и средние предприятия повысилась на 5,1 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Прием рабочей силы восполнил ее выбытие на 92,5 % (за  2003 год – 91,7 %). На дополнительные рабочие места были приняты  83 человека.

 

Движение рабочей силы

 

 

Январь-декабрь 2002 г.

 

Январь-декабрь

2003 г.

Январь-декабрь

2004 г.

Принято, человек,

в том числе:

- на дополнительно введенные рабочие места

6465

 

121

5634

 

92

5919

 

83

Выбыло, человек,

в том числе:

- по сокращению штатов

в % к общей численности выбывших работников

6992

 

461

 

6,6

6144

 

105

 

1,6

6400

 

80

 

1,2

         

          Удельный вес уволенных в связи с сокращением на предприятиях численности работников в общей численности выбывших работников уменьшился по сравнению с 2003 годом с 1,7  до 1,2 процента.        

          В районе сохраняется тенденция к сокращению численности занятого в экономике населения. За 12 месяцев 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года  численность  работающих  на  крупных  и  средних  предприятиях снизилась  на

8 % и составила 12807 человек. Численность занятого населения в производственной сфере уменьшилась  на 19 %, в непроизводственной сфере увеличилась на 11,6 %.

 

1.2. Общая динамика безработицы

 

           Характерной особенностью 2004 года стало повышение активности граждан в поиске работы.  За январь-декабрь 2004 года   в центр занятости в поиске работы обратились 2033 человека, что на 5,7 % больше, чем в  2003 году.  Из числа  ищущих  работу  граждан 36 % работали рабочими, 15,6 % - служащими.  В общем объеме обратившихся граждан по сравнению с 2003 годом увеличился удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет - с 41,3 % до 61,1 %, высвобожденных работников – с 2,1 % до 6,2 %.  В составе обратившихся высока доля женщин – 62,4 %, лиц, ранее не работавших, ищущих работу впервые - 48 %. Вместе с тем,  в составе обратившихся граждан доля инвалидов уменьшилась с 4,9 % до 3,4 %. 

           Увеличение численности обратившихся граждан повлияло   на рост численности официально зарегистрированных безработных. По состоянию на 1 января 2005 года численность безработных граждан, зарегистрированных в районном центре занятости, составила 350 человек, против 267 человек на 1 января 2004  года. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте составил  0,97 %, что  на 0,17  процентных  пункта  выше  уровня

1 января 2004 года.

 

 

          Сравнительные данные по составу зарегистрированных безработных  граждан

                                                                                                      (по состоянию на конец года)

п/п

Состав безработных граждан

 

 

Темп роста, %

2003 г.

2004 г.

2004 г.

к 2003 г.

1

2

3

4

5

1.

Численность зарегистрированных безработных – всего, человек

 

267

 

 

350

 

131,1

2.

По полу:

                                 женщины      

                                 мужчины                            

 

204

  63

 

262

 88

 

128,4

139,7

3.

По месту проживания:

                                    в сельской местности

 

205

 

242

 

118,0

4.

По возрасту:

                          в возрасте 16-29 лет

                          предпенсионного возраста

                          других возрастов              

         

 

182

6

124

 

161

16

173

 

88,5

в 2,6 раза

139,5

5.

По образованию:

    имеющие высшее образование  

                     среднее професс. образование

                     начальное професс. образование

                     среднее общее образование

 не имеющие полного среднего образования

 

58

71

89

38

11

 

74

75

135

42

24

 

127,6

105,6

151,7

110,5

в 2,2 раза

6.

По причинам увольнения:

         уволившиеся по собственному желанию

         высвобожденные работники

     выпускники учебных заведений, не  имею-         щие опыта работы

        по другим причинам

 

166

12

 

86

3

 

214

60

 

68

8

 

128,9

в 5 раз

 

79,1

в 2,6 раз

7.

граждане, особо нуждающиеся в социальной защите:

        одинокие и многодетные родители

        дети-сироты, лица оставшиеся без попе-чения родителей

       лица, освобожденные из мест лишения свободы

       молодежь до 18 лет

       уволенные с военной службы

       инвалиды

 

 

10

 

2

 

1

14

2

35

 

 

5

 

2

 

1

9

1

37

 

 

50,0

 

0

 

0

64,3

50,0

105,7

8.

В том числе по продолжительности поиска работы:

              ищут работу до 1 месяца

              от 1 до 4 месяцев

              от 4 до 8 месяцев

              от 8 месяцев до 1 года

              более 1 года

 

 

73

159

25

8

2

 

 

71

240

28

7

4

 

 

97,3

150,9

112,0

87,5

в 2 раза

            В течение 2004 года произошли значительные изменения в структуре регистрируемых безработных граждан. В общей численности зарегистрированных безработных доля женщин уменьшилась с 76,6 % до 74,8 %. Доля лиц, уволенных с предприятий в связи с сокращением персонала, составила 17 %, их численность по сравнению с 2003 годом увеличилась в 5 раз. Вместе с тем, доля молодежи в возрасте 16-29 лет в общей численности безработных граждан сохраняет тенденцию к уменьшению. По сравнению с 2003 годом удельный вес молодежи снизился  с 68,1 % до 46 %, выпускников учебных заведений  с 32,2 % до 19,4 %, инвалидов с 13,1 % до 10,5 %.  

          По качественному составу зарегистрированных безработных произошли изменения в их образовательном уровне. Если на начало 2004 года доля безработных, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, составляла 48,3 %, то на конец года она уменьшилась на 5,8 %, а имеющих начальное  профессиональное образование возросло на 5,2 %.   

          Продолжительность безработицы, как и в прошлом году, продолжает оставаться на  невысоком уровне. Средняя продолжительность безработицы составила 2,4 месяца, среднее время поиска снизилась  на 0,3 месяца. Доля временно безработных (от 1 до 4 месяцев) по сравнению с  2003 годом повысилась на  9 %, а доля безработных, состоящих на учете от 4 месяцев до  года, снизилась  на 2,3 %  и составила 35 человек.

            Коэффициент напряженности рынка труда  на конец 2004 года составил 2,2 человека на одно  свободное рабочее место (на начало года – 1,3 человека).

           В ходе реализации Мероприятий по содействию занятости населения Чебоксарского района в 2004 году  были трудоустроены 1308 человек. Из числа нашедших работу граждан на условиях временной занятости были трудоустроены 730 человек.           

           В мероприятиях по содействию трудоустройству населения, финансируемых за счет бюджетных средств, в течение 2004 года участвовали 935 человек. При этом к участию в общественных работах привлечены 229 человек, к общественно полезному труду в свободное от учебы время и период каникул – 600 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, обеспечено временное трудоустройство 10 безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Программами социальной адаптации на рынке труда охвачены 52 безработных граждан, имеющих недостаточную мотивацию к труду или низкую конкурентоспособность на рынке труда.   Получили поддержку в организации самозанятости 44 человека, из них 3 была оказана финансовая помощь.

          Профессиональное обучение, переподготовка кадров и повышение квалификации приобретают приоритетное значение в системе мер по повышению качества рабочей силы. В течение 2004 года 128 человек были направлены на профессиональное обучение, в том числе 84 человека (66 %) – молодежь в возрасте 16-29 лет. 

         В целях  обеспечения адаптации незанятого населения, безработных граждан, учащейся молодежи на рынке труда значительное внимание уделяется профессиональной ориентации населения. В течение 2004 года Центр занятости оказал услуги

по профессиональной ориентации 3805 человек, в том числе получили профессиональную информацию 866 человек, профессиональную консультацию – 2791 человек, 148 человек – психологическую поддержку. В 2004 году в центре занятости начато предоставление безработным гражданам еще одного вида услуг – оценки их профессиональной компетенции (ОПК). В режиме апробации технологии ОПК прошли 6 безработных граждан. В результате проведенной работы 3 человека повысили свою квалификацию, 2 человека сменили свою профессию, что дало им возможность после завершения учебы трудоустроиться. 

 

2. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В 2005 ГОДУ

 

                               2.1. Прогнозируемый спрос на рабочую силу

 

           Согласно  Прогнозу   социально - экономического развития Чебоксарского района на 2005 год в ведущих отраслях экономики  будет происходить дальнейшая стабилизация производства продукции. В зависимости от менее благоприятных и более благоприятных путей развития экономики,  объем  выпуска промышленной продукции в сопоставимых ценах составит к уровню 2004 года от 104 % до 109 %,  продукции сельского хозяйства – от 103 % до 106,1 %, розничного товарооборота - 103 %, что окажет положительное воздействие на увеличение спроса на рабочую силу.

         В 2005 году следует ожидать определенной перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы. Прирост рабочих мест ожидается в торговле и общественном питании, в сфере малого  бизнеса и предпринимательства. В отраслях материального производства доля занятых будет уменьшаться. При этом уменьшатся темпы снижения численности занятых в промышленности.   

          Составляющими прогноза спроса на рабочую силу в 2005 году будут являться  вакансии, остающиеся нереализованными к концу 2004 года, потребность в работниках на ожидаемых новых рабочих местах, потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением штатов. 

 

2.2. Прогноз предложения рабочей силы

             

        В  ближайшие 2-3 года  в районе   намечается  тенденция постепенного  роста численности трудовых ресурсов при незначительных изменениях численности постоянного населения. Перспектива формирования численности трудовых ресурсов обусловлена состоянием демографических процессов, в частности,  тенденциями увеличения рождаемости  в 1985 - 1990 годы.   Прирост численности населения в трудоспособном возрасте будет происходить за счет молодежи 16-29 лет и лиц предпенсионного возраста. Сохранится стабильное предложение рабочей силы со стороны подростков и пенсионеров. Численность трудовых ресурсов к концу 2005 года увеличится до 36500 человек. 

          Среди экономических факторов, влияющих на объемы предлагаемой рабочей силы, по прежнему будут доминировать лица, уволенные из организаций по собственному желанию (45 – 50) процентов к общему объему предложения рабочей силы. В связи с   продолжающимися процессами высвобождения работников с предприятий и организаций    будут обращения со стороны граждан, уволенных по сокращению штатов - до 100 человек.

          Рынок труда района пополнят также выпускники общеобразовательных школ и учебных заведений профессионального образования. По прогнозу в Центр занятости за содействием в трудоустройстве обратятся до 350 выпускников, молодежи 16-29 лет – 1200 человек.

          В целом, предложение рабочей силы, как и в предыдущие годы, будет опережать спрос на нее.

2.3. Прогноз общей и регистрируемой безработицы

 

          В 2005 году численность лиц, незанятых каким-либо видом деятельности и учебой, по прогнозным расчетам составит 2650 человек. Численность официально зарегистрированных безработных граждан в общей численности безработных на конец 2005 года составит 312 человек, уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 0,87 процента.

 

Экономическая активность населения, занятость и безработица

                                                             

 

2003 г.

факт

2004 г.

факт

2005 г.

прогноз

Экономически активное население – всего

в том числе:

- занятые в экономике

- безработные,

в том числе зарегистрированные в центре занятости на конец года

Уровень регистрируемой безработицы на конец года, в  %

- общей*

- регистрируемой

29100

 

26450

2650

 

267

 

 

9,1

0,8

29200

 

26500

2700

 

350

 

 

9,2

0,97

29300

 

26650

2650

 

312

 

 

9,0

0,87

       

*) Прогноз уровня общей безработицы рассчитан по отношению  к экономически активному населению.

      

3.  Мероприятия  по содействию занятости населения и

                       социальной поддержке безработных граждан в 2005 году

 

           В условиях  складывающейся ситуации на рынке труда и ограниченности финансовых ресурсов первостепенное значение приобретает задача повышения эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения. К ключевым направлениям действий по решению проблем занятости относятся:

-         содействие трудоустройству незанятого населения на постоянной основе;

-         развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров;

-         организация общественных работ;

-        организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

-        организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

-         организация самозанятости;

-         социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

-         содействие трудоустройству населения в других регионах Российской Федерации;

-         информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;

-         социальная поддержка безработных граждан;

-          взаимодействие с работодателями.       

           В целом, перед Центом занятости стоит задача закрепить достигнутые положительные тенденции на рынке труда путем усиления взаимодействия с органами местного самоуправления, работодателями, всеми заинтересованными в сохранении социальной стабильности организациями.

           Реализация Мероприятий  будет осуществляться на основе сметы расходов  федерального бюджета на 2005 год, в соответствии с которой  расходы на реализацию мероприятий по содействию занятости населения доведены в объеме 4462,26 тыс. рублей.

 

Мероприятия по содействию занятости населения

 

  Наименование мероприятий

Основные исполнители

Число участников, человек

Затраты на реализацию – тыс. рублей

 

 

 

                      в том числе

 

 

 

всего

федеральный бюджет

средства работодателей

                     1

2

   3

  4

   5

   6

 

1. Развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров

1.1. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан

Центр занятости

 

4162

 

12,45

 

12,45

 

-

 1.2. Профессиональное обучение безработных граждан

Центр занятости

 

109/5*

 

 

3,2

 

3,2

 

-

 

ИТОГО:

 

15,65

 

15,65

-

 

2. Мероприятия по содействию трудоустройству населения

 Численность участников мероприятий по содействию трудоустройству населения, всего

Центр занятости

 

 

869

 

 

-

 

 

-

 

 

-

в том числе:

 

 

 

 

 

2.1. Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите

 Центр занятости

 

 

12

 

 

60,5

 

 

34,5

 

 

26,0

2.2. Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20

Центр занятости,

 

 

 

 

лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования,  впервые ищущих работу 

 работодатели

 

 

 

3

 

 

 

12,96

 

 

 

8,64

 

 

 

4,32

2.3. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (единиц)

Центр занятости

 

5

 

2,0

 

2,0

 

-

1

2

3

4

5

6

2.4. Организация общественных работ, всего

    в том числе:

- организация общественных работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Органы местного самоуправления, Центр занятости

 

210

 

 

 

50

 

369,8

 

119,8

 

250,0

2.5. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, всего

       в том числе:

- участие на временных работах, связанных с реализацией мероприятий по подготовке и празднованию 60 – летия Победы в ВОВ

 Центр занятости

 

 

 

600

 

 

 

 

60

 

 

 

353,3

 

 

 

 

13,6

 

 

 

203,3

 

 

 

 

13,6

 

 

 

150,0

 

 

 

 

-

2.6. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, всего

       в том числе:

программа «Клуб ищущих работу»;

программа «Новый старт»

Центр

занятости

 

 

40

 

20

 

20

 

 

0,55

 

 

0,55

 

 

-

 

2.7. Оказание финансовой помощи на организацию собственного дела

Центр занятости

4

3,3

3,3

-

2.8. Содействие трудоустройству гражданам в других регионах Российской Федерации

Центр занятости

 

45**

 

  Х

 

  Х

 

   Х

2.9. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

Центр занятости

 

   Х

 

-

 

-

 

-

 

ИТОГО:

 

802,41

 

372,09

 

430,32

 

3. Социальная поддержка безработных граждан

3.1. Выплата пособия по безработице

Центр занятости

 

 

300***

 

3496,6

 

3496,6

 

-

3.2. Оказание материальной помощи безработным гражданам

Центр занятости

 

-

 

-

 

-

 

-

3.3. Оформление досрочной пенсии безработным гражданам

Центр занятости

 

 

-

 

-

 

-

 

-

1

2

3

4

5

6

3.4. Выплата стипендии

 

Центр занятости

109

147,6

147,6

-

 

ИТОГО:

3644,2

3644,2

-

 

4. Взимодействие с работодателями

4.1. Количество поступивших вакансий

Центр занятости, работодатели

 

2800

 

-

 

-

 

-

4.2. Численность граждан, нашедших работу (доходное занятие) при содействии Центра занятости

Центр занято-сти

1270

-

-

-

 

ВСЕГО:

4462,26

4031,94

430,32

*)   численность безработных граждан, направленных на обучение, которым оплачивается проезд до места расположения учебного заведения и обратно;

**) в численность участников мероприятий по содействию трудоустройству населения не входит;

***) среднемесячная численность безработных граждан, которым будет назначено пособие по безработице в 2005 году.

 

                                 4. Содействие занятости сельского населения

 

      В целях содействия занятости сельских жителей предусматривается проведение следующего комплекса мероприятий:

          - содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан, проживающих в сельской местности;

          - организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям, специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, в сфере бытового обслуживания, потребительской кооперации и в других отраслях экономики;

          -  организация общественных работ в сельской местности для обеспечения потребности территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

-         проведение ярмарок вакантных рабочих мест.

 

 

5. Содействие организации альтернативной гражданской службы

 

             В связи с введением с 1 января 2004 года Федерального закона "Об альтерна-тивной гражданской службе" Центр занятости населения предусматривает:

           - взаимодействие с администрацией Чебоксарского района  и военным комиссариатом  по проведению совместных мероприятий по организации  альтернативной гражданской службы на территории района;

           - формирование банка рабочих мест для прохождения альтернативной граж-данской службы в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти  Чувашской Республики;

           - участие специалистов Центра занятости населения в организации учета и контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы на территории района;

-         участие директора Центра занятости населения в работе призывной комиссии военкомата Чебоксарского района.

 

 

6. Контроль за реализацией Мероприятий

 

    Контроль  за выполнением  Мероприятий  осуществляется отделом социальной защиты населения администрации Чебоксарского района совместно с  Центром занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Мои документы\PROGRAM\osnnap05.doc