Мероприятия
по содействию
занятости населения Чебоксарского района
на 2005 год
Основанием для
разработки Мероприятий по содействию занятости населения Чебоксарского района
на 2005 год являются Закон Российской Федерации «О занятости населения в
Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с последующими изменениями
и дополнениями), Программа содействия занятости населения Чувашской Республики
на 2004-2006 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской
Республики от 25.12.2003 г. № 330.
Реализация Мероприятий
предусматривает координацию усилий органа местного самоуправления, центра
занятости населения, работодателей, профсоюзов, других общественных организаций
по обеспечению занятости населения.
1.1. Изменения в сфере занятости в 2002-2004 годах
В 2002-2004 годы в Чебоксарском районе отмечались позитивные сдвиги в социально-экономическом
развитии района. Происходящие позитивные процессы в экономике в сочетании с
реализацией государственной политики занятости населения способствовали
поддержанию в районе достаточно высокого уровня занятости населения и снижению
напряженности на рынке труда.
Темп роста объема выпуска
промышленной продукции в сопоставимых
ценах за 2004 год составил 134 %.
Наиболее высокие темпы роста в истекшем году были достигнуты в ООО
"ИЗВА" – в 1,6 раз, ООО "Атлашевский
завод плодовоовощных консервов" – в 2,2 раза.
Выпуск продукции сельскохозяйственными
предприятиями за 2004 год составил 116,7
% к уровню 2003 года. В общем объеме произведенного
мяса в Чувашской Республике на долю района падает 31 %, что составляет рост на
14,4 % по сравнению с 2003 годом. Лидирующее положение по производству мяса
птицы удерживает ООО "Чувашский бройлер".
В сфере торговой деятельности объем
розничного товарооборота в сопоставимых ценах к уровню 2003 года увеличился на
22,6 %. В сфере общественного питания
улучшилось качество работы, повысился уровень сервисного обслуживания.
Среднемесячная
заработная плата в крупных и средних организациях района за январь-ноябрь 2004 года составила 3324,2 рубля или увеличилась по сравнению с соответствующим
периодом 2003 года на 29,5 %.
Позитивные сдвиги в
развитии отдельных отраслей экономики района оказали определяющее воздействие
на улучшение ситуации в сфере занятости населения. Стала увеличиваться
потребность в работниках, что привело к заметному сокращению разрыва между
спросом и предложением рабочей силы. За
12 месяцев 2004 года численность принятых на крупные и средние
предприятия повысилась на 5,1 % по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года. Прием рабочей силы восполнил ее выбытие на 92,5 % (за 2003 год – 91,7 %). На дополнительные рабочие
места были приняты 83 человека.
Движение рабочей силы
|
Январь-декабрь
2002 г. |
Январь-декабрь 2003 г. |
Январь-декабрь 2004 г. |
Принято, человек, в том числе: - на дополнительно введенные рабочие места |
6465 121 |
5634 92 |
5919 83 |
Выбыло, человек, в том числе: - по сокращению штатов в % к
общей численности выбывших работников |
6992 461 6,6 |
6144 105 1,6 |
6400 80 1,2 |
Удельный вес уволенных в связи с
сокращением на предприятиях численности работников в общей численности выбывших
работников уменьшился по сравнению с 2003 годом с 1,7 до 1,2 процента.
В районе сохраняется
тенденция к сокращению численности занятого в экономике населения. За 12 месяцев
2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года численность
работающих на крупных
и средних предприятиях снизилась на
8 % и составила 12807 человек. Численность занятого населения в
производственной сфере уменьшилась на 19
%, в непроизводственной сфере увеличилась на 11,6 %.
1.2. Общая
динамика безработицы
Характерной
особенностью 2004 года стало повышение активности граждан в поиске работы. За январь-декабрь 2004 года в центр занятости в поиске работы обратились
2033 человека, что на 5,7 % больше, чем в
2003 году. Из числа ищущих
работу граждан 36 % работали
рабочими, 15,6 % - служащими. В общем объеме обратившихся граждан по сравнению с 2003 годом
увеличился удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет - с 41,3 % до 61,1 %,
высвобожденных работников – с 2,1 % до 6,2 %.
В составе обратившихся высока доля женщин – 62,4 %, лиц, ранее не работавших,
ищущих работу впервые - 48 %. Вместе с тем,
в составе обратившихся граждан доля инвалидов уменьшилась с 4,9 % до 3,4
%.
Увеличение численности обратившихся граждан
повлияло на рост численности официально
зарегистрированных безработных. По состоянию на 1 января 2005 года численность
безработных граждан, зарегистрированных в районном центре занятости, составила
350 человек, против 267 человек на 1 января 2004 года. Уровень регистрируемой безработицы по
отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте составил 0,97 %,
что на 0,17 процентных пункта
выше уровня
1 января 2004
года.
Сравнительные данные по составу
зарегистрированных безработных граждан
(по состоянию на конец года)
№ п/п |
Состав безработных граждан |
|
|
Темп роста, % |
2003 г. |
2004 г. |
2004 г. к 2003 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Численность зарегистрированных безработных – всего, человек |
267 |
350 |
131,1 |
2. |
По полу: женщины мужчины |
204 63 |
262 88 |
128,4 139,7 |
3. |
По месту проживания: в сельской местности |
205 |
242 |
118,0 |
4. |
По возрасту: в возрасте 16-29 лет предпенсионного возраста других возрастов
|
182 6 124 |
161 16 173 |
88,5 в 2,6 раза 139,5 |
5. |
По образованию: имеющие высшее образование
среднее професс. образование
начальное професс. образование среднее общее образование не имеющие полного среднего образования |
58 71 89 38 11 |
74 75 135 42 24 |
127,6 105,6 151,7 110,5 в 2,2 раза |
6. |
По причинам увольнения: уволившиеся по собственному желанию высвобожденные работники выпускники учебных заведений, не имею- щие опыта работы по другим причинам |
166 12 86 3 |
214 60 68 8 |
128,9 в 5 раз 79,1 в 2,6 раз |
7. |
граждане, особо нуждающиеся в социальной защите: одинокие и
многодетные родители дети-сироты, лица оставшиеся без попе-чения родителей лица,
освобожденные из мест лишения свободы молодежь до
18 лет уволенные с военной службы инвалиды |
10 2 1 14 2 35 |
5 2 1 9 1 37 |
50,0 0 0 64,3 50,0 105,7 |
8. |
В том числе по продолжительности поиска работы: ищут работу до 1 месяца от 1 до 4 месяцев от 4 до 8 месяцев от 8 месяцев до 1 года более 1 года |
73 159 25 8 2 |
71 240 28 7 4 |
97,3 150,9 112,0 87,5 в 2 раза |
В
течение 2004 года произошли значительные изменения в структуре регистрируемых
безработных граждан. В общей численности зарегистрированных безработных доля
женщин уменьшилась с 76,6 % до 74,8 %. Доля лиц, уволенных с предприятий в
связи с сокращением персонала, составила 17 %, их численность по сравнению с
2003 годом увеличилась в 5 раз. Вместе с тем, доля молодежи в возрасте 16-29
лет в общей численности безработных граждан сохраняет тенденцию к уменьшению.
По сравнению с 2003 годом удельный вес молодежи снизился с 68,1 % до 46 %, выпускников учебных
заведений с 32,2 % до 19,4 %, инвалидов с 13,1 % до 10,5 %.
По качественному составу
зарегистрированных безработных произошли изменения в их образовательном уровне.
Если на начало 2004 года доля безработных, имеющих высшее и среднее
профессиональное образование, составляла 48,3 %, то на конец года она
уменьшилась на 5,8 %, а имеющих начальное профессиональное образование возросло
на 5,2 %.
Продолжительность безработицы, как и в прошлом году, продолжает оставаться
на невысоком уровне. Средняя
продолжительность безработицы составила 2,4 месяца, среднее время поиска
снизилась на 0,3 месяца. Доля временно
безработных (от 1 до 4 месяцев) по сравнению с
2003 годом повысилась на 9 %, а
доля безработных, состоящих на учете от 4 месяцев до года, снизилась на 2,3 %
и составила 35 человек.
Коэффициент напряженности рынка труда на конец 2004 года составил 2,2 человека на
одно свободное рабочее место (на начало
года – 1,3 человека).
В ходе реализации
Мероприятий по содействию занятости населения Чебоксарского
района в 2004 году были трудоустроены 1308 человек. Из числа
нашедших работу граждан на условиях временной занятости были трудоустроены 730
человек.
В мероприятиях по
содействию трудоустройству населения, финансируемых за счет бюджетных средств,
в течение 2004 года участвовали 935 человек. При этом к
участию в общественных работах привлечены
229 человек, к общественно полезному труду в свободное от учебы время и период
каникул – 600 несовершеннолетних граждан
в возрасте от 14 до 18 лет, обеспечено временное трудоустройство 10 безработных
граждан, особо нуждающихся в
социальной защите. Программами социальной адаптации на рынке труда охвачены 52 безработных
граждан, имеющих недостаточную мотивацию к труду или низкую конкурентоспособность
на рынке труда. Получили поддержку в организации самозанятости 44
человека, из них 3 была оказана финансовая помощь.
Профессиональное обучение, переподготовка
кадров и повышение квалификации приобретают приоритетное значение в системе мер
по повышению качества рабочей силы. В течение 2004 года 128 человек были
направлены на профессиональное обучение, в том числе 84 человека (66
%) – молодежь в возрасте 16-29 лет.
В целях обеспечения адаптации незанятого населения,
безработных граждан, учащейся молодежи на рынке труда значительное внимание
уделяется профессиональной ориентации
населения. В течение 2004 года Центр занятости оказал услуги
по профессиональной ориентации 3805 человек,
в том числе получили профессиональную информацию 866 человек, профессиональную
консультацию – 2791 человек, 148 человек – психологическую поддержку. В 2004
году в центре занятости начато предоставление безработным гражданам еще одного
вида услуг – оценки их профессиональной
компетенции (ОПК). В режиме апробации технологии ОПК прошли 6 безработных
граждан. В результате проведенной работы 3 человека повысили свою квалификацию,
2 человека сменили свою профессию, что дало им возможность после завершения
учебы трудоустроиться.
2.1. Прогнозируемый спрос на рабочую силу
Согласно
Прогнозу социально - экономического развития Чебоксарского района на 2005 год в ведущих отраслях
экономики будет происходить дальнейшая
стабилизация производства продукции. В зависимости от менее благоприятных и
более благоприятных путей развития экономики,
объем выпуска промышленной продукции
в сопоставимых ценах составит к уровню 2004 года от 104 % до 109 %, продукции сельского хозяйства – от 103 % до
106,1 %, розничного товарооборота - 103 %, что окажет положительное воздействие
на увеличение спроса на рабочую силу.
В
2005 году следует ожидать определенной перегруппировки спроса на рабочую силу в
пользу отраслей непроизводственной сферы. Прирост рабочих мест ожидается в
торговле и общественном питании, в сфере малого
бизнеса и предпринимательства. В отраслях материального производства
доля занятых будет уменьшаться. При этом уменьшатся темпы снижения численности занятых в промышленности.
Составляющими прогноза спроса на рабочую силу в 2005 году будут
являться вакансии, остающиеся нереализованными
к концу 2004 года, потребность в работниках на ожидаемых новых рабочих местах,
потребность в работниках на замену выбывающих по
собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением штатов.
2.2. Прогноз
предложения рабочей силы
В ближайшие 2-3 года в районе
намечается тенденция постепенного роста численности трудовых ресурсов при
незначительных изменениях численности постоянного населения. Перспектива
формирования численности трудовых ресурсов обусловлена состоянием
демографических процессов, в частности,
тенденциями увеличения рождаемости
в 1985 - 1990 годы. Прирост
численности населения в трудоспособном возрасте будет происходить за счет
молодежи 16-29 лет и лиц предпенсионного возраста.
Сохранится стабильное предложение рабочей силы со стороны подростков и
пенсионеров. Численность трудовых ресурсов к концу 2005 года увеличится до
36500 человек.
Среди экономических
факторов, влияющих на объемы предлагаемой рабочей силы, по прежнему будут
доминировать лица, уволенные из организаций по собственному желанию (45 – 50)
процентов к общему объему предложения рабочей силы. В связи с продолжающимися процессами высвобождения
работников с предприятий и организаций
будут обращения со стороны граждан, уволенных по сокращению штатов - до
100 человек.
Рынок труда района
пополнят также выпускники общеобразовательных школ и учебных заведений профессионального
образования. По прогнозу в Центр занятости за содействием в трудоустройстве
обратятся до 350 выпускников, молодежи 16-29 лет – 1200 человек.
В целом, предложение
рабочей силы, как и в предыдущие годы, будет опережать спрос на нее.
2.3. Прогноз
общей и регистрируемой безработицы
В 2005 году численность
лиц, незанятых каким-либо видом деятельности и учебой, по прогнозным расчетам
составит 2650 человек. Численность официально зарегистрированных безработных
граждан в общей численности безработных на конец 2005 года составит 312
человек, уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности
трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 0,87 процента.
|
2003 г. факт |
2004 г. факт |
2005 г. прогноз |
Экономически
активное население – всего в том числе: - занятые в
экономике - безработные, в том числе зарегистрированные в центре
занятости на конец года Уровень
регистрируемой безработицы на конец года, в % - общей* - регистрируемой |
29100 26450 2650 267 9,1 0,8 |
29200 26500 2700 350 9,2 0,97 |
29300 26650 2650 312 9,0 0,87 |
*) Прогноз уровня общей безработицы
рассчитан по отношению к экономически активному
населению.
3. Мероприятия
по содействию занятости населения и
социальной поддержке
безработных граждан в 2005 году
В условиях складывающейся ситуации на рынке труда и
ограниченности финансовых ресурсов первостепенное значение приобретает задача
повышения эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости
населения. К ключевым направлениям действий по решению проблем занятости
относятся:
-
содействие трудоустройству незанятого населения на постоянной основе;
-
развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров;
-
организация общественных работ;
-
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет;
-
организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной
защите;
-
организация самозанятости;
-
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
-
содействие трудоустройству населения в других регионах Российской Федерации;
-
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
-
социальная поддержка безработных граждан;
-
взаимодействие с работодателями.
В целом, перед Центом занятости
стоит задача закрепить достигнутые положительные
тенденции на рынке труда путем усиления взаимодействия с органами местного
самоуправления, работодателями, всеми заинтересованными в сохранении социальной
стабильности организациями.
Реализация
Мероприятий будет осуществляться на
основе сметы расходов федерального
бюджета на 2005 год, в соответствии с которой
расходы на реализацию мероприятий по содействию занятости населения
доведены в объеме 4462,26 тыс. рублей.
Мероприятия по содействию занятости населения
Наименование мероприятий |
Основные исполнители |
Число участников, человек |
Затраты на реализацию – тыс. рублей |
|||
|
|
|
в том числе |
|||
|
|
|
всего |
федеральный бюджет |
средства работодателей |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Развитие качества рабочей силы,
содействие повышению квалификации кадров |
||||||
1.1. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан |
Центр занятости |
4162 |
12,45 |
12,45 |
- |
|
1.2. Профессиональное обучение безработных граждан |
Центр занятости |
109/5* |
3,2 |
3,2 |
- |
|
ИТОГО: |
15,65 |
15,65 |
- |
|||
2. Мероприятия по содействию
трудоустройству населения |
||||||
Численность участников мероприятий по содействию трудоустройству населения, всего |
Центр занятости |
869 |
- |
- |
- |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
2.1. Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
Центр занятости |
12 |
60,5 |
34,5 |
26,0 |
|
2.2. Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 |
Центр занятости, |
|
|
|
|
|
лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, впервые ищущих работу |
работодатели |
3 |
12,96 |
8,64 |
4,32 |
|
2.3. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (единиц) |
Центр занятости |
5 |
2,0 |
2,0 |
- |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
2.4. Организация общественных работ, всего в том числе: - организация общественных работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества |
Органы местного самоуправления, Центр занятости |
210 50 |
369,8 |
119,8 |
250,0 |
|
2.5. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, всего в том числе: - участие на временных работах, связанных с реализацией мероприятий по подготовке и празднованию 60 – летия Победы в ВОВ |
Центр занятости |
600 60 |
353,3 13,6 |
203,3 13,6 |
150,0 - |
|
2.6. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, всего в том числе: программа «Клуб ищущих работу»; программа «Новый старт» |
Центр занятости |
40 20 20 |
0,55 |
0,55 |
- |
|
2.7. Оказание финансовой помощи на организацию собственного дела |
Центр занятости |
4 |
3,3 |
3,3 |
- |
|
2.8. Содействие трудоустройству
гражданам в других регионах Российской Федерации |
Центр занятости |
45** |
Х |
Х |
Х |
|
2.9. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда |
Центр занятости |
Х |
- |
- |
- |
|
ИТОГО: |
802,41 |
372,09 |
430,32 |
|||
3. Социальная поддержка
безработных граждан |
||||||
3.1. Выплата пособия по безработице |
Центр занятости |
300*** |
3496,6 |
3496,6 |
- |
|
3.2. Оказание материальной помощи безработным гражданам |
Центр занятости |
- |
- |
- |
- |
|
3.3. Оформление досрочной пенсии безработным гражданам |
Центр занятости |
- |
- |
- |
- |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
3.4. Выплата стипендии |
Центр занятости |
109 |
147,6 |
147,6 |
- |
|
ИТОГО: |
3644,2 |
3644,2 |
- |
|||
4. Взимодействие
с работодателями |
||||||
4.1. Количество поступивших вакансий |
Центр занятости, работодатели |
2800 |
- |
- |
- |
|
4.2. Численность граждан, нашедших
работу (доходное занятие) при содействии Центра занятости |
Центр занято-сти |
1270 |
- |
- |
- |
|
ВСЕГО: |
4462,26 |
4031,94 |
430,32 |
|||
*)
численность безработных граждан, направленных на обучение, которым
оплачивается проезд до места расположения учебного заведения и обратно;
**) в численность участников мероприятий по
содействию трудоустройству населения не входит;
***) среднемесячная численность безработных граждан,
которым будет назначено пособие по безработице в 2005 году.
4. Содействие
занятости сельского населения
В целях
содействия занятости сельских жителей предусматривается проведение следующего
комплекса мероприятий:
- содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных
граждан, проживающих в сельской местности;
- организация
профессионального обучения безработных граждан по профессиям,
специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве,
в сфере бытового обслуживания, потребительской кооперации и в других отраслях
экономики;
- организация общественных работ в сельской
местности для обеспечения потребности территорий и организаций в выполнении
работ, носящих временный или сезонный характер;
-
проведение ярмарок вакантных рабочих мест.
5. Содействие
организации альтернативной гражданской службы
В связи с введением
с 1 января 2004 года Федерального закона "Об альтерна-тивной гражданской службе" Центр
занятости населения предусматривает:
- взаимодействие с
администрацией Чебоксарского района и
военным комиссариатом по проведению
совместных мероприятий по организации
альтернативной гражданской службы на территории района;
- формирование банка
рабочих мест для прохождения альтернативной граж-данской службы в организациях, подведомственных
федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти Чувашской Республики;
- участие специалистов
Центра занятости населения в организации учета и контроля за
прохождением гражданами альтернативной гражданской службы на территории
района;
-
участие директора Центра занятости населения в работе призывной комиссии
военкомата Чебоксарского района.
6. Контроль за реализацией Мероприятий
Контроль за выполнением Мероприятий
осуществляется отделом социальной защиты населения администрации Чебоксарского района совместно с Центром занятости.
C:\Мои документы\PROGRAM\osnnap05.doc