Тыртышная М.А., к.п.н., заместитель директора
по научно-экспериментальной работе
Центр образования № 18, г. Йошкар-Ола
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ДЛЯ
ПОДРОСТКОВ «МОЙ МИР»
КЛАССНЫЙ ЧАС «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
(5-й класс)
Ребята рассаживаются по группам в 5–7 человек так, чтобы всех было хорошо видно. Позади
каждой группы – стол, где ребята будут выполнять практические задания.
Классная доска оформлена ключевыми рисунками-макетами:
земной шар;
дом, в котором открываются окошки и двери;
школа.
Ведущая. Здравствуйте, ребята! Я хочу предложить вам сегодня поговорить немного об
окружающем нас мире. Но прежде давайте поближе «познакомимся» друг с другом.
Ведущая проводит несколько игр «на знакомство». На бейджиках можно написать свое
«игровое» имя. Кроме того , можно попросить ребят поздороваться друг с другом необычным
способом и др.
Главное в этих заданиях – раскрепостить ребят, создать
творческую, непринужденную, «внеурочную» атмосферу.
Ведущая. Молодцы! Теперь мы знакомы друг с другом гораздо лучше. А теперь я хочу
познакомить вас с еще одним участником нашего разговора – с окружающим миром. Да-да! Вы
можете возразить мне, что и так с ним хорошо знакомы. Ведь все мы – жители земного шара.
Почти каждый день на уроках, читая книги, по телевидению вы совершаете путешествия в самые
разные его уголки – в Африку, в Антарктиду, на Северный полюс, в Индию. Вы изо дня в день все
больше узнаете о законах окружающего мира, о необычных явлениях природы и удивительных
животных. Вы узнаете о великих путешественниках и героях. И порой нам, людям, кажется, что
все в этом мире уже узнано, все исследовано. Вот вы, наверное, тоже очень многое можете
рассказать об окружающем мире. Знаете ли вы что-нибудь о проблемах нашего земного шара?
Ребята называют проблемы, чаще всего это экологические проблемы Земли. Ведущий и его
помощник записывают называемые проблемы на специальных карточках, сделанных в виде
голубей, и прикрепляет их на макет земного шара.
Ведущая. Молодцы! Но теперь я хочу доказать вам, что мы с вами сейчас, даже не выходя
из этой комнаты, узнать об окружающем мире можем еще больше… Открыть для себя новый мир.
Вернее, мир, нам хорошо знакомый. Но если к нему присмотреться повнимательнее, то в нем
можно найти много нового и необычного. Давайте попробуем это сделать вместе. Сегодня мы
попробуем увидеть необычное в самом обычном, в том, что окружает каждого из вас каждую
минуту.
Ведущая раздает каждой группе детей обычные предметы. Задание группам: придумать
как можно больше вариантов необычного использования этих веще, (карандашом, например,
можно отмерить расстояние, можно организовать игру, можно сделать из него подставку для
кнопок и др.).
Ведущая. А теперь давайте просто посмотрим вокруг себя и попробуем придумать, на что
похожи окружающие нас вещи (например, окно, трещина в стене и др.).

Звучит таинственная музыка. Класс погружается в полумрак, и ведущая лучом-указкой или
просто фонариком высвечивает различные предметы и вещи в классе, а ребята пытаются
определить, на что они похожи, что нового о мире они могут рассказать. Ведущая может
сначала сама прокомментировать поиск: «Вот окно. Мы каждый день смотрим в него и видим
привычную улицу… Но если посмотреть внимательнее, можно представить, что окно – это
экран огромного телевизора. И вот сегодня там идет передача « Эти разные Люди». Давайте
попробуем придумать, кто сегодня приглашен на эту передачу. Смотрите – вот девочка, она
весело смеется, может быть…» (далее в разговор вступают дети).
ВЕДУЩАЯ ПЕРЕХОДИТ К ДРУГОМУ РИСУНКУ-МАКЕТУ ДОМА И НАЧИНАЕТ
БЕСЕДУ О ПРОБЛЕМАХ ДОМА ДЕТЕЙ.
Ведущая. Ребята, а хорошо ли вы знаете свой дом? Вы его любите? А кто живет в вашем
доме? Какие люди, какие животные? Какую роль играют они в вашем доме? Какой у них характер
и привычки?
Ответы ребят записываются на листочках-окошках и
прикрепляются к макету.
Ведущая. Есть очень хорошая песня про дом. Давайте ее споем (сами ребята или старшие
друзья исполняют песню про дом).
Ведущая. Какой же дом можно назвать хорошим, а какой плохим? Что важно для жильцов
каждого дома? А всем ли жильцам вашего дома хорошо живется в доме? Почему?
Ведущая предлагает объединиться ребятам по группам, назвать и записать основные проблемы
их дома, которые также вывешиваются на макете в виде сигнальных флажков SOS.
Ведущая. А какие есть проблемы в вашем дворе? На улице?
Проблемы записываются и крепятся на макете.
Ведущая. А если посмотреть на ваш класс? Он ведь тоже в какой-то мере может считаться
вашим домом. Есть ли здесь какие-либо проблемы?
РЕБЯТА ОПИСЫВАЮТ СВОЙ КЛАСС.
Ведущая. Ребята, а можем ли мы с вами что-нибудь изменить в этом мире? Можем ли мы
решить проблемы, которые мы сейчас обнаружили? Давайте попробуем найти решение этим
проблемам.
Участники обсуждают в группах и предлагают решение той или иной проблемы. При этом они
снимают флажок-сигнал о помощи и заменяют его цветком, на котором написано возможное
решение проблемы.
Ведущая. Я вижу вы, действительно знаете, как решить эти проблемы. Более того, я знаю,
что вы действительно сможете их решить. Потому что каждый из вас – маленький волшебник. Кто-то
из вас может хорошо рисовать, кто-то хорошо подметать пол, кто-то любит животных и умеет
ухаживать за ними. И все это – маленькое волшебство, которое делает окружающий мир лучше.
Давайте попробуем нарисовать автопортрет и подписать, какое волшебное дело вы можете
сделать, чтобы мир стал лучше.
Дети рисуют под песню «Где водятся волшебники» свои портреты и устраивают выставку.
Ведущая. Да вы настоящие волшебники! Давайте откроем бюро – Бюро Добрых
Волшебников. Если мы объединим наши усилия, то сможем сделать окружающий мир, наш дом,
наш класс лучше и добрее…

Примечание. С этого классного часа может начаться подготовка к длительной игре (или КТД)
«Мой дом. Мой двор. Мой класс».
Все участвующие в игре классы вступают в Бюро Добрых Волшебников и становятся
его «отделениями». Каждое отделение имеет свое название, символ, девиз, его
возглавляет главный Волшебник. В каждом отделении работают по 3–4 бригады
Волшебников. Задача каждого участника отделений – сдать экзамен на звание
Доброго Мага. Для этого им предстоит совершить Три Волшебных поступка,
которые улучшат окружающий мир. Игру лучше проводить в каникулярное время
или в выходные дни, так как каждое задание требует 3–4 часа в день. Утром, на
общем Совете Бюро всем Бригадам вручаются задания для Волшебных поступков.
Первый день – «Мой двор», второй – «Мой класс», третий – «Мой дом».
Итоги игры подводятся на Общем совете волшебников, на котором каждый класс –
отделение в творческой форме рассказывает, как они провели эти три дня. Затем всем участникам
игры вручаются Дипломы Добрых волшебников.
КЛАССНЫЙ ЧАС «5 ЗВЕЗДОЛЕТОВ»
(6-й класс)
Перед проведением классного часа ребятам предлагается прочитать книги «Тайна третьей
планеты», «Пятеро в звездолете» и др.
Дети рассаживаются группами по 6–7 человек.
Ведущая. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В путешествие
к новым звездам. Каждый человек мечтает открыть новые миры, побывать в необычайных странах,
найти новую планету. И вот сегодня вам предоставляется такая возможность. Давайте для начала мы с
вами получше познакомимся.
Ведущая проводит несколько игр «на знакомство», предлагает ребятам рассказать о том, что они
умеют, что, по их мнению, может пригодиться в путешествии.
Можно провести несколько конкурсов на внимание, ловкость, память, глазомер и др.
Ведущая. Очень хорошо! Я вижу, что все из вас обладают замечательными качествами и
способностями, которые наверняка пригодятся экипажам в звездном путешествии. Но теперь нам
нужно построить наши космические корабли – иначе вряд ли мы сможем далеко улететь.
Ведущая предлагает или нарисовать космические корабли каждой группе, или группы делают
макеты кораблей из заготовок. Ребята придумывают название, девиз и представляют свои
команды-экипажи. Выбирают капитанов звездолетов, распределяют основные поручения:
бортинженер, врач, космобиолог и др.
Ведущая. Корабли – на старте. Теперь нам предстоит определить, куда же мы полетим.
Смотрите – вот звездное небо (слайды звездного неба). Никто пока не знает, какие планеты есть в
далеком космосе… Но представить себе мы их сможем. Вот смотрите (открывает звезды –
планеты, заранее прикрепленные к доске). Это планета Дождя. Здесь всегда идет дождь (в записи
звучит шум дождя). Здесь всегда все мокрое. Мокрые люди, мокрые дома, мокрые цветы. Но
люди, которые здесь живут, не грустят – они любят дождь, они слушают его, и он рассказывает им
свои сказки. Давайте и мы послушаем дождь и попробуем придумать, какие сказки он может
рассказать жителям этой планеты и нам, путешественникам…
Ребята работают в группах, а затем рассказывают сказки дождя.
Затем дети попадают на разные планеты (возможно, дети сами предложат их названия):
планета животных (дети получают открытки и фотографии животных и пытаются придумать,
кто эти животные, какой у них характер, кем они являются на своей планете);

планета цветов (дети рисуют или делают аппликацию необычайных цветов и дают им
характеристику как живых существ либо придумывают, от каких болезней и человеческих
недостатков может вылечить тот или иной цветок или растение);
планета масок (на этой планете все люди ходят в масках – и никто по их лицам не может узнать
об их настроении, их чувствах, но эти люди умеют выражать свои чувства и эмоции через
движения тела, через прикосновения друг к другу и т.д. Ведущая может рассказывать ребятам
о языке телодвижений и жестов, провести ряд тренинговых упражнений на восприятие друг
друга через жесты и прикосновения);
планета чувств (ведущая может сначала познакомить ребят с тем, какие чувства и настроения
бывают у жителей этой планеты – печаль, гнев, радость, а затем провести несколько игр-
упражнений на способность распознавать настроение друг друга по жестам, телодвижениям и
т.д. Затем можно попросить ребят нарисовать в цвете различное настроение.
Ведущая. Наше путешествие подходит к концу. Но прежде чем отправиться в обратный
путь, давайте подумаем, а все ли так хорошо на этих планетах. Может быть, на них есть кто-то,
кому нужна наша помощь? Слышите сигнал? Это сигнал о помощи. Как вы думаете, кто может его
подавать?
Ребята высказывают свои предположения, выявляя проблемы других планет.
ВЕДУЩАЯ: НАМ ПОРА ВОЗВРАЩАТЬСЯ, РЕБЯТА. НО ПРЕЖДЕ ЧЕМ
ПОЛЕТЕТЬ НА ЗЕМЛЮ, СКАЖИТЕ, А ЕСЛИ БЫ ВАМ САМИМ ПРИШЛОСЬ
СОЗДАВАТЬ СВОЮ ПЛАНЕТУ, ЧТО БЫ ВЫ ВЗЯЛИ ИЗ ТЕХ МИРОВ, НА КОТОРЫХ
ПОБЫВАЛИ? ЧТО БЫ ВЫ ВЗЯЛИ НА НАШУ ЗЕМЛЮ ИЗ ТОГО, ЧТО УВИДЕЛИ В
НАШЕМ ПУТЕШЕСТВИИ?
Ребята вносят свои предложения. Можно записывать их на кусочках большого голубого круга.
Затем они соединяются и получается новая планета – такая,
какой хотели бы видеть ее сами ребята.
Ведущая. А какие животные могут жить на этой планете? Какие люди, вы хотели бы,
чтобы жили на этой планете? Какими качествами они должны обладать, чтобы делать ее с каждым
днем все более прекрасной и доброй? Давайте заселим ее.
Дети рисуют фантастические цветы, свои портреты, животных… Придумывают, какие люди
живут на этой планете, и объясняют свои рисунки.
Ведущая. Наше путешествие пока подходит к концу. Но оно никогда не закончится на
самом деле. Потому что каждый человек ищет и создает в своей жизни свою планету. Я желаю
вам счастливого путешествия.
КЛАССНЫЙ ЧАС «МОИ КАЧЕСТВА»
(7-й класс)
Дети рассаживаются по группам 5–7 человек вокруг 4–5 столов. Принцип их работы –
индивидуально-групповой.
Ведущая. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу предложить вам порассуждать о человеке и
его качествах.
Многие философы и психологи считают, что именно качества человека делают его
неповторимым и непохожим на других людей. Именно благодаря человеческим чувствам,
эмоциям, качествам разные люди по-разному поступают в одинаковых условиях. Одни из них
смеются там, где другие грустят, другие сердятся, где остальные улыбаются. Мы с вами
попробуем сегодня понять, что же такое человеческие чувства и качества, от чего они зависят у
каждого человека, как и когда они проявляются у людей. Но сначала давайте познакомимся

поближе. Нам будет удобнее работать, если в каждой из групп мы с вами выберем человека,
который будет озвучивать все, о чем будет говорить группа. Кроме того, в каждой группе нужно
избрать человека, который будет руководить дискуссией. А чтобы было удобнее общаться, я
предлагаю каждой группе придумать свое название.
Дети придумывают название своей группе, творческий девиз, выбирают спикера и председателя.
Ведущая. Мы сегодня будем обсуждать многие вопросы. Я хочу напомнить вам о
некоторых правилах общего разговора:
Cлушай внимательно, не перебивай!
Говорить не заставляем, но и не запрещаем!
Не повторяйся в выступлениях!
Критикуя, не обижай!
Говори точно и только по делу!
Критикуешь – предлагай!
Говори сначала о хорошем, а потом критикуй!
Эти правила могут быть оформлены в виде табличек или указателей, которые ведущий при
подготовке вывесит на видное место. Можно предложить ребятам и фразы-подсказки, которые
помогут им сформулировать мысли: «Я предлагаю…», «Мне кажется, что лучше...», «Было бы
интересно, так как…», «А что если…». Для ведущего будут «подмогой» своеобразные знаки
(можно в виде дорожных), которые разрешают или запрещают что-то делать: «Обсуждаем»,
«Говорим», «Слушаем». Тогда ему не придется все время взывать к тишине или повторять задание
– достаточно показать на знаках.
Ведущая. Мы с вами договорились о правилах обсуждения, теперь пора поближе
познакомиться.
Ведущая проводит игры:
«Привет другу». Дети все вместе хлопают сначала себя по коленям, потом в ладоши, ведущий
выставляет вперед большой палец правой руки и называет свое имя, затем большой палец
левой руки и имя того, кому шлет привет. Тот в свою очередь поднимает палец правой руки,
называет имя, потом палец левой и имя того, кому шлет привет. И так – пока все руки не будут
подняты.
«Встаньте те, кто». Ведущая просит встать тех ребят, у кого есть те или иные особенности
(сначала – во внешнем облике, а потом в личностных качествах). При этом она просит ребят
запоминать качества участников игры с тем, чтобы потом их назвать.
Встаньте те, кто:
сегодня надел черную обувь;
надел украшение;
у кого голубые глаза;
у кого есть братья и сестры;
кто никогда не опаздывает;
кто считает себя добрым человеком;
кто считает себя смелым человеком;
кто считает себя трудолюбивым человеком;
кто любит сладкое;
кто любит животных;
кто любит рисовать и др.
Ведущая. Теперь мы узнали друг о друге немного больше, узнали о своих качествах. Раз
мы сегодня говорим о человеческих качествах, я предлагаю записывать все, что мы о них узнаем,
вот на этих пяти деревьях познания. Почему их пять? Ученые считают, что все человеческие
качества можно разделить на пять групп-категорий: отношения к людям, к труду, к вещам,
характеристики честности и волевые качества. На каждом дереве мы постараемся найти листочки
с такими качествами.
Ведущая. Ребята, я хочу, чтобы вы сейчас внимательно рассмотрели выражение лица вот

этих людей (раздает группам фотографии с лицами людей). У каждого из них разное выражение
лица. И все они выражают разные чувства и качества. Вот этот человек смеется, этот грустит…
Давайте попробуем определить по фотографии, какие чувства испытывают эти люди.
Дети называют чувства радости, боли, удовольствия, удивленья и др.
Ведущая. Даже о незнакомом человеке мы можем многое сказать, если внимательно
посмотрим на него. А что выражают ваши лица? Ваши глаза?
Я предлагаю вам попробовать выразить различные чувства и эмоции человека мимикой,
взглядом. Для этого разделитесь на пары. Один из вас загадает чувство, запишет его на листочек и
попытается выразить его каким-то образом перед своим партнером. А партнер попробует угадать,
какое чувство показывает его товарищ. Потом вы поменяетесь местами.
Ведущая. Теперь давайте поиграем в одну хорошо вам знакомую детскую игру. Я буду
бросать вам мяч, а вы ловите его только тогда, когда я называю хорошее, на ваш взгляд, качество.
Поймав мяч, вам предстоит объяснить, чем хорошо это качество для человека и окружающих.
(Называемые качества записываются на листочки и крепятся к деревьям.)
Ведущая. А теперь я хочу предложить вам пофантазировать. Мы с вами попробуем
придумать название картины, которую сами создадим. (Каждая группа пытается в
предложенной кляксе увидеть что-то необычное и рассказывает об этом всем ребятам.)
Ведущая. Очень хорошо. А какие качества вам помогли, ребята, увидеть в этой
обыкновенной кляксе так много удивительного? (Ребята называют, а ведущая вывешивает
качества на деревьях.)
Ведущая: А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили свое детство. Вы знаете очень много
сказок. Вот одна из них (читает отрывок из сказки «Золушка»). Давайте вспомним, какие
качества проявляют герои этой и других сказок.
Каждой группе ведущая раздает картинки с рисунками героев сказок (Баба-Яга, Иван-царевич,
Винни-Пух, Колобок, Буратино и др.) или из художественных произведений. Каждая группа
получает также комплект карточек с человеческими качествами. Они должны отобрать те
качества, которые присущи их героям и обосновать выбор этих качеств, доказав примерами из
сказок.
Ведущая прикрепляет качества к деревьям.
Ведущая. А теперь попробуем сыграть в другую игру. Каждый из вас получит маленькую
роль. Вам предстоит подобрать качества, характерные для этой роли (ведущая раздает карточки,
на которых написаны различные противоположные социальные роли: хороший сын – плохой сын,
хороший учитель – плохой учитель, хороший пассажир – плохой пассажир, хороший друг – плохой
друг, хороший гражданин – плохой гражданин).
Ведущая. Следующее задание еще более сложное. До этого мы говорили о других. А
сейчас попробуем поговорить друг о друге. Смотрите. У меня есть волшебный стул. Каждый из
вас будет по очереди садиться на него, а все остальные – называть его качества. Давайте начнем с
хороших – ведь наш стул волшебный.
Проводится игра «Волшебный стул». При этом ребята пользуются теми качествами, которые
представлены на деревьях.
Ведущая. А теперь мы должны с вами заполнить по три карточки: 3 синего цвета и 3
белого. На белых напишите, пожалуйста, свои хорошие качества, а на синих – отрицательные, от
которых вы хотели бы избавиться.
А теперь подумаем, можно ли как-то избавиться от плохих качеств. (Ребята выступают с
предложениями). А пока вы думаете, я хочу рассказать вам еще одну историю.
Когда-то на землю прилетели волшебные птицы (показывает на доску, трансформирует
деревья и листья в птиц). Они принесли человеческие желания и помыслы, как волшебные
семена, которые были посеяны по всему миру. И выросли из них цветы – человеческие души.
Некоторые из них были прекрасными – ведь из добрых желаний вырастают красивые качества, а
из некоторых выросли только сорняки и крапива… Ведь злые помыслы рождают только злые

поступки (ведущая раздает семена детям). А какие цветы вырастут из ваших семян?
Ведущая предлагает сделать всем вместе большую аппликацию из цветов, где каждый участник
игры в виде цветка должен отобразить свои мечты, идеалы и желания, свои качества и главные
характеристики.
Положительные качества
Отрицательные качества
Отношение к труду
Добросовестный, усердный, работящий,
трудолюбивый
Лежебока, бездельник, лентяй
Отношение к людям
Самоотверженный, сердечный, душевный,
внимательный, добросердечный, добрый,
чуткий, преданный, доброжелательный,
великодушный, деликатный, отзывчивый,
милосердный, тактичный, благосклонный
Холодный, недоброжелательный,
жестокий, злобный, лютый,
безжалостный, себялюбивый,
черствый, бесчеловечный,
бессердечный
Отношение к вещам
Рачительный, бережливый, аккуратный
Прижимистый, ненасытный, скупой,
алчный, жадный
Волевые качества
Храбрый, неустрашимый, мужественный,
бесстрашный, отважный, правдивый,
выдержанный, стойкий, надежный
Свирепый, боязливый, беспощадный,
робкий, трусливый
Характеристики честности
Верный, искренний, непритворный,
благородный, справедливый, честный,
правдивый
Подлый, двуличный, неискренний,
лживый
Примечание. Классный час может служить началом большой игры, которая
продолжится в течение нескольких дней. Возможны два варианта ее проведения.
В течение нескольких дней участники игры стараются «избавиться» от своих
качеств, совершая добрые и полезные поступки в классе, дома, на улице. В конце
дня ребята оценивают свои поступки, думают, стало ли в них отрицательного
меньше и имеют ли они право обменять карточку с отрицательным качеством на
карточку с качеством положительным.
Каждый класс (или группа ребят) получает задание подготовить «торговую
площадку» для Ярмарки качеств, на которой, решив задачу, можно поменять свое
отрицательное качество. Задания на «торговых площадках» могут быть самые
разные – творческие, трудовые, игровые, морально-этические. При этом ярмарку
можно выдержать в русском или в средневековом стиле.