Ладохина И.Ю., педагог-психолог,
гимназия № 5, г. Рязань
ЧАСЫ ОБЩЕНИЯ – ЧАСЫ ПОДДЕРЖКИ
ВВЕДЕНИЕ
Как построить классному руководителю воспитательную работу в классе, чтобы улучшить
психологическую атмосферу, создать обстановку доверия и взаимной поддержки, помочь детям
научиться контролировать свое поведение, позитивно общаться с окружающими? Предлагаем путь –
через часы общения, в которых общение является основной формирующей и корригирующей силой для
развития личности ребенка.
особая атмосфера эмоциональной поддержки;
практические упражнения, которые помогут осознать причины возникновения
затруднений;
возможность познакомиться с разными моделями поведения и выбрать наиболее
подходящую.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЧАСОВ ОБЩЕНИЯ
Очень важно, чтобы с первых занятий учащиеся почувствовали новые возможности в
общении. Именно для этого предлагаются, обсуждаются и принимаются правила общения на
занятиях (позднее они органично входят в жизнь класса и вне занятий).
I. Правило
Конфиденциальности
Оно означает следующее: запрещается
рассекречивать то, что доверяет участник
занятия остальным участникам.
Конфиденциальность необходима для
защиты частной жизни ребенка от
нежелательных воздействий.
Откровенность возможна только в случае
уверенности учащегося в собственной
безопасности. Именно поэтому классный
руководитель ничего не записывает за
детьми или просит у них на это
разрешения.
II. Правило равноправия
Участников
Оно означает, что все имеют равные права:
право высказаться, право быть
услышанным, право попросить помощи.
Многое здесь зависит от классного
руководителя. Совершенно естественно,
что одни дети вызывают у него большую
симпатию, чем другие. Но для
самовыражения всем детям необходимо
предоставлять равные возможности.
Нельзя, чтобы основное внимание
уделялось общительным детям, а более
замкнутые и стеснительные оставались в
тени.
III. Правило искренности
«Либо я говорю то, что думаю, либо я
молчу». Классный руководитель может
стимулировать желание детей высказаться,
но не может давить. Если ребенок не готов
говорить, можно пропустить его ход, т.е. его
очередь, и вернуться к нему еще раз позже.
Искренность учащегося начинается с
искренности классного руководителя. На
занятии каждый может попробовать быть
самим собой: говорить то, что думает, что
чувствует.
IV. Правило
толерантности
Оно означает, что мнения, вкусы,
пристрастия каждого участника
должны уважаться всеми. Это вовсе
не означает, что недопустимы споры и
дискуссии – недопустимы остракизм и
презрение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
Часы
общения –

ПРОВЕДЕНИЮ ЧАСОВ ОБЩЕНИЯ (памятка)
.. Обсудите основные правила работы на занятиях. Установите обязательные правила и
попросите детей предложить дополнительные, если они сочтут это необходимым.
.. Поддерживайте все попытки детей поделиться своими чувствами и открыто рассказывайте
о себе.
.. Открыто обсуждайте с детьми вопросы, связанные с доверием в классе, и возможные пути
к нему.
.. Поддерживайте новые формы поведения, освоенные на занятиях, вне занятий.
.. Оставляйте достаточно времени в конце занятия для итогового обсуждения.
.. Если ваш класс более 20 человек, поделите его на две подгруппы и проводите занятие с одной
подгруппой, на следующей неделе – с другой.
.. На первых занятиях больше применяйте работу в парах, так как детям легче говорить друг
другу, чем целой группе.
.. Благодарите и хвалите детей в конце каждого занятия. Можно придумать награды,
угощение как стимул к продолжению позитивного общения.
.. Не заставляйте включаться детей в работу. Дайте им время почувствовать атмосферу
безопасности и доверия.
.. Уходите от поучительного стиля общения.
.. Не выступайте в роли судьи в детских конфликтах. Используйте ситуацию конфликта для
того, чтобы дети имели возможность научиться правильно относиться к противоположным
мнениям.
.. Поддерживайте и стимулируйте попытки детей брать на себя ответственность за
собственные поступки. Помогите перейти детям от «Ты-высказывания» к «Я-
высказываниям».
.. Поддерживайте стремление детей измениться позитивными ожиданиями и пожеланиями.
СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ЗАНЯТИЙ
«Настрой на учебу»
Цели: Содействовать повышению учебной мотивации. Создать условия для упрочения
позитивного отношения к учебному процессу.
Подумай об учебе. Выбери соответствующий твоему настроению цвет и закрась прямоугольник.
Нарисуй лесенку. Нарисуй себя на этой лесенке на любой ступеньке.
Запиши слово «УЧИТЬСЯ». Напиши другие слова или предложения, которые приходят тебе в
голову в связи с этим словом.
Вспомни приятные ситуации из своего опыта, связанные с учебой.
Объединившись в группы по 4 человека, ученики рассказывают
свои ситуации друг другу. Лучший рассказ группы предлагается
вниманию всего класса.
Напиши на листе название своего любимого учебного предмета. Нарисуй все, что связано с ним.
Расскажи.
Кто помогает тебе в учебе? Изобрази в виде схемы:
Что приятного ты ожидаешь в новом учебном году? Представь это в виде картинки или фильма.
Расскажи.
Что ты пожелаешь себе в предстоящем учебном году?
Что ты пожелаешь классу?
Нарисуй лесенку еще раз. Не глядя на первый рисунок, нарисуй себя на этой лесенке. Сравни.
Поделись своими мыслями.

«Я и семья»
Цели: Формирование позитивного отношения к своей семье, диагностика и коррекция
межличностных отношений в семье.
Вспомните свою семью. Представьте ее веселой и улыбающейся.
Придумай маленькую сказку о своей семье, начиная со слов: «Жили-были...» Сказка может быть
веселой, а может быть страшной, но обязательно с хорошим концом. Каждый учащийся из
прослушанных сказок выбирает понравившуюся и сообщает об этом группе.
Выполняется рисунок семьи. Можно изобразить членов семьи за каким-нибудь занятием. Рисунок
выполняется простым карандашом. Разукрасить можно фломастером или цветными
карандашами.
Рассказ о своей семье:
состав семьи;
кто изображен на рисунке;
что еще интересного хочешь добавить о своей семье или о ком-нибудь из ее
членов?
Расскажи о том, что каждый умеет хорошо делать в вашей семье (можно обсудить в
микрогруппах).
Вспомни ситуацию, когда ты доставил неприятности своей семье. С закрытыми глазами прокрути
ее, как фильм. Посмотрев ее до конца, переделай ее в такую, чтобы она тебе понравилась.
Расскажи о ней в микрогруппе.
Запишите фразы и закончите их:
«Я благодарен маме за...»;
«Я благодарен папе за...»;
«Я благодарен бабушке за...»;
«Я благодарен дедушке за...»;
«Я благодарен сестре (брату) за...».
Мысленно подари подарки своей семье. Лучше делать это с закрытыми глазами. Обсудить в
микрогруппах. От каждой микрогруппы выбрать лучшие подарки. Занести их в таблицу.
Подарки
Подарки, которые можно
описать словами
Рисованные подарки
1.
1.
2.
2.
3.
3.
«Чем я силен»
Цель: Создание игровых ситуаций, чтобы учащийся почувствовал уверенность в себе.
Рассказ учителя.
Давайте поговорим о наших силах. У нас есть много возможностей, и у каждого из нас есть
области, в которых он особенно силен.
Первая сила – это сила нашего тела, она есть у каждого. Это способность
чувствовать свое тело, контролировать движения, умение трудиться и отдыхать.
Ловкость, выносливость, спорт, танцы. Подумайте о своем теле, нарисуйте себя
на любой ступеньке восхождения к этой силе.
Вторая сила – умение видеть, способность воспринимать пространство, цвет,
форму. Умение видеть зрительные образы, рассматривать детали, картины,
чертежи. Определите, на какой ступеньке вы здесь.
Сила слуха – чувствительность к звукам природы, способность к языкам,
помогает ощущать ритм и понимать музыку. Нарисуйте себя теперь на этой
лестнице.

Сила мышления – дает возможность рассуждать и делать выводы, связывая
причины и следствия. Люди, обладающие этой силой, любят задачи,
головоломки, доказательства. А где вы на этой лестнице?
Сила общения – сила, которая открывает все двери, позволяет нравиться и
устанавливать контакт с людьми, понимать состояние других людей.
Нарисуйте себя и здесь.
Сила владения собой – умение владеть своими чувствами, контролировать
свои поступки. Решительность, настойчивость, терпение. На какой вы
ступеньке?
Разбить класс на группы по «силам». Признак разбиения: «Самая высокая ступенька».
В группах придумать или вспомнить имя человека или сказочного героя, в котором много такой
«силы». Рассказать о нем. Придумать упражнения (можно веселые), чтобы развивать эту силу.
Рассказать о герое и предложить упражнения всему классу.
Что важного нашел для себя сегодня? (Говорит каждый.)
«Уверенность в себе»
Вступительное слово. Что означает: «Уверен в себе»? (Высказываются желающие.) В психологии
«уверен в себе» означает: «Я верю в свои силы и возможности».
Подумайте (лучше с закрытыми глазами), какие новые возможности появятся у вас, если вы будете
более уверены в себе. Например: «Если бы я был более уверен, у меня появилась бы
возможность лучше отвечать у доски».
Выпишите предложения, которые имеют к вам отношение.
Мне хочется, чтобы друзья подбадривали меня.
Беспокоюсь о моем будущем.
Многие меня ненавидят.
Боюсь выглядеть глупцом.
Внешний вид других куда лучше, чем мой.
Боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
Моя жизнь бесполезна.
Многие неправильного мнения обо мне.
Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Я смущаюсь.
Я не чувствую себя в безопасности.
Я чувствую себя скованным.
Я часто понапрасну волнуюсь.
Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
Большинство людей, по-видимому, более уверены в себе, чем я.
Я испытываю нерешительность, когда нужно позвонить в какое-нибудь учреждение.
Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупцом.
Выберите из выписанных предложений одно, запишите его на маленьком листочке бумаги, затем
сверните его и опустите в общую «корзину проблем» (в этих целях может быть использована
также шкатулка, шляпа и т.д.). После этого педагог достает все записки из корзины и
поочередно зачитывает их вслух: «Некоторые люди...» Группа высказывает идеи, которые
могли бы помочь справиться с этой ситуацией.
Поделитесь ощущениями и мыслями, появившимися у вас на этом занятии.
«Мои друзья»
Цель: Помочь учащимся ответить для себя на вопросы: «Умею ли я дружить?», «Что означает
умение дружить?»
Ответы на вопросы учащиеся записывают и проговаривают их вслух так, чтобы учитель мог
записать ответы в виде ключевых слов на доске.
Друзья – это...
Что дает мне дружба?
Какие качества я хотел бы видеть в своем друге?
Что я хотел бы еще сделать для укрепления дружбы?
Сила слуха
Сила мышления
Сила общения
Сила самообладания

Примерная запись на доске:
Напиши в центре имена своих друзей, а по кругу – то, чем ты любишь с ними заниматься. Выбери
партнера из класса и покажи с ним в паре одно из занятий в виде застывшей картинки.
Напиши список претензий своему другу.
Учитель помогает разделиться на пары по количеству написанных претензий. В парах учащиеся
меняются списками претензий, читают чужие претензии и, играя роль чьего-то друга,
извиняются или оправдываются согласно написанному.
Раздаются заранее вырезанные ромашки. Подпишите каждый лепесток на обратной стороне –
напишите пожелания своим друзьям. Раздайте их.
Рефлексия.
«Позитивное мышление»
Цель: Помочь школьникам научиться позитивно мыслить, позитивно воспринимать
окружающее.
На доске записаны мысли. Рассортируйте их на позитивные и негативные, противоположные по
смыслу.
«Я все делаю неправильно»; «Мне все время не везет»; «Я много делаю хорошо»; «Все в
этой жизни зависит от меня»; «Думай только о себе, никто не поможет»; «Сколько
отдашь, столько и получишь»; «От стариков нет никакого толку»; «Каждый человек на
этой земле кому-нибудь нужен».
Это должно быть выполнено так:
Я многое делаю хорошо.
Каждый человек на этой земле
кому-нибудь нужен.
От стариков нет никакого толку.
Допишите в колонку с негативными мыслями свои примеры. Трансформируйте их в
позитивные.
Вспомните ситуацию, которая вас раздражает. Найдите позитивные стороны этой ситуации.
Обсуждение ситуации «Рыбак» (текст прилагается).
Рефлексия.
РЫБАК
Однажды утром норвежский рыбак с двумя сыновьями отправились ловить рыбу. Улов был
хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать
сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
Тем временем их домик загорелся, и огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же
рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась:
«Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе дела нет!» Тогда рыбак ответил: «Огонь,
уничтоживший наш домишко, оказался тем самым светом, который внезапно возник в густом тумане
и указал нам дорогу к берегу».
ЛИТЕРАТУРА:
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.
Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
Подросток на перекрестке эпох / Под ред. Кривцовой. – М.: Генезис, 1997.
Психогимнастика в тренинге / Под ред. И.Ю. Хрящевой. – СПб.: Ювента, 1999.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.
Лабиринты психологии / Под ред. С.В. Трушковой – М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.
Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... – Дубна, ИЦ «Феникс», 1996.