На главную  
 

изменения в пенсионном законодательстве С 2013 ГОДА

 
 

 

изменения

в пенсионном законодательстве

С 2013 ГОДА

 3 декабря 2012 года был принят ряд законов

 по совершенствованию пенсионной системы.

 Пенсионное страхование

            Федеральным законом от 3.12.2012 N 242-ФЗ отменена ежегодная рассылка извещений Пенсионного фонда о состоянии индивидуальных лицевых счетов – так называемых «писем счастья».

         Теперь эти сведения органы Пенсионного фонда обязаны бесплатно предоставлять один раз в год по обращениям граждан. При этом сведения предоставляются удобным для гражданина способом, указанным при обращении – по электронной почте, через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением. Сведения направляются в течение 10 дней со дня обращения.

 С 1 января 2013 года страховые взносы в Пенсионный фонд будут начисляться с зарплаты до 568 тысяч рублей в год.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды проиндексирована в 1,11 раза с учетом роста средней заработной платы в России (постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276).  В 2012 году страховые взносы начислялись с зарплаты 512 тыс. рублей в год.

С суммы, превышающей предельную базу для начисления страховых взносов, по-прежнему применяется ставка в размере 10 %.

 По Федеральному закону от 03.12.2012 № 243-ФЗ тариф страховых взносов в 2013 году останется на прежнем уровне и составит 22 % на обязательное пенсионное страхование и  5,1 % на обязательное медицинское страхование. Для некоторых категорий плательщиков применяется пониженный тариф в течение сроков, законодательно установленных ранее.

 За работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда (Списки № 1 и № 2), устанавливаются дополнительные тарифы в Пенсионный фонд.

Так, дополнительный тариф в размере 4% в 2013 году предусмотрен для работ с вредными условиями труда и в горячих цехах – Список № 1 (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Дополнительный тариф в размере 2% в 2013 году предусмотрен для работ, указанных в Списке № 2, а также в малых отраслевых списках (подпункты 2–18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ). Это, к примеру, работы в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин; в текстильной промышленности; в плавсоставе на судах речного флота; в качестве водителей автобусов, троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах; спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах;      на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; на должностях Государственной противопожарной службы.

Страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются без учета предельной величины для обложения (568 тыс. рублей) и направляются на страховую часть трудовой пенсии.

  С 1 января 2013 года для индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятого населения вводится фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

         Ежегодные платежи, которые самозанятое население уплачивает на формирование своей будущей пенсии, в разы меньше, чем страховые взносы за наемных работников. Между тем при достижении пенсионного возраста все находятся в равных правах, и выплата пенсий предпринимателям ведется за счет перераспределения средств. Таким образом, нарушается принцип страхования.

         Чтобы взносы предпринимателей реально обеспечивали им необходимый уровень пенсий, внесены изменения в законодательство. Так, с 2013 года вводится фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в расчете которого участвует двукратный минимальный размер оплаты труда и тариф страховых взносов 26 %. С учетом того, что на следующий год МРОТ утвержден в размере 5205 рублей, предприниматели будут обязаны заплатить в Пенсионный фонд 32479 рублей 20 копеек (2 МРОТ х 26 % х 12 месяцев).

         Расчет размера взносов  в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не изменился, с учетом увеличения минимального размера оплаты труда годовой платеж составит 3185 рублей 46 копеек (МРОТ х 5,1 % х 12 месяцев).  

         Общая сумма страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд, составит более 35 тысяч рублей в год, в связи с чем предпринимателям следует оценить свои возможности и своевременно принять необходимые решения.

 Законом № 243-ФЗ также установлены периоды, за которые страховые взносы в фиксированном размере не исчисляются и не уплачиваются.

Речь идет о периодах, в течение которых предпринимательская деятельность не велась, что может быть подтверждено документально. К ним относятся:

– период прохождения предпринимателем военной службы по призыву;

– период ухода предпринимателем за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

– период ухода, осуществляемого предпринимателем за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80-летнего возраста;

– период проживания с супругами-военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

– период проживания за границей с супругами, направленными в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях и т.п., но не более пяти лет в общей сложности.

 Если такие периоды охватывают лишь часть расчетного периода, то есть года, то страховые взносы в фиксированном размере уплачиваются пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых велась деятельность.

 Законом № 243-ФЗ частично изменены условия признания застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования временно пребывающих в России иностранцев и лиц без гражданства.

Если ранее для этого требовалось заключить трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, то с начала 2013 года достаточно подписать в течение календарного года несколько срочных трудовых договоров общей продолжительностью не менее полугода.

 В течение 2013 года гражданам предоставлено право принять решение о дальнейшем формировании своей накопительной части пенсии.

Граждане могут остаться в рамках существующей системы, при которой 6 % обязательных страховых взносов направляются на накопительную часть пенсии, либо направить 4% на страховую часть. Новый порядок распределения взносов будет действовать с 1 января 2014 года. 

Пенсионное обеспечение

 С 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости составит 19 лет  (228 месяцев).

Такая продолжительность ожидаемого периода выплаты вводилась в действие постепенно, начиная с 2002 года, когда был принят Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Теперь закон вступил в полную силу в части установления ожидаемого периода выплаты, который используется для расчета страховой части трудовой пенсии по старости.

 С 1 января 2013 года при назначении досрочной трудовой пенсии по старости величина ожидаемого периода выплаты ежегодно будет увеличиваться на один год.

При этом общее количество лет увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до общеустановленного законом возраста выхода на трудовую пенсию. До 2013 года ожидаемый период выплаты пенсии для досрочников рассчитывался в общем порядке, как и для остальных пенсионеров по старости. В 2013 году ожидаемый период выплаты для досрочников составит 240 месяцев.

До 1 января 2016 года аналогичный порядок определения ожидаемого периода выплаты установлен и для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости. После этой даты продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости должна определяться федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателя этой части трудовой пенсии.

 С 1 января 2013 года  при назначении накопительной части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем общеустановленный, ожидаемый период выплаты накопительной части сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения пенсионного возраста.

При этом ожидаемый период выплаты, применяемый для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

При корректировке накопительной части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты накопительной сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).

В соответствии с бюджетом ПФР на 2013 год трудовые пенсии в следующем году будут повышаться два раза. Первая индексация пройдет 1 февраля – трудовые пенсии вырастут на показатель уровня инфляции в РФ за 2012 год (ориентировочно на 6,5-7%), второй раз – 1 апреля – на более чем 3% (по уровню роста в 2012 году доходов ПФР в расчете на одного пенсионера). В августе произойдет традиционная корректировка трудовых пенсий работающих пенсионеров.

Пенсии по государственному обеспечению, в том числе социальные пенсии, с 1 апреля увеличатся на 5,1%. Тогда же, 1 апреля, будут на 5,5% проиндексированы размеры ежемесячных денежных выплат.

Точные уровни индексации пенсий будут определены Правительством РФ в соответствии с российским пенсионным законодательством и данными статистической отчетности Росстата и ПФР.

 Социальные выплаты 

 С 1 января 2013 года увеличатся размеры федеральной социальной доплаты неработающим пенсионерам.

Это связано с увеличением величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Чувашской Республике  на 2013 год  в размере  5121 рубль.

Социальная доплата устанавливается неработающим пенсионерам,  доход которых меньше республиканского прожиточного минимума пенсионера (5121 руб.). В доход включаются пенсия, федеральные и региональные ежемесячные денежные выплаты, в том числе компенсации за телефон, услуги ЖКХ. Размер социальной доплаты определяется как разница между республиканским прожиточным минимумом и доходом пенсионера.

Без подачи заявления социальная доплата будет возобновлена пенсионерам, которым ранее она была приостановлена в связи с превышением дохода над прожиточным минимумом. Неработающим пенсионерам, ранее доплату не получавшим, она будет назначена по заявлению.

 С 1 января 2013 года размер материнского капитала будет проиндексирован на 5,5 % и составит 408 тыс. 960 рублей 50 копеек.

    В республике с начала действия закона сертификат на материнский капитал получили более 40 тыс. семей. В целом материнским капиталом распорядились полностью или частично 20 тыс. семей на общую сумму 6,3 млрд. рублей, в основном семьи направили средства на улучшение жилищных условий. Хорошим подспорьем для сельчан стала возможность использовать капитал на строительство (реконструкцию) жилых домов, а также компенсацию этих расходов - с такими заявлениями обратились 1,6 тыс. семей. Более 1,7 тыс. семей направили капитал на приобретение жилья, 150 – на  долевое строительство. На оплату образования детей принято 453 заявления на сумму свыше 12 млн. рублей, в том числе 74 заявления - на оплату содержания ребенка в детском саду.  

С 1 января 2013 года размер социального пособия на погребение составит 4763 рубля 96 копеек.

Социальное пособие на погребение неработающих пенсионеров выплачивается гражданам, взявшим на себя организацию похорон. Необходимо в течение 6 месяцев со дня смерти пенсионера обратиться в управление Пенсионного фонда РФ по месту его жительства с паспортом, справкой о смерти, трудовой книжкой умершего с записью об увольнении с последнего места работы.

 Управление Пенсионного фонда РФ

в Чебоксарском районе

Чувашской Республики – Чувашии