|
Отдел социальной защиты населения Яльчикского района Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики |
Итоги работы за 2005 год.
Кто-то из древних сказал: Совершенство есть защита, и это совершенство нужно уметь поставить. Наверное, в этом сегодня и заключается главная задача любой социальной службы. Понимать эту задачу надо широко и в то же время вполне просто: все люди в обществе должны чувствовать себя одинаково. Не секрет, что идет процесс старения общества; все большее количество людей, так называемого «третьего возраста», оказывается не у дел, лишними в своих семьях или просто остаются одинокими на всю жизнь.
Придавая большое значение сказанному, в Яльчикском районе вопросы социальной защиты за последние годы стали для администрации района приоритетными. Развитие сферы социальной защиты района базируется на решении следующих задач: - на совершенствование системы служб адресной защиты населения и внедрение новых социальных технологий для повышения качества предоставления бесплатного социального обслуживания, оценка состояния здоровья населения; на совершенствование организационных и финансовых механизмов социальной политики в отношении престарелых, инвалидов, многодетных семей и других слабозащищенных категорий населения.
Реализация Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” является главным направлением работы управления социальной защиты населения администрации Яльчикского района.
2005-й год был для управления достаточно напряженным. Кроме основной, велась интенсивная работа по формированию компьютерной базы данных обо всех категориях льготников. Занесено большое количество сведений по каждому человеку (адреса, паспортные данные, серии, номера и даты выдачи каждого удостоверения о праве на льготы и т. п.)
Проводилась большая информационно-разъяснительная работа среди населения через электронные и печатные средства массовой информации, общественные организации по вопросам реализации Федерального закона № 122-ФЗ в части замены льгот на ежемесячные денежные выплаты.
1. Социальные выплаты.
1.1. Ежемесячные пособия на детей.
Социальные выплаты являются одной из основных форм социальной защиты населения и должны предоставляться адресно с учетом нуждаемости конкретной семьи.
В соответствии с Законом Чувашской Республики № 46 от 24.11.2004 года выплата ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, с 1 января 2005 года является расходным обязательством республиканского бюджета. Последние годы отмечены стабильностью финансирования указанных выплат
Расходование средств республиканского бюджета на выплату детских пособий.
Период |
Ежемесячные пособия
|
Единовременные пособия при рождении ребенка |
Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет |
|||
количество (детей.) |
выплачено
|
количество (чел.) |
выплачено
|
количество (чел.) |
выплачено
|
|
|
|
|||||
1. 2004 г. |
5190 |
4853517,8 |
78 |
351,0 |
81 |
473,3 |
2. 2005 г. |
2954 |
6093780,5 |
67 |
385,5 |
125 |
636,5 |
Размер ежемесячных пособий с 1 апреля 2005 года увеличен полтора- два раза. Базовый размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 100 рублей, на детей одиноких матерей - 200 рублей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву - 150 рублей.
Численность детей, проживающих в семьях, где среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума (2240 рубля) и на которых назначены пособия, за 2005 год составляет 188 человек, что на 71 человек меньше, чем за аналогичный период 2004 года. Одна из основных причин – снижение уровня рождаемости.
Из предусмотренных в 2005 году 6218,5 тыс. рублей израсходовано 6081,5тыс. руб. Выплата пособий на детей производится своевременно и в полном объеме.
Выплата единовременных пособий при рождении детей производится из средств фонда социального страхования. За 2005 год выплачено 67 матерям на сумму 385,5 тыс. рублей. Ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачено 106 женщинам в сумме 636,6 тыс. руб
1.2. Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
2005-й год был для управления достаточно напряженным. Кроме основной, велась интенсивная работа по формированию компьютерной базы данных обо всех категориях льготников. Занесено большое количество сведений по каждому человеку (адреса, паспортные данные, серии, номера и даты выдачи каждого удостоверения о праве на льготы и т. п.)
Активная работа в последние годы ведется по реформированию принципов социальной помощи населению, переводу ее на адресную систему, учитывающую нужды семьи, конкретного человека.
В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ с 1 января 2006 года предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий отнесено к полномочиям субъекта Федерации. Значительная работа в истекшем году проведена по созданию регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, т.е все льготные категории граждан условно поделены на так называемые «федеральные» и «региональные». Количество «региональных» льготников составило 3706 человека.
Сегодня в едином информационном пространстве аккумулированы сведения на 10754 человека - получателей социальных выплат и льгот, финансируемых за счет средств разных уровней. Банк данных по адресной социальной помощи регулярно пополняется за счет новых получателей и появления дополнительных видов льгот.
Расходование средств федерального бюджета на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан
Период |
Количество федеральных льготников (тыс. чел.) |
Годовой лимит финансирования |
Потребность |
Профинансировано |
2005 |
2743 |
1657,7 |
1493,3 |
1657,7 |
2. Социальная поддержка граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.
За 2005 года жилищные субсидии были предоставлены 750 семьям, в т.ч. получателей субсидий по частному сектору –506 семей.
Сумма начисленных субсидий за 2005 г. составила 1506,8 тыс. рублей (в т.ч. ЖКХ – 465,6 тыс. рублей, за газ 277,2 тыс. руб., за электроэнергию – 325,6. руб.). Среднемесячный размер субсидии составил 191 рублей.
В районе завершено внедрение системы персонифицированных социальных счетов – выплата субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг производится через банковские счета. Переход на новую форму предоставления субсидий позволил МПП ЖКХ освободиться от несвойственных ему функций, а управлению социальной защиты – обеспечить проведение единой политики государства в сфере социальной защиты малообеспеченных граждан.
Все социальные выплаты стали проводиться с учетом регистрации малоимущих граждан и на конец 2005 года количество зарегистрированных семей составили 3642.
Социальное обслуживание и адресная поддержка населения.
Произошли позитивные изменения в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, а также детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, основными задачами которого является повышение уровня благосостояния и социального благополучия граждан старшего поколения и лиц с ограниченными возможностями, укрепление их социальных связей, повышение культуры и качества жизни.
В Яльчикском районе активно развивается система социального обслуживания населения. Главная цель работы социальных служб района - поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: ветеранов, инвалидов, пожилых людей, детей, малоимущих и многодетных семей и других. В районе действует Центр социального обслуживания населения с сетью различных отделений для граждан пожилого возраста и инвалидов, детей из группы «социального риска».
Новый этап в развитии предоставляемых услуг пожилым людям района - приближение к ним медицинского обслуживания через открытие сельских домов для ветеранов на базе отделений (офисов) общих врачебных (семейных) практик. Функционирующие два Дома ветеранов находятся в одном здании с офисами общих врачебных практик.
В области социальной защиты семьи и детей важнейшим направлением работы является оздоровление детей и профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. Ежегодно растет число детей и подростков, охваченных организованным оздоровлением, отдыхом и трудом. В первоочередном порядке организован отдых и оздоровление детей из малоимущих, многодетных и неполных семей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, а также других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Продолжается совершенствование работы по формированию единого банка данных на семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Большое внимание уделяется социальной, медицинской, творческой и спортивной реабилитации детей-инвалидов.
В последние годы в районе сделаны значительные шаги по защите прав и интересов инвалидов. Заметно снижение уровня первичной инвалидности за последние годы среди взрослого населения и детского. В плане социально-экономического развития района – создание безбарьерной среды доступности для инвалидов к объектам социально-культурного назначения.
Осуществляются мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.
4. Труд и занятость.
Целенаправленная работа в области охраны труда в Яльчикском районе характеризуется дальнейшим снижением производственного травматизма. Одним из эффективных методов по профилактике производственного травматизма является обучение по охране труда.
В районе продолжается работа по восстановлению служб охраны труда в организациях с численностью работающих свыше 100 человек. Более чем в 85% таких организаций службы охраны труда уже созданы, а в организациях агропромышленного комплекса этот показатель составляет более 90%. Приоритетным направлением социальной политики является повышение жизненного уровня населения за счет роста заработной платы и доходов, повышение культуры производства и квалификации кадров. При этом рост заработной платы рассматривается не только как эффективный стимул высокопроизводительного труда, но и как источник формирования доходов бюджетов всех уровней и оплаты услуг социальной сферы и ЖКХ. Основной задачей на ближайший период является обеспечение предприятий квалифицированными кадрами, последовательное снижение безработицы и ликвидация существующей задолженности по заработной плате, создание экономических и финансовых условий, исключающих возникновение задолженности в дальнейшем. Для этого необходимо: - усилить контроль за целевым использованием средств на оплату труда, выделяемых из бюджетов различных уровней, осуществить меры по повышению ответственности руководителей предприятий всех форм собственности за своевременность выплаты заработной платы, привлекая к этой работе представителей государства.
5. Заключение.
Система социальной защиты ежегодно развивается, расширяются и ее функции. Среди них - разработка и проведение политики в области демографии, движения трудовых династий, альтернативной гражданской службы, патриотическое воспитание населения, конкурсов среди семей и другие. Один из наиболее значимых процессов, происходящих в настоящее время в системе социальной защиты населения - реформирование принципов социальной помощи населению, перевод ее на адресную систему, учитывающую нуждаемость семьи, конкретного человека.