1. Кузнецова Маргарита Григорьевна
2. Дата рождения: 28.03.1963 г
3. Категория: 12 разряд
4. Педстаж в качестве классного руководителя: 19 лет
5. МОУ «Большетаябинская СОШ» Яльчикского района ЧР
6. Класс: 7
Инновационная разработка в работе с классом
Основным назначением воспитательной работы нашего классного коллектива является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком ХХ1 века.
Воспитательный процесс – это способ организации определенных действий с целью формирования значимых свойств и качеств личности.
В процессе деятельности учителя, классного руководителя ежедневно возникает множество педагогических ситуаций. Правильно отреагировать на поведение учащегося, найти выход из создавшейся педагогической ситуации, организовать и грамотно, профессионально разрешить ее – важнейшая сторона деятельности классного руководителя.
Я работаю классным руководителем в 7 классе Большетаябинской средней общеобразовательной школе Яльчикского района ЧР. Так как я работаю классным руководителем в этом классе уже третий год, начиная с пятого класса и еще в сельской местности, стараюсь изложить в своей разработке в работе с классом свои индивидуальные особенности, некоторые достижения.
Общеизвестно, что 11-12 лет – это возраст, когда дети не только активны, любознательны. Это пора, когда они начинают искать свое место в жизни.
Подражая взрослым, мальчики и девочки хотят иметь свое интересное дело, общаться со сверстниками, самовыражаться и самореализоваться.
У любого педагога – классного руководителя, работающего в сельской местности имеются такие преимущества:
Наряду с преимуществами имеются и сложности:
q В основном, заинтересованность родителей в образовании детей низкая.
q Материальное благосостояние невысокое.
q Родители, за редким исключением, не могут помочь в выборе профессий своим детям
q Нехватка учителей ( нет учителя географии)
Эти необходимые особенности я учитывала сразу же, когда дети пришли ко мне в 5 класс. Все они разнохарактерные и с разным уровнем мотивации к учебе, никакой сплоченности.
Я поставила перед собой задачу: нужно создать сплоченный единый коллектив детей и родителей, а также достичь цели, поставленной перед классом.
Чтобы выполнить поставленную задачу, нужно:
- Изучить обучающую и воспитывающую возможности семьи.
- Исследовать внутрисемейные межличностные отношения родителей.
- Проанализировать качество знаний учащихся.
Исследования начаты с анализа качества знаний учащихся по ступеням и обработки результатов обучения в начальных классах ( 1-4 класс), которая показала скачкообразную картину, что указывает на нестабильность обучаемости школьников. Чтобы глубже узнать родителей, решила исследовать внутрисемейные межличностные отношения родителей и их влияние на успеваемость, т.к. семья обеспечивает человеку и поддержку, и защиту, и отдых, а детям – воспитание и развитие. Необдуманные действия родителей, педагогическая неграмотность, выяснение отношений на глазах ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном счете сказывается и на его успеваемости. Внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнениями между отношениями родителей и учителями ребенка.
В 1992 году улусным психологом проведен рисуночный тест «Моя семья», и даны общие рекомендации родителям. Сопоставив эти рисунки, наблюдения учителей, предыдущих классного руководителя и учителя начального класса с диагностикой результатов обучения по технологии Тихонова на каждого ученика в отдельности я выделила 6 типов семейного воспитания в данном классе:
Этот анализ подтверждает «тревожность» внутрисемейных отношений в 7-и семьях из 18-ти. Это естественно влияет на успеваемость, так как пятеро из благополучных семей чувствуют себя комфортно и учатся на «4» и «5», а остальные 4 «хорошисты» подтверждены частой смене настроения, в результате чего могут получить оценку ниже той, на которую имеют возможность учиться. Тогда возникает вопрос: отчего зависит тип воспитания и как он влияет на ребенка?
Обратила внимание на материальное благосостояние, т.к. оно является залогом успеха и будущего семьи. Нынешняя экономическая нестабильность привела к тому, что появились бедные, среднедоходные, зажиточные семьи. Родителям приходится подрабатывать, чтобы поправить семейный бюджет, тем самым не оставляя времени на общение и школьные проблемы ребенка (тип «гипоопека»). В бедных и относительно бедных семьях «издерганность», безысходность, неудовлетворенность жизнью, частые конфликты влияют на психику ребенка. В этих семьях преобладают типы «противоречивое воспитание», «безнадзорность». Из 18 семей: средне-доходные- 13 , относительно бедные - 5. Чаще всего качество успеваемости выше в полных семьях. По исследованиям Б.Кочубея «…все функции и способности ребенка развиваются в полных семьях, где отец и мать одинаково благоприятно влияют на ребенка, если в его окружении встретились оба типа мышления: мужской и женский». Из 18 семей: полных- 14, неполных – 4. Из 29 родителей: имеют высшее образование – 1, среднее специальное – 10. Знание об образовании родителей нужны, так как воспитательный потенциал семьи чаще всего зависит от образования членов семьи.
С учетом полученных результатов был составлен план работы классного руководителя по трем направлениям:
v Работа с родителями
v Работа с учащимися
v Работа с учителями – предметниками
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. В работе с родителями важную роль играют родительские собрания и поэтому особенно тщательно нужно было продумать тематику собраний. Темы собраний должны быть интересными для родителей, актуальными для них.
Первое родительское собрание выявило, что родители по–разному относятся к воспитанию и собранию своих детей. (11 из 18 не пришли).
Однако все, кто пришли выразили свое доверие , планируя свое будущее. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали, как и что делать. Каждый высказал свои пожелания, интересующие его вопросы. Эти вопросы и пожелания можно было условно разбить по направлениям:
v Психологические (желание узнать возрастные особенности учащихся, помочь в выборе профессии)
v Методические (новые учебные технологии, формы и методы, применяемые на уроках)
v Педагогические (способы борьбы с собственной раздражительностью, любить ребенка, как помочь ребенку и т.д.)
v Медицинские (состояние здоровья детей)
Виды собраний были различны (родители совместно с детьми, отдельно для отцов, отдельно для матерей, только родители). На собрании обязательно подчеркивались достижения детей, их успехи. Родители были ознакомлены с результатами профориентационных тестов; совместно с детьми по отметкам составляли диагностику результатов обучения; составляли желаемый результат качества обучения своих детей, сопоставляли их с ожидаемыми результатами учителей-предметников и с данными детей (оказалось, большая часть учащихся и родителей: 11 из 18-ти имеют завышенную самооценку). Для детей совместные составления ожидаемого результата оказались своеобразным трамплином, который им хотелось преодолеть – появилась мотивация и заинтересованность родителей (сумеют ли дети приблизиться к их ожидаемому результату).
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1. С целью сплочения коллектива были организованы общие классные мероприятия:
Ø Тематические классные часы;
Ø Участие в школьных мероприятиях ( театрализованные выступления на школьных вечерах, Новый год, предметные недели, 8 марта и др.);
Ø Ежегодные дружеские встречи с учениками другой школы из села Малая Таяба.
2. Одна из основных форм работы с ребятами – индивидуальная. Это и беседы, и составление ожидаемых результатов обучения, составление индивидуального плана развития . Учителя – предметники помогали при составлении индивидуального плана развития ребенка, при выявлении склонностей и способностей учащихся. Проводили беседы с родителями, с учащимися.
В заключение хотелось бы заметить, что все мы дети природы и развиваемся по законам природы. Если ученика рассмотреть как ядро, то семья является окружающей его средой и чем меньше это ядро, тем больше влияние этой среды. Поэтому весь комплекс приемов и методов влияния воспитательного процесса должен быть ориентирован на эту среду, а через нее и на ребенка. Мы в данное время пытаемся влиять на ребенка, в основном, минуя эту среду и поэтому не можем получить желаемого результата.
Итогом всей проведенной работы за три года стало сплочение детей в классе, ребята стали дружными между собой, общительными, подтянулись в учебе. Родители стали почаще приходить в школу, интересоваться учебой своих детей. Полученный результат показывает, что и в условиях отдаленной сельской местности можно добиться желаемых результатов, если создать все условия для непрерывной связи школа-семья-ученик.
Достижения классного коллектива
Воспитание – это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя воспитуемых.
Анализируя работу с учащимися моего седьмого класса, я бы сказала, что в нашем классе идет не безинтересная жизнь. Я работая в этом классе в качестве классного руководителя третий год. С каждым годом дети взрослели, интересы и занятия становились другими. Эти изменения были мной осознаны, осмыслены, учтены при составлении учебно-воспитательного плана. В начале учебного года я, как каждый классный руководитель, составляю учебно-воспитательный план класса на год. И большинство мероприятий проводится по этому плану. В этом учебном году нашим классом было совершено немало достижений. Моя проблемная цель в этом году-сплочение ученического коллектива. Решая эту проблему, я получила немало положительных результатов.
Новый учебный год мы начали с выбора классного актива. Назначили старосту, организатора, каждому ученику дали общественные поручения, никто не остался в стороне не замеченным. Благодаря умелому выбору актива класса мы успешно начали учебный год. Сначала на уборке картошки у нас был стопроцентный выход на работу, за исключением больных, имеющихся справки. Затем активно включились в мероприятия, проводимые как в школе, так и в классе. Аккуратно оформили уголок с членами редколлегии. Сантройка ежедневно проверяет санитарное состояние учащихся. Дети одеваются опрятно, ходят аккуратно. Трое учащихся во главе классным руководителем регулярно следят за сохранностью учебников и имуществ кабинета. Такая система поручений способствует повышению заинтересованности, ответственности и сознательности в процессе дежурств по классу, по школе, столовой, работы на пришкольном участке, в редколлегии. Только при условии включении ребят в общественно полезную, целесообразно значимую, оцениваемую окружающими деятельность происходит становление и развитие личности, а не простая организация их занятости. По сплочению классного коллектива было проделано немало работ. Только коллективные мероприятия играют огромную роль в сплочении. С связи этим проводили немало интересных мероприятий и бесед, встречи с влиятельными людьми. В октябре месяце провели осенний бал в классе. Все дети были в нарядных платьях и праздничных костюмах. Культмассовики вместе сами с классом составили план мероприятия, сами же написали сценарий и разные конкурсы. Раньше всё это приходилось мне самой организовать. Чувствуется самостоятельность, что и порадовало мне. К этому балу учащиеся подготовились со всей ответственностью. Каждый ученик приготовил свой номер. Кто-то рассказывал стихи про осень, школу, кто-то рассказывал что-то смешное, кое-кто спел про школьную жизнь. В конце были танцы. Вечер прошёл успешно. Мои ребятишки сделали заключение, что отношение друг с другом надо строить так, чтобы заметить в каждом однокласснике что-то прекрасное и необыкновенное, чего раньше не замечали.
В декабре месяце в школе прошло соревнование по шахматам. Мы готовились серьезно, тренировались в классе. И в итоге мои мальчики среди 5-9 классов заняли первое место.
Принимаем активное участие в проведении спортивно-массовых мероприятий, проводимых в классе и в школе. Совершили всем классом лыжную прогулку. Никто не остался в стороне. В январе месяце в школе проводилась лыжная эстафета. Мы тоже принимали участие и дружно болели за класс, заняли второе место.
К новогоднему празднику наш класс готовился тщательно. Для выступления на сцене ребята сами приготовили номера и успешно выступили. В конкурсе «Новогодние игрушки» заняли второе место, в конкурсе «Лучшая новогодняя стенгазета»-первое место.
В школе также проводилось конкурсное выступление по фольклорной тематике. Мой класс выбрал самый старинный чувшский праздник-сурхури. Все ребята дружно принимали участие в этом мероприятии, в итоге заняли второе место.
Провели встречу председателем колхоза своего села Скворцовым Анатолием Васильевичем, ветераном войны Юдиной. В классе мы организовали помощь престарелым силами учащихся. Мои ребята активно помогают этому ветерану.
После каждой четверти в классе я провожу родительское собрание, ознакамливаю с успехами своих детей в учебе, рассказываю о жизни в классе, также часто провожу индивидуальные встречи с родителями.
Для коллектива учащихся были организованы встречи с работниками детской комнаты милиции района, представителями ГАИ.
Совместно с учениками проведены доверительные разговоры об уголовной ответственности за свои поступки, знакомство с законами государства, устные журналы: «Закон обо мне и мне о законе», «Ты в ответе за себя».
Также в классе я проводила занятия по истории этикета, беседа о культуре поведения: уроки правовых знаний на тему «Высший закон совести», час коллектива «Кому больше всего надо», нравственные упражнения «Секретный разговор о дружбе и взаимопомощи», психологический практикум «Мои достоинства и недостатки», «Солгал раз - кто поверит в другой?». Коммуниактивные игры «В человеке все должно быть прекрасно», уроки здоровья «От вредных привычек к пагубному пристрастию», «Наркомания – наш общий враг».
Понимаю, что положительные результаты в работе будут достигнуты тогда, когда умело используются педагогические средства, приемы и методы.
Участие каждого члена коллектива во всех коллективных делах, высокий интеллектуальный фон коллектива – все это помогает наладить и дисциплину, и организованность, и порядок, и сплочение, и единение учащихся и педагога.
Хочу отметить, что по сравнению с прошлым, позапрошлым годами, в классе повысилась общественная активность коллектива в целом, повысился интерес ребят к участию в деятельности школьного коллектива. Каждый ученик класса стал заметно лучше учиться, стремиться к повышению своего культурного и интеллектуального уровня. Повысилась воспитанность учащихся, которую можно было определить по проявлению в развитии у них общественно ценных личностных качеств и показателей общего развития, сформированности общественно значимых ценностных ориентаций в их деятельности, умению анализировать процесс и результат конкретного труда, появилась потребность в самовоспитании, в самоанализе проделанной работы, собственных поступков.
Анализируя все сложности воспитательной деятельности, сделаю вывод: главное, что помогло нам добиться заметных результатов – единство всех действий родителей, ребят и педагогического коллектива.
Да, подросток станет взрослым только завтра, который нуждается в теплоте, любви, понимании и уважения. Все это я постараюсь дать каждому моему ученику.