Содержание

 

В КИТАЕ

 

Перед отъездом в Китай тренировались в Москве, состоялся прием в посольстве, наш посол кратко ознакомил с жизнью и экономикой Китая, 10 декабря вылетели до Иркутска на нашем самолете с пересадкой в Свердловске. Тогда еще были ТУ-114, ТУ-134 не летали. Из Иркутска дальше, в Улан-Батор. С высоты виднеются обширные степи Монголии, всадники на конях, на верблюдах, отары овец и жилые дома монголов - юрты. Короткая передышка в Улан-Баторе и дальше полетели на китайских самолетах в Пекин.

Прилетели мы в 5 часов утра. Теплые встречи в аэропорту, сели в автобусы, поехали в город. Удивительно то, что в такой ранний час можно было увидеть группу бегунов. Мы думали, что это нас встречают спортсмены. Оказывается, все жители по сигналу радио: «На зарядку становись!» выходят на зарядку. Таков приказ Мао. Китайцы по своей натуре фанатики, даже крестьянин, работающий в поле, если время подошло, бросает все и делает гимнастику.

Разместили нас в прекрасной гостинице. В городе мало автобусов. В Китае тогда можно было видеть частные и кооперативные магазины. Всюду пестрели портреты Мао и плакаты: «Освободим Тайвань!». Китайцы на нас смотрели как на богов. Идешь по улице, маленький мальчик подойдет и скажет: «Здрасьте» с таким акцентом, что еле можно разобрать, обязательно надо поздороваться за руку. Встреча во Дворце пионеров, где нас приняли в почетные пионеры. Встреча была очень трогательная и сердечная. Посмотрели институт физкультуры за городом. Прекрасный манеж, 10 футбольных полей, при институте общежитие, такой чудесный гимнастический зал - все построено по последнему слову техники.

Много наших специалистов работало в Китае. С помощью Советского Союза возвели машиностроительный завод, самый крупный в Китае, и доменные печи.

Жили китайцы бедно, вместо такси - рикши: есть на велосипедах, пешие, было нам страшно видеть такое средневековье. Сидит приезжий турист, курит сигару и на рикше едет важно.

У китайцев сохранились древние памятники архитектуры. До пашей эры там были развиты математика, астрономия и другие науки.

Есть здания деревянные, построенные без единого гвоздя, удивительно красивы по архитектуре, стоят уже около 3000 лет. Многие эти здания изображаются на китайских вышивках. Есть строения, как китайцы говорят, без секретов, где с одного угла или с другой стороны стены можно разговаривать и услышать, с любой точки, угла или независимо от стороны, как по телефону.

Питались мы в ресторане. Китайские повара настоящие чародеи. Только из бамбукового дерева готовят 200 с лишним блюд и очень вкусных. Например, есть такие названия блюд: «Бой дракона с тигром», «Собачий суп», «Медвежий суп» и т.д. Едят они без вилок, двумя палками и так искусно, что мы тоже научились. Они подарили нам эти палочки.

О трудолюбии китайцев можно судить по такому факту. Это нам рассказал наш специалист, который строил там аэродром: «Нашли они одну подходящую, площадку, но для взлета не хватало разгона, впереди небольшая гора. Тогда они поехали искать другое место, но безуспешно. Через 3 дня китайцы снова повели на это место. Я стал возражать, что это место не подходит, a они настаивают на своем.

Приехав на это место не верю своим глазам – нет горы на прежнем месте. Оказывается, пока мы ездили, китайцы перенесли всю землю ведрами из троечника коромыслом на плечах, разбросали и заровняли. Получилась новая площадка. То же самое мы увидели, когда ехали поездом из Пекина в Шанхай.

Там поезд подъезжал к реке Яицзы, а потом весь сослав перевезли на пароме. Boт здесь-то пришлось нам увидеть эту картину своими глазами. Строили железнодорожный мост через реку, а впереди мешала гора. Они, словно муравьи, перетаскивали эту гору, а на обратном пути увидели уже ровное место.

В их трудолюбии можно убедиться и во время  тренировок спортсменов. Бывало, дашь задание или какое-либо упражнение, а сам пошел бегать и забыл. Через 30-50 минут вспомнишь, а он все продолжает делать, пока не скажешь: хватит.

Если зайдешь на базар, то надо затыкать нос шинком. Там стоит такой невыносимый запах, потому что продают разных сушенных жуков, прессованных водяных крыс, и т.п.

Основная пища у них рис. Если сказать, что рис сеют по склонам гор, вы не поверите, потому что рис растает только в воде.

На горе проделаны террасы, словно этажерка, и там сеют рис. Обрабатывать рис очень трудно, единственное орудие производства у них - лопаты и мотыги.

У нас тоже еще сохранилась мотыга, до сих пор в деревне окучивают картошку этим орудием.

Выступали на показательных соревнованиях на Пекинском стадионе, где на зеленом поле нас поздравил маршал Линь Бао – бывший преемник Мао.

Я там 100 м пробежал за 10,9 сек., потому что мало тренировались, в основном занимались обучением китайцев и играли в баскетбол.

В Пекине увидели праздник «Урожая» - это у них самый большой праздник, где с трибуны приветствовали сам кормчий Мао и его жена.

Шанхай - второй крупный город Китая после Пекина. В Шанхае раньше размещались по кварталам разные посольства. Он был английской, а потом французской колонией, поэтому делили на английский, французский кварталы. Город похож на европейские города. Улицы чисты, движения больше, чем в Пекине. Много магазинов европейского типа, но покупателей очень мало. Мы даже там стали миллионерами потому, что у них деньги - йены, считали миллионами. В свое время в 17-ом году были у нас керенки - целые листы величиной в стол.

В Шанхае у них дворец Спорта для баскетбола, для настольного, тенниса, тоже построен по последнему слову техники.

После Шанхая - портовый город Гонконг. Вот здесь мы увидели китайцев, живущих прямо в лодках, называемых джонками. Там же они готовят пищу, спят, перемещаются с места на место, вроде цыган. Лодки эти удивительно прочные и устойчивые. Было любопытно увидеть на спине ребят привязанные пробки или деревянные бруски это чтобы не утонули в воде, если нечаянно упадут.

Здесь мы ходили на экскурсию на плантацию сахарного тростника. Я впервые увидел, как растет тростник. Попробовали все, нам даже вручили тростники на память по два метра. Мы взяли по несколько сантиметров, чтобы показать дома, а остальные раздали там ребятам. С какой жадностью они ели - очень вкусно. Так мы китайцев-спортсменов отличать друг от друга не научились. Все они одеты в желто-синие брюки и в такого же цвета фуражки. Они говорили наоборот: русские удивительно похожи «друг на друга».

Как быстро пролетели дни - мы уже целый месяц в Китае, впереди Новый Год, и нам пора ехать домой. Провожали нас тепло, даже плакали.

А как меняется обстановка! Теперь все это забыто и клика Мао пытается натравливать молодежь на Советский Союз.

Думаю, что это им не удастся. Рано или поздно китайский народ оценит помощь Советского Союза и правда восторжествует.

<<<назад   далее>>>

Содержание                                                                                                                                                                                                                                         Год 1956