Содержание

Читальный зал

 

 

КРАТКИЙ ОЧЕРК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ЛИТЕРАТУРНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Советского педагога, ученого, писателя, лауреата премии К.Д.Ушинского, Активиста Социалистического Труда ГДР, Почетного доктора Эрфуртской высшей педагогической школы, заведующего сектором педагогики Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР, доктора педагогических наук, профессора Геннадия Никандровича Волкова можно отнести к числу ученых, которые целиком и полностью отдают себя служению науке, просвещению, воспитанию советской молодежи.

Г.Н.Волков - видный ученый, один из первых специалистов науки этнопедагогики. В этой области он работает более сорока лет. Профессор Волков за это время завоевал большой авторитет не только среди ученых-педагогов нашей страны, но и за ее пределами. Его имя известно в ГДР и Польше, Чехословакии и Болгарии, Вьетнаме и Монголии и других странах.

В новом труде «Обыкновенное дело педагога» (Воспоминания. Размышления. Уроки пережитого) в разделе «Предварение» Г. Н. Волков пишет: «Многообразная педагогическая деятельность занимает почти сорок лет моей жизни. Поэтому нет преувеличения в том, что педагогика стала делом моей жизни, ее смыслом».

Чтобы правильно понять эти слова, попробуем расположить его дело, его жизнь на конкретных территориях и рассматривать во времени.

Г.И.Волков родился и вырос в деревне Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье крестьянина. В 1930 году семья Волковых вступила в колхоз. Отец был одним из организаторов колхоза имени В.И.Ленина. Он прошел путь от рабочего, учителя до известного партийного работника республики.

Геннадий Волков в 1935 году поступил в Б. Яльчикскую семилетнюю школу, а после ее окончания, в 1942 году — Яльчикскую среднюю школу.

«В первом классе,— пишет Г. Н. Волков,— учительницей была у нас Семенова Августина Ильинична, привившая любовь к родному языку, прочитавшая и рассказавшая сотни чувашских и русских народных сказок. Что это русские сказки, мы узнали через много лет, что сама учительница, молодая и очень красивая девушка, тоже русская, выяснилось еще позднее. В ее устах даже гениальная, неповторимая «Репка» становилась совсем-совсем чувашской».

Во втором классе его учителем был Петрянкин Леонид Филиппович, сын учителя. Водил он ребят по оврагам, лугам, болотам, рассказывал о холмах, озерах, травах, камнях, птицах родины.

Географию Гена Волков начал изучать вместе с отцом по позициям испанских республиканцев, услышал первые русские и интернациональные слова: Республика, Барселона, Гарсия Лорка... После второго класса пошел работать в колхоз. С этого времени участие в общественной жизни, общественно полезном труде стало его основным занятием.

Во время учебы в школе был ответственным редактором общешкольной газеты, членом комитета ВЛКСМ. Школьные годы совпали с трудным военным лихолетьем. И пятнадцатилетний Кени (так звали и зовут Г.Н.Волкова сегодня на его родине) становится руководителем сводного отряда при полеводческой бригаде, а позднее — бригадиром транспортной бригады. Его бригада отправляла 30-40 возов зерна на элеватор, а из города возила керосин, из леса - дрова, а с поля - снопы. По 180-200 трудодней вырабатывали совсем еще юные ребята при обязательном минимуме 120 трудодней для взрослых колхозников. Работа в колхозе была у него единственной формой летнего отдыха и в школе, и в студенчестве, и в аспирантские годы. Быть может, именно в эти годы и сформировалась у него глубокая убежденность о могучем воздействии труда, трудового народа, внешне скромного и незаметного, но сильного и прекрасного в труде, на развитие личности подрастающего поколения, исследование и пропаганда которого стали делом его жизни.

После окончания средней школы Геннадий Волков поступает на физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического института. Учиться в институт провожала его учительница русского языка Евге­ния Ивановна Жирнова, которая менее чем за три года на­учила будущего студента русскому языку настолько, что от занятий в национальном педвузе по русскому языку он был освобожден в первые же недели - после нескольких диктантов и сочинений. Вот что писала в своем письме к бывшему ученику в сентябре 1945 года Евгения Ивановна, как будто предвидя большое и светлое его будущее: «Наде­юсь, что будешь достойным сыном своих родителей, чуваш­ского народа и своей великой Родины». На III и IV курсах он является стипендиатом имени 15-летия комсомола. Участвует в работе комитета комсомола. В 1948 году Г.Н.Волков становится членом КПСС.

Для всей жизни Г.Н.Волкова характерно постоянное стремление вперед, стремление сделать как можно больше, желание не успокаиваться на достигнутом. В 1949 году поступает в аспирантуру по педагогике при Казанском  педагогическом институте. Казань дала ему научную подготовку. Параллельно с учебой в аспирантуре работает преподавателем физики в 6-7 классах мужской семилетней школы города Казани. В 1954 году Г.Н.Волков защитил диссертацию на степень кандидата педагогических наук, в декабре 1954 года ВАКом был утвержден в звании доцента. Молодой педагог работал с учеными - педагогами и воспитателями будущих учителей К.Е.Евлампьевым, Г.О.Ефремовым, М.П.Макаровым, И.М.Максимовым, Н.С.Степановым, В.Т.Харитоновым и др.

За годы работы в институте в 1954-1967 гг. Г.Н.Волков ведет большую научно-исследовательскую, общественную и пропагандистскую работу. Ученый-педагог исследует традиции родного народа. Пословицы и поговорки, сказы и сказки, эпосы и былины, родной очаг, тепло материнских рук, ее голос, звезды детства, родное небо, песни матери и сказки бабушки, запах хлеба отчей земли, ее дождь, снег, рассвет, сумерки, колосья ржи и пшеницы, шишки чувашского хмеля и национальный шыртан, цветы, старые ветлы родной деревни, камни — все это имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения. Стать настоящим педагогом исследователю помогло, по-нашему, еще очень нужное для исследователей качество — это умение связывать все родное и близкое, отчий дом, песни матери Альтюк и сказки бабушки Перасковьи с жизнью всей страны, со всеобщим, глобальным, универсальным делом воспитания подрастающих поколений.

В первой же своей книге «Рассказы бабушки» (1957), которой высокую оценку дал Сергей Баруздин, Геннадий Волков приобщил читателей к благородству, великодушию и мужеству чувашского народа, в среде которого он рос, чья трудовая и боевая доблесть стала основным источником его педагогического и литературного творчества. В приказе № 51 Министерства просвещения РСФСР в 1958 году было особо отмечено одно из первых его исследований, что из 10 монографий, опубликованных педагогическими институтами в 1957-1958 учебном году, лишь одна монография — «Воспитание у школьников любви к сельскохозяйственному труду» — посвящена вопросу, имеющему большое значение для всей современной школы. За 1954-1967 гг. им было издано 15 книг, опубликовано около 150 статей; он выступает официальным оппонентом на защите кандидатских диссертаций по педагогике (в Москве и Казани), рецензирует многочисленные диссертации и другие научные работы по истории, литературе, культуре чувашского народа, по методике математики, педагогике и истории педагогики. Под редакцией и при его помощи из печати вышло более 30 работ учителей и молодых научных работников. Г.Н.Волков явился инициатором многих научных и иных начинаний. При его участии впервые в Чувашии издан библиографический указатель по педагогике, подготовлено к изданию 4-хтомное собрание сочинений И.Я.Яковлева, положено начало всестороннему изучению педагогической культуры чувашского народа. Он не только изучает педагогическую культуру родного народа, но умело пропагандирует прогрессивные педагогические традиции других народов: переводит на чувашский язык, (Обрабатывает, издает сказки народов мира о дружбе, честности, трудолюбии. Наряду с этим Г.Н.Волков принимает активное участие в общественной жизни, в первый же год работы в институте был избран председателем месткома и членом Чувашского обкома профсоюза работников просвещения, а в 1956 году — членом партбюро института и заместителем секретаря. Ряд лет работает он председателем секции педагогических наук 'Чувашского отделения Всесоюзного общества «Знание». Только за девять лет Г.Н.Волков прочитал более 300 лекций, причем свыше 200 лекций — в сельских районах Чувашской АССР.

И, несмотря на огромную занятость, руководит педагогическим кружком имени А.С.Макаренко. Кружок поддерживал постоянную связь с бывшими его членами, издавал бюллетень, ежегодно в марте проводились традиционные, «макаренковские чтения». И, несомненно, заслуга руководителя кружка в том, что на общеинститутском конкурсе члены кружка неизменно завоевывали первые места, а также получали высокую оценку на всех студенческих межвузовских, республиканских и Всесоюзных научных конференциях. В. соавторстве с кружковцами издает книгу «Коллектив сельской школы на творческом пути».

Г.Н.Волков проводит в институте традиционные конференции по итогам научно-исследовательской работы («Яковлевские чтения»), методологические семинары «Яковлевские пятницы», многочисленные вечера, посвященные классикам педагогики, писателям, поэтам многонациональной Родины. Он был одним из авторов сценария и научным консультантом кинофильма о Яковлеве «Дело его жизни». А в 1961-63 годах вел еще опытно-педагогическую работу в Чебоксарской средней школе №6, работая учителем математики и классным руководителем. Будучи учителем Чебоксарской средней школы №6 был тесно связан с Г.Я.Хирбю, который для пионерского отряда имени Сеспеля написал гимн-марш. По совету Г.Волкова композитором написана оратория «Сеспель», выдвинутая на Государственную премию РСФСР.

Кажется невероятным, что один человек может столько делать. Поражает удивительная работоспособность, жажда деятельности. В 1967 году в возрасте 40 лет он защитил докторскую диссертацию по книге «Этнопедагогика чувашского народа». АПН СССР ему присудила премию имени К. Д. Ушинского. Он — руководитель уникальных спецкурсов и спецсеминаров: «История коммунистического воспитания» (III курс философского факультета МГУ), «Персонификация процесса преподавания и изучения педагоги­ки» (IV курс МГПИ имени В.И.Ленина). Им прочитаны спецкурсы и циклы лекций: «Фольклорные традиции на­родов СССР» (Берлинский университет), «Этнопедагогика чувашского народа» (Грайфсвальд, университет), «Духов но-нравственные традиции народов СССР» (Иенский университет) и др.

В течение трех лет, в 1977-1980 годы, Г.Н.Волков работал в ГДР, преподавал дидактику, историю педагогики в Эрфуртском институте. Ученый Совет Высшей педагогической школы имени Теодора Нойбауэра в Эрфурте (ГДР) присудил доктору педагогических наук, профессору Г.Н.Волкову титул Почетного доктора. Советский педагог является первым иностранцем, удостоенным школой этой чести.

В Постановлении Ученого Совета Эрфуртской Высшей педагогической школы сказано: «Работы Г. Н. Волкова служат свидетельством не только творческого его подхода к педагогике, но и высокого энтузиазма автора в этой науке.

Ученый Совет Высшей педагогической школы «Доктор Теодор Нойбауэр» своим ходатайством о присуждении профессору Г. Н. Волкову звания Почетного доктора намерен оказать честь личности, которая особо отличилась благодаря своей в высшей степени успешной деятельности на службе делу образования и воспитания социалистических учителей. Одновременно достоин чести человек, который провозглашаемые им высокие идеи педагогических сокровищ подкрепляет своей жизнью и деятельностью наилучшим образом. И не в последнюю очередь необходимо удостоить почестей заслуги, которые проф. Волков имеет в углублении немецко-советской дружбы».

Г.Н.Волков известен не только в СССР, но и за рубежом. Он - участник многих международных симпозиумов и конгрессов. В 1970 году был приглашен на юбилей отца славянской педагогики в Чехословакию с докладом «Ян Амос Коменский и Чувашия», председательствовал на «Угеробродских чтениях» Я. А. Коменского, побывал в Болгарии, Франции. Награжден золотой медалью Гердера «За заслуги в распространении русского языка в духе германо-советской дружбы», Почетной иглой Общества германо-советской дружбы в серебре, а также памятной медалью педагога-антифашиста Т. Нойбауэра, заслужил Почетное звание «Активист Социалистического Труда ГДР». Первый секретарь Эрфуртского окружкома, кандидат в члены Политбюро ЦК СЕПГ Герхард Мюллер писал: «...высоко почитается Ваше выдающееся влияние на развитие педагогического образования в нашей стране. Своей деятельностью Вы внесли вклад в дальнейшее укрепление германо-советских дружественных отношений и научными трудами в области коммунистического воспитания оказали действенное влияние на формирование социалистической личности учителя».

В настоящее  время Г. Н. Волков  работает в Москве, заведует сектором педагогики Института национальных школ. Он отдает много сил и энергии подготовке научно-педагогических кадров.

К удовольствию работающих с ним сотрудников и учеников Г.Н.Волков является чутким и отзывчивым человеком. Его доброжелательность и желание быть полезным окружающим общеизвестны. Он руководит научными работами не только сотрудников НИИ национальных школ, но и научными исследованиями многих преподавателей вузов не только страны, но и братских социалистических стран.

Еще в 60-70 годы Г.Н.Волков будучи проректором по научной работе в Чувашском педагогическом институте им. И.Я.Яковлева проявил свой организаторский талант, всестороннюю эрудицию и научно-педагогическую подго­товку, благотворно повлиявшие на повышение уровня под­готовки высококвалифицированных специалистов для ву­зов Чувашии и других республик страны. По инициативе Геннадия Никандровича была открыта в институте аспи­рантура по теории и истории педагогики.

Многие аспиранты, защитившие под его руководством диссертации, работают сегодня в разных учебных заведе­ниях и научно-исследовательских учреждениях. Профессор Волков подготовил более двадцати аспирантов. Среди них — русские, мордва, татары, киргизы, тувинцы, армянин, белоруска, якутка, узбечка и др. Его ученик Красе Салчак — первый педагог Тувы с ученой степенью кандидата наук. Ныне работает деканом физико-математического факультета педагогического института.

Особенной и постоянной поддержкой Г.Н.Волкова всегда пользовались сельские учителя, из среды которых вышли не только многочисленные кандидаты педагогиче­ских наук, но есть уже и доктора.

Г.Н.Волков уделял и уделяет большое внимание раз­работке актуальных вопросов теории и практики советской педагогики. Он поставил задачу исследовать такие фундаментальные проблемы, относящиеся к научно-педаго­гическому наследию основателя КПСС и Советского госу­дарства В.И.Ленина, как «Ленин и современный педаго­гический прогресс», «Идеи совершенного человека в народ­ном воспитании», а также вопросы интернационального и патриотического воспитания на прогрессивных традициях народов СССР и др.

Доктор педагогических наук профессор Г.Н.Волков написал более 500 научных трудов. О его трудах опубликовано свыше 300 статей и оттисков, в том числе много в центральной печати.

Около 40 лет изучает Волков народную педагогику (первая публикация относится к 1946 г.) Одна из послед­них масштабных исследований — «Этнопедагогика» — разви­вает идеи ранее опубликованных книг и монографий «Тру­довые традиции чувашского народа», «О традициях чу­вашского народа в эстетическом воспитании», «Чувашская народная педагогика», «Этнопедагогика чувашского на­рода» и др.

Г. Н. Волков получил высокую оценку своих трудов, положивших начало нового направления в педагогической науке. В. А. Сухомлинский, давая отзыв о книге «Этнопедагогика чувашского народа», писаЛ: «Охарактеризовав народное педагогическое творчество в его историческом развитии, автор разоблачает вымыслы идеологов империа­лизма, которые твердят, что успех того или иного на­рода зависит от их расовых качеств. На примере чуваш­ского народа ясно видно, что каждый, даже маленький на­род в нашей стране, освобожденный Великим Октябрем, активно развивает свои духовные богатства, вносит их в общенародную сокровищницу, выходит на почетное место в мировой культуре».

Члены-корреспонденты АПН СССР профессора Ш.Г.Ганелин, Г.И.Щукина отмечают, что «Этнопедаго­гика чувашского народа» есть «... капитальное сочинение, дающее представление о педагогике чуваш, написанное со знанием дела и с большой любовью к чувашскому народу, его культуре, выдающимся ее представителем, Г.Н.Вол­ковым вложен огромный труд в свое сочинение, которое займет видное место в истории чувашской культуры».

Член-корреспондеит АПН СССР профессор И.Т.Ого­родников писал: «Педагогические аспекты нерушимого единства и духовного родства братского содружества наро­дов СССР раскрыты в монографии «Этнопедагогика» на обширном фактическом и теоретическом материале. Такого рода труд мог быть создан только в условиях страны, яв­ляющейся образцом разрешения национального вопроса, разрешения его в духе гармонического сочетания нацио­нальных интересов всех народов, больших и малых, и ин­тернациональных интересов многонациональной социали­стической страны в целом».

Г.Н.Волков вносит вклад в педагогическую науку на основе изучения жемчужин воспитания народов. Один из первых опытов создания чувашской народной педагогики оказался весьма удачным и вскоре нашел последо­вателей в целом ряде республик нашей страны и в странах социалистического содружества. Сегодня есть монографии и исследования о русской, украинской, грузинской, азер­байджанской, татарской, якутской, армянской, балкарской, киргизской, мордовской, хакасской, осетинской, дагестан­ской, молдавской народной педагогике и др. В настоящее время идет интенсивный процесс становления и развития этнопедагогнки — новой отрасли советской педагоги­ки. Разрабатываются проблемы гармонического сочетания интернациональных и национальных традиций в коммуни­стическом воспитании. Созданы книги и статьи о народной педагогике, выполнено много докторских и кандидатских диссертаций. И общепризнанным пионером этнопедагогики, ее зачинателем и основоположником является Г.Н.Волков. Вслед за Геннадием Никандровичем Волковым защищено свыше 100 кандидатских и докторских диссертаций по на­родной педагогике. Возникла не просто целая научная школа, но и новое направление в науке. Его влияние на ис­следователей в стране и за рубежом бесспорно. Даже Сухомлинский писал: «Под впечатлением Вашей книги «Чуваш­ская народная педагогика» я задумал написать книгу об украинской народной педагогике. Не знаю, что получится. Собираю материал... Думаю, что на эту работу пойдет лет пять. Если удастся осуществить замысел, посвящу книгу Вам». В письме от 6 февраля 1967 года к чувашскому пе­дагогу он отмечает: «О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная педагогика — это средоточие духовной жизни народа». Слова в конце пись­ма известного советского педагога к исследователю — для любого человека высшая награда: «С уважением и лю­бовью к Вам, настоящий Человек...»

Труд Волкова «Чувашская народная педагогика» явил­ся первым серьезным шагом на пути сравнительного изу­чения педагогики различных народов нашей страны. С это­го времени чувашского ученого особо заметили, о нем за­говорили. Предоставим слово некоторым ученым о чуваш­ском исследователе, чтобы лишь коротко показать геогра­фию распространения этнопедагогических идей:

проф. А.Ю.Гордин: «Книга Г.Н.Волкова—ценный подарок педагогической науке к 50-летию Советской вла­сти» (Воспитание школьников.— 1967.— № 4).

проф. С.В.Иванов: «Г.Н.Волков — один из видных представителей новой отрасли педагогических знаний» (Об источниках научно-педагогических исследований.— Воро­неж.— 1966. — С. 18).

проф. А.Ш.Гашимов: «Этнопедагогика», как и вся деятельность его автора — Вашего ученого Волкова Г.Н. — имеет важное значение в укреплении дружбы между наро­дами Советского Союза» (Баку. Письмо в Чувашский ОК КПСС — 1976 — 8 июня).

академик Д.О.Лордкипанидзе: «...Вы являетесь до­стойным продолжателем дела великого чувашского педа­гога Ивана Яковлевича Яковлева» (Тбилиси. Письмо авто­ру «Этнопедагогика». — 1975. — 11 марта).

член-корреспондент АПН СССР, проф. М.Я.Сироткин: «В новаторском значении работы Г.Н.Волкова ни­кто не сомневается («Этнопедагогика чувашского наро­да»— Е.В.) ... Хузангай назвал энциклопедией духовно-нравственной жизни чувашского народа еще «Чувашскую народную педагогику» (Слово на Ученом Совете Чуваш­ского НИИ.— 1967. — 27 марта.).

X.Т.Нгуен: «Я работаю этнографом, я прочитал книгу «Этнопедагогика чувашского народа» ...она мне очень по­нравилась» (Ханой. Письмо Волкову Г.Н. — 1975. — 27 апреля).

Ж.Лувсандорж: «Этнопедагогика чувашского паро­да» есть крупный вклад в педагогическую науку... У ав­тора появится много последователей» (МНР. — Педагог. — 1969. — № 2. — С. 98, 100).

проф. Т.Глоке: «Труды профессора Волкова говорят о широте его научной деятельности. Многие из них явля­ются свидетельством германо-советской дружбы, которая воодушевляет нас работать с таким же усердием, как он» (Эрфурт. — Педагогика и психология. — 1983. —  № 10. — С. 3).

Итог этим и другим многочисленным отзывам о дея­тельности профессора Волкова Геннадия Никандровича подвел и обобщил Президент АПН СССР М.И.Кондаков: «Накануне 60-летия образования СССР мы с законной гордостью можем отметить труды Г.Н.Волкова, Ю.К.Намитокова, Р.Усманова, В.Ф.Афанасьева, Я.И.Ханбикова и многих других педагогов, представивших народную педагогику как результат творческого коллективного вкла­да многих поколений в духовную культуру нашей много­национальной Родины» (Состояние и перспективы разви­тия педагогической науки в СССР//Советская педагоги­ка. — 1982.    №12. — С. 21).

Высокую оценку трудам Г.Н.Волкова дают академик директор института этнографии АН СССР Ю.В.Бромлей, академики АПН СССР Ю.К.Бабанский, Н.К.Гонча­ров, А.Э.Измайлов, Н.А.Константинов, А.И.Пискунов, С.Р.Раджабов, И.Ф.Свадковский, В.Н.Столетов, члены-корреспонденты АПН СССР проф. Б.Е.Есипов, В.М.Коротов, 3.И.Равкин, В.З.Смирнов, С.А.Чериик, профессора В.Ф.Афанасьев, Е.Я.Голант, Л.Ю.Гордин, В.М.Кларин, Б.Комаровский, А.Ф.Миртусунов, Б.Н.Митюров, Н.П.Нежинский, Г.С.Прозоров, В.А.Ротенберг, М.Ф.Шабаева, В.С.Шевкип, Я.И.Ханбиков, А.Ф.Хинтибидзе, Н.Б.Экба, В.И.Элашвили и др.

Чиряев Константин Спиридонович создал в стране пер­вый музей народной педагогики в селе Оросу в Якутии. Выделил книгам о народной педагогике целый зал, пре­вратив десятки страниц «Этнопедагогики» Г.Н.Волкова в афоризмы, изречения, указания, советы, призывы, цитаты, рекомендации для оформления классов и школ.

Содержательные статьи о творчестве Г.Н.Волкова опубликовали ученые Киргизии А.М.Борисовский, Л.А.Шеймаи и др. Высоко оценивают труды своего зем­ляка — профессора Г.Н.Волкова чувашские ученые: член-корреспондент АПН СССР профессор М.Я.Сироткин, профессора В.Г.Егоров, В.Д.Димитриев, В.Ф.Кахов­ский, М.М.Михайлов, Н.В.Никольский, А.И.Петрухин, М.Р.Федотов и др.

На первые шаги в науке Геннадия Волкова еще в 1948 году обратил внимание, и поддержал их тогдашний секре­тарь Чувашского обкома ВЛКСМ, ныне кандидат педаго­гических наук А.М.Токарев.

Оценивая труды Г.Н.Волкова, патриарх чувашского языкознания профессор В.Г.Егоров в свое время писал: «...Нас, учеников И.Я.Яковлева, под его руководством принимавших посильное участие в создании чувашской педагогики, радует то, что чувашский народ внес и про­должает вносить лепту в педагогическую культуру наро­дов СССР». В «Истории Чувашской АССР» отмечается, что Г.Н.Волков — один из видных представителей новой отрасли педагогических знаний (см: История Чувашской АССР, т. П. — Чебоксары. — 1967. — С. 191):

И нельзя не согласиться с оценкой действительного чле­на АПН СССР профессора Д.О.Лордкипанидзе, когда он пишет, что «Этнопедагогика — весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, без­условно, выходит за пределы нашего Великого Отечества». От души радуешься за чувашского педагога, когда труды доктора педагогических наук профессора Г.Н.Волкова получают масштабную оценку болгарских, чешских, вен­герских, польских, немецких, кубинских, монгольских, вьетнамских ученых и педагогов других стран.

Отмечают работы Геннадия Никандровича Волкова о Яне Амосе Каменском доктор Иозеф Брамбора, доктор Ян Павелчик, доктор Ольга Спалова, доктор Либуше Велчовска.

Много добрых слов о трудах профессора Волкова мы находим в публикациях академиков Тео Глоке, Франца Гофмана, профессора Гюнтера Шиппана, большая творче­ская дружба связывает его с академиком Гельмутом Штольцем, профессором Альбрехтом Германом и др.

Интернациональный долг педагога в конечном итоге — тоже не что иное, как выражение преданности социалисти­ческим странам, родной Отчизне, советскому народу, Ком­мунистической партии. Этой любовью живет педагог-писа­тель, эта любовь делает его труды близкими и понятными для всех. Особенно же высоко ценят и с любовью относятся к нему и его трудам учителя школ, в числе которых тыся­чи его бывших студентов.

Постоянное развитие профессионального мастерства уче­ного является производным от его жизненного кредо — высокой партийности, гражданственности, социальной самоопределенности. Этот человек, помимо собственно-науч­ной деятельности, живо интересуется политикой, литера­турой, искусством, этнографией, другими сферами жизни, человеческих отношений.

О большой дружбе народов написана книга Г.Н.Вол­кова «Созвездия земли». В ней даны география и история наших народов, воспета дружба всех наций, СССР. Можно бы привести из нее немало строк, посвящен­ных дружбе, воспитанию подрастающего поколения. «Дети - наше будущее... Судьбу каждого человека и лю­бого народа в конечном счете решают три любви - любовь к ребенку, любовь к труду, любовь к Родине», — читаем в книге. О чем бы ни писал автор — о людях родной Чувашии, ее замечательных героях труда, о выдающихся деятелях науки, литературы и искусства своего и братских народов — всюду в человеческих судьбах он ищет «добротное зерно» воспитания, находя его в прогрессивных традициях и обы­чаях трудовых народов страны, называя их «золотой колы­белью», той колыбелью, которая растит ребенка на путях братства и доброты. Горячий поклонник культурных сокровищ братских народов и неутомимый их пропагандист в другой своей книге «Дуб и солнце» справедливо утвер­ждает: «Чем больше добрых обычаев, тем больше добрых людей».

В книге автор ведет читателя по дорогам жизни, зна­комит с родным краем, экономическими и культурными успехами братских народов от Калининграда до Якутии, от Ямала до горных аулов Киргизии. Автор повествует о сыновьях и дочерях родной Чувашии и других народов СССР, своими делами и подвигами прославляющими свой родной край и свою Советскую Родину. Волков взволно­ванно рассказывает о выдающемся педагоге И.Я.Яков­леве, литературоведе, фольклористе, переводчике, поэте-педагоге К.В.Иванове, большом ученом Чувашии М.Я.Сироткине, народном поэте Педере Хузангае, В.А.Сухомлинском, М.А.Шолохове, офтальмологе — поэте В.П.Филатове, Чингизе Айтматове...

Особенно хочется отметить очерки, объединенные под одним названием «Поговори обо всем этом с Владимиром Ильичей». Перед читателями раскрываются яркие стра­ницы великой дружбы семей Ульяновых и Яковлевых. Из­ложенный Г.Н.Волковым материал значительно обога­щает наши представления об этом очень дорогом для чу­вашского народа историческом факте.

Тема и других книг Г. Н. Волкова та же самая — соци­алистический патриотизм и пролетарский интернациона­лизм. В книге «Дуб и солнце» впервые в чувашской лите­ратуре раскрываются многосторонние связи чувашского народа со всеми народами страны и делается это по лич­ным впечатлениям.

Автору, много лет проработавшему в институте нацио­нальных школ, удалось посетить почти все национальные территории страны — союзные и автономные республики, автономные области, автономные округа... Он ездил туда на работу — для пропаганды патриотических и интернацио­налистических идей советской педагогики, и это не могло не наложить своего отпечатка на книгу, с первой до последней страницы пронизанной пафосом созидания.

Основная идея книги определяется словами Сеспеля, любимого поэта автора, пламенного революционера-интер­националиста: «Вместе с пролетариатом я почувствовал себя властителем жизни. С тех пор мое сознание ясно. Мысли могучи — коммунист! Для коммуниста нет невозмож­ного». Поэтому так и получилось, что основную идейную нагрузку в ней несет очерк «Сердце Сеспеля». В этом очерке сконцентрирован и интернациональный пафос всей книги: «Побывал в Якутии и Туве. По земле Калевалы ходил босиком. Достижения марийцев, татар и башкир, мордвы, Литвы и Латвии, Киргизии и Казахстана воспри­нимал как успехи собственного дома и радовался, как будто сам причастен к этому» (с. 76). Автор с большой теплотой говорил о щедрой цветущей земле киргизов. Ему симпатичен трудовой народ Советского Киргизстана, как и все народы СССР.

Главные герои книги — коммунисты, представители раз­ных национальностей. «В самой благородной, в самой лучшей части человечества — революционеры, коммунисты» (с. 108). Герои книги, главные ее действующие лица — бой­цы ленинской армии преобразователей мира, люди разной судьбы. Партии верные сыны, ее солдаты. Попытка соз­дать в книге для школьников коллективный, так сказать, образ коммунистов, достойно представляющих партию, и интересна, и плодотворна. Такая попытка в чувашской литературе делается впервые.

Сила книги — не столько в образах, но и в изобрази­тельности автора, в его собственной деятельности. Это по­ездка в Шушенское и беседы о Ленине с тувинскими деть­ми, переводы и пересказы сказов, встречи с юными осетин­скими художниками, доклады о Сухомлинском, лекции для учителей и родителей, пропаганда произведений Твардов­ского, Рыльского, Айтматова, Гамзатова, Рытхэу среди старшеклассников... Сам автор в очерке «Дагестан Расула—и мой Дагестан» пишет: «В числе моих духовных учи­телей не только Яковлев, Сеспель, Хузангай, но и Твардов­ский, Збанацкий, Гамзатов, Айтматов...» В конечном счете в повышении эффективности воспитательного влияния про­изведений могло сыграть положительную роль опублико­вание задолго до выхода книги многих очерков и эссе на украинском, молдавском, казахском, киргизском, татар­ском, мордовском, тувинском, якутском и других языках.

В книге воспевается «Интернационала радуга живая» (с. 76), будущее в единой братской семье народа (с. 93). «Убывают, уменьшаются различия между народами. Единым народом — советским — стали граждане нашей страны», — продолжает автор. В книге убедительно раскрываются объединяющие функции русского языка как языка межнационального общения.

Любимая ленинская тема дается автором как очень дорогая и глубоко личная. Последний очерк — «Чувашские книги у вождя дома». В свое время автор обратил внимание на книги о Чувашии в Кремлевском кабинете вождя и печатно рассказал о них. Вспоминает Андрияна Николаева, побывавшего здесь и перед первым, и перед вторым космическим полетом. Геннадий Никандрович Волков мысленно представляет приходящих сюда русских, татар, англичан, немцев, шведов, корейцев, арабов, негров... «От Владимира Ильича Ленина с возросшей надеждой уходят коммунисты Чили» (с. 127). Последняя мысль автора, возникшая в кабинете вождя, воспринимается как естественный вывод всей книги, как его личное убеждение: «У всех думы едины: дело нашего великого вождя бессмертно!..» (с. 127). Подобная, емкая по содержанию книга, как и другие, формирует у читателей чувство гордости за многонациональный советский народ, за его великие свершения во имя торжества коммунизма. Недаром рассказы и сказки для детей Г. Н. Волкова широко распространены и включаются не только в чувашские учебные книги, но и других национальностей.

Художественные и художественно-публицистические произведения Геннадия Волкова (литературный псевдоним Кашкар Хуначи — Е. В.) высоко оценены современными русскими писателями — Сергеем Баруздиным, Михаилом Алексеевым, Иваном Синициным и др. Ему посвящены произведения П.Хузангая, Ф.Уяра, Г.Орлова, Г.Юмарта, А.Васана, М.Юхмы, Р.Сарби и др. Послужил он прообразом для повести Георгия Ефремова и выведен под фамилией «Медведев».

Геннадий Волков — критик. Его авторитет как критика признается в публикациях ведущих чувашских критиков: Ипполита Иванова, Юрия Артемьева, Геннадия Хлебникова, Михаила Сироткина и др. Широко известны работы Геннадия Волкова не только о К.Иванове, Яковлеве, Сеспеле, Хузангае, Талвире, Уяре, Терентьеве, Емельянове, но и о Пушкине, о Ломоносове, Толстом, Чехове, Христо Ботеве, Вапцарове и др.

Геннадий Волков — переводчик. Им переведена с болгарского книга Ангела Тодорова «Длинная рука». Переведены произведения Салчака Токи, Лилли Промет, Юва-на Шесталова, сказки народов мира и др.

За сорок лет творческой деятельности, кажется, сде­лано невозможное для одного человека. К счастью, был коллектив, более того, не один коллектив: видные ученые страны, содружество с которыми было постоянным и было плодотворным, многочисленные его ученики и последователи, учителя, бывшие его студенты, мудрые старые люди многих национальностей — это была форма его связи с народом.

Эмоциональное влияние профессора Г.Н.Волкова проявляется в сердечном отношении к окружающим его лю­дям, иногда — с легким налетом юмора. Это воздействие по своей воспитательной сущности облагораживает одних и заставляет подтянуться других.

На становление Г.Н.Волкова как педагога-воспитателя и умелого исследователя по проблемам теории и практики коммунистического воспитания учащейся молодежи огромное влияние оказали прежде всего труды классиков марксизма-ленинизма, пример жизни и деятельности В.И.Ленина, богатое научно-педагогическое наследие И.Я.Яковлева, прогрессивные педагогические идеи и опыт народов нашей Отчизны, а также крупные ученые нашей страны. Это были выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский, Н.К.Гончаров, Н.А.Константинов, Ф.Ф.Ко­ролев, члены-корреспонденты АПН СССР И.Т.Огородников, Б.П.Есипов, Н.И.Болдырев и многие другие. Именно они и их высочайший гуманизм впоследствии ста­ли нераздельными спутниками в научно-педагогической и общественной деятельности Г.Н.Волкова.

Геннадий Никандрович всегда живо, оперативно, по-деловому, по-партийному отзывается на все важнейшие события в жизни страны — съезд ли партии, перестройка или реформа школы, принимая самое активное участие в вы­полнении задач государственного значения.

Большой вклад внес Г.Н.Волков в подготовку нацио­нальных кадров. Все современные чувашские ученые — педагоги так или иначе являются учениками профессора Волкова: или были его студентами, аспирантами, или пользовались его советами при подготовке научных трудов.

Сколько сил отдано установлению правды в отношении к И.Я.Яковлеву! В современном яковлеведении безогово­рочно, безраздельно восторжествовала научная концепция Г.Н.Волкова. В настоящее время многие авторы только комментируют и иллюстрируют новыми фактами принци­пиально концептуальные положения Геннадия Никандровича. В названии одной из его книг И.Я.Яковлев назван народным педагогом, в содержании книги основательно  доказана эта народность, и это имело в последующем огромное значение не только для истории культуры, но и всей истории чувашского народа.

Хузангай, в свое время монографию по этнопедагогике назвавший энциклопедией духовно-нравственной жизни чувашского народа, отметил в 1968 г.: «У нас многие исследователи низводят Ивана Яковлевича до своего уровня, а Г.Н.Волков возвышается к нему».

Символично стихотворное посвящение Хузангая Г.Н.Волкову, по сути являющегося духовным завещанием великого поэта: через год его не стало. В стихотворении вера в будущее родного народа выражена через любовь к сыну народа. Убежденно говорит поэт о своей безграничной вере в творческие потенциалы педагога, в неповторимо новаторский, революционный характер его деятельности. Между прочим, за десять лет с лишним до этого друг Хузангая поэт Василий Митта в дневнике тоже записал очень сходную мысль о вере в славное будущее молодого педагога.

В.А.Сухомлинский, отдавая свою рецензию на «Чувашскую народную педагогику» редактору «Радяньска освита», сказал ему: «У чуваш есть не только космонавт, но и педагог...». И это подтверждается прямо и косвенно многими высказываниями В.А.Сухомлинского.

Жизненный и творческий путь советского ученого-педагога, коммуниста Волкова Г.Н. — это путь советского гражданина, учителя, внесшего практический и теоретический вклад в дело подготовки педагогических кадров и создавшего одну из важнейших отраслей науки — этнопедагогику. Как человек скромный, сам он предпочитает говорить и писать о подвигах других, а свои успехи разделяет с родным народом: «Все написанное мною взято у народа». Его первым, самым внимательным и доброже­лательным читателем и критиком всегда была Александра Дмитриевна Волкова — преданный друг к жена, безвременно ушедшая из жизни. Перечитывая его рукописи, не перестаешь удивляться многочисленным исправлениям, внесенным ее рукой не только в русских, но и в чувашских текстах,

За плечами Геннадия Никандровича Волкова сорок лет педагогической службы и почти каждодневно лекции, публичные доклады, беседы, уроки. Самое малое пятьсот встреч со слушателями в год. Двадцать тысяч устных выступлений. В классе 30 учеников, а в аудитории 200 студентов, а в зале — 400-500 и более ученых, учителей, родителей. Если принять за среднее арифметическое 100 слушателей, то самое малое он разговаривал с двумя миллионами. И каждая встреча с ним — это радость общения с настоящим педагогом.

Путь, который прошел в своей трудовой деятельности профессор Г.Н.Волков — широкообразованный ученый, писатель, опытный педагог, вырастивший много учителей и активно выращивающий педагогические кадры, является для молодых ученых, учителей и студентов примером беззаветного служения Родине и народу.

И каждый день его — неустанное стремление вперед, вечное горение. Впереди новые замыслы и свершения.