КРАТКИЙ ОЧЕРК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ,
ЛИТЕРАТУРНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Советского педагога, ученого, писателя, лауреата
премии К.Д.Ушинского, Активиста Социалистического Труда ГДР, Почетного доктора
Эрфуртской высшей педагогической школы, заведующего сектором педагогики
Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения
РСФСР, доктора педагогических наук, профессора Геннадия Никандровича Волкова
можно отнести к числу ученых, которые целиком и полностью отдают себя служению
науке, просвещению, воспитанию советской молодежи.
Г.Н.Волков - видный ученый, один из первых
специалистов науки этнопедагогики. В этой области он работает более сорока лет.
Профессор Волков за это время завоевал большой авторитет не только среди
ученых-педагогов нашей страны, но и за ее пределами. Его имя известно в ГДР и
Польше, Чехословакии и Болгарии, Вьетнаме и Монголии и других странах.
В новом труде «Обыкновенное дело педагога»
(Воспоминания. Размышления. Уроки пережитого) в разделе «Предварение» Г. Н.
Волков пишет: «Многообразная педагогическая деятельность занимает почти сорок
лет моей жизни. Поэтому нет преувеличения в том, что педагогика стала делом моей
жизни, ее смыслом».
Чтобы правильно понять эти слова, попробуем
расположить его дело, его жизнь на конкретных территориях и рассматривать во
времени.
Г.И.Волков родился и вырос в деревне Большие
Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье крестьянина. В 1930 году семья
Волковых вступила в колхоз. Отец был одним из организаторов колхоза имени В.И.Ленина.
Он прошел путь от рабочего, учителя до известного партийного работника
республики.
Геннадий Волков в 1935 году поступил в Б.
Яльчикскую семилетнюю школу, а после ее окончания, в 1942 году — Яльчикскую
среднюю школу.
«В первом классе,— пишет Г. Н. Волков,—
учительницей была у нас Семенова Августина Ильинична, привившая любовь к родному
языку, прочитавшая и рассказавшая сотни чувашских и русских народных сказок. Что
это русские сказки, мы узнали через много лет, что сама учительница, молодая и
очень красивая девушка, тоже русская, выяснилось еще позднее. В ее устах даже
гениальная, неповторимая «Репка» становилась совсем-совсем чувашской».
Во втором классе его учителем был Петрянкин
Леонид Филиппович, сын учителя. Водил он ребят по оврагам, лугам, болотам,
рассказывал о холмах, озерах, травах, камнях, птицах родины.
Географию Гена Волков начал изучать вместе с
отцом по позициям испанских республиканцев, услышал первые русские и
интернациональные слова: Республика, Барселона, Гарсия Лорка... После второго
класса пошел работать в колхоз. С этого времени участие в общественной жизни,
общественно полезном труде стало его основным занятием.
Во время учебы в школе был ответственным
редактором общешкольной газеты, членом комитета ВЛКСМ. Школьные годы совпали с
трудным военным лихолетьем. И пятнадцатилетний Кени (так звали и зовут
Г.Н.Волкова сегодня на его родине) становится руководителем сводного отряда при
полеводческой бригаде, а позднее — бригадиром транспортной бригады. Его бригада
отправляла 30-40 возов зерна на элеватор, а из города возила керосин, из леса -
дрова, а с поля - снопы. По 180-200 трудодней вырабатывали совсем еще юные
ребята при обязательном минимуме 120 трудодней для взрослых колхозников. Работа
в колхозе была у него единственной формой летнего отдыха и в школе, и в
студенчестве, и в аспирантские годы. Быть может, именно в эти годы и
сформировалась у него глубокая убежденность о могучем воздействии труда,
трудового народа, внешне скромного и незаметного, но сильного и прекрасного в
труде, на развитие личности подрастающего поколения, исследование и пропаганда
которого стали делом его жизни.
После окончания средней школы Геннадий Волков
поступает на физико-математический факультет Чувашского государственного
педагогического института. Учиться в институт провожала его учительница русского
языка Евгения Ивановна Жирнова, которая менее чем за три года научила будущего
студента русскому языку настолько, что от занятий в национальном педвузе по
русскому языку он был освобожден в первые же недели - после нескольких диктантов
и сочинений. Вот что писала в своем письме к бывшему ученику в сентябре 1945
года Евгения Ивановна, как будто предвидя большое и светлое его будущее:
«Надеюсь, что будешь достойным сыном своих родителей, чувашского народа и
своей великой Родины». На III и IV курсах он является стипендиатом имени
15-летия комсомола. Участвует в работе комитета комсомола. В 1948 году
Г.Н.Волков становится членом КПСС.
Для всей жизни Г.Н.Волкова характерно постоянное
стремление вперед, стремление сделать как можно больше, желание не успокаиваться
на достигнутом. В 1949 году поступает в аспирантуру по педагогике при Казанском
педагогическом институте. Казань дала ему научную подготовку. Параллельно с
учебой в аспирантуре работает преподавателем физики в 6-7 классах мужской
семилетней школы города Казани. В 1954 году Г.Н.Волков защитил диссертацию на
степень кандидата педагогических наук, в декабре 1954 года ВАКом был утвержден в
звании доцента. Молодой педагог работал с учеными - педагогами и воспитателями
будущих учителей К.Е.Евлампьевым, Г.О.Ефремовым, М.П.Макаровым, И.М.Максимовым,
Н.С.Степановым, В.Т.Харитоновым и др.
За годы работы в институте в 1954-1967 гг.
Г.Н.Волков ведет большую научно-исследовательскую, общественную и
пропагандистскую работу. Ученый-педагог исследует традиции родного народа.
Пословицы и поговорки, сказы и сказки, эпосы и былины, родной очаг, тепло
материнских рук, ее голос, звезды детства, родное небо, песни матери и сказки
бабушки, запах хлеба отчей земли, ее дождь, снег, рассвет, сумерки, колосья ржи
и пшеницы, шишки чувашского хмеля и национальный шыртан, цветы, старые ветлы
родной деревни, камни — все это имеет большое воспитательное значение для
подрастающего поколения. Стать настоящим педагогом исследователю помогло,
по-нашему, еще очень нужное для исследователей качество — это умение связывать
все родное и близкое, отчий дом, песни матери Альтюк и сказки бабушки Перасковьи
с жизнью всей страны, со всеобщим, глобальным, универсальным делом воспитания
подрастающих поколений.
В первой же своей книге «Рассказы бабушки»
(1957), которой высокую оценку дал Сергей Баруздин, Геннадий Волков приобщил
читателей к благородству, великодушию и мужеству чувашского народа, в среде
которого он рос, чья трудовая и боевая доблесть стала основным источником его
педагогического и литературного творчества. В приказе № 51 Министерства
просвещения РСФСР в 1958 году было особо отмечено одно из первых его
исследований, что из 10 монографий, опубликованных педагогическими институтами в
1957-1958 учебном году, лишь одна монография — «Воспитание у школьников любви к
сельскохозяйственному труду» — посвящена вопросу, имеющему большое значение для
всей современной школы. За 1954-1967 гг. им было издано 15 книг, опубликовано
около 150 статей; он выступает официальным оппонентом на защите кандидатских
диссертаций по педагогике (в Москве и Казани), рецензирует многочисленные
диссертации и другие научные работы по истории, литературе, культуре чувашского
народа, по методике математики, педагогике и истории педагогики. Под редакцией и
при его помощи из печати вышло более 30 работ учителей и молодых научных
работников. Г.Н.Волков явился инициатором многих научных и иных начинаний. При
его участии впервые в Чувашии издан библиографический указатель по педагогике,
подготовлено к изданию 4-хтомное собрание сочинений И.Я.Яковлева, положено
начало всестороннему изучению педагогической культуры чувашского народа. Он не
только изучает педагогическую культуру родного народа, но умело пропагандирует
прогрессивные педагогические традиции других народов: переводит на чувашский
язык, (Обрабатывает, издает сказки народов мира о дружбе, честности, трудолюбии.
Наряду с этим Г.Н.Волков принимает активное участие в общественной жизни, в
первый же год работы в институте был избран председателем месткома и членом
Чувашского обкома профсоюза работников просвещения, а в 1956 году — членом
партбюро института и заместителем секретаря. Ряд лет работает он председателем
секции педагогических наук 'Чувашского отделения Всесоюзного общества «Знание».
Только за девять лет Г.Н.Волков прочитал более 300 лекций, причем свыше 200
лекций — в сельских районах Чувашской АССР.
И, несмотря на огромную занятость, руководит
педагогическим кружком имени А.С.Макаренко. Кружок поддерживал постоянную связь
с бывшими его членами, издавал бюллетень, ежегодно в марте проводились
традиционные, «макаренковские чтения». И, несомненно, заслуга руководителя
кружка в том, что на общеинститутском конкурсе члены кружка неизменно
завоевывали первые места, а также получали высокую оценку на всех студенческих
межвузовских, республиканских и Всесоюзных научных конференциях. В. соавторстве
с кружковцами издает книгу «Коллектив сельской школы на творческом пути».
Г.Н.Волков проводит в институте традиционные
конференции по итогам научно-исследовательской работы («Яковлевские чтения»),
методологические семинары «Яковлевские пятницы», многочисленные вечера,
посвященные классикам педагогики, писателям, поэтам многонациональной Родины. Он
был одним из авторов сценария и научным консультантом кинофильма о Яковлеве
«Дело его жизни». А в 1961-63 годах вел еще опытно-педагогическую работу в
Чебоксарской средней школе №6, работая учителем математики и классным
руководителем. Будучи учителем Чебоксарской средней школы №6 был тесно связан с
Г.Я.Хирбю, который для пионерского отряда имени Сеспеля написал гимн-марш. По
совету Г.Волкова композитором написана оратория «Сеспель», выдвинутая на
Государственную премию РСФСР.
Кажется невероятным, что один человек может
столько делать. Поражает удивительная работоспособность, жажда деятельности. В
1967 году в возрасте 40 лет он защитил докторскую диссертацию по книге
«Этнопедагогика чувашского народа». АПН СССР ему присудила премию имени К. Д.
Ушинского. Он — руководитель уникальных спецкурсов и спецсеминаров: «История
коммунистического воспитания» (III курс философского факультета МГУ),
«Персонификация процесса преподавания и изучения педагогики» (IV курс МГПИ
имени В.И.Ленина). Им прочитаны спецкурсы и циклы лекций: «Фольклорные традиции
народов СССР» (Берлинский университет), «Этнопедагогика чувашского народа»
(Грайфсвальд, университет), «Духов но-нравственные традиции народов СССР»
(Иенский университет) и др.
В течение трех лет, в 1977-1980 годы, Г.Н.Волков
работал в ГДР, преподавал дидактику, историю педагогики в Эрфуртском институте.
Ученый Совет Высшей педагогической школы имени Теодора Нойбауэра в Эрфурте (ГДР)
присудил доктору педагогических наук, профессору Г.Н.Волкову титул Почетного
доктора. Советский педагог является первым иностранцем, удостоенным школой этой
чести.
В Постановлении Ученого Совета Эрфуртской Высшей
педагогической школы сказано: «Работы Г. Н. Волкова служат свидетельством не
только творческого его подхода к педагогике, но и высокого энтузиазма автора в
этой науке.
Ученый Совет Высшей педагогической школы «Доктор
Теодор Нойбауэр» своим ходатайством о присуждении профессору Г. Н. Волкову
звания Почетного доктора намерен оказать честь личности, которая особо
отличилась благодаря своей в высшей степени успешной деятельности на службе делу
образования и воспитания социалистических учителей. Одновременно достоин чести
человек, который провозглашаемые им высокие идеи педагогических сокровищ
подкрепляет своей жизнью и деятельностью наилучшим образом. И не в последнюю
очередь необходимо удостоить почестей заслуги, которые проф. Волков имеет в
углублении немецко-советской дружбы».
Г.Н.Волков известен не только в СССР, но и за
рубежом. Он - участник многих международных симпозиумов и конгрессов. В 1970
году был приглашен на юбилей отца славянской педагогики в Чехословакию с
докладом «Ян Амос Коменский и Чувашия», председательствовал на «Угеробродских
чтениях» Я. А. Коменского, побывал в Болгарии, Франции. Награжден золотой
медалью Гердера «За заслуги в распространении русского языка в духе
германо-советской дружбы», Почетной иглой Общества германо-советской дружбы в
серебре, а также памятной медалью педагога-антифашиста Т. Нойбауэра, заслужил
Почетное звание «Активист Социалистического Труда ГДР». Первый секретарь
Эрфуртского окружкома, кандидат в члены Политбюро ЦК СЕПГ Герхард Мюллер писал:
«...высоко почитается Ваше выдающееся влияние на развитие педагогического
образования в нашей стране. Своей деятельностью Вы внесли вклад в дальнейшее
укрепление германо-советских дружественных отношений и научными трудами в
области коммунистического воспитания оказали действенное влияние на формирование
социалистической личности учителя».
В настоящее время Г. Н. Волков работает в
Москве, заведует сектором педагогики Института национальных школ. Он отдает
много сил и энергии подготовке научно-педагогических кадров.
К удовольствию работающих с ним сотрудников и
учеников Г.Н.Волков является чутким и отзывчивым человеком. Его
доброжелательность и желание быть полезным окружающим общеизвестны. Он руководит
научными работами не только сотрудников НИИ национальных школ, но и научными
исследованиями многих преподавателей вузов не только страны, но и братских
социалистических стран.
Еще в 60-70 годы Г.Н.Волков будучи проректором по
научной работе в Чувашском педагогическом институте им. И.Я.Яковлева проявил
свой организаторский талант, всестороннюю эрудицию и научно-педагогическую
подготовку, благотворно повлиявшие на повышение уровня подготовки
высококвалифицированных специалистов для вузов Чувашии и других республик
страны. По инициативе Геннадия Никандровича была открыта в институте
аспирантура по теории и истории педагогики.
Многие аспиранты, защитившие под его руководством
диссертации, работают сегодня в разных учебных заведениях и
научно-исследовательских учреждениях. Профессор Волков подготовил более двадцати
аспирантов. Среди них — русские, мордва, татары, киргизы, тувинцы, армянин,
белоруска, якутка, узбечка и др. Его ученик Красе Салчак — первый педагог Тувы с
ученой степенью кандидата наук. Ныне работает деканом физико-математического
факультета педагогического института.
Особенной и постоянной поддержкой Г.Н.Волкова
всегда пользовались сельские учителя, из среды которых вышли не только
многочисленные кандидаты педагогических наук, но есть уже и доктора.
Г.Н.Волков уделял и уделяет большое внимание
разработке актуальных вопросов теории и практики советской педагогики. Он
поставил задачу исследовать такие фундаментальные проблемы, относящиеся к
научно-педагогическому наследию основателя КПСС и Советского государства
В.И.Ленина, как «Ленин и современный педагогический прогресс», «Идеи
совершенного человека в народном воспитании», а также вопросы
интернационального и патриотического воспитания на прогрессивных традициях
народов СССР и др.
Доктор педагогических наук профессор Г.Н.Волков
написал более 500 научных трудов. О его трудах опубликовано свыше 300 статей и
оттисков, в том числе много в центральной печати.
Около 40 лет изучает Волков народную педагогику
(первая публикация относится к 1946 г.) Одна из последних масштабных
исследований — «Этнопедагогика» — развивает идеи ранее опубликованных книг и
монографий «Трудовые традиции чувашского народа», «О традициях чувашского
народа в эстетическом воспитании», «Чувашская народная педагогика»,
«Этнопедагогика чувашского народа» и др.
Г. Н. Волков получил высокую оценку своих трудов,
положивших начало нового направления в педагогической науке. В. А. Сухомлинский,
давая отзыв о книге «Этнопедагогика чувашского народа», писаЛ: «Охарактеризовав
народное педагогическое творчество в его историческом развитии, автор
разоблачает вымыслы идеологов империализма, которые твердят, что успех того или
иного народа зависит от их расовых качеств. На примере чувашского народа ясно
видно, что каждый, даже маленький народ в нашей стране, освобожденный Великим
Октябрем, активно развивает свои духовные богатства, вносит их в общенародную
сокровищницу, выходит на почетное место в мировой культуре».
Члены-корреспонденты АПН СССР профессора
Ш.Г.Ганелин, Г.И.Щукина отмечают, что «Этнопедагогика чувашского народа» есть
«... капитальное сочинение, дающее представление о педагогике чуваш, написанное
со знанием дела и с большой любовью к чувашскому народу, его культуре,
выдающимся ее представителем, Г.Н.Волковым вложен огромный труд в свое
сочинение, которое займет видное место в истории чувашской культуры».
Член-корреспондеит АПН СССР профессор
И.Т.Огородников писал: «Педагогические аспекты нерушимого единства и духовного
родства братского содружества народов СССР раскрыты в монографии
«Этнопедагогика» на обширном фактическом и теоретическом материале. Такого рода
труд мог быть создан только в условиях страны, являющейся образцом разрешения
национального вопроса, разрешения его в духе гармонического сочетания
национальных интересов всех народов, больших и малых, и интернациональных
интересов многонациональной социалистической страны в целом».
Г.Н.Волков вносит вклад в педагогическую науку на
основе изучения жемчужин воспитания народов. Один из первых опытов создания
чувашской народной педагогики оказался весьма удачным и вскоре нашел
последователей в целом ряде республик нашей страны и в странах
социалистического содружества. Сегодня есть монографии и исследования о русской,
украинской, грузинской, азербайджанской, татарской, якутской, армянской,
балкарской, киргизской, мордовской, хакасской, осетинской, дагестанской,
молдавской народной педагогике и др. В настоящее время идет интенсивный процесс
становления и развития этнопедагогнки — новой отрасли советской педагогики.
Разрабатываются проблемы гармонического сочетания интернациональных и
национальных традиций в коммунистическом воспитании. Созданы книги и статьи о
народной педагогике, выполнено много докторских и кандидатских диссертаций. И
общепризнанным пионером этнопедагогики, ее зачинателем и основоположником
является Г.Н.Волков. Вслед за Геннадием Никандровичем Волковым защищено свыше
100 кандидатских и докторских диссертаций по народной педагогике. Возникла не
просто целая научная школа, но и новое направление в науке. Его влияние на
исследователей в стране и за рубежом бесспорно. Даже Сухомлинский писал: «Под
впечатлением Вашей книги «Чувашская народная педагогика» я задумал написать
книгу об украинской народной педагогике. Не знаю, что получится. Собираю
материал... Думаю, что на эту работу пойдет лет пять. Если удастся осуществить
замысел, посвящу книгу Вам». В письме от 6 февраля 1967 года к чувашскому
педагогу он отмечает: «О народной педагогике никто до сих пор серьезно не
думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная
педагогика — это средоточие духовной жизни народа». Слова в конце письма
известного советского педагога к исследователю — для любого человека высшая
награда: «С уважением и любовью к Вам, настоящий Человек...»
Труд Волкова «Чувашская народная педагогика»
явился первым серьезным шагом на пути сравнительного изучения педагогики
различных народов нашей страны. С этого времени чувашского ученого особо
заметили, о нем заговорили. Предоставим слово некоторым ученым о чувашском
исследователе, чтобы лишь коротко показать географию распространения
этнопедагогических идей:
проф. А.Ю.Гордин: «Книга Г.Н.Волкова—ценный
подарок педагогической науке к 50-летию Советской власти» (Воспитание
школьников.— 1967.— № 4).
проф. С.В.Иванов: «Г.Н.Волков — один из видных
представителей новой отрасли педагогических знаний» (Об источниках
научно-педагогических исследований.— Воронеж.— 1966. — С. 18).
проф. А.Ш.Гашимов: «Этнопедагогика», как и вся
деятельность его автора — Вашего ученого Волкова Г.Н. — имеет важное значение в
укреплении дружбы между народами Советского Союза» (Баку. Письмо в Чувашский ОК
КПСС — 1976 — 8 июня).
академик Д.О.Лордкипанидзе: «...Вы являетесь
достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича
Яковлева» (Тбилиси. Письмо автору «Этнопедагогика». — 1975. — 11 марта).
член-корреспондент АПН СССР, проф. М.Я.Сироткин:
«В новаторском значении работы Г.Н.Волкова никто не сомневается
(«Этнопедагогика чувашского народа»— Е.В.) ... Хузангай назвал энциклопедией
духовно-нравственной жизни чувашского народа еще «Чувашскую народную педагогику»
(Слово на Ученом Совете Чувашского НИИ.— 1967. — 27 марта.).
X.Т.Нгуен: «Я работаю этнографом, я прочитал
книгу «Этнопедагогика чувашского народа» ...она мне очень понравилась» (Ханой.
Письмо Волкову Г.Н. — 1975. — 27 апреля).
Ж.Лувсандорж: «Этнопедагогика чувашского парода»
есть крупный вклад в педагогическую науку... У автора появится много
последователей» (МНР. — Педагог. — 1969. — № 2. — С. 98, 100).
проф. Т.Глоке: «Труды профессора Волкова говорят
о широте его научной деятельности. Многие из них являются свидетельством
германо-советской дружбы, которая воодушевляет нас работать с таким же усердием,
как он» (Эрфурт. — Педагогика и психология. — 1983. — № 10. — С. 3).
Итог этим и другим многочисленным отзывам о
деятельности профессора Волкова Геннадия Никандровича подвел и обобщил
Президент АПН СССР М.И.Кондаков: «Накануне 60-летия образования СССР мы с
законной гордостью можем отметить труды Г.Н.Волкова, Ю.К.Намитокова, Р.Усманова,
В.Ф.Афанасьева, Я.И.Ханбикова и многих других педагогов, представивших народную
педагогику как результат творческого коллективного вклада многих поколений в
духовную культуру нашей многонациональной Родины» (Состояние и перспективы
развития педагогической науки в СССР//Советская педагогика. — 1982. №12. —
С. 21).
Высокую оценку трудам Г.Н.Волкова дают академик
директор института этнографии АН СССР Ю.В.Бромлей, академики АПН СССР
Ю.К.Бабанский, Н.К.Гончаров, А.Э.Измайлов, Н.А.Константинов, А.И.Пискунов,
С.Р.Раджабов, И.Ф.Свадковский, В.Н.Столетов, члены-корреспонденты АПН СССР проф.
Б.Е.Есипов, В.М.Коротов, 3.И.Равкин, В.З.Смирнов, С.А.Чериик, профессора
В.Ф.Афанасьев, Е.Я.Голант, Л.Ю.Гордин, В.М.Кларин, Б.Комаровский,
А.Ф.Миртусунов, Б.Н.Митюров, Н.П.Нежинский, Г.С.Прозоров, В.А.Ротенберг,
М.Ф.Шабаева, В.С.Шевкип, Я.И.Ханбиков, А.Ф.Хинтибидзе, Н.Б.Экба, В.И.Элашвили и
др.
Чиряев Константин Спиридонович создал в стране
первый музей народной педагогики в селе Оросу в Якутии. Выделил книгам о
народной педагогике целый зал, превратив десятки страниц «Этнопедагогики»
Г.Н.Волкова в афоризмы, изречения, указания, советы, призывы, цитаты,
рекомендации для оформления классов и школ.
Содержательные статьи о творчестве Г.Н.Волкова
опубликовали ученые Киргизии А.М.Борисовский, Л.А.Шеймаи и др. Высоко оценивают
труды своего земляка — профессора Г.Н.Волкова чувашские ученые:
член-корреспондент АПН СССР профессор М.Я.Сироткин, профессора В.Г.Егоров,
В.Д.Димитриев, В.Ф.Каховский, М.М.Михайлов, Н.В.Никольский, А.И.Петрухин,
М.Р.Федотов и др.
На первые шаги в науке Геннадия Волкова еще в
1948 году обратил внимание, и поддержал их тогдашний секретарь Чувашского
обкома ВЛКСМ, ныне кандидат педагогических наук А.М.Токарев.
Оценивая труды Г.Н.Волкова, патриарх чувашского
языкознания профессор В.Г.Егоров в свое время писал: «...Нас, учеников
И.Я.Яковлева, под его руководством принимавших посильное участие в создании
чувашской педагогики, радует то, что чувашский народ внес и продолжает вносить
лепту в педагогическую культуру народов СССР». В «Истории Чувашской АССР»
отмечается, что Г.Н.Волков — один из видных представителей новой отрасли
педагогических знаний (см: История Чувашской АССР, т. П. — Чебоксары. — 1967. —
С. 191):
И нельзя не согласиться с оценкой действительного
члена АПН СССР профессора Д.О.Лордкипанидзе, когда он пишет, что
«Этнопедагогика — весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку,
значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Великого Отечества».
От души радуешься за чувашского педагога, когда труды доктора педагогических
наук профессора Г.Н.Волкова получают масштабную оценку болгарских, чешских,
венгерских, польских, немецких, кубинских, монгольских, вьетнамских ученых и
педагогов других стран.
Отмечают работы Геннадия Никандровича Волкова о
Яне Амосе Каменском доктор Иозеф Брамбора, доктор Ян Павелчик, доктор Ольга
Спалова, доктор Либуше Велчовска.
Много добрых слов о трудах профессора Волкова мы
находим в публикациях академиков Тео Глоке, Франца Гофмана, профессора Гюнтера
Шиппана, большая творческая дружба связывает его с академиком Гельмутом
Штольцем, профессором Альбрехтом Германом и др.
Интернациональный долг педагога в конечном итоге
— тоже не что иное, как выражение преданности социалистическим странам, родной
Отчизне, советскому народу, Коммунистической партии. Этой любовью живет
педагог-писатель, эта любовь делает его труды близкими и понятными для всех.
Особенно же высоко ценят и с любовью относятся к нему и его трудам учителя школ,
в числе которых тысячи его бывших студентов.
Постоянное развитие профессионального мастерства
ученого является производным от его жизненного кредо — высокой партийности,
гражданственности, социальной самоопределенности. Этот человек, помимо
собственно-научной деятельности, живо интересуется политикой, литературой,
искусством, этнографией, другими сферами жизни, человеческих отношений.
О большой дружбе народов написана книга
Г.Н.Волкова «Созвездия земли». В ней даны география и история наших народов,
воспета дружба всех наций, СССР. Можно бы привести из нее немало строк,
посвященных дружбе, воспитанию подрастающего поколения. «Дети - наше будущее...
Судьбу каждого человека и любого народа в конечном счете решают три любви -
любовь к ребенку, любовь к труду, любовь к Родине», — читаем в книге. О чем бы
ни писал автор — о людях родной Чувашии, ее замечательных героях труда, о
выдающихся деятелях науки, литературы и искусства своего и братских народов —
всюду в человеческих судьбах он ищет «добротное зерно» воспитания, находя его в
прогрессивных традициях и обычаях трудовых народов страны, называя их «золотой
колыбелью», той колыбелью, которая растит ребенка на путях братства и доброты.
Горячий поклонник культурных сокровищ братских народов и неутомимый их
пропагандист в другой своей книге «Дуб и солнце» справедливо утверждает: «Чем
больше добрых обычаев, тем больше добрых людей».
В книге автор ведет читателя по дорогам жизни,
знакомит с родным краем, экономическими и культурными успехами братских народов
от Калининграда до Якутии, от Ямала до горных аулов Киргизии. Автор повествует о
сыновьях и дочерях родной Чувашии и других народов СССР, своими делами и
подвигами прославляющими свой родной край и свою Советскую Родину. Волков
взволнованно рассказывает о выдающемся педагоге И.Я.Яковлеве, литературоведе,
фольклористе, переводчике, поэте-педагоге К.В.Иванове, большом ученом Чувашии
М.Я.Сироткине, народном поэте Педере Хузангае, В.А.Сухомлинском, М.А.Шолохове,
офтальмологе — поэте В.П.Филатове, Чингизе Айтматове...
Особенно хочется отметить очерки, объединенные
под одним названием «Поговори обо всем этом с Владимиром Ильичей». Перед
читателями раскрываются яркие страницы великой дружбы семей Ульяновых и
Яковлевых. Изложенный Г.Н.Волковым материал значительно обогащает наши
представления об этом очень дорогом для чувашского народа историческом факте.
Тема и других книг Г. Н. Волкова та же самая —
социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм. В книге «Дуб и
солнце» впервые в чувашской литературе раскрываются многосторонние связи
чувашского народа со всеми народами страны и делается это по личным
впечатлениям.
Автору, много лет проработавшему в институте
национальных школ, удалось посетить почти все национальные территории страны —
союзные и автономные республики, автономные области, автономные округа... Он
ездил туда на работу — для пропаганды патриотических и интернационалистических
идей советской педагогики, и это не могло не наложить своего отпечатка на книгу,
с первой до последней страницы пронизанной пафосом созидания.
Основная идея книги определяется словами Сеспеля,
любимого поэта автора, пламенного революционера-интернационалиста: «Вместе с
пролетариатом я почувствовал себя властителем жизни. С тех пор мое сознание
ясно. Мысли могучи — коммунист! Для коммуниста нет невозможного». Поэтому так и
получилось, что основную идейную нагрузку в ней несет очерк «Сердце Сеспеля». В
этом очерке сконцентрирован и интернациональный пафос всей книги: «Побывал в
Якутии и Туве. По земле Калевалы ходил босиком. Достижения марийцев, татар и
башкир, мордвы, Литвы и Латвии, Киргизии и Казахстана воспринимал как успехи
собственного дома и радовался, как будто сам причастен к этому» (с. 76). Автор с
большой теплотой говорил о щедрой цветущей земле киргизов. Ему симпатичен
трудовой народ Советского Киргизстана, как и все народы СССР.
Главные герои книги — коммунисты, представители
разных национальностей. «В самой благородной, в самой лучшей части человечества
— революционеры, коммунисты» (с. 108). Герои книги, главные ее действующие лица
— бойцы ленинской армии преобразователей мира, люди разной судьбы. Партии
верные сыны, ее солдаты. Попытка создать в книге для школьников коллективный,
так сказать, образ коммунистов, достойно представляющих партию, и интересна, и
плодотворна. Такая попытка в чувашской литературе делается впервые.
Сила книги — не столько в образах, но и в
изобразительности автора, в его собственной деятельности. Это поездка в
Шушенское и беседы о Ленине с тувинскими детьми, переводы и пересказы сказов,
встречи с юными осетинскими художниками, доклады о Сухомлинском, лекции для
учителей и родителей, пропаганда произведений Твардовского, Рыльского,
Айтматова, Гамзатова, Рытхэу среди старшеклассников... Сам автор в очерке
«Дагестан Расула—и мой Дагестан» пишет: «В числе моих духовных учителей не
только Яковлев, Сеспель, Хузангай, но и Твардовский, Збанацкий, Гамзатов,
Айтматов...» В конечном счете в повышении эффективности воспитательного влияния
произведений могло сыграть положительную роль опубликование задолго до выхода
книги многих очерков и эссе на украинском, молдавском, казахском, киргизском,
татарском, мордовском, тувинском, якутском и других языках.
В книге воспевается «Интернационала радуга живая»
(с. 76), будущее в единой братской семье народа (с. 93). «Убывают, уменьшаются
различия между народами. Единым народом — советским — стали граждане нашей
страны», — продолжает автор. В книге убедительно раскрываются объединяющие
функции русского языка как языка межнационального общения.
Любимая ленинская тема дается автором как очень
дорогая и глубоко личная. Последний очерк — «Чувашские книги у вождя дома». В
свое время автор обратил внимание на книги о Чувашии в Кремлевском кабинете
вождя и печатно рассказал о них. Вспоминает Андрияна Николаева, побывавшего
здесь и перед первым, и перед вторым космическим полетом. Геннадий Никандрович
Волков мысленно представляет приходящих сюда русских, татар, англичан, немцев,
шведов, корейцев, арабов, негров... «От Владимира Ильича Ленина с возросшей
надеждой уходят коммунисты Чили» (с. 127). Последняя мысль автора, возникшая в
кабинете вождя, воспринимается как естественный вывод всей книги, как его личное
убеждение: «У всех думы едины: дело нашего великого вождя бессмертно!..» (с.
127). Подобная, емкая по содержанию книга, как и другие, формирует у читателей
чувство гордости за многонациональный советский народ, за его великие свершения
во имя торжества коммунизма. Недаром рассказы и сказки для детей Г. Н. Волкова
широко распространены и включаются не только в чувашские учебные книги, но и
других национальностей.
Художественные и художественно-публицистические
произведения Геннадия Волкова (литературный псевдоним Кашкар Хуначи — Е. В.)
высоко оценены современными русскими писателями — Сергеем Баруздиным, Михаилом
Алексеевым, Иваном Синициным и др. Ему посвящены произведения П.Хузангая,
Ф.Уяра, Г.Орлова, Г.Юмарта, А.Васана, М.Юхмы, Р.Сарби и др. Послужил он
прообразом для повести Георгия Ефремова и выведен под фамилией «Медведев».
Геннадий Волков — критик. Его авторитет как
критика признается в публикациях ведущих чувашских критиков: Ипполита Иванова,
Юрия Артемьева, Геннадия Хлебникова, Михаила Сироткина и др. Широко известны
работы Геннадия Волкова не только о К.Иванове, Яковлеве, Сеспеле, Хузангае,
Талвире, Уяре, Терентьеве, Емельянове, но и о Пушкине, о Ломоносове, Толстом,
Чехове, Христо Ботеве, Вапцарове и др.
Геннадий Волков — переводчик. Им переведена с
болгарского книга Ангела Тодорова «Длинная рука». Переведены произведения
Салчака Токи, Лилли Промет, Юва-на Шесталова, сказки народов мира и др.
За сорок лет творческой деятельности, кажется,
сделано невозможное для одного человека. К счастью, был коллектив, более того,
не один коллектив: видные ученые страны, содружество с которыми было постоянным
и было плодотворным, многочисленные его ученики и последователи, учителя, бывшие
его студенты, мудрые старые люди многих национальностей — это была форма его
связи с народом.
Эмоциональное влияние профессора Г.Н.Волкова
проявляется в сердечном отношении к окружающим его людям, иногда — с легким
налетом юмора. Это воздействие по своей воспитательной сущности облагораживает
одних и заставляет подтянуться других.
На становление Г.Н.Волкова как
педагога-воспитателя и умелого исследователя по проблемам теории и практики
коммунистического воспитания учащейся молодежи огромное влияние оказали прежде
всего труды классиков марксизма-ленинизма, пример жизни и деятельности
В.И.Ленина, богатое научно-педагогическое наследие И.Я.Яковлева, прогрессивные
педагогические идеи и опыт народов нашей Отчизны, а также крупные ученые нашей
страны. Это были выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский, Н.К.Гончаров,
Н.А.Константинов, Ф.Ф.Королев, члены-корреспонденты АПН СССР И.Т.Огородников,
Б.П.Есипов, Н.И.Болдырев и многие другие. Именно они и их высочайший гуманизм
впоследствии стали нераздельными спутниками в научно-педагогической и
общественной деятельности Г.Н.Волкова.
Геннадий Никандрович всегда живо, оперативно,
по-деловому, по-партийному отзывается на все важнейшие события в жизни страны —
съезд ли партии, перестройка или реформа школы, принимая самое активное участие
в выполнении задач государственного значения.
Большой вклад внес Г.Н.Волков в подготовку
национальных кадров. Все современные чувашские ученые — педагоги так или иначе
являются учениками профессора Волкова: или были его студентами, аспирантами, или
пользовались его советами при подготовке научных трудов.
Сколько сил отдано установлению правды в
отношении к И.Я.Яковлеву! В современном яковлеведении безоговорочно,
безраздельно восторжествовала научная концепция Г.Н.Волкова. В настоящее время
многие авторы только комментируют и иллюстрируют новыми фактами принципиально
концептуальные положения Геннадия Никандровича. В названии одной из его книг
И.Я.Яковлев назван народным педагогом, в содержании книги основательно доказана
эта народность, и это имело в последующем огромное значение не только для
истории культуры, но и всей истории чувашского народа.
Хузангай, в свое время монографию по
этнопедагогике назвавший энциклопедией духовно-нравственной жизни чувашского
народа, отметил в 1968 г.: «У нас многие исследователи низводят Ивана Яковлевича
до своего уровня, а Г.Н.Волков возвышается к нему».
Символично стихотворное посвящение Хузангая
Г.Н.Волкову, по сути являющегося духовным завещанием великого поэта: через год
его не стало. В стихотворении вера в будущее родного народа выражена через
любовь к сыну народа. Убежденно говорит поэт о своей безграничной вере в
творческие потенциалы педагога, в неповторимо новаторский, революционный
характер его деятельности. Между прочим, за десять лет с лишним до этого друг
Хузангая поэт Василий Митта в дневнике тоже записал очень сходную мысль о вере в
славное будущее молодого педагога.
В.А.Сухомлинский, отдавая свою рецензию на
«Чувашскую народную педагогику» редактору «Радяньска освита», сказал ему: «У
чуваш есть не только космонавт, но и педагог...». И это подтверждается прямо и
косвенно многими высказываниями В.А.Сухомлинского.
Жизненный и творческий путь советского
ученого-педагога, коммуниста Волкова Г.Н. — это путь советского гражданина,
учителя, внесшего практический и теоретический вклад в дело подготовки
педагогических кадров и создавшего одну из важнейших отраслей науки —
этнопедагогику. Как человек скромный, сам он предпочитает говорить и писать о
подвигах других, а свои успехи разделяет с родным народом: «Все написанное мною
взято у народа». Его первым, самым внимательным и доброжелательным читателем и
критиком всегда была Александра Дмитриевна Волкова — преданный друг к жена,
безвременно ушедшая из жизни. Перечитывая его рукописи, не перестаешь удивляться
многочисленным исправлениям, внесенным ее рукой не только в русских, но и в
чувашских текстах,
За плечами Геннадия Никандровича Волкова сорок
лет педагогической службы и почти каждодневно лекции, публичные доклады, беседы,
уроки. Самое малое пятьсот встреч со слушателями в год. Двадцать тысяч устных
выступлений. В классе 30 учеников, а в аудитории 200 студентов, а в зале —
400-500 и более ученых, учителей, родителей. Если принять за среднее
арифметическое 100 слушателей, то самое малое он разговаривал с двумя
миллионами. И каждая встреча с ним — это радость общения с настоящим педагогом.
Путь, который прошел в своей трудовой
деятельности профессор Г.Н.Волков — широкообразованный ученый, писатель, опытный
педагог, вырастивший много учителей и активно выращивающий педагогические кадры,
является для молодых ученых, учителей и студентов примером беззаветного служения
Родине и народу.
И каждый день его — неустанное стремление вперед,
вечное горение. Впереди новые замыслы и свершения.
|