Духовность русской литературы.

 

автор: Дарья Арутюнова.
"Спасем Российскую школу".

 

 

Духовно-нравственное воспитание в православной школе имеет своей целью, прежде всего, формирование православного мировоззрения учащихся, их воцерковление. В наше непростое время педагогу предстоит довольно сложная работа - не только объяснить, "что такое хорошо и что такое плохо", но и научить ребенка жить по-христиански, "со-трудничать" с ним в деле его духовного становления. Процесс воцерковления маленького человека ни в коем случае не может быть насильственным. Ребенок, незаметно руководимый взрослым, сам способен понять, как необходимо строить ему свою жизнь, чтобы потом не было "мучительно больно за безцельно прожитые годы". Каждый, наверное, еще в детстве задавал себе вопрос: "Как стать счастливым? В чем оно, счастье?" Позже возникает вопрос: "Для чего я живу?" Современный мир давно приготовил ответы на эти вопросы и услужливо, а порой и навязчиво, предлагает их с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов. Деньги, сила, власть - вот приоритеты современного общества.

Что мы противопоставим золотой лихорадке, боевикам, насилию? Чем можем помочь юному созданию, впервые задумавшемуся над смыслом собственной жизни? Именно учитель-словесник может быть здесь полезным. Ибо наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение "вечных" вопросов. Русская литература во все времена видела свою задачу в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Русский писатель всегда воспринимал свое служение, как пророческое.

"Раскройте любую из 50-ти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы в веселой толпе детей, у Бальзака - замок с титулом пэра и миллионами… Чего хотят там люди? Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? - Никто. Ни один". Эти слова Стефана Цвейга можно с полным правом отнести и к другим произведениям русской литературы. Отличие ее, прежде всего, в том, что это литература православная. И если мы попытаемся подойти к анализу произведений русских писателей именно с этой стороны, наверное, не ошибемся. Задачу свою мы видим в том, чтобы, говоря о художественно-эстетической ценности и уникальности произведений русской классики, дать им и нравственное приложение, попытаться найти на уроках тот духовный ориентир, который, подобно спасательному жилету, удержит наших детей в бурных волнах житейского моря.

Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы, сюжетом которой, по точному замечанию Д.С. Лихачева, является мировая история, а темой - смысл человеческой жизни.

Знакомясь со всеми ее жанрами, представленными в школьной программе, особое внимание мы уделяем жанру агиографии. Жития святых во все времена были любимым чтением русского человека. Произведения этого жанра дают нам образец правильной (т.е. праведной) жизни, повествуя о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают нас в том, что праведно жить может каждый человек. Героями житий стали самые разные люди: монахи, крестьяне, горожане и князья. На уроках мы выделяем 2 типа житий - монашеские и княжеские. Примером первого типа могут служить жития преподобных Феодосия Киево-Печерского и Сергия Радонежского. На этих уроках мы обычно вспоминаем евангельскую притчу о талантах: как приумножили преподобные отцы "талант", данный им Богом? Учителю необходимо постоянно повторять мысль, что любой житийный герой - это нравственный образец человека Древней Руси. Уместно будет провести параллели и с нашим временем: какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них идеалом и что составляет предмет стремления совершенного человека. Кто он, современный герой? Возможности для бесед по нравственному воспитанию поистине неисчерпаемые.

Разговор о Преподобном Сергии можно окончить уроком, на котором совершить заочную экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру. Полезно будет вспомнить имена учеников Преподобного, основавших святые обители во всех концах земли Русской. Тема ученичества, духовного преемства, научения добрым опытом личной жизни, любовью будет основной на этом уроке. Необходимо подчеркнуть связь духовного подвига Преподобного Сергия с возрождением Руси в наше время.

В 7-8 классе ребята знакомятся с княжескими житиями (например, святого благоверного князя Александра Невского, святых Бориса и Глеба, святых Петра и Февронии Муромских). Святой благоверный князь предстает перед нами как защитник земли Русской и веры православной. Нужно подчеркнуть на этих уроках духовный смысл княжеского служения, попросить ребят прокомментировать слова пророка Исайи, сказанные им от имени Господа: "Князей Я ставлю, священны ибо они, и я их веду".

Разговор о Петре и Февронии в классе мы обычно начинаем с выяснения того, за что прославлены Богом эти святые. Святые Петр и Феврония - пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу. Именно на этом мы делаем акцент при изучении "Повести…"

Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей древнерусской, ибо тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Именно это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, "в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры".

Религиозность литературы нашей проявляется не только в обращенности писателей к библейским сюжетам. Они смотрели на события, характеры, стремления людей с точки зрения евангельской истины, что и проявилось, конечно, в их творчестве.

Именно для Православия характерно пристальное внимание человека к своему духовному миру. Человек изначально создан Творцом свободным, но он и несет ответственность за свои поступки. И если человек по своей воле впадает в грех, то, чтобы обрести внутреннее спокойствие, утраченную гармонию душевных сил (ведь мы знаем из той же классической литературы, что за преступлением всегда следует наказание), он должен изжить свой грех покаянием и напряженной духовной работой. Анализируя произведения русской литературы, учитель может пользоваться религиозными нравственными категориями, привлекать то духовное наследие, которое содержат в себе творения святых отцов.

Так, например, универсальной "формулой" для анализа образов "лишних людей", объяснения противоречий их характеров, их внутренней дисгармонии могло бы стать изречение преподобного Исаака Сирина: "Умирись с собой, и умирятся с тобой небо и земля". (То же самое мы могли бы посоветовать и шекспировскому Гамлету). Очень часто вспоминаем мы на уроках и слова преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся". Евангельской моралью стараемся мы поверять свои суждения на уроках. Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале.

Наши программные произведения дают такой материал в большом количестве. Так, например, в 8 классе, познакомив ребят с повестью А.С.Пушкина "Метель", учитель может повести серьезный и вдумчивый разговор о святости Таинства Брака.

Семья, в которой воспитывалась Марья Гавриловна, отличалась той патриархальностью (т.е. стабильностью бытия, нравственностью), о которой мы сейчас лишь со вздохом вспоминаем. Родители, прожившие в дружбе и согласии долгий век, пытались и дочери привить то же благоговейное отношение к семейным обязанностям. На короткое время, повинуясь романтическому порыву, она становится той "блудной дочерью", которых так много знала наша литература. Спасла Машу метель, образ которой символичен. Промысел Божий удерживает человека от безнравственного поступка. Встреча героини с Бурминым, кажется, сулит героям счастье. Однако есть одно "но". Современным школьникам необходимо объяснить, что удерживает Бурмина от признания в любви. Герои воспитаны на христианской морали, и Таинство Брака, как бы нечаянно ни совершившееся, свято для них. И это непреодолимое препятствие для следующего вступления в брак, ибо "что Бог сочетал, человек да не разлучит". (МФ. 19,6). Мы еще возвращаемся к этому разговору, разбирая "Песню про купца Калашникова" Лермонтова.

Уже в 7-8 классах на уроках-диспутах ребята поставлены перед необходимостью решать вопросы нравственного порядка. При изучении "Песни про купца Калашникова" Лермонтова - "Сильный или слабый человек Кирибеевич? Оттолкнувшись от слов Белинского, "какая сильная, могучая натура…", семиклассники строят свое рассуждение, в чем истинная сила характера: в страстях, влекущих человека за собою в грех, или в духовной стойкости, побеждающей страстные порывы? При изучении повести "Тарас Бульба" Гоголя - "Прав ли Тарас, убивая своего сына?" Ответы можно услышать самые разные, но важно здесь то, что, решая непростые для себя вопросы, ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в Евангелии.

Как мы уже говорили, русская литература - это явление особого порядка, и только в ней мог появиться герой, который, обладая в избытке всеми материальными благами, все же сказал:

- Ах, Создатель! Я молод, жизнь во мне крепка. Чего мне ждать? Тоска, тоска!

Чего ждать от жизни? Зачем жить? - проблема по сути своей религиозная, но в современном литературоведении и, следовательно, в школьной практике, она осмысливается по-иному. Называются социальные, политические, житейско-бытовые причины появления "лишних людей". Тот набор банальных частных идей, которыми объясняют данное явление в школе, никак не может быть признан удовлетворительным. И проблема остается нерешенной.

"Дар напрасный, дар случайный", - иначе не может решить эту проблему атеистический разум. Ибо, если не создан я Творцом для вечности, а всего лишь случайно появился на свет в результате игры бездушных стихий, для чего и жить мне?

И ни активная общественная деятельность (вспомним Рудина, Базарова), ни научное мировоззрение (вспомним Бельтова, героя чеховского рассказа "Скучная история", выдающегося ученого) не дают удовлетворительного ответа на вопрос: "Для чего я живу?" Все подобные изыскания просто безсмысленны перед базаровским "лопухом": "ну, будет он (т.е. мужик) в белой избе жить, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?"

Цель и смысл жизни открываются лишь человеку, одухотворенному Высшим Началом, человеку, устремленному в вечность. Эта истина давно возвещена нам, но мы затыкаем уши, не желая слышать о ней еще раз. В том-то и смысл пророческого служения нашей литературы: напоминать нам постоянно, "что есть истина", помогать нам в ее постижении, в этом нелегком духовном делании, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению "вечных" проблем, предостеречь от неправильных путей.

Задача учителя на уроках - сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы - это значит уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.