Духовность как ответственность. От осознания к действиям.

 

автор: Игумен Евмений (Перистый)
      12 Января 2006, 15:44

 

 

Воля Божия и человеческая ответственность

 

Если цель жизни христианина состоит в поиске Бога, в приближении к Нему, в богоуподоблении, то без обретения человеком ответственности за ее достижение любое движение в этом направлении теряет смысл. В Священном Писании Бог являет Себя как Личность в высшей степени ответственная за Себя и Свое творение.

«Вера, доверие ставит вопрос об ответственности того, кому доверяют. Редко, однако, говорят об ответственности Бога перед сотворенным Им миром; вместе с тем, это основная трудность, какую встречают не только неверующие, но, порой, и верующие. Какое положение занимает Бог по отношению к миру, который Он создал — непрошено, без участия этого мира — и который находится в течение тысячелетий в таком трагическом, порой, мучительном состоянии? Неужели все сводится к тому, что Бог односторонним действием Своей воли вызвал к бытию целое мироздание и когда-то потом встретится с ним снова лицом к лицу уже не как Творец, а как Судья? Где же правда, где же справедливость? Где лежит возможность для мироздания себя осуществить как бы перед лицом строгого, сурового Бога и в отсутствие Его? На эту тему мне хочется сказать несколько слов.

Во-первых, нечто о творении. Бог действительно для верующего является Творцом мира. Но акт творения не так прост, как кажется. Он не заключается в том,

что всемогущий Бог решает почему-то, по непонятным для нас причинам, создать целый мир и затем следить за его развитием и ожидать момента последнего суда. Это выглядит почти как эксперимент: что получится? Однако это не так. В основе творческого акта Божия нечто гораздо большее. Бог создает этот мир; и одновременно призывает его к такой полноте бытия, которая заключается в том, чтобы все разделить с Богом, участвовать в Его вечности, в Его жизни; как апостолы говорят в своих посланиях, цель мироздания — для человека стать участником самой Божественной природы (2Пет. 1, 4), а для мира дойти до такого состояния, когда Бог будет все во всем (1Кор. 15, 28), то есть как тепло, как огонь проникает все и делает мир участником вечной жизни. Это — в основе; человек призван к тому, чтобы стать участником жизни Божией; и Бог, творя человека, Себя отдает. Он не только вызывает к жизни какое-то жалкое существо, которое будет от Него зависеть; Он вызывает к бытию существо, которое будет стоять лицом к лицу с Ним, полноправно; которое лицом к лицу будет с Ним общаться. Но ведь общение в каком-то отношении значит самоограничение; творя человека, творя мир, Бог ставит перед Самим Собой собеседника, которого Он должен принять, каков он есть и каким он себя сделает свободной своей волей. В этом, со стороны Бога, акт истинной любви и очень редкой в нашем опыте справедливости.

Ибо справедливость не является тем, чем мы часто ее считаем, как мы ее часто видим: способностью распределять или правом награждать и наказывать. Справедливость начинается в тот момент, когда мы с риском, с опасностью иногда для нашей жизни, при ограничении нашего бытия соглашаемся на существование, на динамическое становление другой личности. И признаем за ней право быть собой, а не только отражением нашей жизни. Таков творческий акт со стороны Бога. Бог нас вызывает в бытие, ставит нас перед собой и предлагает все, что Он есть, все, что у Него есть, разделить с нами; в нашей власти — принять или отказать. Со стороны Божией это готовность до конца Себя отдать нам. Бог нас творит не актом простой воли, Он нас творит в акте глубочайшей самоотдающейся, самоотверженной любви. Отношения между тварью и Богом начинаются с любви... Он нас вызывает быть самими собой лицом к лицу перед Ним.

Господь с полной ответственностью сообщает нам о том, что Он думает, чувствует, о чем печется, что допустимо, а что недопустимо с Его точки зрения, что Ему нравится, что нет. Он определяет Себя как Существо отдельное от акта Своего творения и от нас. Он сообщает нам, что Он — Любовь, Истина, Путь, Жизнь, Свет.

Христиане призваны к уподоблению Христу, обретению Его нрава, обретению тех же свойств, которые имеет Господь. «С моей христианской точки зрения мне Бог представляется именно не безответственным Богом, Который человека создал, одарил его этой ужасной свободой, которая может все разорить и все разрушить, а потом — употребляя образы Ивана Карамазова — "ждет" где-то в конце времен момента, когда Он его будет судить и засудит за то, что человек не так пользовался данной ему свободой. Таким Бог мне не представляется. Мне представляется Бог ответственный Бог, Который создал человека и жизнь, но Который не только ждет в конце момента итогов. И самый предел этой ответственности, которую Бог берет за жизнь и за Свои поступки, за Свой творческий акт, — это Воплощение, то, что Бог делается человеком, входит в историю и до конца погружается в ее трагизм, и где-то разрешает этот трагизм»

Человек создан по образу и подобию Божию, но Божественный образ затемнен у него грехом. Ответственность, наряду с такими Божественными свойствами как простота, любовь, доброта, была изначально заложена Богом в естество человека. Ослушание и последовавшее грехопадение — безответственный по отношению к себе самому поступок первого человека, груз которого мы несем в веках, передавая это наследство последующим поколениям.

Чувство ответственности, вложенное в природу человека Богом, исказилось грехом. Господь наш, Бог Всемогущий и Любящий Отец, явил образец полноты ответственности. Создавая человека свободным, Бог по всеведению Своему знал, что эта свобода может быть использована человеком во зло себе же самому. И поэтому к созданию свободного человека Господь отнесся очень ответственно. Еще до сотворения мира в Предвечном Совете было принято решение о ниспослании Единородного Сына Божия для искупления человека, которого Он наделил такими уподобляющими Самому Богу свойствами, как разум и свобода.

В ниспослании Единородного Сына для искупления человечества видится великая Божественная ответственность за Свое творение, за человека, который не смог использовать божественный: дар свободы себе во благо.

 

Ответственность — проявление веры

 

Профессор И.А. Ильин считает, что в связи с умалением чувства духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось и чувство ответственности. Это чувство есть вернейший признак духовности. Человек, умеющий трепетно и благоговейно предстоять, сумевший утвердить свое духовное достоинство через жажду священного и познавший радость верного ранга, уже научился чувству ответственности и вступил в сферу религиозного опыта, совершенно независимо от того, принял ли он какой-либо догмат или остался с протянутой и пустой рукой.

Чувство ответственности принадлежит к первичным, аксиоматическим проявлениям духовности и религиозности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершенное. Религиозно-предстоящий человек сознает в себе эту духовную энергию и чувствует ее связь с высшим, священным планом бытия. Вступление в этот план, приобщение к нему и к его реальностям — обостряет в человеке трепетное чувство своего недостоинства-достоинства и вызывает в его душе то благоговейное осторожно-совестливое внимание, о котором когда-то писал применительно к религии Цицерон. Приобщаясь к высшему, человек испытывает повышенное чувство ответственности. Именно поэтому религиозность всегда была настоящим источником этого духовного самочувствия, без которого на земле невозможна никакая добродетель, никакая культура и никакая государственность.

Без чувства ответственности невозможен и самый религиозный опыт. Вступая в сферу Божественного, человеку естественно собирать свои силы и относиться критически к своим слабостям, неумениям и неспособностям: он становится благоговеен, а потому осторожен и совестлив, может быть, даже до робости; он боится не увидеть, не постигнуть, стать помехой, исказить. Он взыскивает с себя, помнит свою малость и величие своего Предмета; и все это выражается в повышенном чувстве ответственности».

Безответственность — это отпадение от одного из свойств Божиих, от образца нравственности, преподанного нам Богом, — от нрава Христова. Вышеизложенное дает нам основание утверждать, что безответственность есть грех, состоящий в утрате чувства духовной и религиозной очевидности, в котором необходимо каяться пред Богом так же, как и во всех остальных грехах.

 

Ответственность как добродетель

 

Итак, ответственность — это добродетель, безответственность — это грех. Но что такое ответственность, и как определить безответственность? Где, в чем критерий их различения? Современный мир болен параличом безответственности, хотя это слово нередко приходится слышать из уст тех же безответственных людей. Этимология слова «ответственность» проста и ясна. Быть ответственным означает отвечать за порученное и исполненное, сполна рассчитываться за совершенное, уметь расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное, то есть отвечать за свои слова, обещания, поступки.

Быть ответственным означает также отвечать за последствия всех своих решений, своих действий, слов и реакций. Я специально подчеркнул "своих", а не решений, действий, слов и реакций других людей! Это означает, что мы не несем ответственности за внешние, не зависящие от нас события, за то, что другие делают или говорят нам. Мы не должны отвечать за автомобильную катастрофу или за пожар в нашем доме, случившиеся не по нашей вине, зато несомненно несем ответственность за свою реакцию на эти события. Наша реакция на какое–либо событие влечет за собой ряд действий, и они могут быть весьма различными в зависимости от характера реакции.

Все, что с нами происходит, допускается Богом для того, чтобы помочь нам взять на себя ответственность за собственную жизнь, то есть отвечать за последствия каждого сделанного нами выбора.

Интересна этимология английского слова responsibility — «ответственность». Re означает «возвращение к оригиналу, источнику» Второй слог spons созвучен со словом «спонсор»: тот, кто обязуется обеспечивать, оказывать поддержку и защиту. Третий, ibility, созвучный с ability, означает: «умение, способность, дарование».

Если мы сложим все три части этого слова, то получим очень интересное определение слова ответственность — «возвращение дарования, дарованного вам, источнику». А на языке Евангелия это означает отчетность относительно использования своих способностей и талантов перед Давшим вам эти дарования. Быть ответственным — значит быть в состоянии дать Богу наилучший ответ о нашей жизни.

Как определить, насколько ответственен конкретный человек? По каким критериям можно выделить ответственного человека из общей массы безответственных людей? — По его отношению к выполнению возложенных на него обязанностей. Если человеку поручается какое-то конкретное дело, а он это дело или не доводит до конца, или делает очень халтурно, или перепоручает кому-то, когда ему стало тяжело или просто «надоело», или создает видимость делания, но со временем, иногда очень поздно, обнаруживается, что в принципе дело-то он завалил, — значит, это человек безответственный. Когда Бог дает человеку зерно, Он хочет, чтобы человек вырастил лес, а не вернул ему это зерно обратно. И для этой цели Он вложил в каждого из нас определенные таланты и способности. Притча о талантах (Мф. 25, 14-17) показывает, что Бог — источник наших талантов, даров и способностей. Это Он дает нам наши мечты и указывает наше предназначение. Показывая нам наши цели, Он не хочет, чтобы мы вернули их Ему в том же виде. Он хочет, чтобы мы развивали и использовали способности, которые вложены Им в наше сердце и наш разум. Как сказал один современный богослов в контексте этой притчи: «Даруя нам таланты, Господин хочет, чтобы мы обогатили Его», т.е., преумножая таланты, мы делаем богаче Самого Бога.

Но талантливого человека подстерегают и другие ловушки. В наши дни можно встретить талантливых, одаренных, по-своему удачных и успешных людей, способных многое сделать для других, для общества, и при этом ставящих себя выше других, требующих для себя каких-то особых условий. Эти люди, сознавая свою исключительность, позволяют себе опаздывать на работу, на встречу, и при этом они всегда находят себе оправдания. Есть люди, считающие себя очень верующими, духовными, и при этом совершенно небрежно относящиеся к своим повседневным христианским обязанностям.

Безответственность проявляется в мелочах. Если человек легко поддается на уговоры оставить работу и пойти пообедать, не дожидаясь обеденного перерыва, он заражен духом безответственности. Если рабочий день начался, а человек уже мечтает о чашке кофе или чая,— у него неправильное устроение души. Если вместо того, чтобы работать, он сидит и читает газеты, его разумом завладел дух безответственности.

Приведем еще пример безответственности — люди, которые очень легко чем-то увлекаются, втягивают в это дело других, а потом бросают начатое, оправдывая себя тем, что продолжать дальше им неинтересно.

Ответственным будет любое поведение, которое совершается сознательно и свободно. Поэтому ответственный человек — тот, кто способен ответить за свой поступок, то есть дать объяснение тому, что он совершил. Мы называем ответственным человека, который в своих действиях учитывает не только свои ценности, но и уважает ценности других людей, кто может ответить за последствия совершаемого им.

Некоторые наши современники уверенно говорят: "Я отвечаю только перед самим собой". Однако христианин несет ответственность не только перед собой, но и перед ближними, и перед Богом. Перед Ним мы должны ответить за те решения, которые мы принимаем, за исполнение жизненного предназначения, возложенного Творцом на каждого из нас.

Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи — все это – следствия утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Вследствие безответственности разрушается его связь с окружающим миром и людьми, обескровливается само содержание жизни в обществе. Самое печальное, что у безответственного человека не хватает смелости и мужества осознать свою безответственность.

Именно те люди, которые очень глубоко поражены болезнью безответственности, читая эти строки, по всей видимости, думают, что это все пишется и говорится совсем не про них и не для них. Возможно, они даже «мотают на ус», какими словами они будут «лечить» от безответственности своих «безответственных» ближних... Но все это — именно про нас с вами, дорогой читатель! «Врач! исцели самого себя» (Лук. 4, 23).

Вспомните вашу жизнь и огромное количество ситуаций, когда вам что-то поручалось: то ли вашим духовником, то ли начальником на работе, то ли в семье.

А, может быть, кто-то обратился к вам за помощью, или, может быть, жена попросила вас что-то купить по дороге домой... Как вы отнеслись к этим просьбам? Возможно, вы не раз слышали в ответ на свои просьбы:

— Прости, мне некогда...

– Ой, прости, я забыл!

Поиск причин, ответов на вопрос: «почему» не было исполнено то или иное порученное дело, и есть оправдание вашей безответственности. Ответственный человек помнит памятью своего сердца человеческую нужду и всем своим существом устремлен на то, чтобы ее покрыть, чтобы послужить ближнему своему.

Ответственность за нашу жизнь мы никогда и ни на кого не можем переложить — ни на врачей, ни на адвокатов, ни на батюшек. Они могут нам помочь лишь как консультанты в определенных сферах нашей жизни. Отвечаем же за свою жизнь мы сами. Никогда не следует уповать на то, что найдется некая вышестоящая земная инстанция, у порога которой наша ответственность заканчивается. Здоровы ли мы, выиграли ли судебный процесс, в порядке ли наши финансовые дела — все это зона нашей ответственности. Специалисты из различных областей нам помогут, но хозяева нашей жизни — мы сами, поскольку Бог доверил прожить ее нам, а не кому–то другому.

Человеку очень важно брать ответственность и за свои достижения. Иногда люди готовы принять на себя ответственность за неудачу, не сваливая при этом вину ни на какие обстоятельства, но не принимают никакой ответственности за свои успехи, не осознают то полезное и ценное, чего удалось достигнуть.

 

Острота проблемы

 

В пастырском душепопечении осознанию ответственности придается огромное значение. Поскольку показатель человеческой безответственности сегодня достаточно высок, современный духовник должен сделать особый акцент именно на принятии его духовными чадами ответственности за свою жизнь, за свои мысли и действия, должен объяснить и донести до своих чад понимание того, что Бог вручил каждому человеку ответственность за его жизнь, а для этого одарил разумом, сердцем, волей, свободой выбора. Господь может привести в действие наш разум, но только от нас зависит, приведем ли мы в движение нашу волю.

Вот что думает по поводу пастырской ответственности за окормляемых священник Владимир Лапшин: «В современном пастырстве существуют два подхода к духовному руководству. Одни пастыри считают, что они должны полностью принять на себя ответственность за жизнь своих подопечных, думать за них, решать за них, любой ценой навязывать свои решения, требовать безукоризненного послушания этим решениям. Таких пастырей находят миряне, которые считают, что им не надо думать, не надо ни за что отвечать, что они должны "все делать по указанию батюшки". Существует и другой подход, при котором считается, что духовный руководитель, пастырь, считает своей первейшей обязанностью научить своих пасомых отвечать за свои поступки, отвечать за свою жизнь, принимать правильные решения, может быть, путем проб и ошибок, получая при этом полезный опыт. Такой духовный руководитель относится к своим духовным детям не как к недорослям, но как ко взрослым людям, которые должны научиться духовной жизни на собственном опыте».

Почему именно сегодня проблема ответственности встала так остро? В традиционных культурах существовали определенные рамки, сдерживающие нездоровые греховные проявления человеческой природы. Эти рамки касались социально-значимых ролей, вопросов жизненного выбора, договора, дружбы, любви, вопросов пола и др. Если дружба существовала, то ее понимание не размывалось; если дружба, то — верность, взаимопомощь до смерти: «Сам погибай, а товарища выручай». Если происходил выбор профессии, то человек хранил верность избранному пути, и только в самом крайнем случае, глубоко переосмыслив, ответственно (опять же!) избирал иной путь.

Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода — внешние рамки, в которых возможно прорастать росткам ответственности в современном обществе, полностью разрушены.

Безответственность во всех областях человеческой жизни постыдна и отвратительна. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и церковной жизни.

В современной семейной жизни встреча двух людей, которые дорожат отношениями, умеют их хранить от бурь и невзгод, воистину несказанная радость! Чаще всего к созиданию семьи люди идут совершенно безответственным образом, идут через так называемый "гражданский брак": отношения между мужчиной и женщиной, в которых ни один из них не берет ответственности за последствия этих отношений. Сегодня пожили, а потом разошлись. Не понравилось — разъехались. Если же человек берет ответственность за свою жизнь, за жизнь другого, тогда не возникнет желания экспериментировать. Любовь умеет ждать, «ибо крепка, как смерть, любовь» (Песнь песней, 8, 6).

Сегодня редко можно повстречать семью, где родители в присутствии детей воздерживаются от выяснения взаимоотношений друг с другом на повышенных тонах. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией матерной брани, пьянства, скандалов родителей в присутствии детей. Мало кого сегодня удивит очередной рассказ о том, как сын поднял руку на свою мать или избил отца до кровоподтеков.

В учебных учреждениях разрушен авторитет учителя в глазах студентов и учащихся: последние позволяют себе в присутствии учителей вульгарные выражения... Безрамочность жизни современной школы. – предтеча безответственности в жизни взрослой.

Безответственность — это не только проблема мира, который лежит во зле. Дух безответственности бесчинствует сегодня и в церковной жизни, о чем говорить особенно больно. «Неприличен безответственный ученый: он является болтуном или торговцем истиной. Преступен безответственный воспитатель. Жалок и ядовит безответственный художник. Безответственный политик должен почести наказание. Но безответственность в области религии, где люди не имеют, в сущности говоря, прочных критериев и где живое благоговение должно бы вечно питать заботу о трезвении и очищении, является грехом непростимьии, грехом "против Духа". Нигде беспочвенные фантазеры и болтуны не приносят такого вреда, как в религии: здесь они компрометируют не столько самих себя, сколько ту сферу духа, в которой они якобы пребывают», — пишет проф. И.А. Ильин.

В этом случае человек компрометирует не только себя, он дискредитирует саму веру.

Слова великого русского мыслителя как никогда актуальны в наши дни. В современных монастырях сегодня, например, допустимо, приняв монашеский постриг, по какой-то причине (не поладил с начальством, «разонравилось», плохой климат) уйти из монастыря, освободить самого себя от данных пред Алтарем монашеских обетов.

Быть безответственным — значит быть непостоянным, переменчивым, неверным. Безответственные люди могут быть взбалмошными, беспечными, опрометчивыми, ненадежными, нестабильными, небрежными. Они ненадежны и непредсказуемы. Не потому ли Апостол Павел советует Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1Тим. 5, 22).

 

Перед кем и за что человек несет ответственность?

 

Одним из признаков безответственности является отсутствие у человека понимания необходимости отчитываться перед кем бы то ни было за свои поступки, неспособность адекватно и конструктивно реагировать на критику и замечания.

Итак, перед кем же человек несет ответственность? В первую очередь, — перед самим собой. За то, что отказался от выполнения порученного дела, от взятых на себя обязательств, за то, что преступил черту духовного закона, заповедей Божиих, оказавшись за пределами им же самим сознательно и добровольно принятых моральных, нравственных, духовных норм. Как правило, после преступления этой черты мало у кого обретается мужество, раскаявшись, вернуться обратно, «Единожды солгав, приходится лукавить, и, истину предав, приходится молчать...». Предательство — логический итог безответственности. В душевную природу человека Богом изначально вложено зерно ответственности.

Когда совершен грех, совесть начинает требовать ответа, сигнализировать о том, что нарушен закон правды. Греховное естество человека пытается уговорить совесть или заставить ее замолчать. Каждый из нас по собственному опыту знает, как часто один грех влечет за собой массу других. Чем больше безответственности в нашей жизни, тем чаще голос нашей совести молчит. Совершив неблаговидный поступок, мы пытаемся его скрыть, порой от самих себя, тем самым умножая грех. Очень часто эта ложь заходит так далеко, что нарушается цельность личности. Раздвоение приобретает болезненные черты, что нередко проявляется вовне в душевном или даже физическом заболевании, о чем мы подробнее расскажем далее.

Человек несет ответственность перед близкими людьми за неоказанную помощь и неуслышанные просьбы. Есть люди, которые не решаются, не дерзают, не могут в силу своей скромности (или, может быть, ложной скромности; может быть, уже имея печальный опыт обращения к нам со своими нуждами) попросить о том, в чем нуждаются. Чутки ли мы? Готовы ли мы услышать просьбы или душевные движения других?

Мы несем ответственность за то, как мы общаемся с людьми, насколько им комфортно с нами. Только любящий человек может видеть в любимом красоту Богозданного образа, вложенного в него Создателем. Многие люди нравственно, духовно и интеллектуально возрастали лишь благодаря тому, что кто-то верил в них, благодаря тому, что у них был учитель, наставник или духовник, который видел в них то, на что они потенциально способны и даровал им этот аванс веры. Многие ли, сполна использовав этот аванс, оправдали ожидания?

Мы несем ответственность за неверие в собственных детей, которое может разрушить близкого нам человека, закрепить его малоадаптивность, неумелость, неловкость. Это выражается в утверждениях, наподобие: «Вечно у тебя ничего не получается», «Вырастешь алкоголиком, как твой папочка!», «Безрукий», «С такими отметками из тебя ничего не выйдет!», «Какой дуре нужен будет такой муж, как ты?». Как часто родители, сами того не осознавая, губят собственных детей, превращая их в беспомощных марионеток родительской воли, которых и по достижении совершеннолетия трудно назвать взрослыми. Выросшие под властной родительской пятой дети рискуют пожизненно остаться ни на что не способными. Не доверяя детям, контролируя каждый их шаг, постоянно вмешиваясь в их дела, они выращивают детей слишком зависимыми от мамы с папой.

Нередко от мамы можно услышать возражение:

– Но я же должна его воспитывать, я же должна его контролировать!

Милые мамы, вы хотите, чтобы ваши дети уважали вас? Постепенно передавайте им ответственность за их жизнь. Контроль вызывает только сопротивление, то есть реакцию, противоположную той, которую вы хотели бы видеть. Вы должны научить детей быть ответственными. Не надо им приказывать. Дайте им возможность быть самостоятельными, сами же делайте то, чего не могут сделать они. И ваш авторитет, и нравственное влияние возрастут.

Чем старше становится ребенок, тем большую ответственность следует делегировать ему. Воспитание ни в коем случае не должно быть навязыванием детям взрослого видения мира, нашего понимания, наших жизненных установок. Задача родителя — помочь раскрыться неповторимому и уникальному цветку — душе ребенка. И если родители смогут педагогически грамотно раскрыть перед ребенком свои ценности, поделиться своим пониманием жизни, своим опытом, свидетельствовать им о своей вере, он услышит их, поскольку залогом отношений является взаимная любовь, принятие и уважение.

Постепенно, по мере своего роста и развития, ребенок, развивающийся в гармоничной атмосфере, сможет взять на себя всё больше ответственности. Конечно, он не научится завязывать шнурки, если под рукой всегда есть мама или бабушка, которые делают это вместо него. У школьника нет необходимости самому вспоминать про домашнее задание, если родители, приходя домой, первым делом спрашивают: "Ты уроки сделал?". У подростка не сформируется привычка помогать по дому и заботиться о чистоте своей одежды или комнаты, когда он может рассчитывать в этом на маму. Ведь вы можете бесконечно ворчать на его лень и безалаберность, но всё равно сделаете это за него!

Конечно, вы можете использовать свою хроническую несчастность в попытках изменить его. Если мы достаточно сильно страдаем, окружающие люди делают то, что мы хотим. У каждого из нас есть опыт того, как печаль или гнев на супруга, ребенка, родителя или начальника заставили этого человека изменить свое поведение. Такому шантажу дети учатся у родителей. "Ты заставляешь меня нервничать, когда приходишь домой слишком поздно, а на прошлой неделе из-за тебя я не спала всю ночь", "Мне пришлось краснеть за тебя на родительском собрании", "Мне холодно — надень свитер", "Я так счастлива, когда ты хорошо учишься!". Через подобные реплики и высказывания ребенок понимает, что именно он несет ответственность за родительские чувства. Он волен согласиться с этой мыслью или отбросить ее (или хотя бы пересмотреть ее в старшем возрасте).

И если он когда-то поверил, что действительно обязан отвечать за чувства окружающих, то из него вырастает такой же манипулирующий взрослый.

Нередко родителям бывает проще что-то сделать за детей, кажется, что так будет быстрее и лучше. Но ребенок при этом не получает полезного опыта. К примеру, он не может самостоятельно одеться — и родители начинают его одевать; ребенок не может научиться пользоваться столовыми приборами — и родители начинают кормить его с ложечки. И это может продолжаться довольно долго. Если родители не дорастают до определенного уровня родительской мудрости, то продолжают воспитывать своих детей и в тридцать, и в сорок лет; детей, у которых уже есть собственные дети, продолжая решать за них, думать за них, будучи всегда "на подхвате".

Мы бы ужаснулись, если бы увидели, какой вред нанесли учителя, которые на протяжении нескольких школьных лет не верили в способности своих учеников, запечатывая свое неверие фразами наподобие этих: «Больше, чем на тройку с минусом он не способен», «И эта девочка собралась в институт?». А ведь подобные утверждения откладываются в глубинах души, распространяясь и на другие стороны жизни.

Очень ответственный жизненный шаг: назвать конкретного священника своим духовным отцом, назвать конкретную женщину своей женой, назвать конкретного новорожденного своей дочерью или сыном. Многие ли остаются верны своему выбору? Обстоятельства?.. Иx неверность, нечестность, непорядочность, безответственность?.. — Но как вам это помешало остаться верным, честным, порядочным, ответственным? Ведь это был ваш выбор и ваше слово.

Человек несет ответственность перед окружающим миром, перед природой за то, что он с ней творит. До боли всем знакомая ситуация: пошли в лес, вволю нагулялись, набросали консервных банок, бутылок, пакетов, газет, наскоро затушили костер и ушли. А этот штрих, как рана, как боль, остался. Много ли людей, которые мужественно осознают свою безответственность и в этом поступке?

Наконец, человек несет ответственность перед Господом за разрушение спасительных и благодатных действий Его бережного и мудрого Промысла в своей жизни и в своей душе неосторожными словами, грубыми поступками, нечистыми мыслями, разрушающими не только отношения с Богом, но и внутренний душевный мир. Возникший внутренний конфликт между моим сиюминутным «хочу» и мною же ранее избранными нравственными ценностями становится для верующего человека источником постоянного напряжения. Слишком уж разнятся уровни наших «хочу» и уровни тех высот духовной жизни, к которым призваны ученики Воплотившегося Бога.

Существует ответственность за дела, и сполненные и неисполненные. И отказ от действия — это тоже поступок, при котором необходимо ответственное решение.

Существует ответственность за слова, за все произносимое и творимое словесно.

Существует ответственность за мысли и переживания, происходящие в человеке сознательно или бессознательно, вне зависимости от того, желает человек этого или нет, "потому что, каковы мысли в душе его, таков и он" (Прит. 23, 7). Поэтому мы каемся в согрешениях «вольных и невольных, яже в ведении и неведении».

Все эти поступки, слова, внутренние душевные состояния непрерывно изливаются каждым из нас в мир и возвращаются к нам бедами или удачами, невзгодами или радостями, потерями или находками, в зависимости от их характера.

Когда мы говорим, что несем ответственность за, то, что с нами происходит, то это просто иной способ сказать: мы пожинаем то, что сеем. Если я принимаю решение разбить огород и хочу собрать с него урожай моркови, картофеля и репы, то, соответственно, их я и должен посеять. Если я посею что-то другое, то, разумеется, я соберу другой урожай. Это легко понять, когда говоришь о физических законах, но понятие жатвы применимо и к другим законам, а законы существуют во всех сферах жизни.

Все, что мы бросаем, возвращается к нам. Каждое действие вызывает реакцию, реакция вызывает следующее действие и так далее. Следствие является внешним проявлением внутренней причины. Именно поэтому мы можем постоянно использовать образы внешнего мира для описания и осознания того, что происходит в мире внутреннем.

Большинство людей жалуются на свой плохой урожай и считают, что в этом виноваты внешние факторы. Каждый может сказать себе: "Я несу ответственность за то, что сею, и мне лишь остается ждать урожая". В Священном Писании сказано: «что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). Причем, «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9, 6).

Однако, продолжая эту метафору, хочется отметить, что мы ответственны не только за то, что сеем, но и за то, как заботимся, как возделываем урожай. Если я сею добро, любовь, сострадание, терпимость и ухаживаю за посеянным, поливаю, удобряю, взращиваю, то я это и пожну. Более сознательные люди вслушиваются в себя, и спрашивают: "Нравится ли мне мой урожай?". Если ответ отрицательный, им следует начать сеять иное. Приведу несколько примеров:

* Как правило, родители хотят иметь детей, способных брать на себя ответственность. Но что они сеют? Вместо того чтобы сеять уроки ответственности, они все решают за них сами.

* А что говорить о супруге, которая хочет, чтобы ее муж занимался по дому, а сама тратит свое время на то, что жалуется всем, что он ничего не делает? Постоянно обращая внимание на то, чего он не делает, она, скорее всего, добьется того, что он будет делать это все реже.

* Теперь посмотрим на человека, жалующегося на нехватку любви. Если ему ее не хватает, то почему он ее не сеет? Ему следует лишь предлагать ее без ожиданий всем тем, кто его окружает, и он пожнет ее.

* Люди, стремящиеся жить в изобилии и вечно беспокоящиеся по поводу денег, опасаясь, что им не хватит средств, высказывают свои мысли о нехватке, и именно это они и пожинают.

* Человек, желающий, чтобы его приняли окружающие, но постоянно всех и вся критикующий, сеет не то, что хочет пожать.

* Отец, который бьет своего сына за то, что тот поколотил ребенка соседей, сам пожнет лишь исходящее от своего сына насилие.

Эти примеры иллюстрируют очень распространенные в нашем быту ситуации. Таким образом, следует осознать и наглядно представить себе, как мы пожинаем те или иные ситуации, несчастные случаи и реакции других людей на наши действия. Эта ответственность находится в руках каждого из нас.

 

Ответственность и обязательства

 

Понятие «ответственность» можно еще определить как «моральное обязательство принимать последствия своего выбора». Основная ответственность за личностный рост человека лежит на нем самом: то есть каждый из нас несет ответственность за то, насколько он осуществит свое жизненное предназначение. Таким образом, только мы отвечаем за свои решения, мы же обязаны принимать и последствия своих действий и реакций.

Пока у нас будет оставаться хотя бы малейшее сомнение в том, что это так, мы будем не в состоянии изменить свою жизнь. Чтобы стать достаточно сильным и иметь возможность самостоятельно контролировать свою жизнь, мы должны осознать свою долю ответственности, ответственности за то, чтобы грамотно продумать стратегию своей жизни и доверить Богу совершение того, что от нас не зависит: «Сердие человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16, 9).

Если последствия принятых нами решений не приносят нам счастья, мы можем изменить свои решения. Только мы являемся авторами своей жизни, Господь же готов быть Соавтором, но лишь в случае, если мы пригласим Его участвовать в этом! Полностью осознав это, мы также поймем, что и другие люди сами отвечают за свою жизнь. Не будем же мешать им нести эту ответственность ради их и нашей пользы!

Нарушение физических и других естественных законов ведет к вполне очевидным последствиям. Например, человек выпивает стакан яда, не зная о том, что он пьет яд; острая реакция тела не заставит себя долго ждать. Нарушен естественный закон, действенность которого не меняется от того, верят в него или нет. То же самое происходит и с законом ответственности. Каждый из нас отвечает за себя, за свое существование, свою принадлежность. Ощущение ответственности за действия и чувства других людей может привести к тому, что мы начинаем испытывать неоправданное чувство вины. В результате возникает разочарование, гнев, состояние подавленности — все то, что ведет к страданиям, болезням, саморазрушению.

Любая ситуация, с которой мы сталкиваемся в нашей жизни, предоставляет нам возможность для роста и личностного развития. Нам следует взять на себя ответственность и признать, что мы сами выбрали свое окружение и выбрали его с определенной целью. Иначе у нас возникнет масса проблем с окружающими; мы не будем понимать, почему они доставляют нам столько "неприятностей".

Решение о приходе в семью ребенка автоматически налагает на будущих родителей обязательства. Когда мы устанавливаем те или иные взаимоотношения, обязательства уже заданы. Сейчас я объясню это подробнее.

Мы не отвечаем за счастье окружающих нас людей, будь то друзья, члены семьи или сотрудники. То, за что мы действительно несем ответственность, — это наша реакция на отношение людей к нам. Не зря говорят: "Суди о человеке не по тому, что говорят о нем другие, а по тому, что он говорит о других". Когда окружающие недобры с вами, несдержанны, критичны или, наоборот, проявляют любовь по отношению к вам, это происходит потому, что вы подали им повод быть такими. Другие люди — наше зеркало. Их реакция на нас определяется тем, как мы сами относимся к себе.

Например, кто-то из вашего окружения категорически с вами не соглашается и критикует вас, а вы клеймите его как несговорчивого критикана. А ведь он так настроен по отношению к вам потому, что вы сами не вполне согласны с собой и настроены к себе критически. Этот человек — ваше зеркало, он оказался в вашей жизни для того, чтобы вы осознали собственное отношение к себе. Если вы признаете, что вы действительно слишком критичны по отношению к себе, то "несговорчивые критиканы" перестанут попадаться на вашем жизненном пути.

Изменение отношения к самому себе будет создавать у вас впечатление, что меняются те, кто вас окружает. Все дело в том, что хорошее есть в каждом человеке – видите вы это или нет, зависит от вас. Вы можете контролировать только себя — вам не подвластны другие люди, но подвластно изменение вашего восприятия этих людей.

Обязательства можно определить как данный самому себе обет относительно своей позиции или образа действий. Обязательства могут быть словесными или письменными — они связывают вас с кем-либо, будь то ваш работник, супруг, партнер по работе.

Взять на себя обязательство означает связать себя кем-либо или с чем-либо устным или письменным обещанием. Очень важно помнить о том, что обязательство н может быть взято от имени другого человека. Например, супруга не может принять семейное приглашение, не посоветовавшись с супругом и не получив его согласия.

Родители берут на себя обязательства перед своими детьми, когда принимают решение привести их в этот мир. Эти обязательства влекут за собой обеспечение основных жизненных потребностей, то есть пищи, крова, любви, уважения, поддержки, образования. Это не означает, что родители должны обеспечивать на материальном уровне все, что ребенок пожелает. Все лишнее не является частью основных обязательств.

Если говорить о работе, исполнитель берет на себя обязательства выполнить свои рабочие обязанности, а его работодатель обязуется платить ему зарплату и обеспечивать надлежащие условия для эффективной работы.

Когда человек берет на себя обязательства по отношению к дому, работе или любые другие, например, договорившись с кем-то встретиться в назначенное время, очень важно эти обязательства соблюдать. «Что посеешь, то и пожнешь» (Гал. 6, 7) — один из важных законов, установленных Богом.

Мы не можем освободить себя от ответственности за нашу жизнь, но мы можем с течением времени пересмотреть взятые ранее обязательства. Прежде чем это сделать, необходимо оценить последствия, поскольку они могут стать источником проблем в наших отношениях с другими людьми.

Ожидать чего-либо можно только тогда, когда взяты четкие обязательства. А для этого говорите себе и другим: "Я сделаю", а не: "Я попытаюсь сделать". Четкие обязательства свидетельствуют об уверенности в действии. В противном случае нас ждут недоразумения, отсутствие душевного мира, осложнение отношений с другими людьми.

Это касается и наших взаимоотношений с людьми, с которыми мы живем. Очень важно, чтобы каждый из домочадцев понимал, что на нем лежат обязательства по отношению к другим членам семьи, что он сам должен нести свою ношу. Каждый должен вносить свой вклад в заботу о доме и его содержании. Я бы предложил регулярно собираться всей семьей, чтобы распределить работы по дому и иметь возможность оценить, как они выполняются. Открытое обсуждение ведения домашнего хозяйства обеспечит гармонию и порядок. Это применимо и в семье, и в супружеских отношениях, и по отношению к соседям по комнате. Такие переговоры могут многому научить детей: как по-настоящему вести дом, как взаимодействовать с другими членами семьи, работая вместе, и что делать с последствиями. Прежде чем выбирать себе супруга, работу, вводить в своей жизни те или иные перемены, не спеша проверьте, каковы могут быть последствия этих шагов. Готовы ли вы отвечать за них? Если внутренний ответ положительный, если вы в состоянии отвечать за все последствия, не впадая при этом в панику или болезнь и не требуя, чтобы кто-то другой помог вам перенести тяготы, — тогда действуйте! Если ответ отрицательный, позвольте себе не идти сразу же навстречу своему желанию: ведь вы знаете, что поскольку все на этой планете временное, то, вероятно, и ваше желание преходяще.

Что касается обязательств, то, прежде чем брать на себя таковые, важно осознать свои собственные возможности. Вначале, пока вы еще недостаточно хорошо знаете себя, вам довольно часто придется быть очень внимательным к даче обязательств. Но с приобретением жизненного опыта вы постепенно научитесь более мудро и ответственно выбирать обязательства.

 

Ответственность, обязанности, поручения

 

Господь желает, чтобы мы были результативными, чтобы мы приносили плоды. Плодоношение — наша христианская обязанность. Помните, что говорит Апостол Павел: "Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!" (1Кор. 9, 16). В нашей жизни — нечто подобное. Наверняка все знают, каковы наши христианские обязанности. Это молитва, общение с Господом, Причащение, служение Богу. Без исполнения человеком христианских обязанностей нельзя даже назвать его христианином, обязанности — это то, из чего состоит наша христианская жизнь.

На работе у каждого из нас тоже существуют определенные обязанности. Есть обязанности, о которых вам могут часто и не напоминать, например: на работу нужно приходить вовремя. В обязанности секретаря входят ответы на телефонные звонки, подготовка материалов для директора и т.д., повседневные обязанности.

Но в вашей работе, помимо обязанностей, существует еще кое-что: это поручения. Начальник на работе может подойти к вам и дать какое-то поручение:

— Послушайте, вот вам ответственная задача, которую надо решить...

И вы, естественно, это поручение выполняете. А что такое "поручение" в христианской жизни? Сюда входят конкретные цели и задачи, которые дает нам Господь. Он смотрит, насколько образцово мы исполняем наши обязанности и дает нам те или иные конкретные поручения.

Идеи этой главы взяты из лекции Сергея Филинова "Ответственность как ключевой элемент продвижения к профессионализму и духовности".

И если мы посмотрим на святых людей, людей, которые всей своей жизнью служили Богу, то увидим, что они отличались тем, что исполняли Божьи поручения. Вспомните Авраама. Он не только был праведным человеком, не только выполнял обязанности верующего человека, но исполнял и конкретные Божьи поручения.

Не является ли то, что мы порой пребываем в печали, чувствуем себя «не в своей тарелке», порой не знаем, с чего начать, или осуждаем, живем с чувством вины, следствием того, что мы не исполняем поручений? С христианскими обязанностями у нас нормально: более или менее выполняем. Мы выполняем послушания в церкви, молимся, стараемся не грешить. А как насчет поручений?

Хотите продвигаться в личностном, профессиональном, духовном росте? Мало только исполнять обязанности. Нужно успешно выполнять поручения. Кто же может давать эти поручения? В различных областях нашей жизни поручения мы можем получать от тех, кто имеет над нами власть, кто поставлен над нами, например, начальник по работе, а также те, кто имеет духовный авторитет, кого мы сами поставили над собой, например, духовный руководитель.

Давайте посмотрим, что происходит, когда мы получаем поручения. Если у нас тесные взаимоотношения с Богом, Он будет давать нам поручения, Он будет доверять нам больше. Я бы поставил под вопрос глубину отношений с Господом, если мы живем и не можем сказать, что Господь нам лично в этой жизни поручил сделать, если мы не ждем от Бога конкретного поручения для нас.

"Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу" (Прит. 26, 6). Здесь говорится о том, что давать словесное поручение глупцу — гиблое дело. Вы можете сказать: "Глупцу следует давать только письменное поручение". Мне кажется, отсюда можно сделать еще и такой вывод: мы должны записывать те поручения, которые получаем от нашего Руководства. И если Господь нам что-то открывает, лучше это записывать, чтобы мы не теряли этого из вида, чтобы это всегда было перед нами.

Что может произойти, когда Господь дает нам поручение? Что такое исполнение обязанностей, мы понимаем. А после того как мы получаем поручение, перед нами возникает выбор: воспринимать это поручение как проблему или как задачу. Разница между этими двумя понятиями в том, что проблема требует какого-то усилия, подразумевает некий кризис. Задача имеет оттенок надежды, понимания того, что от нас зависит то, что мы должны сделать. Будет ли то, что поручил нам Господь нашей проблемой или нашей задачей, — зависит только от нашего отношения.

Если мы хотим расти духовно, если мы хотим расти профессионально, то должны быть внимательней к Его поручениям и иметь правильное отношение к ним.

Давайте рассмотрим это на примере Священного Писания. Одним из самых интересных героев Ветхого Завета является Неемия. Итак, давайте вспомним, какое поручение дал Господь Неемии. "В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек, из Иудеи. И спросил я их об уцелевших иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился пред Богом небесным" (Неем. 1, 1-4).

...Многие из нас хотят понять: «Каков Божий Промысел в моей жизни, каково Божье видение моей жизни, каковы Его поручения? На примере Неемии мы видим, что произошло следующее: Неемия находился в престольном городе, и к нему приходят брат с друзьями. Они рассказывают о том, что происходит на его родине. И как только Неемия услышал, что на родине разруха, что стены Иерусалима разрушены, он сел и начал молиться, взывать ко Господу, искать ответа на вопрос, что же ему делать. Он просит прощения за свой народ, он отождествляет себя со своим народом. А далее он возлагает на себя миссию: идти и восстановить стены Иерусалима. Он говорит: "Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима" (Неем. 2, 12). А как он узнал о том, что это Божье поручение? Прежде всего, он услышал сердцем, что есть такая проблема.

Мне очень понравилось определение одного священника относительно того, что есть Божий Промысл. Он сказал: "Если ты хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься".

Что бы вы сделали в этой ситуации? Неемия услышал о нужде, это глубоко затронуло его сердце, и он начал молиться. Он почувствовал: будь он сейчас на том месте, он бы начал с того, что приступил бы к строительству. Будь он в Иерусалиме, он бы созвал всех своих знакомых и начал строить.

Но он находился в Сузах, служил у царя придворным виночерпием. "Было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним" (Неем. 2, 1).

Решение пришло не сразу. Между разговором с братьями и разговором с царем прошло четыре месяца. Я уверен, что на протяжении всех этих четырех месяцев Неемия размышлял над услышанным. Это немалый срок— четыре месяца. Он размышляет об этом, молится об этом, ищет решения. Это занимает время. Не всегда мы сможем найти решение сразу. Но если мы ищем, то найдем те возможности, которые будет открывать Господь. Далее мы видим, что он предстал перед царем. И казалось ему, в нем нет печали. Но сердце его было печально, и царь это заметил.

Бывает, что поручения, которые мы получаем, приносят печаль в сердце, томление духа. Можно сказать, что это то, что нас возмущает, то, что мы не можем нас. Теперь несколько выводов.

Наше отношение влияет на наши действия. И, конечно, действия — на результат.

Давайте посмотрим, каким может быть наше отношение, и как по нашим действиям оценить, правильное у нас было отношение или нет. Действовать можно мудро, а можно — глупо. Что же значит — "действовать мудро", когда есть поручение? — Действовать мудро означает искать помощь и учиться. Неемию не смущал тот факт, что он не строитель. Он начал искать помощь, он начал действовать, он продолжал молиться, он хотел учиться. Он хотел взять ответственность за то поручение, которое получил от Господа.

И в нашей жизни есть такие поручения, которые нам дают на работе или которые мы получаем от Господа. И если мы неуверенно смотрим на них и говорим: "Нет, я этого никогда не сделаю, у меня нет на это способностей, я не смогу ", то надо этому учиться, искать помощи, как это делал Неемия.

Мы сказали, что мудрый человек ищет помощи. У кого нужно ее искать? — Прежде всего у Господа. В немощи Господь дает силу. Потому что когда мы находимся в нужде, то можем взывать к Богу, можем искать его помощи. Можно искать помощь от наших духовных наставников, можно искать помощь у профессионалов, у тех, у кого хорошо получается то дело, которое собираемся делать мы.

...В советских учреждениях бытовало понятие "футбол": вы приходите к одному со справкой или с заявлением, вас посылают к другому, к третьему и так далее. Наша задача — не заниматься "футболом"! Представьте себе вратаря. Представьте, как одиннадцать игроков подбегают к воротам своей команды и начинают футболить в них. Вместо того чтобы команде двигаться вперед, устремляться к воротам противника, она начинает бить по своим воротам. В результате все проигрывают.

Теперь представьте ваше руководство; все, чем оно занимается, это стоит на футбольных воротах и постоянно ловит ваши мячи. Такое руководство малоэффективно. Если вы постоянно отфутболиваете то, .что просят вас сделать, это может стать причиной серьезных конфликтов с вашим руководством, с вашими коллегами. Рано или поздно, ваше руководство заметит это и скажет: — Вообще-то мы хотели, чтобы вы сами решили эту проблему, а не перекладывали ее на нас. Нужно самому начинать решать поставленные задачи. Какой смысл нанимать работника, который хорошо справляется с обязанностями, но когда даешь ему поручение, он возвращает его вам обратно? Продолжая метафору футбола, хочется привести высказывание одного человека: "Жизнь подобна футбольному полю. Двадцать два человека бегают по нему, приковывая внимание двадцати тысяч. Я предпочитаю оставаться в числе активных игроков, а не пассивных болельщиков ".

Смелость, мудрость и решительность Неемии, услышавшего в сетовании брата поручение Господа, объединила жителей Иерусалима для восстановления его разрушенных стен всего за пятьдесят два дня, несмотря на серьезное сопротивление внутренних и внешних врагов.

Готовы ли мы служить Богу с такой же самоотверженностью, готовы ли выполнять Его поручение: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел м" (Мф. 28, 19-20), готовы ли стать солью этой земли? Христос не говорил "вы — соль только в солонке (т.е. в церкви)", но "вы — соль земли". Соль — это то, что делает пищу вкусной. Этот мир без Христа пресен, и наша задача — быть "солянкой" Божией, преобразить этот мир. Готов ли каждый из нас привнести в окружающую жизнь Его вкус, Его аромат?

К сожалению, в современной церковной жизни более популярны идеи: убежать от мира, закрыться и жить исключительно индивидуальной, частной духовной жизнью. Но Христос не призывал уходить из мира, "не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (Ин. 17, 15), Христос призывал нас вместе с Ним преображать мир. И если каждый из нас, на своем месте будет нести Его свет, люди откроют свои сердца Господу, и этот мир станет еще прекраснее.

 

Человек — автор книги собственной жизни

 

Слово «ответственность» в своем значении имеет очень много оттенков. Надежного, заслуживающего уважения и сотрудничества человека называют «ответственным». Такие сотрудники сегодня — на вес золота. Под ответственностью также подразумевают подотчетность юридическую, финансовую, моральную, совестную.

Ответственность означает осознание своего авторства. Впервые право авторства проявилось в том, что по сотворении Господь доверил человеку наречение животным имен. И не только наречение имен, но и обладание и владычество (управление) землею: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 26, 28).

Если мы посмотрим первую книгу Священного Писания с этой точки зрения, то увидим, что для Адама проблемой номер один оказался не грех непослушания, а неумение управлять вверенной ему землей, нежелание взять полную ответственность за то, что будет происходить в ней. Грех вошел в жизнь первого человека вследствие неправильного управления, вернее, вследствие того, что человек безответственно нарушил границы вверенных ему Богом полномочий: возделывать и хранить Едемский сад.

Осознание и преодоление этого находится на нашем пути к ответственности и свободе.

Ответственный человек — это человек, который осознает, что он является, по выражению одного философа, «неоспоримым автором события или вещи». Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.

Осознавать ответственность значит осознавать, что я сам являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, своих отношений с Богом, а также своих страданий, если они имеют место. Реальное освобождение человека от власти своей греховности невозможно, пока он не принимает ответственности за все, происходящее с ним, и упорно обвиняет других людей и обстоятельства в своих бедах, поражениях, гpeхопадениях.

Безответственные люди — мастера перекладывать вину за свои безответственные поступки на других. Начиная со времени грехопадения первых людей, мы все играем в игру "обвини другого": жену, общество, власть, Церковь. Мы все находимся в плену нашего безответственного мышления, не призывающего нас к ответу за наше поведение, решения и те ситуации, в которых мы оказываемся.

В области душепопечения под ответственностью мы понимаем способность человека к осмысленному отношению к послушанию, а также нравственную ответственность духовника за то, чтобы образ "любимого батюшки" в душе человека не затмил Образ Христа Спасителя. Эта, сегодня столь актуальная тема, заслуживает отдельного рассмотрения в современной литературе по пастырскому душепопечению.

Нередко можно встретиться с путаницей и смешением понятий личной ответственности и Промысла Божия. Как часто люди любят сваливать ответственность за свои поступки и за свою жизнь на Бога: «Бог попустил», «Бог не благословил»». Нередко — на дьявола, "искушения". К сожалению, многие религиозные люди не осознают, что бесконечным повторением этих слов они привлекают повторяемое в свою жизнь, «потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Прит. 23, 7). В определенных контекстах использование человеком в качестве оправдания этих прекрасных выражений означает нежелание принять ответственность за свою судьбу и свои действия.

Пастырю нужно набраться мужества для того, чтобы научить своих духовных чад говорить о своих проблемах честно, не спекулируя высокими словами из аскетических книг:

— Если вы не потрудились, не приложили достаточно усилий, не получилось, к примеру, сдать экзамен (вовремя расплатиться с долгами или сохранить собственную семью от развала), — неужели Бог в этом виноват? Бог, как мудрый Педагог, не будет за Своих детей делать их работу.

Опытные духовники отмечают, что люди буквально обижаются, если в ответ на бесконечные жалобы на ближних, батюшка осторожно намекает, что начать изменение необходимо с себя.

Воля Божия и Промысл Божий, безусловно, действуют в жизни каждого человека, в жизни каждого из нас. Но Божественный Промысл не отменяет человеческой свободы, человеческой ответственности за все то, что происходит в этом мире и в жизни. Подлинно духовная христианская жизнь предполагает взаимодействие Промысла Божия и человеческой активности, выражающейся в ответственном отношении к жизни.

«Внутренне христианская личность всегда свободна, ибо свобода есть неотъемлемый дар Божий, независимый от внешних условий существования. Внутренняя свобода может быть искажена лишь собственным произволом или добровольно утрачена, когда человек подпадает рабству страстей. Таким образом, подлинная свобода связана с самообладанием и предполагает внутреннюю дисциплину, благодаря которым происходит развитие, становление высокой, сознательно ответственной личности. При сочетании внешней, общественной и личной ; свободы, как стремление к личному и общему во Христе Иисусе спасению, может быть достигнут наилучший результат деятельности, в том числе пастырской»

Если бы следование воле Божией, Промыслу Божиему было безответственным и пассивным плаванием по течению, то в истории Церкви не было бы христианской государственности, не строились бы монастыри и храмы, не прозвучала бы апостольская проповедь. Христианство бы иссякло и не дожило бы до нашего времени, если бы предыдущие поколения прикрывали собственную пассивность и безответственность подобными псевдоаскетическими оправданиями.

Нынешнее поколение безответственных людей считает, что мир ему что-то должен. (Особенно ярко эта болезнь выражена у воспитанников детских домов). Могут ли безответственные люди сегодня обратиться к Церкви с тем, чтобы она помогла им обрести ответственность и цельность? Конечно, могут, но они получат ожидаемое лишь в том случае, если служители Церкви и прихожане сами научатся быть ответственными за все, что происходит в их жизни, в их церкви, в конкретном приходе.

Ведь нередко именно в атмосфере современных приходов и монастырей под предлогом жизни "в смирении и послушании" в человеке угашается инициатива, творчество, желание отвечать за тот или иной участок работы или служение. "Делай все без рассуждения, только по благословению", — типичная монастырская фраза, которая, будучи повторена многократно, рождает в новопришедших людях инфантилизм, безынициативность, безответственность.

 

Многообразие ответственности

 

Ответственность — это ответ человека на призыв Божий. Осознание своей ответственности высвобождает Божественные источники в человеческой душе: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Ответственное отношение к Божьим поручениям, внимательное слышание Его Промысла и следование ему привлекает в жизнь человека благословения Господни.

И только в совокупности действия Промысла Божьего, Его воли, Его благодати и искреннего, горячего ответа-согласия со стороны человека следовать за этой призывающей благодатью и состоит подлинное движение и полнота промыслительного бытия человека в этом мире.

Подлинно, творящий подобен Богу-Творцу. «Мы призваны быть вождями того мира, который Бог создал, чтобы, по слову Апостола Павла, Бог стал всем во всем, то есть мы призваны привести всю тварь к Богу, через свое тварное творчество соединить всю тварь, все творение с Богом так, чтобы все было пронизано Божеством, все воссияло вечностью».

А творчество невозможно там, где нет свободы. Человек как высшее создание Божие, не только сотворен свободным, не только реально свободен, но и обречен на свободу. Он ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность или нежелание действовать. Как часто мы оправдываем собственную бездейственность тем, что мы "не способны", тем, что мы "не умеем", что "нет времени". Существуют также "религиозно-аргументированные" оправдания, наподобие услышанного мною от одной пожилой монахини: «Если будешь делать добрые дела, помогать людям, молиться за них усердно, то бесы нападут с лютой силой и начнутся искушения...». Логически вытекающий вывод: бездействуй (или трудись "помаленечку"), чтобы искушений не было!

Очень часто мы отказываемся от действия еще и потому, что боимся сделать неправильный выбор. Оказавшийся перед выбором безответственный человек не знает, как лучше поступить, и, в конечном счете, вообще никак не поступает. Ему кажется, что бездействие — это лучший выбор. Нет! На самом деле наш отказ от действия, от поступка может оказаться грехом большим, чем если бы мы в процессе реального дела, осознав неточности собственных действий, могли по ходу исправить и скорректировать их, а помощь Божия всегда содействует делателям, посылает их в этот мир (Лук. 10, 2). Когда же мы, христиане, отказываемся быть Его делателями в этом мире, мы отказываемся от исполнения своего призвания.

...В минуты, когда вы читаете эти строки, огромное количество людей находятся на грани отчаяния, нуждаются в вашей помощи, хотя бы в теплом слове или, возможно, в телефонном звонке, который поддержит, выведет из состояния уныния и ощущения обреченности, ненужности и отчаяния. Возможно, вам сейчас предпочтительней насыщать себя, свой ум, свой интеллект предлагаемой информацией, "работать над собой". Вероятно, в данный момент это лучший выбор, лучшее из того, что вы можете здесь и сейчас. Может быть, у вас сейчас нет сил, чтобы помочь другим. Но смею предположить, что большинство из нас предпочитает оставаться в неведении относительно боли и проблем наших ближних и дальних, заниматься самосовершенствованием, забывая, что «Сын Человеческий пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар. 10, 45).

Человек несет ответственность за то, что он делает и за то, что предпочитает игнорировать. Осознание значимости ответственности за свою жизнь и за свое поведение имеет огромное значение для духовной жизни.

Осознание того, что свою жизнь (даже в вопросах веры) мы чаще всего строим для себя и под себя, осознание ответственности за мир, в котором мы живем, многих серьезно пугает. Очень часто бывает так, что люди, приходящие в Церковь, пугаясь этой ответственности, стараются переложить ее на духовника, старца. Замечательно, если человек подлинно ищет духовного пути, отношений с Богом, замечательно, если он, осознавая свою недостаточность, ищет, у кого бы научиться духовной жизни. Но как часто за желанием "войти в послушание", "делать все с благословения" совершенно очевидна попытка переложить бремя собственной жизни на плечи другого, отказаться от возложенного Богом бремени ответственности.

Нередко человек отказывается отвечать за свою жизнь, он хочет быть "как все", т.е. ни за что не отвечать. "Я — как все", — это и есть уход от ответственности. Человек не хочет быть личностью, лично стоящим перед Богом.

Безответственный человек в критической ситуации говорит: "Почему я???", ответственный: "Если не я, то кто?".

Святые отцы утверждают, что каждый человек является со-творцом Богу в этом мире. Каждый человек наделен творческими способностями, которые проявляются как в повседневности, так и на всем жизненном пути человека. «Может быть, свойство человека, яснее всего делающее его родным Богу, это творчество, способность творить. Этот мир, который был создан как бы в невинности, в котором были заложены все возможности добра, отдан человеку так, как можно отдать ему участок земли и сказать: почва богата, плодородна, у тебя крепкие плечи и руки, плуг в твоих руках, — сделай из этой почвы поле или сад по своему разумению, согласно своим творческим способностям... И человек должен был этим заняться. Максим Исповедник говорит в своих писаниях, что человек принадлежит двум мирам: с одной стороны, он взят из земли, то есть является как бы последним звеном земного творчества Божия, но, с другой стороны, Бог вдохнул в него жизнь — причем не просто животную жизнь, но то дыхание жизни, как говорится в Библии, которое его делает способным познать Бога, полюбить Его, прислушиваться к Нему, входить в гармонию с Ним. И вот потому что человек был создан таким, он может в се земное приобщить к духовному, и в конечном итоге — к небесному и Божественному. Это задача человечества». (Митр. Антоний Сурожский)

Человек вправе принять или не принять Христа, — в этом его творчество и его свобода. Человек вправе, приняв христианство, или жить или не жить по заповедям Божиим, — и в этом его творчество и его свобода. Человек вправе, приняв как жизненную ценность определенные христианские принципы, следовать им фрагментарно или полностью отдать себя на служение Христу. В этом его творчество и его свобода. Но для вступившего на лестницу духовного восхождения остановка невозможна: нужно или подниматься вверх, или "смириться" с откатом вниз.

Блаженный Августин сказал замечательные слова: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Уподобиться Богу — значит обрести творческое отношение к жизни и ответственность за себя, за жизнь, за мир, в который поместил нас Господь.