Интерактивный семинар
"Человек в процессах модернизации: в прошлом и настоящем"
В Национальной библиотеке Чувашской Республики 2 ноября 2010 г. состоялся интерактивный семинар «Человек в процессах модернизации: в прошлом и настоящем», который был организован в рамках научно-просветительского проекта "Модернизация и инновационное развитие в мире и в России: теория и практика".
Межпоселенческая центральная библиотека Яльчикского района в режиме онлайн также приняла участие в семинаре.
Семинар проводили:
модератор: Алексей Петровия Карпов, к.с.н., доцент Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова
Олег Николаевич Широков, д.и.н., декан историко-географического факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова
Иван Иванович Бойко, д.и.н., заведующий отделом Чувашского государственного института гуманитарных наук
Рената Васильевна Михайлова, д.ф.н., профессор Чувашской государственной сельскохозяйственной академии
Валентина Ивановна Семенова, к.п.н., заведующая кафедрой философии Чебоксарского политехнического института, филиала Московского государственного открытого университета в г.Чебоксары
Светлана Михайловна Старикова, директор Национальной библиотеки Чувашской Республики.
На обсуждение
экспертами были вынесены следующие вопросы:
1. Модернизация и человек – тема, которая, по мере развертывания процесса
модернизации в нашей стране, привлекает все большее общественное внимание. Ее
практическая актуальность сводится к злободневному вопросу: есть ли и где он –
так необходимый «субъект модернизации»? Для того чтобы осмыслить этот вопрос,
эксперты предлагают вспомнить итоги прошедших заседаний семинара и определиться
с пониманием «модернизации» для современной России, представленным в
прозвучавших докладах и обсуждениях.
2. Проблематика «человека модернизации» или «современного человека» получила основательную разработку в классической западной социальной мысли. Особой глубины она достигла в работах Франкфуртской школы в социологии (Э.Фромм, Т.Адорно, Г.Маркузе), а также в исследованиях гуманитарных последствий модернизации П.Л.Бергера. По мнению экспертов, «5 дилемм модернизации» П.Л.Бергера дают наиболее универсальный портрет «homo ekonomikus» эпохи модерна.
3. Каков российский тип «человека экономического»? Кто стал социальным субъектом советской модернизации? Каковы особенности «homo soveticus» - первого массового типа личности, рожденного на российской почве? У экспертов есть свои ответы на эти вопросы. В частности, они выделяют особую роль крестьянина-общинника в формировании особой, «социалистической» модели советской модернизации и характере ее результатов.
4. Что произошло с «советским человеком» в годы «перестройки» и перехода к современному российскому обществу? Можно ли утверждать, что происходит незавершенная в советское время трансформация «советского человека» в классического «человека экономического» в ходе построения рыночного общества в современной России? Здесь мнения экспертов расходятся, и они готовы представить их на обсуждение.
5. Каков модернизационный потенциал постсоветской молодежи? Готова ли она принять участие в реализации планов модернизации страны, какими способами и в каких формах? Или может быть это дело следующих поколений? Здесь эксперты возлагают надежды на мнения и оценки самой молодежи, как представленной в конференц-зале, так и интернет-участниками семинара.
6. Российская, советская и вновь российская интеллигенция – какова ее роль в модернизации? Можно ли ее зачислить в состав современных «прорабов модернизации»? И что собой представляют эти последние?
Обсудив вынесенные на обсуждение вопросы, эксперты попытались дать ответ на вопрос – кто же он, современный человек – «субъект российской модернизации».