Золотой дуб
(Сказка о появлении чувашского народа)
Когда-то, давным-давно, за широкою рекой Атал раскинулось царство Сар Ень. И на весь мир оно своим златом-серебром славилось. Не раз пытались это добро сосчитать, да никому не удавалось сделать это: так много его было! И лежала на всём богатстве том тайна великая. Да только денег в казне с каждым днём всё больше и больше становилось. Долго над вопросом этим жители Сар Ень голову ломали, спорили аж до хрипоты, да так и не узнали, в чём дело. В конце концов, сошлись они на том, что царь их колдун и золото волшебной силою создаёт.
Царя же того Юманом звали, но никаким колдуном он не был и волшебством не занимался. Да только владел он секретом особым, как золото добывать. И узнал он его, когда ещё царевичем был…
Однажды сел Юман на коня своего и поехал в лес воздухом свежим подышать. Едет Юман по лесу и видит: волки серые, рыси проворные да медведи громадные за старушкой гоняются, съесть ее хотят. Вот-вот на нее набросятся. Но Юман был парнем не промах. Взял он дубину грозную, да и бросился на зверей диких. Долго он дубиной своей махал и, в конце концов, всех зверей прогнал прочь. Утомился Юман и сел на пенек отдохнуть. Посмотрел он туда, где старушка стояла, и обомлел: перед ним – сама Пирешти, женщина-бог. И сказала она Юману: «За то, что спас ты меня от зверей диких, дарю я тебе желудь дубовый, да не простой. Коль посадишь его в землю и ухаживать за ним будешь, то вырастет на месте желудя дуб громадный. И каждую ночь будет он плоды давать золотыми и серебряными монетами. Но смотри – никому об этом не рассказывай, не то жизнь свою погубишь,» - сказав это, тут же исчезла.
Прискакал Юман домой в волненье страшном, но счастливый. В тот же день посадил он жёлудь в землю и никогда заботиться о нём не переставал. Вот и вырос через год в его саду громадный дуб. И каждую ночь Юман с него урожай серебряными и золотыми монетами собирал. Но никому, даже сыновьям своим, он тайну не раскрывал. Сыновей же у него было трое: Паттор.
Юрощ и Маттур. Старший сын был сильный, статный, да умом туговатый. В охотах и боях кулачных дни он проводил. Средний любил стихи и музыку, был красив и ладен собой. А третий, хоть и неказист, но славен был умом. Ни один учёный муж с ним в споре сравниться не мог.
А рядом с Сар Ень раскинулось другое царство-государство – Теттем Щер. Правил той страной злой царь - Пищень. И очень он Юману и его богатству завидовал. Решил Пищень секрет его узнать, а потом со свету сжить и всё богатство себе забрать. Созвал он со всего царства воров да разбойников и наказал им сделать это…
…Не было в тот солнечный день у Юмана дел важных: ни послы заморские не приезжали, ни указов создавать надобности не было. Да только не любил Юман сложа руки сидеть, потому что, хоть и была страна богатая, люди в ней без труда жить не могли: увидят вещь сломанную – тут же починят, завидят поле – тут же вспашут. Иной раз, когда работы никакой не было, брали они что-нибудь старенькое, ломали, а затем создавали снова.
Вот и решил Юман в поле пойти, крестьянам в работе помочь. Идет Юман по дорожке лесной к полю ржаному и видит - стоит пред ним десяток разбойников. Удивился он, отродясь в краю этом о разбойниках слыхом не слыхивали. А разбойники говорят: «Открывай свой секрет, царь Юман». – «Нет, - отвечает он, - у меня секретов никаких от добрых людей». Но разбойники не отстают: «Отчего же казна твоя с каждым днём всё больше и больше становится? Говори, не скажешь, хуже будет!». И достаёт тут главный разбойник из мешка своего рог охотничий, гусли ладные и перо златое. Посмотрел Юман на них, да так и ахнул: то были вещи сыновей его. Паттор всегда на охоту тот рог брал, Юрощ на пирах на тех гуслях играл, а Маттур с тем пером не расставался. Да к тому же третий день Юман своих сыновей не видел. А разбойник, ухмыляясь, говорит: «Коль не раскроешь тайну, принесем мы тебе в мешках уже не вещи, а сыновей твоих, да только живыми они не будут». Пригорюнился Юман, призадумался: и тайну раскрывать нельзя, и сыновей жалко. Да только любовь отцовская сильнее. И рассказал тогда Юман про всё: и про дуб, и про плоды его. Как сказал он это, так тут же из-за кустов, из всех ям и канав выскочили сотни разбойников, схватили нашего Юмана за руки, за ноги и побежали с криком и свистом к дубу золотому. В мгновенье ока выдрали они его с корнем. Как увидел это Юман, так с горя и пал замертво.
А разбойники на него даже не взглянули, тут же казну грабить начали и все злато-серебро захватили. Со всем добром этим и с дубом золотым побежали они к Пищеню и к утру в его дворце оказались.
Пищень, узнав тайну Юманову и про дела разбойничьи, чуть от радости не заплясал. Выбрал он для дуба место в саду своем, посадил его в землю, полил водой, да только ничего из этого не вышло: на глазах царя и его слуг превратился дуб в огромный колючий репейник. Обозлился тут царь и в бешенстве стал его мечом рубить. Рубил-рубил, да только меч свой иступил и руки исцарапал. Пришлось Пищеню оставить репейник в покое. Погоревал-погоревал, да утешился тем, что злата-серебра у него и так теперь немерено, да и пошел спать. Надо же после дела «праведного» отдохнуть! ...
… На следующий день нашли люди в саду у огромной ямы Юмана. С почестями похоронили его. Пал Юман, так и не узнав, как сильно его обманули. А дело было вот в чём: никто сыновей его не крал, а просто заманили их всех в заморские страны. Одного на пир пригласили, другого - на охоту, а третьего - на спор научный. Приходит каждый в место назначенное, так туда его, оказывается, никто и не приглашал. А когда они на постоялом дворе ночь провести остановились, то на следующий день у каждого по одной вещи пропало: и рог охотничий, и гусли ладные, и перо золотое.
Вернулись они в царство своё и обомлели. Отец их любимый умер, а казна украдена. «Что случилось?» - спрашивают братья у людей добрых. И рассказали им все, что произошло в саду царском. Пригорюнились братья и поклялись, во что бы то ни стало отомстить разбойникам и вернуть всё золото.
Набрал Паттор в царстве своём богатырей сильных и отважных и отправился в царство Пищеня. Битва была долгая и кровавая. Но сила несметная у Пищеня была, и одержала она верх в битве. Лишь Паттор смог вернуться обратно, весь битый-перебитый. Узнал Юрощ о судьбе брата и уехал в край чужой, далёкий и, говорят, стал он там знаменитым певцом и поэтом. А третий брат был не таков. Решил он против Пищеня ум и сноровку применить. Знал он от бабушки рецепт хмельного напитка. Для его приготовления брали ячмень, сутки его в воде держали, ещё сутки проращивали, затем сушили и пропускали через ручную мельницу, клали немного соломы для вкуса, а потом добавляли в него процеженный хмель, дрожжи и сутки варили. Пиво то делали один раз в году, когда был праздник земли и труда – Акатуй.
Переоделся Маттур купцом заморским да отправился к Пищеню во дворец и говорит ему: «Слышал я, битва была тут у вас страшная с иноземцами лютыми. Небось, устал ты после неё. Чтобы раны залечить, да дух твой укрепить, принёс я тебе и воинам твоим напиток волшебный». И бочонки к нему подкатывает, а в них пиво хмельное. Пищень и его воины быстро бочонки осушили, да тотчас же охмелели. Спьяну песни они затянули, плясать, веселиться стали, а про сокровища забыли. А Маттур в это время у Пищеня ключи от казны взял, все замки вскрыл и на сорока повозках всё злато увёз, да только еле-еле богатство до леса ближайшего довез. Решил Маттур переночевать там же. И во сне явилась ему Пирешти и спросила его, что он будет с богатством этим делать. Хотел Маттур сказать, что людям добро хочет сделать, но подумал: ведь там, где много злата, много воров и завистников, которые вновь могут на Сар Ень напасть, и будет от этого только зло добрым людям. Попросил он тогда Пирешти вместо злата дать ему богатство, которое похитить нельзя…
Проснулся Маттур на следующий день и увидел, что сундуки открыты, а в них сыра земля…
Так и стала земля для него главным богатством. На ней он всю жизнь пот проливал, работал рук не покладая, чтобы кусок хлеба добыть, но ни разу о поступке своем не пожалел и каждому урожаю радовался. Прозвали его люди за это чудаком. А вскоре слово «чудак» превратилось в слово «чуваш». Так и появился на свете народ чувашский, трудолюбивый и добрый. И славился народ этот не только землей своей, но людьми талантливыми.
А тот хмель, которым Маттур себе богатство вернул, на гербе нашей республики запечатлен. Да и дуб золотой изобразить не забыли.
Примечание: Атал – р. Волга, Юман (ДУБ), Паттор (БОГАТЫРЬ), Юрощ, Маттур(Молодец) – чувашские мужские имена, Сар Ень – светлая земля, Теттем Щер – темное царство.