МОУ «Яльчикская средняя общеобразовательная школа» Яльчикского района Чувашской Республики
Сочинение
Женщина и война
Работа ученицы 11 «а» класса Петровой Ирины Геннадьевны
Руководитель: учительница русского языка и литературы Баранова О. А.
Яльчики - 2005
Огромна роль женщины в победе в Великой Отечественной войне.
Не все они сражались на фронтах. Многие из них остались в тылу и помогали всеми силами нашей армии и стране. Из нашей деревни участницами войны были Шашкова Ольга Леонтьевна и Егорова Мария Андреевна. К сожалению, мне не довелось встретиться с ними. Но я побеседовала с учительницей – пенсионеркой Карсаковой Валентиной Трофимовной.

В годы войны она была молодой девушкой, оказывала посильную помощь. Я решила поговорить с ней, взять у него небольшое интервью. Валентина Трофимовна не очень охотно, но согласилась ответить на мои вопросы.
Вопрос: Помните ли вы день, когда началась война?
Ответ: Я не воевала с оружием в руках, я не была санитаркой и не выносила с поля боя раненых. Но я хочу рассказать о женщинах тыла, о стариках, о детях, которые делали всё, чтобы помочь фронту. О начале войны мы узнали из сообщения по радио, которое висело у правления колхоза. Мы сначала не поверили, но когда на следующий день мужчинам деревни стали выдавать повестки в военкомате, пришлось поверить. Исполняя грустные солдатские песни, прощаясь с родней и деревней, каждый день уходили мужчины на фронт.
Вопрос: А кто же остался в деревне?
Ответ: Трудоспособных оставалось всё меньше и меньше. Молодых девушек стали увозить рыть окопы и на работу на военные заводы.

В деревне остались дети, старики и молодые женщины с малыми детьми. Девушки и женщины рубили лес, выполняли все полевые работы. Война отняла у детей детство, у стариков — старость, у молодых — молодость. Мы работали с утра до ночи, усталые и голодные. У всех была одна цель — разгромить Гитлера и приблизить день Победы.
Вопрос: А дети посещали школы?
Ответ: Повсюду не хватало рабочих рук. Сельскохозяйственную работу в основном выполняли школьники, поэтому школьные занятия 1 сентября не начались. Я, как самая старшая в семье, с 1 сентября пошла работать на крахмальный завод. В 1941 году мне исполнилось шестнадцать лет. В это время на заводе начали сушить картофель для фронта. Работали две бригады. Бригадиром одной бригады была девушка из Яльчики, Молодова Галина, а другую поручили мне. Работали по двенадцать часов в сутки. Работа была очень тяжёлой. В одной комнате очищали картофель и клали в большие бочки, а потом крошили толщиной в 2-3 мм и клали в специальные сетки, которые нужно было поместить в котёл с кипящей водой. Если картошку передержать в воде, то она становилась мягкой и поэтому нужно было все операции делать очень быстро. Эту ответственную работу поручили мне — бригадиру. Потом рамки с картошкой ставили на специальные горячие трубы и, чтобы не подгорели , часто перемешивали. В конце смены высушенную картошку клали в мешки, взвешивали и сдавали завхозу. В помещении было очень жарко. Мы были одеты в зимнюю одежду. На головах толстые платки, а на руках рукавицы. Точную температуру мы не знали, но нам казалось, что там было жарко, как в печке , где пекли хлеб. Молодые были, всё терпели и не ныли. Домой шли покрасневшие , как после бани.
Вопрос: Было ли у вас свободное время? Как вы его проводили?
Ответ: Дома тоже без дела не сидели. Деревенская молодёжь часто собиралась и обсуждала, как помочь фронту. Ходили по дворам и собирали шерсть, варежки, носки и табак. Из шерсти по вечерам вязали носки. Шили кисеты и наполняли их домашним табаком.

Всё это укладывали в посылки. Туда же клали свои адреса и часто получали благодарственные письма с фронта. Когда собирались вместе, часто пели грустные песни.

Вопрос: Когда вы решили учиться дальше?
Ответ: На заводе проработала один год. Но мне всегда хотелось продолжить учёбу. И вот пошла в школу. Директор завода не хотел отпускать. Две недели работала в ночную смену, а днём бежала в школу. На занятиях сидели голодные. В школе было холодно. Тетрадей не было, писали на старых газетах. Учебников тоже не хватало.
Вопрос: А кто вас учил?
Ответ: В наш район стали прибывать эвакуированные из Эстонии и Ленинграда.

У нас в школе учителем математики стал работать преподаватель из Ленинградского университета. Это был старый, но очень добросердечный и умный человек.
Вопрос: Вам не приходилось работать в рытье окопов на Суре.
Ответ: Вначале декабря 1942 года старшеклассников повезли в Алатырь рыть окопы и рубить лес. Жили в лесу в землянках. Одеты были плохо. В сорокаградусные холода часто обмораживались. Мы рыли окопы вдоль берегов реки Суры. Нас, учащихся, отпустили раньше других, и мы успешно закончили среднюю школу. Некоторые ушли на фронт, а другие остались работать в тылу.
Вопрос: Чем вы занялись после окончания школы?
Ответ: Меня взяли работать старшим счетоводом в госсобес района. Тогда госсобес выдавал солдатским семьям пенсии – пособии. Мне приходилось посещать деревни Байдеряково, Большие Яльчики, Старое Янашево, Малая Таяба, Аранчеево. Я видела опухших от голода людей. Голодали все.
Вопрос: Когда вы решили стать учительницей?
Ответ: Многие учителя ушли на фронт, поэтому в школах не хватало учителей. И вот однажды меня пригласил к себе заведующий РОНО Степанов Герман Степанович. Когда я училась в Яльчикской школе, он быль учителем русского языка. Он знал меня как хорошую ученицу. Герман Степанович уговорил меня и напрвил в Батыревское педагогическое училище на десятимесячные курсы учителей математики. Когда окончила учёбу, наступил день Победы. С 15-ого августа 1945 года я начала работать учительницей. В школе проработала до 15-ого августа 1990 года. С тех пор на заслуженном отдыхе.
Вопрос: Что бы вы пожелали молодым?
Ответ: Война никогда не приносила добра. Пусть подрастающее поколение не знает войн!
Долго мы сидели и разговаривали. Валентина Трофимовна поинтересовалась моими успехами. Перед расставанием я поблагодарила её за содержательный рассказ, пожелала здоровья и долгих лет жизни. А в голове роились думы…
Мечтаю, чтоб мир был с войной незнаком,
Чтоб он и без крови был ярок!...
