МОУ «Яльчикская средняя общеобразовательная школа» Яльчикского района ЧР

 

назад | на главную

 

 почетная грамота

Воспоминание

«О днях военных лет(1941-1945 гг) Молодова Петра Тимофеевича»

Работу выполнила: Молодова Екатерина Александровна, ученица 11 класса Яльчикской СОШ. Руководитель:Молодова Людмила Петровна -преподаватель истории

 

 

 

 

 

*************

 

 

 

 

Мой дед, молодов Василий Осипович (1898-1987 г.г.), участник трех воин: 1-мировой (1914-1918г.г.); гражданской (1918-1920гг.); Великой Отечественной (1941-1945гг.). Он был таким аккуратным в отношении документов, газет, журналов, что в его «архиве» можно найти много интересного. Он собирал все адресованные ему письма, поздравительные открытки, подарки. И вот среди всего этого я обнаружила воспоминания двоюродного брата моего деда - Молодова Петра Тимофеевича, участника Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг..

Родители Петра Тимофеевича были крестьянами среднего достатка, которые воспитывали шестерых детей: Петра, Павла, Минадору, Алексея, Александру, Бориса. Трудолюбивые, бережливые к созданному своим потом богатству, они умело развивали свое хозяйство. Из записей деда, Молодова Василия Осиповича, можно отметить, что в наших местах (Яльчикский район Чувашская Республика) резкого разделения на бедных и богатых не было. Как он указывал, голодными и нищими были те, кто не очень- то трудился. Но среди односельчан Родители Петра Тимофеевича пользовались уважением, а может, кто и завидовал, т.к. к 1930 году после пожара (1928г.) сумели построить пятистенный деревянный дом. Коллективизация , отца Петра Тимофеевича, Тимофея Яковлевича не привлекала, и его семья была охвачена раскулачиванием, после которого он со своей семьей был выдворен в Сибирь (1931-1932гг.)

Казалось, Молодовы должны были ненавидеть всех: их оторвали от родных мест, родственников. Но нет, они остались такими же трудолюбивыми, а тем более патриотами своей Родины. Когда фашистская Германия в 1941 году начала войну против СССР, все мужчины Молодовых, кроме Тимофея Яковлевича, ушли на защиту Родины: Петр, Павел, Алексей и Борис (летчик, был внесен в список для представления Золотой Звезды Героя СССР, однако непредвиденные обстоятельства привели к исключению его фамилию из этого списка), погиб защищая Родину. В 1945 году 9 мая настал долгожданный день Победы, и вернулись с поля боя, кроме Бориса, Петр, Павел, Алексей (одноногий). Петр приступил в Куйбышеве к учительской работе, а Павел и Алексей устроились в таксомоторный парк водителями г. Сочи. К сожалению, 60-ю годовщину Победы они уже не увидят, не услышат. Спят мои дед и дядя, будто наказав мне - береги мир и наш покой.

И вот я, Молодова Екатерина Александровна, решилась представить воспоминания Молодова Петра Тимофеевича «О днях военных лет (1941-1945 гг.)» уверенная в том, что множество имен и фамилий найдут достойное место в истории нашей необъятной Родины.

В воспоминаниях Петра Тимофеевича раскрывается обширное поле деятельности его фронтовой жизни, как учитель истории, он старался все зафиксировать в выполнении любого задания. Гвардии капитан Молодов оставил возможность будущему поколению - внукам, правнукам воочию убедиться в правоте своей жизни , а также в том, что честь. Свобода и независимость нашей Родины , 60-лет тому назад были достигнуты доблестными летчиками, механиками, связистами, радистами 15-ой Воздушной армии, в конце войны, которая была передана в распоряжении 1 -ого Украинского фронта.

Какими героями были летчики майор К.М.Афанасьев и старшина Смелостин, Лобызев и его стрелок Баранов! Боевые вылеты с Сандомирского плацдарма - это было уже началом победы, где участвовало большое количество разной военной техники. Победа или смерть двигала сознанием и действиями наших бойцов. Жажда к Победе заставила советского солдата преодолеть многие земли, реки, города.

Воспоминания Молодов П.Т. написал к 30 летию Победы, где указывает «Прошло уже свыше 30 лет с начала Великой Отечественной войны. Постепенно в памяти, некоторые события, факты, места, имена боевых друзей и товарищей начинают сглаживаться».

Итак, начинается рассказ от первого лица.

 

*************

О ДНЯХ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Время стирает в памяти подробности событий и встреч, оставляя только существенное, главное. И когда возвращаешься к ним вновь, вдруг они освещают новым светом, становятся в стройный ряд. Вот об этих событиях и встречах в годы Великой Отечественной войны, спустя уже тридцать лет, и хочется мне рассказать своим детям и внукам, родным и друзьям.

5 июля 1941 года, оставив школу и семью, по призыву партии добровольно ушел в ряды Советской Армии. В качестве директора школы, согласно указаниям райОНО, осталась моя жена Евдокия Кузьминична Молодова, бывшая завуч школы. В условиях села такое допускается, когда муж директор, а жена зауч или наоборот.

Сенгилеевский райвоенком тов. Козин вручил мне личное дело и направление в часть. В тот же день я прибыл в г. Ульяновск, где в училище связи уже находилось командование вновь формируемого 21-го отдельного полка связи ВВС - командир полка полковник Басынин Н.Д. и комиссар полка, старший политрук Дворкин С.А.

Местом для дислокации полка были отведены казармы на железнодорожной станции Ульяновск-1.

К началу августа 1941 года полк в основном был укомплектован личным составом и уже начались регулярные занятия - строевые, политические и специальные. Наш полк готовил для фронта радистов, телетайпистов, ботистов, телеграфистов, телефонистов.

Я оказался назначенным в качестве комиссара отдельной роты связи № 281. Командир роты лейтенант В. Киселев. В составе роты были связисты, телеграфисты, телефонисты-кабельщики. Таким образом, нам предстоял отъезд из города Ульяновска в Москву для получения боевой техники и некоторой стажировки, а затем нас должны были предать авиакорпусу. 6 января в войсках были введены погоны. Мы их получили в Москве, в феврале месяце 1942 г. Для окружающих это было неожиданным новшеством, что за нами, за офицерами в погонах буквально бегали и всячески их рассматривали. Дескать не возврат ли это к старому, к прошлому и просто удивлялись. Вскоре это прошло и погоны ныне прочно вошли в жизнь.

В начале марта наше соединение, в том числе и наша 281 рота связи, прибыли на аэродром Дягилеве, что в двенадцати километрах от города Рязани. Личный состав разместился в казармах. И почти сразу же начали обслуживать боевые действия корпуса своими радиостанциями.

В начале мая мы перебазировались на новый аэродром Артамонове, в Тульской области. Размещался он в 12-15 километрах от крупного ж.д. узла ст. Скуратове. В первый же день прибытия мы были свидетелями яростной атаки и бомбежки этой станции немецкой авиацией. Двадцать семь немецких стервятников образовали круг и по очереди, пикируя, сбрасывали свой бомбовый груз и обстреливая из своих пушек, пулеметов, быстро разворачивались и вновь заходили на цель.

20 июня 1943 года меня вызвал начальник политотдела корпуса полковник Волков и сообщил, что в связи с упразднением института заместителя командиров по политчасти, я направляюсь в распоряжении политотдела 15-ой Воздушной армии. Штаб армии размещался в 25 км. от нас и я в тот же день, распрощавшись с личным составом своей роты, с командиром и другими офицерами, прибыл в политотдел. Корпус и наша рота связи были теперь приданы в состав 1 -ой воздушной армии и мои сослуживцы то же в этот же день перебросились под Калугу.

15-ая Воздушная армия входила в состав резерва Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Прибыв к месту назначения я представился начальнику политотдела армии полковнику А.И. Худякову. Он при мне же, пригласив майора Нестерова, сказал, что я буду пока работать в его отделе кадров. Так в течении июня-ноября 1943 года я прослужил в отделе кадров политотдела 15-ой Воздушной армии. Мой бывший комбат по 21 ОЗПС в 1941-42 годах в г. Ульяновске майор М.С. Зубанов в этот период служил в 15 полку связи, который и обслуживал 15-ю Воздушную армию, в качестве комбата один.

Однажды при встрече уговорил меня перейти к нему в батальон замполитом. Я не стал возражать и попросил по этому вопросу лично обратиться к начальнику политотдела. Это он сделал. Полковник не стал возражать и я получил назначение.

Но побыл я у него около месяца. Звонит однажды майор Нестеров, начальник отдела кадров, и говорит, знаешь Петр Тимофеевич, ты давно собирался перейти в полк авиационный. Такая возможность предстоит. Начальник политотдела 3-го ШАК (штурмового авиационного корпуса) полковник Моченков просил порекомендовать ему для 211 -го авиаполка подходящего парторга. Если согласен, то я доложу свои соображения полковнику Худякову. Я дал согласие, т.к. многое было уже известно о боевых делах этого полка из рапортов и политдонесений.

Итак, я в 211 штурмовом авиационном полку (позднее он стал 154-м гвардейским).

Полк этот был сформирован в январе месяце 1943 года Кинель-Черкассах, Куйбышевской области. Командир полка майор Г.К. Стародумов, 1908 года рождения, из г. Уфа. Окончил летнюю школу. Участник сражений в Испании в 1936-37 годах и был за это награжден в свое время орденами Ленина и боевого Красного Знамени. Войну закончил при пятнадцати правительственных наградах. Демобилизован в июле 1946 года.

Начальник штаба полка майор Н.В. Шарихин, 1908 года рождения, куйбышовец. Окончил школу летчиков-штурманов. До этого служил в 521-м истребительском полку. Демобилизован в июле 1946 года.

И первым вопросом моим был с чего начать службу здесь?

Конечно, со знакомства с личным составом, с людьми. Заместителем по политчасти командира был майор Егоров. За первые несколько дней я уже успел познакомиться с руководящими товарищами. Это - начальник штаба Шарихин Н.В., наш куйбышевский, правда, я тогда не знал этого. Видел как жарко ему приходилось на КП, и вообще когда идут боевые вылеты - доклады, рапорта, сведения, сводки, разъяснения, дача заданий вылетающим, телефонные разговоры с вышестоящими штабами и т.д. В общем работа не из легких, надо вертеться как белка в колесе, как говорят.

Приближался новый 1944 год. Состоялось первое полковое партийное собрание. На нем выступил командир полка с докладом о некоторых итогах боевых действий за истекший 1943 год и подготовке материальной части и личного состава к перебазировке на другой аэродром, где предстояло более менее длительное пребывание, т.к. требовалось значительное пополнение и материальной части личного состава.

В начале января 1944 года мы перебазировались на аэродром Стервенево Смоленской области. Здесь мы пробыли длительное время, почти до июня месяца. Наступательных боевых действий не было и поэтому больше занимались разведкой.

Согласно приказа № 144 ВВС, все политработники в авиационных частях, не числящиеся в летном составе, должны были в течении четырех месяцев изучить и освоить, вплоть до самостоятельного вождения, свою материальную часть, т.е. самолет ИЛ-2, как говорят, без отрыва от «производства». Такие занятия были организованы при штабе 307-й дивизии, куда мы с комсоргом СОРОКА почти ежедневно по вечерам посещали.

Во второй половине апреля группа летчиков во главе с командиром полка вылетели в г. Куйбышев за новым самолетом и через некоторое время прилетели своим ходом.

Таким образом, полк оказался вновь полностью укомплектованным боевыми машинами. Однако штат летного состава еще нуждался в некотором пополнении. С ними вместе прилетел новый летчик, лейтенант Балашов. О нем следует сказать несколько слов, добрых слов.

Служил он на базовом аэродроме летчиком-испытателем в районе г. Куйбышева. Но там случилась с ним беда. При испытании нового самолета ИЛ-2, пролетая на бреющем полете над колхозными полями, он сбил одну колхозницу насмерть.

Хотя он и продолжал службу, но военным трибуналом он был осужден к пяти годам тюремного заключения с условием отбывания срока после окончания войны. Конечно, незавидная эта была служба с такой моральной «нагрузкой». Но случай помог.

Наши получили двадцать машин. Но одного не хватало летчика, т.к. один из наших офицеров заболел. Узнав об этом, Балашов быстренько обратился к Стародумову, командиру полка, с просьбой взять его для перегона. Всю свою историю он чистосердечно рассказал ему и обещал, если возьмут, с честью оправдать себя на фронте. После некоторых переговоров вопрос разрешился положительно. И его взяли.

В подтверждении того, что он, лейтенант Балашов, оказался достойным коммунистом можно привести один из многих его боевых подвигов.

14 января 1945 года штаб 1-го Украинского фронта дал задание нашему полку добыть важные сведения. Кто-то из двоих наших разведчиков или Шаповаленко, или Балашов, должны полететь и добыть их. Начальник штаба майор Шарихин остановился на Балашове.

В связи с установлением обязательного фотографирования боевых операций в дальнейшем нашему полку была придана передвижная фотолаборатория с двумя фотографами по проявлению пленок. Это давало нам возможность самоконтроля и вышестоящим инстанциям удачи или неудачи результатов разведок, воздушных боев, бомбардировок и т.д.

Такое нововведение значительно улучшило и повысило ответственность летного состава в процессе боевых вылетов. Знаменательно было и то, что в связи с присвоением нашей 307-й дивизии «Лидская», и награждением орденом боевого Красного знамени, состоялся парад личного состава дивизии. На нем командир корпуса генерал Горлаченко вручил награду. А вечером состоялся торжественный ужин.

Полк стал полнокровным и был готов в любое время перебазироваться на новую точку. В начале июня перелетели на промежуточный, в направлении г. Орша, аэродром Вятше. Здесь мы пробыли сравнительно недолго. Но примечательно то, что здесь 6 июня 1944 года мы узнали об открытии второго фронта нашими союзниками. Должен сказать, что от этого сообщения мы не оказались столь воодушевленными и радостными и какого-либо особого впечатления эта долгожданная «новость» не произвела.

Для штурмовика ИЛ-2 новым явилось то, что штурман нашего полка майор Киселев, в результате тренировок, достиг бомбовой нагрузки до шестисот килограммов, при четырехсот при норме. Это было единственным случаем для штурмовой авиации. В последствии майор, с учетом площади аэродрома, стал брать при боевых вылетах всегда такой груз, т.е. в полтора раза больше.

Нам уже было известно о том, что предстоит участвовать в боях за освобождение города Орша.

Город этот областного подчинения Витебской области БССР. Расположен на обоих берегах Днепра. Орша - крупный ж.д. узел. За годы советской власти превратился в крупный промышленный и культурный центр Белоруссии.

Итак, получен приказ по 15-й Воздушной армии о первом вылете на штурм Орши всем составом нашего полка в 8.00 24 июня. В аэродромной жизни нет более величественной картины как взлет на боевое задание всем составом полка!

Солнце уже взошло, и зеленые горбатые штурмовики поблескивают на утреннем солнце своими остекленными кабинами. Из данных кабин чернеют стволы крупнокалиберных пулеметов, а к ним прильнули головы воздушных стрелков. Грозная машина ИЛ-2 с бомбами, пушками и пулеметами весит почти шесть тонн, а летчик - мозг боевого самолета, его хозяин и повелитель. Без него нема и неподвижна была бы его техника.

Величественно ревут моторы, они как бы поют грозный марш штурмового полка, несущих смерь фашистам. Последним на этот раз должен был подняться звено капитана Антонюка. Антонюк - Вам взлет! Ваше слово последнее. Секунды и последнее звено Антонкжа, набирая высоту, вписалась в растянутую петлю, в форме которой выстраивался полк.

Полк, набрав заданную высоту на подходе к переднему краю, принял кильватерную колонну эскадрильей. Конечно, высота наших самолетов небольшая, они как бы воздушная пехота. Им надо лазить над самой землей, по переднему краю оврага, по его близким тылам, находить цель и бить в упор. Летчик на этом самолете видит каждое дерево, отдельную машину на шоссе, даже и то, как выпрыгивают солдаты в зеленых шинелях и если есть возможность летчик развернется назад, что бы еще раз обстрелять их на бреющем.

За активное участие в боях за освобождение города Орша, нашему полку, в числе других, приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 27 июня 1944 года было присвоено звание «ОРШАНСКИЙ».

Выполняя приказ, наш полк так же должен был выступить с аэродрома Орша, минуя город Борисов, на аэродром Смолевич. Полк готов к вылету. Под ветром могучих моторов никли травы. Как косяки журавлей улетали на запад звеньями, эскадрилиями ИЛы в боевом порядке, своим обычным правым полигона. При одном их появлении замирали на шоссейных дорогах черные фашистские автофургоны, а солдаты в зеленых мундирах выпрыгивали из кузовов и с криком «майн-гот» бросались в кюветы. Танки с крестами спешно сворачивали в сторону ближайшего леса, спешили спрятаться в чаще.

Таким образом, в течении 6-7 дней, с 5 по 11 июля 1944 года, было сломлено сопротивление окруженной немецко-фашистской армии и большая часть была пленена. В числе пленных оказались семь генералов с адъютантами. Их изловили в лесу партизаны при участии наземных частей и группы младшего персонала нашего полка. Генеральская свита после двухдневного пребывания на нашем аэродроме была отправлена на самолете в Москву.

После завершения боевых операций в Минском направлении нам дано указание перебраться в направлении Каунаса, Шауляй, Клайпеда на полевой аэродром Пацунай, что на реке Неман Литовской Республики. Здесь мы находились до конца августа 1944 года, и полк наш участвовал в освобождении этих городов и других населенных пунктов на территории Литвы.

Итак, Прибалтика освобождена.

Предстоящее сражение должно начаться с Сандомирского плацдарма. В связи с этим авиационное соединение генерала Горлаченко, в том числе и наш полк, как входящий в состав войск РГК (Резерва Главного Командования), согласно приказа Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина были переданы из состава Белорусского фронта в распоряжение 1-го Украинского.

А что из себя представляет этот САНДОМИРСКИИ плацдарм?

Вот вкратце. Это - плацдарм на левом берегу р. Вислы, у населенного пункта Сандомир, захваченный войсками 1-го Украинского фронта при форсировании Вислы с хода в июле-августе 1944 года и использовании как исходный район для генерального наступления, по фронту в 70 километрах, в глубину 50 км. С большим трудом, но наши удержали этот участок. С августа по январь 1945 года войска фронта осуществили

крупные мероприятия по инженерному оборудованию, скрытно расположили крупные массы войск и боевой техники до начало решающих сражений.

Как было сказано выше, наш полк перебазировался под Львов в начале сентября 1944 года.

Вокруг бандеровцы-бандиты, фашисты, враги Советской власти. Раз в два-три мы с комсоргом полка с Гришей Сорока ходили в соседнее село, что в трех километрах от аэродрома. Проводили собрание, выступали с лекциями, встречались в школе с учащимися. Все шло хорошо.

Как-то раз Сорока, без ведома заместителя по политчасти майора Афанасьева и меня, как парторга ушел после обеда в село один. Сделал для молодежи доклад о боевых делах, зашел в школу, повстречался с учителями и поздно направился в свое село базирования. И ... это конец. Сорока больше домой не вернулся. Поиски его по подшефному селу никаких результатов не дали. Вот так наш комсорг оказался похищенным бандеровцами. Каково его судьба - осталось тайной.

Начался декабрь 1944 года. Приблизилось время перебазировки, ближе к реке Сан, к плацдарму.

Для нашего полка был отведен аэродром Доматкув. Утром 1 января 1945 года мы перебрались туда. Осмотрели аэродром, разрешили вопрос с размещением личного состава в деревне и по рации сообщили о готовности к встрече полка. 4 и 5 января наши летчики прилетели, а на другой день прибыл весь наземный состав.

Приближался день начала генерального наступления фронта с Сандомирского плацдарма.

Этим днем было 12 января 1945 года.

Начало наступления наземных войск в 4.00. Взлет нашего полка в 6-00. Погода ужасная, пурга, мороз, с трудом запускаются моторы.

К сожалению, только в 9-00 удалось поднять 1-ю эскадрилию. Конечно, за это время наши танкисты, артиллеристы и пехотинцы свое дело сделали. Но эти ведь ждали и авиацию. Но на войне все рассчитано строго во времени, а она стала действовать с опозданием почти на 3 часа. Ураганный ветер то разворачивал самолеты прочь, то чуть их не опрокидывал и одним лишь рвением, желанием летчиком невозможно было что либо сделать. Но потом погода как бы сжалилась, стих ветер, пурга прекратилась.

Так, в течении 1-го дня наступления весь полк в составе четырех эскадрилий совершил свое боевое действие. 1-ый день оказался жарким, но потерь не было. 2-ой день, 13 января, так же был до предела, загружен вылетами.

Последний раз проверены машины. Ведущий пробует радиосвязь с ведомыми и с замыкающим майором Афанасьевым, а так же с КП. У рации командир полка Стародумов, начальник связи Дралов, а я с полковым знаменем находился на старте. Команда подполковника: - Знамя вперед! И ИЛы друг за другом в воздухе, а он, мой самый лучший фронтовой друг, гвардии майор Константин Максимович Афанасьев должен полететь.

Штурмовики сделали единственное правильное решение - перешли на бреющий. До боли сжимал штурвал, посылал майор Афанасьев смертоносный огонь на врагов. Он не отрывал взгляд от ведущего, успевал следить и за тем, что происходило в воздухе. Это было и его обязанностью в данном случае. Огонь пристрелявшихся зениток все точнее, все ближе и ближе разрывы снарядов. Впереди самолет Запрудного. Со всех сторон его обволокли шапки разрывов. Прицельный огонь ведет батарея, к которым приближался Афанасьев.

Выжимая из машины все то, что она может дать, он спикировал на батареи. Огонь его пушек и пулеметов уничтожил расчет одного оружия. Взмывая вверх, Костя увидел группу танков, двигающихся по шоссе на максимальной скорости. Перед новой атакой он решил набрать высоту, в миг обернувшись вправо, в сторону самолета старшего лейтенанта Лобызева, увидел, как его машину прострочили нити трассирующих пуль. В ту же секунду вздрогнула его машина, под крылом разорвался снаряд. Вражеские зенитки уже не выпускали ИЛ Лобызева. Афанасьев инстинктивно почувствовал, что самолет его становится непослушным. Еще и еще раз попытался Лобызев справиться с подбитой машиной. Получив команду: -«Действуй самостоятельно» - он с трудом развернул самолет и повел его к ближайшему своему аэродрому. Но недотянув 3-4 километров «Илюшин» врезался в болото. Так погибли летчик Лобызев и его стрелок Баранов.

Уже позднее нашли их место гибели, но достать их из болота было просто невозможным.

Не успел майор Афанасьев прийти в себя, как под его самолетом вновь стали рваться снаряды.

... Под правым крылом раздался сухой резкий треск. В ту же минуту его самолет качнуло, он уже загорелся.

- Это конец, молнией мелькнула мысль. Резкий разворот и желание дотянуть до «дома». Самолет уходил из подчинения. Ниже, ниже. Саша, прыгай с парашютом!

-   Замолчи, умирать, так вместе!

-   Прыгай, я приказываю!

-   Нет, я с тобой!...

Языки пламени уже лизали кабину. - Костя!, в шлемофоне раздался голос Доронина. - Выходи, слышишь меня! Приказываю!

-   Прощай, Федя! Напиши в Рузаевку... Прощайте дру...

И в этот как бы миг его самолет за номером 44, потерял окончательно управление, врезался в предгорье и только обломки полетели в разные стороны.

Изуродованные тела майора Афанасьева и старшины Старостина были подобраны проходящими наземными частями и на окраине деревни Пастушка, недалеко от города Пинчув (Польша) захоронены. Над их могилой табличка «Здесь похоронены летчики майор и старшина».

Орден, предназначенный майору Афанасьеву мне пришлось вручить его отцу, проживающему с матерью в городе Рузаевка, Мордовской АССР, а так же его личные вещи.

Так называемая Сандомирско-Силезская операция 1945 года продолжалась с 12 по 31 января, к началу операции перед войсками нашего 1-го Украинского фронта оборонялись 4-ая танковая армия и 17-ая армия группы «А» - это свыше 22 дивизий пехотных, танковых, механизированных и авиационных сил противника. Тем времени г. Бреслау немцами был подготовлен как сильно укрепленный район с гарнизоном свыше 40 тыс. человек. Этот гарнизон готовился к обороне против нас как бы на дальних подступах к Берлину.

Разведчики наши доложили, что на одном из дорог они обнаружили небольшую танковую колонну, около полутора десятков танков, следующих в направлении города Обер-Глогау.

Майору МурашкинуА.Л. было приказано атаковать колонну «девяткой». При подходе немцы заметили «Илюшиных» и, маневрируя, стали расползаться в разные стороны от шоссе, нещадно паля из своих пушек, приспособленных и для зенитной стрельбы.

Мурашкин выстроил своих в круг и первым начал атаку. Он снизил над облюбованным танком и над башней фашистского танка взвился грязно-желтый клубок огня. Все остальные по очереди заходили в пике. Затем он начал второй заход. Шли по дорогам войны, высекая гусеницами искры из твердого черного асфальта новенькие, мощнейшие танки и самоходки Советских войск. Теперь «Яковлевы» и «Лавочкины» стаями гонялись за четверкой или шестеркой «Фоки-Вульвов» или «Мессершмидтов», управляемых в конец растерявшимися фашистским асами. В руках у пехотинцев теперь были в огромном количестве пулеметы, автоматы и «катюши».

Главное теперь было то, что все это: широкие разбеги автострад, поля -просыхающие после растаявшего снега и аэродромы, густо забитые авиационными полками - воодушевлено было Победой!

Пошли острые стрелки деревянных указателей на перекрестке дорог, смотревшие на запад и которые указывали: до Берлина 120... 100... 90... 81... и т.д. км. До переправы 20... 10... 3... и т.д. км. Всюду на танках, на гусеничных тягачах орудий, на самолетах белая надпись «На Барлин». Вскоре и наш полк был перебазирован на аэродром Олау, что в километрах 40-50 от Бреслау. В течении почти недели бомбили окруженную группу немцев в 40 тыс. «Илюшины, «Лавочкины», «Яковлевы», «Петляковы». Теперь уже войска нашего фронта и соседних фронтов планомерно подтягивались все ближе и ближе к Берлину. Началась деятельная подготовка к его штурму.

Для нашего полка был предназначен аэродром «Либехау», что в 5-6 км от города Бунцлау, где 1813 году умер М.И. Кутузов. С этого последнего на территории немецкой земли аэродрома нашему полку и предстояло принимать участие в штурме Берлина до самой победы, используя 1-2 промежуточных полевых аэродрома.

Берлинская операция началась 16 апреля с разгрома немецкой обороны на берегах рек Одер и Нейсе, с последующим развитием успеха и маневром Советских войск по окружению немецкой группировки в районе Берлина, и в лесах юго-восточнее его была завершена 8 мая одновременными ударами 1-го Белорусского (маршал Жуков), 2-го Белорусского (маршал Рокоссовский) и нашего 1-го Украинского (маршал Конев) фронтов.

8 мая представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции. Таким образом, третий раз в истории русские войска прошли победителями под Бранденбургскими воротами Берлина.

9 мая Советские войска, в том числе и наш авиационный полк, освободили столицу Чехословакии - Прагу, разгромив последние остатки гитлеревской армии. На этом закончилась война.

С огромным волнением 9 мая 1945 года мы слушали обращение к народу И.В. Сталина, который сказал:

«Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданные на алтарь Отечества - не прошли даром и увенчались полной победой над врагом - отныне над Европой будет развиваться Великое знамя свободы народов и мир между народами... Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой». (И.В. Сталин. «О Великой Отечественной войне Советского союза», стр 193).

До 20 мая полк отдыхал и готовил материальную часть к перелету в Чехословакию, на аэродром г. Брно.

Перед тем как покинуть немецкую землю, мы с летным составом совершили экскурсию в г. Бунцлау, в музей М.И. Кутузова и на кладбище, где 27 апреля 1813 года было захоронено сердце великого русского полководца. Немногие из частей 1-го Украинского фронта знали, что здесь могила М.И. Кутузова. Но когда было известно, на подступах к городу наши войска загорелись неодолимым порывом освободить скорее священное для всего советского народа место.

Дня этого не забыть. У могилы его стояли к плечом плечу, плотно прижавшись, воины частей, шедших на штурм Берлина.

Отдав ему последний воинский долг, все мы сфотографировались у его могилы и обелисков в честь погибших воинов в Отечественную войну 1812-1813 гг. ив Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. И бережно храню я эти фотографии как священное, как память о своих боевых друзьях -однополчанах, громивших фашизм.

В конце мая 1945 года корпус, дивизия и наш полк перебазировались на специально сооруженный аэродром в г. Брно, в Чехословакии. Рядовой и сержантский состав размещался в авиаказармах, а офицерский состав в частных домах поселка и города,   началась   обычная,   уже   без   тревог,   жизнь.   Шли   занятия   по   боевой   и политической подготовке, учебно-тренировочные полеты. Экскурсии по ознакомлению с достопримечательностями города, его окрестностей, Праги и т.д.

Хорошая память осталась от одной экскурсии на «Мацоху» («Мачеха»). Это карстовая шахта в 20-ти км от города. Образовалась она в результате провала потока большой карстовой пещеры. Глубина ее около 140 м. Вертикальные стены. На дне два небольших озера. Через «Мацоху» течет подземная река Пунква. Это - подземное царство сталактитов и сталогомитов. Полное волшебное царство.

14 июня группа в составе 5-ти человек - командира полка Стародумова, инженера Гаврилова, летчиков Кореняк и Кравца и меня -вылетели в Москву для участия в параде Победы. В течении почти 10-ти дней шла там строевая подготовка. Накануне получили парадное обмундирование (парадные хромовые сапоги хранятся и до сих пор).

Утро 24 июня 1945 года в 10=00 начало парада. По поручению Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина парад должен принимать маршал Г.К. Жуков. Командующий парадом маршал К.К. Рокоссовский.

На трибуне Мавзолея В.И. Ленина - стоит И.В. Сталин, а рядом остальные руководителя партии и правительства. Сводными полками от всех десяти фронтов командовали лично командующие фронтами. Во главе нашего сводного полка шел маршал И.С. Конев.

                                           

*********************

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ    ПАРАД!

К подножию Мавзолея были сбросаны 200 фашистских штандартов и знамен -как поверженные.

Не беда, что погода чуть-чуть неблагоприятствовала. Шел дождь. Но парад неизгладим в памяти.

Вечером состоялся правительственный прием участников до командиров полков включительно в Кремле, а остальные, что ниже по рангам и должностям принимались на разных точках, согласно парадных пропусков.

В течении трех дней с 25 по 27 июня участникам парада была предоставлена возможность знакомства с Москвой. Всюду москвичи приветствовали участников, как победителей. В конце июня мы возвратились в г. Брно.

Наша 15-ая Воздушная армия в конце войны входила в состав в РГК (Резерв Главного Командования). После окончания войны были упразднены наименование фронтов и предстояло расформирование ряда войсковых соединений и частей. Поэтому расформированию подлежала и наша 15-ая. Находясь в составе РГК, нам поэтому пришлось воевать на разных фронтах: 1-ом Прибалтийском, 3-ем Белорусском, Брянском и 1-ом Украинском, т.е. на наиболее ответственных частях фронтов, как подкрепление по усмотрению Верховного.

Позднее наш полк был передан в состав 6-ой авиационной дивизии 1-ой Воздушной армии, командующий генерал-полковник авиации Красовский.

Последним местом нашего пребывания был аэродром Бад-Фишау, рядом с г. Винер-Нойштан (Новая Вена). Здесь полк находился с ноября по июнь месяц 1946 года, т.е. до его окончательного расформирования. За это время семьи офицерского состава получили право на выезд в Австрию, по месту службы мужей.

Уже ходили слух о скорой демобилизации. Полк наш подлежал окончательному расформированию. 1-го июня 1946 года был издан приказ № 034/п по ЦГВ (Центральной группы войск), и согласно статьи 43 пункта «А» личный состав подлежал демобилизации. Нам оставалось лишь распроститься со своим полковым и гвардейским знаменами и передать их через соответствующие инстанции на вечное хранение в Центральном Архиве Советских Вооруженных Сил. Затем нас отправила на сборный пункт в г. Гимберг для организованной отправки эшелоном на Родину. Отгремела война. Стали плодоносными сады на минных полях, зашумели воды в оросительных каналах сооруженных на месте траншей и окопов, построены новые стадионы, возможно на тех самых аэродромах, с которых взлетели на запад мы на своих могучих «ИЛах.»

Итак, ровно через пять лет, в июле 1946 года я вернулся домой. Прошло уже свыше тридцати лет с начала Великой Отечественной войны. Постепенно в памяти некоторые события, факты, места, где приходилось побывать за время военных лет, а главное - имена боевых друзей и товарищей начинают сглаживаться.

И вот спустя столько лет я решил в какой-то мере восстановить в памяти своей и дать обычное описание этому периоду, приведя его в какую-то систему.

Может быть, молодое поколение когда-либо поинтересуется и на досуге, прочтя написанное, вспомнит о нас, и принесут они дань уважения тем, кто им дал жизнь и отстоял эту жизнь для них на будущее.

 

*************

 

 почетная грамота

 

назад