Государственное учреждение
Центр занятости населения
Ядринского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики

 

Трудоустройство: шесть успешных шагов

Трудоустройство: шесть успешных шагов

И вот, позади телефонные переговоры и поездки по кадровым агентствам. Вас пригласили на собеседование. Как правильно себя преподнести, чтобы работодатель понял: вы - это тот специалист, которого он искал всю жизнь. Мои рекомендации основаны на личном опыте, к тому же они помогли нескольким людям получить хорошую работу, не имея достаточного опыта и знаний. Интересен тот факт, что, несмотря на примитивизм советов, некоторые умудряются искать работу месяцами, не понимая, в чем заключается ошибка, почему работодатель отказывает.

ШАГ 1. Внешний вид
Народ говорит: "По одежке встречают, по уму провожают". Вы должны это помнить. Психологи утверждают, что положительное мнение о человеке складывается в первые несколько секунд, то есть именно эти первые секунды ваш потенциальный руководитель решает, хочет ли он видеть вас в качестве своего подчиненного или нет. Поэтому, даже если вы являетесь представителем творческой специальности или простым слесарем-сантехником, ваш внешний вид должен быть предельно аккуратным и деловым. Малейшее упущение с вашей стороны может обернуться для вас полным провалом. Работодатель заметит и кофейное пятнышко под галстуком, и грязные ногти. Мне однажды довелось присутствовать при одном разговоре, когда руководитель объясняла свой отказ принять на работу девушку, подходящую ей абсолютно во всем, только тем, что у той оказались перекрученными колготки. "Как она будет встречать заказчиков с такими ногами!" - справедливо возмущалась она. Бывали и более курьезные случаи, когда кандидат приходил на собеседование в грязном свитере, засаленных джинсах, небритый и нечесаный, а потом удивлялся, почему ему отказывают раз за разом.
Итак, вы уже поняли, что мужчине, на какую бы должность он не претендовал, предпочтительно быть в чистом, хорошо отглаженном костюме. Туалетную воду используйте в очень умеренных количествах. Джинсы и кроссовки хороши в любом другом месте, но не при первом знакомстве с работодателем. Обувь должна быть чистой, даже если вам придется продираться к заветной двери через перепаханное поле. Ну и самое главное - вам должно быть комфортно в одежде.
Что касается женщин, то тут разговор особый. Многие молодые девушки справедливо полагают, что чем короче будет их юбка, а кофточка сильнее обтягивать тело, тем больше шансов понравится деловому мужчине. Возможно это и так, но только если вас сватают.
Одежду для собеседования женщине подобрать труднее. Во-первых, стиль должен быть предельно деловым, но не чопорным; краски не яркими, однотонными. Идеальный же вариант одежды - черно-белая классика. Практика показывает, брюки на вас одеты или юбка средней длины, особой роли не играет. Тоже самое относится к обуви - не имеет значения, на высоких каблуках или в маленьких лодочках вы войдете в кабинет, главное - как войдете.
Милые дамы, не стоит надевать на собеседование всё золото, которое есть в доме. Увидев такую шикарную женщину в кольцах, цепях и браслетах, работодатель постесняется предложить вам маленькую зарплату и, к великому своему сожалению, поймет, что не может себе позволить такого дорогого сотрудника.
Помните, чем героиня фильма "Ландыш серебристый" действовала на нервы герою А. Цекало? Правильно, запахом. Будьте умеренны, когда брызгаете на себя из любимого флакончика, а лучше вообще в этот день не пользуйтесь духами. Где гарантия, что такими же духами не пользовалась бывшая жена вашего теперь уже несостоявшегося работодателя? Также не лучшую службу вам сослужат яркий вызывающий макияж, длиннющие ногти (чаще всего такие ногти ассоциируются с лентяйством) и авангардная прическа.

ШАГ 2. Портфолио
Грамотное портфолио повышает ваши шансы устроиться на работу практически до космических высот. Если вы строитель и прекрасно делаете ремонт или архитектор, флорист-дизайнер, альбом с хорошими качественными снимками ваших работ скажет всё за вас. Журналисту, писателю, редактору необходимо показать мастерство владения пером в предыдущих изданиях. Менеджеру-полиграфисту или менеджеру по рекламе надо продемонстрировать свои самые лучшие работы с именитыми клиентами, их рекламные кампании. Одно дело, когда вы говорите, что работали с ТАКИМ-ТО заказчиком, другое дело, когда вы показываете результаты. Не бойтесь просить своих клиентов писать вам благодарственные письма за хорошо выполненную работу. Показав пару таких писем работодателю, вы тем самым на деле подтверждаете каждое свое слово и повышаете свой профессиональный уровень в его глазах. Если хорошо подумать, портфолио можно сделать даже секретарю. Главное, подойти творчески к этому моменту.
Перед собеседованием еще раз проверьте, все ли документы вы взяли, готово ли ваше портфолио, нравитесь ли вы себе в зеркале, всё ли вам понятно в адресе. В добрый путь.

ШАГ 3. Первое впечатление
Поднимаясь по ступенькам своего нового места работы, вы должны быть на 100% уверены, что это ваша фирма, что вы в ней работаете уже долгие годы и даже соскучились по отпуску. Именно подобные мысли помогут вам вести себя максимально раскрепощенно, снять скованность в поведении, дрожь в голосе. Улыбнитесь секретарю так, словно давно с ней знакомы, попросите разрешения снять верхнюю одежду (зря, что ли, вы все утро наглаживали брюки), приведите себя в порядок и спокойно ожидайте аудиенцию. И помните - две секунды на решение вашей судьбы, остальное приятная беседа.
Вас пригласили.
Спокойно войдите в кабинет, поздоровайтесь, улыбнитесь. Внимание, теперь самое главное: вы должны сесть на предложенный (или не предложенный) стул максимально удобно, на все сидение полностью, раскрепощенно. Если стул стоит не удобно или далеко, не бойтесь поправить его. От того, как вы сядете, зависит вся дальнейшая беседа. Дело в том, что, если сесть на самый край, или если стул стоит так, что собеседник выпадает из поля зрения, то человек воспринимается напряженным. А уж если напротив вас будет сидеть психолог или мнящий себя таковым, то такую позу он расшифрует как неуверенность. Неуверенным же людям не место в бизнесе. Свою сумку или портфель поставьте рядом, чтобы не мешались. Руки держите на виду или столе и не мельтешите ими. Теперь вы готовы к беседе.

ШАГ 4. Интервью
Работодатель бывает двух типов. Первый говорит сам. Второй слушает вас. Рассмотрим первый тип.
Это самый выгодный работодатель с точки зрения собеседования. Он расскажет всё о своей фирме, о порядке, об условиях работы. Ваша задача сидеть и активно слушать, кивать головой, периодически улыбаться и задавать вопросы по ходу беседы. Чем активней вы будете слушать, тем больше будете нравиться. В рассказе о себе и своей трудовой деятельности избегайте длинных монологов, лучше немного не договаривайте, чтобы у работодателя была возможность задать вам вопрос и поговорить самому. Вероятно, что ваш рассказ о себе может вообще ограничиться беглым просмотром резюме.
Со вторым типом работодателя у вас есть прекрасная возможность расхвалить себя, любимого. Тут уж не стесняйтесь. Продемонстрируйте себя во всей красе. В глазах должен быть огонь, спокойная жестикуляция. Помните только одно: если вы по жизни ураган и без вашей персоны коллеги в комнате начинают переживать, почему так тихо, то на собеседовании вашу неуемную энергию надо спрятать куда подальше. Мою профессиональную подругу не взяли на работу только потому, что ее "было очень много, а без подготовки это вынести тяжело".
В разговорах употребляйте "наша фирма", "я могу сделать для нашей фирмы" и т.п. Ни в коем случае не ругайте своего бывшего работодателя. О недостатках своего предыдущего места работы лучше вообще не распространяться. Избегайте употреблять отрицательные глаголы, говорить о том, что вы что-то не умеете делать, не работали в этой программе, системе, у вас нет заказчиков, не знаете технологий. Если предлагают неизвестную вам работу, то сделайте акцент, что вы быстрообучаемы и всё схватываете на лету. Ну а если вы очень уверены в себе, то можете сказать, что всё это знаете, а потом должны будете максимально быстро учиться у своих новых коллег, иначе снова окажитесь на улице. И, пожалуйста, улыбайтесь. Вы так великолепны, когда улыбаетесь.
Если вы работали с очень известными фирмами, то обязательно расскажите о вашем сотрудничестве, упомяните, какое место в их успехе занимает ваша скромная персона. Побольше громких имен. Вы работали на выставках и умеете привлекать клиентов? Прекрасно. Расскажите о всех своих достоинствах, о своих контактах. Пусть работодатель будет поражен таким неожиданным везением. Ведь найти такого профессионала со связями нелегко.
Во время беседы ваши руки надо чем-то занять. Когда вы слушаете собеседника, положите их спокойно на колени или стол и внимайте. Когда вы разговариваете, то передавайте часть своей энергии сидящему напротив человеку. Откройте руки, разверните к нему ладони и сопровождайте речь спокойными жестами, как бы передавая ими часть информации, повторяя руками ваши слова. Только не надо махать ими, словно вы мельница, то и дело чесать ухо-нос или теребить подол пиджака и ни в коем случае не прячьте руки - вам нечего скрывать.
Очень щекотливый вопрос касается оплаты ваших услуг. Вы идете на определенную сумму, как правило уже оглашенную. Помните, что ваш предыдущий заработок для данной фирмы должен быть таким же, даже если до этого вы получали 2000 рублей. Если зарплата у вас была сдельной, то всегда называйте верхний предел, потому что иногда работодатель поднимает цену. Он понимает, что дорогой специалист дорогого стоит, и он готов платить за это деньги. Никогда не опускайтесь ниже реальной цены. Если работодатель хочет иметь профессионального менеджера за 100 долларов и баснословные проценты, то это его право. Но вам здесь делать нечего.
Всегда интересуйтесь текучестью кадров и тем, куда делся человек, на место которого вас берут. Так вы избежите участи через пару-тройку месяцев вновь испытать на себе все прелести собеседования в новой фирме. Я знаю фирму, в которой за год полностью обновляется коллектив, и работодатель относится к этому спокойно.
Есть и еще один малоприятный момент - штрафы. Если работодатель случайно обмолвился, что "иногда штрафуют", обязательно выясните, за какие грехи это происходит и когда это доводится до сведения. Может получиться так, что вас будут штрафовать весь месяц, а вы об этом узнаете только в день зарплаты, когда останетесь должны фирме.
Самое трудное на собеседовании, это когда работодатель спрашивает, что бы вы еще хотели услышать о фирме. Вы можете задать несколько общих вопросов и дать понять, что вам все ясно. Это первый сигнал того, что собеседование, наконец-то, заканчивается, и тут надо быть особенно внимательным, потому что теперь становится понятно, подходите вы друг другу или нет.

ШАГ 5. Результаты собеседования
По некоторым фразам работодателя можно определить, стоит ли вам ждать, что вакансия будет предложена именно вам. Как правило, если вы понравились работодателю, то он начинает выяснять, когда вы можете приступить к работе, сколько времени вам надо, чтобы оформить уход с другого места. В любом случае просите маленький тайм-аут хоть на пару дней. Вы занятой человек, и у вас есть некоторые дела, которые требуют завершения, либо вам надо привести в порядок, передать все свои дела и уволиться на предыдущем месте.
Если работодатель ничего не решил насчет вас, то, скорее всего, будут звучать фразы типа: мы вам перезвоним, мне надо подумать, свяжусь с вашим кадровым агентством, мы вас сами вызовем на повторное собеседование и т.п. И даже если работодатель говорит, что вы ему очень понравились, но его не интересует время вашего выхода на работу, не обольщайтесь, воспринимайте это как отказ от места. Объяснения не важны, просто такое золото, как вы, бедняга не может себе позволить.
Рассмотрим и такой вариант, когда вы понравились работодателю, а он вам нет. Такое бывает гораздо чаще. Вы ищете работу на долгое время, и останавливаться на "шарашкиных конторах" вам нет резона. Я, например, не могу напрямую сказать, что фирма или условия мне не нравятся. Как правило, я начинаю вести себя точно так же, как отказывающий вам работодатель или прошу время на то, чтобы обдумать предложение. Более того, я никогда сразу же не соглашаюсь на предложение по работе. Причина здесь одна. Пока вы под впечатлением от беседы, строите радужные планы о быстрой карьере, то не можете реально оценить ситуацию. Работодатель, который много обещает, редко держит свое слово. Надо немного отдохнуть, привести в порядок мысли и убрать эмоции, трезво взглянуть на ситуацию. Вероятно завтра огромная зарплата за малый труд покажется вам подозрительной, масса льгот и дополнительных доплат - странной.
Итак, соглашение сторон достигнуто и вам надо грамотно уйти.

ШАГ 6. Прощание
Встаньте, пожмите друг другу руки, обязательно поблагодарите за то, что занятой человек столько времени уделил вашей персоне (даже если собеседование длилось всего три минуты), еще раз уточните время выхода на работу. Теперь вы снова в строю и у вас есть всего два дня маленького отпуска.

Удачной вам карьеры!