Постановка вопроса
как педагогический инструментарий
в формировании креативных способностей учащихся
В современных учебниках по обществознанию
отмечается, что социальной функция образования является передача опыта,
накопленного предшествующими поколениями людей. И именно эта функция лежит в
основе конструирования содержания образования, учебных программ и учебников. В
данном случае это специально отобранный для усвоения учениками объем знаний,
умений и навыков. Этот тип обучения получил название знаниево-ориентированного
или учебно-трансляционного.
В обучении другого – личностно-ориентированного типа – представление о
содержании образования меняется: на первый план выходит деятельность самого
ученика, его внутренне образовательное развитие. Образование в этом случае – не
сколько передача ученику знаний, сколько формирование себя. Учебный материал
становится не предметом усвоения, а образовательной средой для самостоятельной
деятельности ученика. Такое образование невозможно «дать», оно наполняется
содержанием само в процессе самостоятельной работы ученика. Тем самым, кстати,
решается и следующая больная проблема школы – списывания. Информацию можно «сшпаргалить»,
а творчество – нет.
Педагогический инструментарий в личностно-ориентированном типе может быть
различен, но в основе каждого лежит искусство учителя ставить вопрос. Систему
постановки вопросов можно выделить даже как отдельный педагогический
инструментарий. В хорошем вопросе – весь учитель, всё его отношение к ученику,
вся его работа. К сожалению, постановка вопроса кажется столь банальной частью
работы учителя, что многие даже не задаются о его критериях и требованиях к
задаваемому вопросу.
1. Универсальное требование – вопрос должен быть понятен. Для этого вопрос
должен соответствовать возрастному развитию ученика. В младших классах мы не
должны, например, вставлять фразы вроде «Каковы мотивы…» или «Существенными
признаками…» и т.п.
2. Конструкция вопроса должна быть как можно проще, то есть в нем не должно быть
ненужных слов и оборотов, затрудняющих понимание сути, а также следует
стремиться избегать длинных предложений.
3. Вопрос должен быть сформулирован согласно языковым нормам, он должен быть без
внутреннего беспорядка расстановки слов, с правильным употреблением
вопросительных местоимений.
4. Вопрос должен быть построен правильно логически и иметь логические уда-рения.
Общее ставится впереди, вопросительное слово должно так «выдви-гать» общее,
чтобы оно стояло впереди искомого и частного. В постановке логического ударения
большую роль играет маленькая пауза, позволяющая сконцентрировать внимание
учащихся.
5. Вопрос должен быть конкретен – на неопределённый вопрос прозвучит
не-определённый ответ.
В систематизации вопросов мною используется двойная классификация – по характеру
проводимой работы и содержанию.
По характеру проводимой работы вопросы бывают:
1. поисковые, то есть вопросы, которые требуют обязательного обращения к
дополнительному источнику в библиотеке. Для младших классов обязательно адресная
постановка («Посмотрите в «Энциклопедии юного историка» в статье «Рыцарство»…).
Нежелателен вопрос, который требует долгого и нудного переписывания, должен быть
интересным, чтобы имелся значительный мотивационный стимул. Очень хорошо
задавать такие вопросы по истории родного края по соответствующим темам
(«Посмотрите в книге «Ядрин», в какую школу было преобразовано наше реальное
училище после принятия Декрета 1918 года «О единой трудовой школе»?).
2. вопросы на самостоятельную работу с материалом учебника или специальным
раздаточным материалом. Работа может проводиться как на уроке, так и задаваться
на дом. В данном случае постановка требует особой конкретности, ибо существует
риск что время будет затрачено на выполнение работы не по заданной проблеме.
3. повторительные, причем не просто репродуктивные, а развивающие креативные
способности учащихся, позволяя на основе полученных знаний сделать правильные
предположения.
4. вопросы, задаваемые на лекционных занятиях, так как обратная связь весьма
не-обходима и на такого рода занятиях. Особо удачно применимы на занятиях по
обществознания, ибо опираются я на жизненный и теоретический опыт учащихся.
По содержанию вопросы классифицируются на:
1. вопросы-«наоборот», которые можно использовать в 5-6 классах. Сущность –
учитель дает ответ, к которому ученики должны подобрать вопрос, коих может быть
несколько;
2. вопросы на сканирование, позволяющие через быстрый просмотр текста с целью
поиска факта, слова, имени критически оценивать материал. Например, в 6 классе
предлагается сделать периодизацию средневекового Китая. Ученики должны суметь
отбраковывать лишние даты;
3. комплексные вопросы, предполагающие одновременную работу с текстом и картой,
текстом и иллюстрацией, текстом и диаграммой и т.д. Например, рассматривая
изображение пагоды Красоты дракона, шестиклассники по тексту определяют, в какую
эпоху – Тан или Сун – она сделана.
4. парные вопросы, которые могут быть двух видов:
связка вопросов на репродуктивность и креативность;
вопрос с отступом, то есть вначале ставится сложный вопрос, а затем предлагаются наводящие. Например, когда говорим о успехах в мореплавании в конце средневековья, ставится вопрос: «Какой прибор, кроме астролябии и компаса, был необходим для точного определения местонахождения корабля?» После серии наводящих вопросов, ученики находят правильно – «часы».
5. Вопросы на структурирование текста. Структурирование может быть произведено в
четырех формах
тезисное. Причем при постановке вопроса в младших классах сразу следует сразу
отметить о необходимости выделения как отдельных пунктов, таки подпунктов.
Например, при выделении причин возвышения Москвы первым пунктом будет «удобное
географическое положение», а подпунктами «Близость к торговым путям» и
«Отдаленность от внешних границ». В младших классах следует также уделять
внимание формулировке тезисов. Например, в 5-6 классах приходится напоминать о
том, что надо использовать отглагольные существительные – «возникновение»,
«расширение» и т.п. Качество ответов значительно улучшается, ибо прекращается
списывание книжных фраз.
табличное. Этот вариант наиболее удобен для сравнения исторических процессов,
тем более именно такая работа считается наиболее сложной в заданиях ЕГЭ.
Например, сравнивание «зубатовщины» и «эпохи доверия» Святополк-Мирского.
схематичное. Возможен вид работы, когда ученики сами составляют схему по
тексту (например, системы управления в России петровского времени), или же
предлагается учителем схема-рисунок, которую должны расшифровать учащиеся.
графическое. Этот вид структурирования редко используется в исторической
науке, но он дает прекрасную возможность зрительного восприятия динамики
исторических процессов. Например, рассматривая революционные события 1848-1859
годов в Западной Европе, ось абсциссы определяем уровень развития гражданского
общества, а ось ординаты -- временную линию, накладываем 2-3 графика, что
позволяет сравнивать ситуации в странах до, во время и после революций.
Составление графика динамики развития экономики СССР в послевоенное время
позволяет акцентировать внимание на минимум 1946 года в промышленности в
результате конверсии и увидеть ясно кризис советской деревни.
6. эвристические вопросы, которые предполагают ответ на неизвестные проблемы при
знании необходимых понятий, используемых в вопросе. Например: «Если Екатерина
проводила реформы в духе «просвещенного абсолютизма», то какие, кроме
административных и сословных, были характерны преобразования в этот период?»
7. вопросы для знатоков – усложненные формы эвристических вопросов, требующих
знания не только изучаемой темы, а более широкой эрудиции и умения мыслить.
Например: «Вспомните имя библейского героя и объясните, почему Святополк
«Окаянный»?»
8. вопросы по цитатам, положительным моментом которых является возможность
оценки позиции современника происходивших событий. Например: «Почему Вторая
Государственная Дума была охарактеризована В. Лениным как «более полярная» и
«более левая»по сравнению с Первой?»
9. альтернативные ответы, предполагающие различные ответы с обязательной их
аргументацией.
10. системные – цепочка логически связанных вопросов, построенных по
дедуктивному или индуктивному принципу. Например, формируется вопрос о приходе
нацистов к власти в 1933 году. Далее все вопросы вытекают из
проструктурированного ответа: «Какие причины схожи с Италией?», «Составьте
цепочку взаимообуславливающих причин» и т.д.
Вопросы должны способствовать развитию мыслительной деятельности ученика,
способствовать его креативной активности. Нельзя ставить ни одного вопроса, на
который ученики не сумели бы ответить, но и нельзя слишком помогать ему
подсказками. Мера, требовательность, тактичность – постоянные спутники учителя
справедливого. Постановка вопроса – серьёзный инструментарий в деятельности
педагога, базисный этап для всех видов творческой деятельности как учителя, так
и учащихся.