Постановка вопроса
как педагогический инструментарий
в формировании креативных способностей учащихся
 

 

В современных учебниках по обществознанию отмечается, что социальной функция образования является передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. И именно эта функция лежит в основе конструирования содержания образования, учебных программ и учебников. В данном случае это специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков. Этот тип обучения получил название знаниево-ориентированного или учебно-трансляционного.
В обучении другого – личностно-ориентированного типа – представление о содержании образования меняется: на первый план выходит деятельность самого ученика, его внутренне образовательное развитие. Образование в этом случае – не сколько передача ученику знаний, сколько формирование себя. Учебный материал становится не предметом усвоения, а образовательной средой для самостоятельной деятельности ученика. Такое образование невозможно «дать», оно наполняется содержанием само в процессе самостоятельной работы ученика. Тем самым, кстати, решается и следующая больная проблема школы – списывания. Информацию можно «сшпаргалить», а творчество – нет.

Педагогический инструментарий в личностно-ориентированном типе может быть различен, но в основе каждого лежит искусство учителя ставить вопрос. Систему постановки вопросов можно выделить даже как отдельный педагогический инструментарий. В хорошем вопросе – весь учитель, всё его отношение к ученику, вся его работа. К сожалению, постановка вопроса кажется столь банальной частью работы учителя, что многие даже не задаются о его критериях и требованиях к задаваемому вопросу.

1. Универсальное требование – вопрос должен быть понятен. Для этого вопрос должен соответствовать возрастному развитию ученика. В младших классах мы не должны, например, вставлять фразы вроде «Каковы мотивы…» или «Существенными признаками…» и т.п.

2. Конструкция вопроса должна быть как можно проще, то есть в нем не должно быть ненужных слов и оборотов, затрудняющих понимание сути, а также следует стремиться избегать длинных предложений.

3. Вопрос должен быть сформулирован согласно языковым нормам, он должен быть без внутреннего беспорядка расстановки слов, с правильным употреблением вопросительных местоимений.

4. Вопрос должен быть построен правильно логически и иметь логические уда-рения. Общее ставится впереди, вопросительное слово должно так «выдви-гать» общее, чтобы оно стояло впереди искомого и частного. В постановке логического ударения большую роль играет маленькая пауза, позволяющая сконцентрировать внимание учащихся.

5. Вопрос должен быть конкретен – на неопределённый вопрос прозвучит не-определённый ответ.

В систематизации вопросов мною используется двойная классификация – по характеру проводимой работы и содержанию.

По характеру проводимой работы вопросы бывают:

1. поисковые, то есть вопросы, которые требуют обязательного обращения к дополнительному источнику в библиотеке. Для младших классов обязательно адресная постановка («Посмотрите в «Энциклопедии юного историка» в статье «Рыцарство»…). Нежелателен вопрос, который требует долгого и нудного переписывания, должен быть интересным, чтобы имелся значительный мотивационный стимул. Очень хорошо задавать такие вопросы по истории родного края по соответствующим темам («Посмотрите в книге «Ядрин», в какую школу было преобразовано наше реальное училище после принятия Декрета 1918 года «О единой трудовой школе»?).

2. вопросы на самостоятельную работу с материалом учебника или специальным раздаточным материалом. Работа может проводиться как на уроке, так и задаваться на дом. В данном случае постановка требует особой конкретности, ибо существует риск что время будет затрачено на выполнение работы не по заданной проблеме.

3. повторительные, причем не просто репродуктивные, а развивающие креативные способности учащихся, позволяя на основе полученных знаний сделать правильные предположения.

4. вопросы, задаваемые на лекционных занятиях, так как обратная связь весьма не-обходима и на такого рода занятиях. Особо удачно применимы на занятиях по обществознания, ибо опираются я на жизненный и теоретический опыт учащихся.

По содержанию вопросы классифицируются на:

1. вопросы-«наоборот», которые можно использовать в 5-6 классах. Сущность – учитель дает ответ, к которому ученики должны подобрать вопрос, коих может быть несколько;

2. вопросы на сканирование, позволяющие через быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, имени критически оценивать материал. Например, в 6 классе предлагается сделать периодизацию средневекового Китая. Ученики должны суметь отбраковывать лишние даты;

3. комплексные вопросы, предполагающие одновременную работу с текстом и картой, текстом и иллюстрацией, текстом и диаграммой и т.д. Например, рассматривая изображение пагоды Красоты дракона, шестиклассники по тексту определяют, в какую эпоху – Тан или Сун – она сделана.

4. парные вопросы, которые могут быть двух видов:


5. Вопросы на структурирование текста. Структурирование может быть произведено в четырех формах

 тезисное. Причем при постановке вопроса в младших классах сразу следует сразу отметить о необходимости выделения как отдельных пунктов, таки подпунктов. Например, при выделении причин возвышения Москвы первым пунктом будет «удобное географическое положение», а подпунктами «Близость к торговым путям» и «Отдаленность от внешних границ». В младших классах следует также уделять внимание формулировке тезисов. Например, в 5-6 классах приходится напоминать о том, что надо использовать отглагольные существительные – «возникновение», «расширение» и т.п. Качество ответов значительно улучшается, ибо прекращается списывание книжных фраз.

 табличное. Этот вариант наиболее удобен для сравнения исторических процессов, тем более именно такая работа считается наиболее сложной в заданиях ЕГЭ. Например, сравнивание «зубатовщины» и «эпохи доверия» Святополк-Мирского.

 схематичное. Возможен вид работы, когда ученики сами составляют схему по тексту (например, системы управления в России петровского времени), или же предлагается учителем схема-рисунок, которую должны расшифровать учащиеся.

 графическое. Этот вид структурирования редко используется в исторической науке, но он дает прекрасную возможность зрительного восприятия динамики исторических процессов. Например, рассматривая революционные события 1848-1859 годов в Западной Европе, ось абсциссы определяем уровень развития гражданского общества, а ось ординаты -- временную линию, накладываем 2-3 графика, что позволяет сравнивать ситуации в странах до, во время и после революций. Составление графика динамики развития экономики СССР в послевоенное время позволяет акцентировать внимание на минимум 1946 года в промышленности в результате конверсии и увидеть ясно кризис советской деревни.

6. эвристические вопросы, которые предполагают ответ на неизвестные проблемы при знании необходимых понятий, используемых в вопросе. Например: «Если Екатерина проводила реформы в духе «просвещенного абсолютизма», то какие, кроме административных и сословных, были характерны преобразования в этот период?»


7. вопросы для знатоков – усложненные формы эвристических вопросов, требующих знания не только изучаемой темы, а более широкой эрудиции и умения мыслить. Например: «Вспомните имя библейского героя и объясните, почему Святополк «Окаянный»?»

8. вопросы по цитатам, положительным моментом которых является возможность оценки позиции современника происходивших событий. Например: «Почему Вторая Государственная Дума была охарактеризована В. Лениным как «более полярная» и «более левая»по сравнению с Первой?»

9. альтернативные ответы, предполагающие различные ответы с обязательной их аргументацией.

10. системные – цепочка логически связанных вопросов, построенных по дедуктивному или индуктивному принципу. Например, формируется вопрос о приходе нацистов к власти в 1933 году. Далее все вопросы вытекают из проструктурированного ответа: «Какие причины схожи с Италией?», «Составьте цепочку взаимообуславливающих причин» и т.д.

Вопросы должны способствовать развитию мыслительной деятельности ученика, способствовать его креативной активности. Нельзя ставить ни одного вопроса, на который ученики не сумели бы ответить, но и нельзя слишком помогать ему подсказками. Мера, требовательность, тактичность – постоянные спутники учителя справедливого. Постановка вопроса – серьёзный инструментарий в деятельности педагога, базисный этап для всех видов творческой деятельности как учителя, так и учащихся.