Исторические сведения
В деревне Верхние Ачаки школа возникла в 1918 году в качестве
однокомплектной земской начальной школы, в ней обучалось более 40 человек разного
возраста, работал 1 учитель, своего помещения школа не имела вплоть до 1933 года.
В 1922 – 32 годах школа работала как 4 – летняя начальная, после завершения строительства
собственного здания в 1933 году школа стала семилетней В 20 – е годы в школе обучалось
около 100 человек детей, кроме этого в вечернее время она работала как пункт по
ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Школа работала в доме крестьян
Устинова Г.Г., Яжейкина А.Д. Первым учителем был Николай Александрович Малов, позже
- Николаев Никита Николаевич, Павлов И.А., Андреев Д.Н. , Трофимов В.Т. В 30 - е
годы школу возглавляла Григорьева М И , кавалер ордена Ленина. В это время в школе
обучалось уже около 200 человек, работало 8 учителей.Во время Великой Отечественной
войны количество детей , посещаюших школу , уменьшилось до 125, учителя -
мужчины ушли на фронт, на фронте погибли Стеклов Г.И., Николаев Ф.Н., Кудрявцев
П.Г., Краснов А.М.
В 1951 году школу возглавил Никитин Яков Никитич, проработавший
на этом постудо 1974 года и внесший значительный вклад в развитие школы.В это время
значительно укрепилась материально – техническая база школы, с 1958 года школа стала
8 - летней,
В1965г. пущен в ход второй кирпичный
корпус школы для начальных классов. В эти годы в школе появляется мастерская по
металлу и дереву. Имелся в школе киноаппарат, два ламповых радиоприемника.
Мастерская расширялась с каждым годом. Здесь имелось два станка металлу и два
по дереву. Вскоре появляется телевизор. В 1974 году появляется первый магнитофон,
свой радиоузел. Как мы видим, материальная база улучшается с каждым годом.
При школе также функционировал свой
приусадебный участок. Здесь ученикам прививались трудовые навыки на
учебно-опытном участке (
В 1970-80 годах директорами были Яжейкин
Петр Александрович, Грибов Анатолий Михеевич, Лысов Владислав Викентьевич.
Таким образом, в 1950-80-е годы в
Верхнеачакской школе были созданы все условия для нормальной учебы, а также
трудового обучения. Школа готовила детей к жизни, к дальнейшему получению
знаний. Многие ученики Верхнеачакской школы поступали в высшие учебные
заведения, становились высококлассными специалистами и работали во многих
отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.
Многие выпускники уехали в город и стали
работниками предприятий, фабрик, заводов. Некоторые остались на своей земле
поднимать престиж малой родины.
Именно в 60 – 70 годы в нашей школе сложились
добрые традиции , которые являются и сейчас основой для учебно -
воспитательного процесса: в эти годы Верхнечакская школа славилась своими трудовыми
достижениями и коллективом художественной самодеятельности. При школе имелось крепкое
подсобное хозяйство, дети были обеспечены горячим питанием бесплатно,
приучались к сельскохозяйственному труду. Тесные связи школа поддерживала с колхозом
«Ленинская искра», который помогал не только в трудовом , но и в военно - патриотическом
, культурно – эстетическом воспитании: совершались совместные походы школьников
и сельской молодежи, открылась художественная школа, музеи колхоза - краеведческий
и экологический, проводились совместные вечера отдыха, традиционные советские праздники,
чествование передовиков труда, встречи с ветеранами войны и т.д. Коллективы художественной
самодеятельности начали ативно выступать не только на районных . но и республиканских
смотрах и фестивалях. Особенно прославились и колхозный и школьный танцевальные
коллективы.
В 1988 году началось строительство нового
типового 2 –х этажного кирпичного здания школы, строительство было завершено к 1
сентября 1989 года. В 1989 году школа получила статус средней общеобразовательной
.
В связи с реструктуризацией сельских школ,
по решению главы Ядринской районной администрации с 1 сентября 2000года она является
базовой школой.
В настоящее время школа имеет достаточную материально –
техническую базу, кадровые ресурсы, достаточный опыт работы для ведения современного
учебно – воспитательного процесса.