Комплексно-целевая программа
« ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ И КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ»
на
2007 -- 2010 г. г.
Структура программы
«Культурно – нравственное и патриотическое воспитание посредством Историко-краеведческого музея».
№№ |
Разделы программы |
1. |
Концептуальная часть |
2. |
Практическая часть |
3. |
Управленческая часть |
4. |
Прогноз результатов деятельности |
|
|
I. Концептуальная часть.
Обоснование и актуальность проблемы. Граждане России обязаны соблюдать Конституцию Р.Ф,
успешно выполнять гражданские обязанности в любое время на основе комплексного подхода к воспитанию и развитию.
Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания школьников, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности в этой деятельности органов государственной власти, органов исполнительной власти города, педагогического коллектива школы, общественных объединений.
Она ориентирована на участие в процессе воспитания школьников морально здоровых слоёв населения России. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание учащихся в соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности к военной службе».
Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени, а это:
1) экономическая дезинтеграция;
2) социальная дифференциация общества;
3) девальвация духовных ценностей.
Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства и возрастных групп населения города, страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма
Стала заметней утрата нашим обществом патриотического и нравственно-эстетического сознания.
Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.
Появилась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
.
Система нравственного и патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе; массовую патриотическую работу, организуемую не только школой, но и общественными движениями и организациями, деятельность средств массовой информации и т.п.
Гарантом организации и функционирования системы, основным институтом, обеспечивающим работу, является государство.
Создание системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодёжных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов.
1. Основные идеи, цели, задачи программы.
Основная идея программы патриотического и нравственного воспитания и обучения школьников заключается в формировании готовности их служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.
Целью программы является развитие системы патриотического воспитания и обучения школьников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1) создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование всех систем воспитания.
2) формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли Чувашии в судьбах России, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу.
3) воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту интересов страны, города.
4) формирование комплекса нормативного, правового и
5) организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.
Реализация программы будет осуществляться в течение 2007 – 2010годов в два этапа:
1-й – 2007 – 2008 г.
2-й – 2008 – 2010 г.
На первом этапе предусматривается:
ü проработка организационных основ реализации программ.
ü разработка классными руководителями, учителями-предметниками подпрограмм, планов;
ü проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в районных мероприятиях патриотической направленности.
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий.
2. Предполагаемые результаты.
ü внедрение передовых форм и методов воспитания;
ü сохранение и развитие учащимися чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
ü активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;
ü формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
ü активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
ü расширения участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта;
ü воспитание у школьников уважения к трудовому и боевому подвигу отцов;
ü формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;
ü привлечение широкой общественности к участию в работе по нравственно- патриотическому воспитанию школьников;
ü расширение и совершенствование информационной базы пропаганды воспитания в школе;
ü повышение роли и авторитета поисковых ученических объединений в школе;
ü активизация творческого потенциала педагогов в деле нравственного воспитания.
№ п/п
|
Мероприятия
|
Исполнитель |
Срок исполнения |
Ожидаемый результат |
|
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
|
1. Создание нормативной правовой базы нравственно- патриотического воспитания школьников |
|||||
1 |
Школьный Музей Боевой и Трудовой славы: |
|
|
|
|
1.1
1.2.
1.3.
|
Подготовить и провести аттестацию школьного Историко-краеведческого музея .
Разработать план использования композиций школьного музея Боевой и Трудовой славы для увековечения памяти воинов-земляков.
Разработать блок уроков, связанных с использованием музея |
Зам. дирек. по ВР, совет музея, ст. вожатый Зам. дирек. по ВР, Совет музея, учителя истории
|
2007- 2010г.г.
2007 2008 г.г.
.
|
Повышение роли музея в сохранении и развитии чувства гордости за свою страну, малую родину, школу, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества.
|
|
2. |
Принять участие в районном конкурсе программ по гражданскому воспитанию в современных условиях |
военкомат, зам. директ. по ВР |
2007 2008 г.г. |
Создание условий для активизации методической работы по проблемам воспитания. |
|
3. |
На основе Положения о военно-спортивной игре «Зарница» разработать план подготовки старшеклассников к участию в окружной военно-спортивной игре «Зарница». |
Управл обр. педагог- организатор ОБЖ, зам. дир. по ВР |
Еже год но |
Совершенствование организации подготовки и проведения военно-спортивной игры «Зарница». |
|
4. |
На основе Всероссийского сборника нормативно-правовых актов по вопросам патриотического воспитания внести изменения или дополнения в нормативно-правовую базу школы (устав, локальные акты и т.д.). |
зам. директ. по ВР |
2007 2008 г.г. |
Обеспечение условий для внедрения нормативно-правовых актов в практику патриотического воспитания. |
|
2. Совершенствование деятельности педагогического и ученического коллективов школы в области нравственного воспитания школьников посредством Музея |
|||||
1. |
На основе концепции патриотического воспитания граждан РФ разработать формы и методы работы с учащимися по вопросам патриотического воспитания школьников. |
Педагогич. совет, зам. директ. по ВР |
2007 2008 г.г. |
Создание организационной методологической основы патриотического воспитания. |
|
2. |
В план работы Совета школы, попечительского совета, педагогического совета школы вносить вопросы оценки и прогноза состояния нравствености учащихся в школе и обществе |
Совет школы, попечит. совет, педагогич. совет |
2007- 2010 г.г. |
Мониторинг процессов воспитания на уровне школы. |
|
3. |
Совершенствование системы по патриотическому воспитанию учащихся, готовности их к достойному служению Отечеству на основе региональной программы. |
Совет школы, педагогич. совет |
2007 2010 г.г. |
Совершенствование системы воспитания. |
|
4. |
Обобщение и распространение накопленного опыта организации нравственного воспитания в школе. |
Директор, зам. директ. педагогич. совет, городской семинар
|
2005 г. |
Распространение опыта воспитания. |
|
5. |
Внесение изменений в программу курса ОБЖ. |
Директор, зам. дир. по УВР -организатор ОБЖ |
2007 2010 г.г. |
Внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания. |
|
6. |
Осуществлять качественную реализацию комплексной программы физической культуры. |
Директор, учителя физической культуры, учителя нач.классов |
2007 2010 г.г. |
Внедрение передовых форм и методов воспитания. |
|
7. |
Отслеживание результатов обучения и воспитания (анкетирование, итоговая аттестация, олимпиады и т.д.). |
Зам. дирек., педагогич. совет |
2007 2010 г.г. |
Внедрение передовых технологий, корректировка планов работы. |
|
8. |
Организация и проведение периодической учёбы классных руководителей по проблеме «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития». |
Зам. дирек. по ВР, учителя |
2007 2010 г.г. |
Повышение квалификации педагогических работников. |
|
9. |
Проведение семинаров-совещаний учителями-предметниками, реализующими программы эстетической направленности. |
Зам. дирек. по ВР, учителя |
2007 2010 г.г. |
Повышение квалификации пед. работников, расширение возможностей системы образования. |
|
10. |
Проведение заседаний ШМО (краеведение, история, обществознание, экономика, экология, ОБЖ, физическая культура) по реализации программ нравственной направленности. |
Заместит. директора по УВР, учителя |
2007 2010 г.г. |
Методические разработки по организации воспитания. |
|
11. |
Используя новые компьютерные технологии, организовать учёбу классных руководителей по патриотическому воспитанию учащихся. |
Зам. дир. по ВР, пед.- орг. вн.р-ты педагог-орг.ОБЖ |
2007 2010 г.г. |
Распространение передового опыта, совершенствование подготовки кадров. |
|
12. |
Разработка предложений об учреждении ежегодных переходных вымпелов классам, почётных грамот учащимся «За активное участие ». |
Педагогич. совет, совет старшекл. |
2007 2010 г.г. |
Активизация детского коллектива. |
|
13. |
Систематические встречи учащихся с воинами- афганцами, чеченцами с целью: а) проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта; б) знакомство с организацией службы и быта военнослужащих. |
ОБЖ, учителя, военослу жащие |
2007 2010 г.г.
|
Подготовка к службе в рядах ВС РФ. |
|
3. Система мер педагогического и ученического коллективов по совершенствованию процесса воспитания школьников посредством Музея. |
|||||
1. |
Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвящённых Победы в Великой Отечественной войне; 35-летию школьного музея Боевой и Трудовой славы. |
Совет школы, попечитель совет, совет старшеклассников. |
2005 - 2010
|
Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества. |
|
2. |
Активное участие в районных конкурсах, фестивалях патриотической песни. |
Зам дирек. по ВР, ст.вожатый |
2007- 2010 г.г. |
Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию. |
|
3. |
Проведение смотра «Строя и песни» (ежегодно 23 февраля). |
Зам. дир.по ВР,ст.вожатый |
2007- 2010 г.г. |
Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию учащихся. |
|
4. |
Проведение на базе школы творческих встреч «От всей души» с ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов (к 9 Мая ежегодно). |
Зам. директ по ВР, пед-орг. ОБЖ, кл. руковод, учащиеся, ветераны войны и труда |
2007- 2010 г.г. |
Активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения. |
|
5. |
Проведение школьного фестиваля «Погуляем по карте» |
Классные руководители, учащиеся |
2007 |
Восстановление средствами культуры и искусства традиций братских народов |
|
6. |
Заседание клуба книголюбов по теме « Родина- мать наша!» |
совет библилтеки |
2007 2008 г.г. |
Активизация работы по патриотическому воспитанию. |
|
7. |
Организация и проведение праздника «Кириллица», посвящённого Дню славянской письменности и культуры. |
Зам. директ по ВР, по УВР; класс. рук.1-4 кл. |
2007- 2008 2009г |
Повышение роли русского языка в консолидации народов. |
|
8. |
Подготовка и участие в городских и районных конкурсах и смотрах, военно-спортивных играх и соревнованиях на местности (на лучший музей Боевой и трудовой славы; лучшую учебно-исследовательскую работу юных историков, краеведов и др.). |
Зам. директ по УВР, пед-организ ОБЖ, совет старшеклас. учащиеся |
2005- 2010 г.г. |
Формирование у школьников готовности к вооружённой защите Отечества. |
|
9. |
Участие в соревнованиях среди молодёжи допризывного возраста. |
Зам. директ по ВР, пед-орг. ОБЖ |
Еже годно |
Развитие движения новых патриотов. |
|
10. |
Выполнение поисковых заданий по теме Дороги Родины-дороги истории. |
Зам. директ по ВР, кл. рук, совет музея, уч-ся |
2007 2010 г.г. |
Сохранение чувства гордости за свою школу, город. |
|
11. |
Учреждение приза им. Героя Социалистического Труда Кузьмина ИТ. для награждения классных коллективов за активное участие в жизни школы, связанной с патриотическим воспитанием школьников. |
Педагогич. совет, совет школы, кл. рук., уч-ся |
Еже годно |
Воспитание гордости за свой коллектив |
|
12. |
Уход за памятниками погибшим воинам- освободителям; обустройство территории. |
Администр, педагогич. коллектив, учащиеся |
2007- 2010 г.г. |
Увековечение памяти учителей-воинов. |
|
13. |
Организация и проведение «Уроков мужества» с привлечением ветеранов армии, флота. |
Зам. директ уч-предмет. кл. руковод. |
207- 2010 г.г. |
Воспитание молодёжи в духе боевых традиций старших поколений. |
|
14. |
Организация и проведение встреч с народными умельцами в целях культивирования навыков ремесла в деревне |
Зам. директ по ВР, пед-орг.ОБЖ, классн. рук. |
2007 2010 г.г. |
Воспитание молодёжи в духе вековых традиций старших поколений. |
|
4. Воздействие педагогического коллектива на пропаганду нравственного образа жизни в средствах массовой информации |
|||||
1. |
Разработка и оформление новых композиций школьного музея |
Зам. директ по ВР, совет музея, учителя, учащиеся |
2007- 2010 г.г. |
Увековечение событий истории и культуры |
|
2. |
Издание серии статей патриотической направленности «Отчизны верные сыны». |
Родит. общ, педагогич. коллектив, учащиеся |
2007- 2010 г.г. |
Увековечение памяти погибших воинов. |
|
3. |
Организация выпуска хроники мульти-медиа фильма «Новости Музея» или «Гости Музея» |
Компьютерный класс |
2007 -07г |
Создание информационной базы. |
|
4. |
Создание видеофильмов с тематикой патриотического воспитания (походы, конкурсы, вечера и т. п.). |
, попечит. совет, учителя, учащиеся |
2008 2010 г.г. |
Создание информационной базы в целях пропаганды патриотического воспитания. |
|
5. Координация деятельности школьного коллектива с общественными объединениями и организациями в целях патриотического воспитания учащихся |
|||||
1. |
Подготовка и проведение следующих мероприятий: а) совместное заседание Совета ветеранов и Совета музея, б) совместное перспективное планирование работы советов. |
Совет ветеранов, совет музея, учащиеся |
2007- 2010 г.г. |
Совершенствование деятельности общественных объединений в интересах воспитания учащихся. |
|
2. |
Подготовка и издание информационного бюллетеня о деятельности и опыте работы школьного музея Боевой и Трудовой славы в области патриотического воспитания. |
Зам. директ по ВР, совет музея, уч-ся |
2007г |
Создание информационной базы. |
|
3. |
Организация традиционных встреч ветеранов с учащимися, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне. |
Зам. директ по ВР, совет ветеранов, педагогич. совет, уч-ся |
2007- 2010 г.г. |
Передача молодёжи боевых традиций. |
|
4. |
Проведение поисковой работы |
Зам. директ по ВР, клуб краеведов, учителя, учащиеся |
2008- 2010 г.г. |
Повышение роли авторитета поисковых объединений. |
|
6. Формирование методических основ нравственного и патриотического воспитания школьников с использованием Музея |
|||||
1. |
Проведение расширенного педсовета на тему «Уровень реализации программы воспитания учащихся». |
Администр. педагогич. коллектив, ШМО |
2007- 2010 г.г. по плану рабо ты |
Решение проблем нравственного воспитания учащихся. |
|
2. |
Проведение совещаний при директоре по темам» Уровень реализации новой региональной программы курса ОБЖ», «Об итогах выполнения комплексной программы по физической культуре». |
Администр. педагогич. коллектив, ШМО |
2007- 2010 г.г. -по плану |
Оценка эффективности мер по сохранению здоровья учащихся. |
|
3. |
Проведение социологических исследований по вопросам воспитания. |
Зам. директ по ВР, учащиеся |
2007- 2010 г.г. |
Выявление особенностей формирования нравственных чувств и сознания у учащихся. |
|
4. |
Подготовка и проведение расширенного заседания Совета музея по теме «Школьный музей-центр воспитания в школе» |
Зам. директ по ВР, совет музея кл.рук уч-ся |
2007г |
Решение проблем патриотического воспитания учащихся. |
|
5. |
Подготовка и проведение семинара: «Проблемы воспитания: опыт, перспективы, взаимодействие». |
Зам. директ по ВР, кл. рук., уч-ся |
2007 2009 г.г. |
Поиск проблем патриотического воспитания учащихся. |
|
6. |
Подготовка и проведение методического совета по теме «Использование потенциала школьного музея в воспитании и развитии личности». |
Методиче ский совет |
2007г |
Решение проблем патриотического воспитания учащихся. |
|
7. |
Подготовка и заключение договора с высшим учебным заведением гуманитарного профиля по программе «Школа-ВУЗ». |
, управл. обр, администр. |
2007- 2010 г.г. |
Непрерывность профильного образования. |
|
III. Управленческая часть.
1. Задачи внутришкольного управления.
1.1 Создание системы управления, способной на основе формирования чувств и сознания, обеспечить решение задач воспитания личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. (Центр системы – школьный музей ).
1.2 Формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения (создание чётко выраженной системы уроков 1-1-3 ступеней школы).
1.3 Организация службы психолого-социальной диагностики.
1.4 Поддержка творческих инициатив и различных форм организаций в коллективе.
1.5 Гибкая организация учебно-воспитательного процесса через учебные предметы, интегрированные с военно-патриотической тематикой (интегрированные уроки, уроки творчества, защита проекта, исследовательские и творческие работы и т.д.).
1.6 Разработка и реализация авторских программ.
1.7 Создание условий, обеспечивающих возможность непрерывной и стабильной работы школы в период развития, при использовании внутренних и внешних консультаций
2. Управление процессом воспитания.
2.1 Считать, что воспитывающая деятельность школы - часть процесса развития системы патриотического воспитания.
2.2 Создать условия для развития у ребёнка нравственных качеств, и сознания, включая его разнообразную деятельность в систему отношений, способствующих воспитанию личности гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны.
2.3 Осуществлять педагогическую поддержку при формировании нравственно-патриотических и культурных качеств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2.4 Ориентировать школьника на общечеловеческие, вечные ценности; овладением знаниями о международном гуманитарном праве, переводом их в личные ценности каждого воспитанника.
2.5 Использовать следующие формы работы, соединяющие обучение и воспитание:
2.5.1 Общественный смотр знаний.
2.5.2 Интегрированные уроки.
2.5.3 Исследовательские и творческие работы.
2.5.4 Уроки мужества с участием ветеранов армии и флота.
2.5.5 Путешествие в предмет.
2.5.6 Экскурсии, поездки, походы.
2.5.7 Защита проекта.
2.5.8 Военно-спортивные, спортивные игры: «Школа выживания», «Школа безопасности».
2.5.9 Спортивные соревнования на силу и выносливость.
2.5.10 Проведение профильных практикумов с целью выявления интереса.
2.5.11 Проведение цикла мероприятий, призванных укреплять правовой иммунитет .
2.5.12 Смотры-конкурсы на лучший класс по физической подготовке учащихся.
2.5.13 Создание цикла, видеофильмов, посвящённых Истории и культуре родного края:
-- «Города России»;
-- «Учителя – участники Великой Отечественной войны».
2.5.14 Уроки в школьном музее.
2.5.15 Исторический календарь, включающий основные вехи истории Отечества, Малой Родины.
2.5.16 Участие в конкурсе патриотической песни.
IV. Прогноз результатов деятельности.
Вышеизложенная программа школы позволит сформировать нравственно-патриотическое сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувство гордости за свою страну.
Воспитать учащихся, патриотов Родины, способных к дальнейшему развитию своих навыков и умений по защите государственных интересов страны.
Возрастёт процент поступления выпускников в ВУЗы гуманитарного профиля.
Сократится число актов вандализма, правонарушителей.