"Утверждаю"
Директор школы
А.Ф.Мидукова
13.05.2008 год
Паспорт
программы информатизации
МОУ «Туванская основная
общеобразовательная школа»
Наименование разработки |
Информатизация образовательного
учреждения |
Основание для
разработки
|
·
Концепция модернизации Российского образования
·
Программа развития единой образовательной информационной
среды Чувашской Республики
·
Целевая
программа развития образования Шумерлинского района |
Основной разработчик |
Муниципальное образовательное учреждение «Туванская
основная общеобразовательная школа» |
Цели и задачи программы |
Реализация программы
информатизации образовательного учреждения обеспечит
достижение следующей цели:
Повышение качества образования
через активное внедрение информационных технологий.
Для достижения цели,
определенной Программой, будут решаться следующие
задачи:
- создание единого
информационного пространства школы;
использование информационных технологий для непрерывного
профессионального образования педагогов и активизации
учебного процесса;
- обеспечение условий для
формирования информационной культуры обучающихся;
- создание условий для
взаимодействия семьи и школы через единое
информационное пространство.
|
Сроки реализации программы |
2008-2010 г.г. |
Основные направления деятельности по реализации
программы информатизации школы |
1. Приоритетные
направления деятельности учителя
2. Приоритетные
направления деятельности ученика
3.Приоритетные
направления деятельности администрации
4. Приоритетные
направления деятельности родителя
5.Создание единого
информационного пространства школы.
|
Механизм реализации программы |
Программа
реализуется через работу методических объединений
учителей-предметников и систему методической работы,
непрерывное образование и самообразование учителей,
через работу творческих групп учителей и обучающихся по
созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие
всех участников образовательного процесса, которое
обеспечивает сайт школы |
Концепция
МОУ «Туванская основная общеобразовательная школа» по
информатизации учреждения
Реализация Концепции модернизации образования до
2010 года предусматривает широкое применение новых
информационных технологий и использование интернет - ресурсов
для формирования информационной компетентности учащихся, что
предполагает наличие высокого уровня информационной культуры,
как части его профессиональной культуры и соответствующее
изменение образовательного пространства школы.
Для этого необходима реализация
следующих положений:
1.Создание оптимальных условий
для овладения и внедрения в образовательный процесс
информационных технологий.
2.
Организация деятельности по теоретической и практической
подготовке учителей с целью повышения информационной культуры.
3.
Реализация проблемного обучения через Метод проектов с
применением компьютерных технологий для создания условий
самореализации обучающихся.
4.
Создание единого информационного пространства школы.
5.
Применение компьютерного мониторинга для проблемного анализа и
своевременной корректировки деятельности педагогического
коллектива.
6.
Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном
процессе на информационном уровне.
7.
Оптимизация условий для подготовки учителя к уроку через
использование информационных ресурсов и технологий.
8.
Оптимизация взаимодействия школы с информационным пространством
города, страны, мира.
Объяснительная записка
Программа
информатизации учреждения рассчитана на 2 года и включает в себя
5 основных разделов:
- создание единого
информационного пространства школы;
- автоматизация
организационно-распорядительной деятельности школы;
- использование информационных
технологий для непрерывного профессионального образования
педагогов и оптимизации учебного процесса;
- обеспечение условий для
формирования информационной культуры обучающихся;
- создание условий
взаимодействия семьи и школы через единое информационное
пространство школы.
Программа направлена на освоение участниками образовательного
процесса информационных технологий и использование их в
практической деятельности с целью повышения качества
образования.
Реализация данной программы позволит эффективно организовать
учебный процесс, опираясь на последние достижения науки,
анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого
ее участника в процессе обучения, выявлять уровень
эффективности внедрения информационных технологий в
образовательный процесс.
Программа включает организацию деятельности, направленную на
теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах
освоения и внедрения информационных технологий.
Программой предусмотрен на всех этапах работы компьютерный
мониторинг обученности, качества образования, создание
информационного банка из опыта работы с новыми информационными
технологиями, компьютерное тестирование и использование
мультимедийной техники на школьных и районных мероприятиях,
создание компьютерных картотек образовательных программ.
Кроме того, предусмотрена диагностика, анализ результатов и
обеспечение необходимой коррекционной работы,
социально-психологическое сопровождение, применение
информационных технологий в работе с одаренными детьми и широкое
использование образовательных Internet
– ресурсов.
Анализ текущего состояния информатизации образовательного
процесса
МОУ «Туванская основная общеобразовательная школа»
В школе обучаются
106 учащихся, это 9 классов:
Все классы
занимаются по программам общеобразовательной школы.
В 3 – 4, 8 - 9
классах проводятся занятия по предмету «Информатика и ИКТ», а
также для учащихся 5 – 7 классов работает кружок «Входим в
Интернет» - 2 часа в неделю, в 9 классе введен элективный курс
«Основы работы в Интернете».
В школе осуществлен ряд мероприятий, направленных на внедрение
современных информационных технологий в практику деятельности
педагогических работников.
В 2001 году в школу поступил 1 компьютер по программе
”Компьютеризация сельских школ”. На данный момент в нашей школе
имеются:
- компьютер – 4 шт.
- мультипроектор – 1 шт.
- принтер – 2 шт;
- сканер – 1 шт;
- модем для высокоскоростного доступа в Интернет;
- веб – камера – 1 шт.
- цифровой фотоаппарат – 1
шт
Учителя школы проходили курсы по
программе Intel «Обучение для
будущего» организованном в Чувашском республиканском институте
образования (ЧРИО) и Ходарском элементарном межшкольном
методическом центре Большинство учителей школы имеют дома
современные компьютеры и систематически используют
информационные технологии в практической деятельности.
90%
учителей могут сделать поурочное планирование с использованием
ИКТ, 56% - подобрать программное обеспечение для учебных целей,
90% - найти материал в Интернет, 90% - оценить пригодность
Web-сайта
для использования в учебных целях, эффективно использовать ИКТ
для объяснения нового материала – 20%.
Использование
педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и
технологий:
-
Текстовый редактор – 90%;
-
Электронные базы данных – 56%;
-
Электронные таблицы – 56%;
-
Программы для создания презентаций – 90%;
-
Распечатка дополнительных материалов для урока – 83%;
-
Программы для работы с видео звуком и графикой – 32%;
-
Электронная почта – 50%;
- Поиск
информации в Интернет – 75%
-
Электронные тесты – 90%;
-
Компьютерное моделирование – 32%;
-
Обучающие программы – 92%;
- Цифровые
энциклопедии и словари – 32%;
- Система
управления учебным процессом – 8%.
Прошли курсы
повышения квалификации 80 % учителей
В настоящее
время 50% обучающихся нашей школы имеют ПК дома, имеют выход в
Интернет – 2%.
С целью повышения
эффективности методической работы, полной реализации
запросов педагогов в школе начата деятельность по созданию
единого информационного пространства и четкого регулирования
информационных потоков научно-методической документации.
Активно используется
федеральный интернет – портал «Российское образование» (www.
edu.ru ) .
Он содержит список порталов, созданных по проектам МО РФ, а
также официальных сайтов организации системы образования :
·
Экономика – образовательный портал
·
Российский образовательный правовой портал
·
Естественнонаучный образовательный портал
·
Информационная поддержка ЕГЭ
·
Гуманитарные науки
·
Официальный сайт МО РФ
·
Информационно-методический центр по аттестации
образовательных организаций
·
Научно-информационный центр государственной
аккредитации МО РФ
·
Федеральный экспертный совет по учебной литературе
·
Официальный сайт журнала «Директор школы».
Через Интернет учителя школы
имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими
технологиями, материалами министерства образования и молодежной
политики Чувашской Республики, ЧРИО, условиями Всероссийских
конкурсов и олимпиад и принять в них участие.
Созданы и
непрерывно пополняются:
·
база данных по педагогическим кадрам ( приложение
Microsoft Access)
·
база данных по отслеживанию результатов обучения
( приложение
Microsoft Excel
)
·
база данных по всеобучу
·
база данных о выпускниках школы
·
социологический мониторинг (Excel
)
·
мониторинг здоровья обучающихся ((Excel
)
·
социальный паспорт школы (Microsoft
Word )
·
предметные презентации ( математика, физика,
химия, информатика, биология, география, русский язык,
астрономия, иностранный язык)
·
электронные дидактические материалы по
предметам
Заместителем директора по УВР ведется отслеживание всех
направлений методической деятельности педагогического коллектива
:
-
изучение нормативных документов управления образования ,
направленных на совершенствование учебно-воспитательного
процесса ;
-
изучение результативности работы учителя;
-
изучение уровня обученности школьников;
-
изучение психолого-педагогических проблем обучения и
воспитания обучающихся;
-
изучение актуального педагогического опыта работы коллег
в школе, районе, республике и т.п.
Отслеживание
результативности осуществляется через деятельность
методических объединений, методического совета, творческих
групп, постоянно действующего семинара, участие в районных,
республиканских конкурсах, семинарах, конференциях.
Учителя школы
успешно овладели и используют в практике новые технологии и
используют в практике технологию проектной методики (Intel
«Обучение для будущего »).
Несмотря на
значительные достижения, остаются ряд проблем:
·
Недостаточное количество компьютеров
·
эпизодическое применение информационных
технологий рядом учителей
·
отсутствие осознания родителями необходимости
приобщения каждого к информационному полю школы
·
трудности учащихся с использованием
информационных ресурсов
На решение этих
проблем направлена деятельность по реализации программы
информатизации ( 2008-2010 г.г.).
Целеполагание
Цель: повышение качества образования через повышение
информационной культуры и активное использование
информационных технологий
Задачи:
-
Создать единое
информационное пространство школы.
-
Автоматизировать
организационно-распорядительную деятельность школы.
-
Использовать
информационные технологии для непрерывного профессионального
образования педагогов и оптимизации учебного процесса.
-
Обеспечить
условия для формирования информационной культуры
обучающихся.
-
Создать условия
для взаимодействия семьи и школы через единое информационное
пространство школы.
Приоритетные направления деятельности участников
образовательного процесса
Под участниками образовательного процесса следует понимать
следующие устойчивые группы: администрация (директор, его
заместитель), педагоги (классные руководители, учителя -
предметники), обучающиеся (независимо от класса и возраста),
родители (как основные заказчики «качества образования»).
Приоритетные направления
деятельности администрации
- Автоматизация
организационно-распорядительной деятельности
- Ведение мониторинга качества обучения
- Ведение компьютерного мониторинга
обученности и посещаемости учащихся.
- Организация работы групп «Пользователь
ПК», «Программа INTEL «Обучение
для будущего»
- Электронный документооборот
- Проведение семинаров-практикумов по
внедрению информационных технологий в образовательный
процесс
- Компьютеризация школьной библиотеки
- Электронная база педагогических кадров
- Электронная база по учащимся
- Создание и поддержание сайта школы,
Web- страниц отдельных школьных
проектов
- Размещение на сайте школы локальных
документов образовательного учреждения
Приоритетные направления
деятельности учителя
- Осознание Интернет-технологии как
части общей информационной культуры учителя
- Использование информационных ресурсов
сети Интернет в организации познавательной деятельности
школьников на уроке.
- Использование Интернет – ресурсов в
цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в
курсе информатики
- Дистанционное образование, повышение
квалификации
- Внедрение информационных технологий и
ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного
урока
- Создание Интернет – уроков,
интегрированных уроков
- Уроки на основе готовых программных
продуктов
Приоритетные направления деятельности ученика
- Интернет - технологии - часть общей
информационной культуры ученика
- Использование информационных
ресурсов сети Интернет в ходе самообразования
- Интернет – технологии в организации
дополнительного образования детей
- Дистанционное обучение
- Компьютерные технологии для подготовки
к уроку
- Внеклассная деятельность: организация
кружковой и факультативной деятельности на основе
компьютерной технологии
- Компьютерные конкурсы
- Дистанционные обучающие олимпиады
- Обсуждение актуальных проблем на
Интернет форуме школьного сайта
Приоритетные направления
деятельности родителя
- Освоение курсов информационной
грамотности
- Посещение курсов компьютерной
грамотности
- Получение информации о расписании
учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их
результатах через сайт школы
- Интернет общение с руководством школы
и учителями на форуме сайта
- Интернет - знакомство с
нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса
Приоритетные
направления деятельности по созданию единого информационного
пространства школы
Единое информационное пространство школы – это система, в
которой задействованы и на информационном уровне связаны все
участники учебного процесса: администраторы, преподаватели,
ученики и их родители: администрация в сфере управления, а
преподаватели в области повышения эффективности процесса
обучения. Практически все участники образовательного процесса
объединены между собой соответствующими информационными
потоками.
Формирование единого информационного пространства на первом
этапе сводится к созданию общей информационной базы данных –
компьютерного отображения информационного поля учебного
заведения, объединяющего информационные потоки, и организации
постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса.
Общая база данных школы как ядро единого информационного
пространства должна содержать следующую информацию и
предоставлять возможность ее обновления:
-
общая информация о школе
-
кадровые данные о преподавателях
-
личные данные об учащихся
-
учебный план
-
штатное расписание
-
данные о материально-технической базе
-
социальный паспорт школы
-
данные методической службы школы
-
статистические данные по итогам года
С целью
получения администраторами и преподавателями необходимых им
данных об учениках и работе коллектива:
1.
Предусматривается создание и открытие доступа всем
заинтересованным лицам к сайту школы, который предоставляет
следующие возможности: интерактивное общение участников учебного
процесса, размещение информации на всеобщий просмотр, размещение
служебной информации, размещение информационных полей участников
образовательного процесса.
2.
Необходимо создание локальной сети, позволяющей объединить и
систематизировать внутришкольные информационные ресурсы,
обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого
пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).
3. Пополнение
кабинета информатики новыми копьютерами и доведения их
количества в период реализации программы до 10 штук ( 1
компьютер на 10 человек)
Циклограмма работы
по информатизации МОУ «Туванская основная общеобразовательная
школа»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Заседания Группы
развития образования |
1 раз в четверть
|
Директор школы |
2 |
Компьютерный мониторинг
качества образования |
1 раз в четверть
|
Мидуков И.П. –
заместитель дир. УВР |
3 |
Создание информационного
банка из опыта работы с новыми информационными
технологиями |
В течение года |
Мидуков И.П. –
заместитель дир. УВР. |
4 |
Совместное совещание
педагогического коллектива, членов ученического совета
с целью определения актуальных тем для информационного
пространства школы |
Ежегодно, сентябрь |
Администрация школы |
5 |
Использование
компьютеризации и ресурсов
Internet
для проведения интегрированных уроков |
Постоянно |
Учителя - предметники |
6 |
Введение в практику
работы компьютерного тестирования учащихся по подготовке
к выпускным экзаменам по новой форме. |
В течение года |
Учителя - предметники |
7 |
Занятия групп
«Пользователь ПК»,
INTEL
«Обучение для будущего» |
В течение года |
Мидуков И.П. – учитель
информатики, методисты ЭММЦ района. |
8 |
Заседания «круглого
стола». Обмен опытом работы на заседаниях
учителей-предметников |
1 раз в четверть
|
Мидукова П.Ф. |
9 |
Использование в работе
школы электронной почты |
Постоянно |
Мидуков И.П. – учитель
информатики |
10 |
Пополнение банка данных
образовательных услуг компьютерной сети - интернет |
Постоянно |
Мидуков И.П. – учитель
информатики |
11 |
Использование
информационных услуг
Internet
в практике работы школы |
Постоянно |
Участники
образовательного процесса |
12 |
Применение новых
информационных технологий для управления качеством
образования |
Постоянно |
Мидуков И.П. –
заместитель директора |
13 |
Пополнение компьютерных
картотек образовательных программ |
В течение года |
Мидуков И.П. –
заместитель директора |
14 |
Использование метода
проектов в образовательном процессе |
В теч.года |
Учителя-предметники |
15 |
Обновление базы данных
по педагогическим кадрам
|
сентябрь |
Сеогеева А.П.-
делопроизводитель |
16 |
Участие в районных,
республиканских конкурсах, семинарах, конференциях с
использованием информационных технологий |
В течение года |
Учителя |
18 |
Создание базы данных по
всеобучу |
Август, апрель |
Кузьмина И.Г.
|
19 |
Создание базы данных
выпускников |
октябрь |
Мидуков И.П. –
заместитель директора |
20 |
Поддержка сайта школы
в Интернете |
В течение года |
Мидуков И.П. – учитель
информатики |
Прогнозируемые результаты
Эффективность реализации
программы информатизации школы оценивается по следующим
критериям:
·
создание
единого информационного пространства
показатели :
- повышение
эффективности образовательного процесса;
- автоматизация организационно-
распорядительной деятельности школы;
·
повышение
уровня информационной культуры как составляющей
профессионального мастерства учителя
показатели :
-создание условий для творческого роста
всех участников образовательного процесса через использование
информационных технологий;
- повышение качества
образования;
- повышение квалификационной
категории учителей;
- распространение и обобщение опыта
учителей через участие в научно- методических и научно
–практических семинарах, конференциях, публикации, в том числе
в Интернет- формах;
-
создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы
через единое информационное пространство образовательного
учреждения;
- эффективность использования
сайта.
- повышение информационной
культуры обучающихся
показатели:
- использование компьютерной
технологии в самостоятельной работе;
- участие в конкурсах,
олимпиадах, конференциях.
Литература:
1.
Матрос Д.Ш, Баранова Ю.Ю., Мананникова Н.Г. «Построение
процесса обучения на основе новых информационных технологий»,
журнал «Завуч»
№ 7 , 2000 год
2.
Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н.Н. «Управление
качеством образования на основе новых информационных технологий
и образовательного мониторинга», Москва, 2001 год
3.
«Новые информационные технологии и содержание обучения»,
журнал «Информатика и образование» № 1 ,
1991 год
|