Программа информатизации школы

 "Утверждаю"

  Директор школы

А.Ф.Мидукова

13.05.2008 год

 

 Паспорт программы информатизации
МОУ «Туванская основная общеобразовательная школа»

Наименование разработки

Информатизация образовательного учреждения

Основание для разработки

·        Концепция модернизации  Российского образования

·        Программа развития единой образовательной информационной среды Чувашской Республики

·        Целевая программа развития образования Шумерлинского района

Основной разработчик

Муниципальное образовательное учреждение «Туванская основная общеобразовательная школа»

Цели и задачи программы

    Реализация программы информатизации образовательного учреждения обеспечит достижение следующей цели:

Повышение качества образования  через активное внедрение  информационных технологий.

   Для  достижения цели, определенной Программой, будут решаться следующие задачи:

  • создание единого информационного  пространства  школы;

использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и активизации учебного процесса;

  • обеспечение условий  для формирования информационной культуры обучающихся;
  • создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.

 

Сроки реализации программы

2008-2010 г.г.

Основные направления деятельности по реализации программы  информатизации школы

1. Приоритетные направления деятельности учителя

 

2. Приоритетные направления деятельности  ученика

 

3.Приоритетные направления деятельности   администрации

 

4. Приоритетные направления деятельности  родителя

 

5.Создание единого информационного  пространства школы.

 

Механизм реализации программы

    Программа реализуется через работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению,  взаимодействие  всех участников образовательного процесса, которое  обеспечивает сайт школы

 

 

Концепция
МОУ «Туванская основная общеобразовательная школа»
 по информатизации учреждения

 
            Реализация Концепции модернизации образования до 2010 года предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование интернет - ресурсов для формирования информационной  компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня  информационной культуры, как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы.

Для этого необходима реализация следующих положений: 

1.Создание оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий. 

2. Организация деятельности по теоретической и практической подготовке учителей  с целью повышения информационной культуры. 

3. Реализация проблемного обучения  через  Метод проектов с применением  компьютерных технологий для создания условий самореализации обучающихся.  

4. Создание единого информационного пространства школы. 

5. Применение компьютерного мониторинга для  проблемного анализа и своевременной корректировки  деятельности педагогического коллектива. 

6. Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе на информационном уровне. 

7. Оптимизация условий для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий.  

8. Оптимизация  взаимодействия школы с информационным пространством города, страны, мира.
 

Объяснительная записка

 

            Программа информатизации учреждения рассчитана на 2 года и включает в себя 5 основных разделов:

-    создание единого информационного пространства школы;

-    автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;

- использование информационных технологий для непрерывного      профессионального образования педагогов и оптимизации  учебного процесса;

-  обеспечение условий для формирования  информационной культуры обучающихся;

- создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.

            Программа направлена на  освоение участниками образовательного процесса  информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения  качества образования.

            Реализация данной программы позволит эффективно  организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее   участника  в  процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

            Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий.

            Программой предусмотрен на всех этапах  работы  компьютерный мониторинг обученности, качества образования, создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями, компьютерное тестирование и использование мультимедийной техники на школьных и районных мероприятиях, создание компьютерных картотек образовательных программ.

            Кроме того, предусмотрена диагностика, анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы, социально-психологическое сопровождение, применение информационных технологий в работе с одаренными детьми и широкое использование образовательных Internet – ресурсов.

 
Анализ текущего состояния  информатизации образовательного процесса

МОУ «Туванская основная общеобразовательная школа»

 

В школе обучаются 106 учащихся, это 9 классов:

 

Все классы занимаются по программам общеобразовательной школы.

  В 3 – 4, 8 - 9 классах прово­дятся занятия по предмету «Информатика и ИКТ», а также для учащихся 5 – 7 классов работает кружок «Входим в Интернет» - 2 часа в неделю, в 9 классе введен элективный курс «Основы работы в Интернете».

В школе осуществлен ряд мероприятий, направленных на внедрение современных информационных технологий в практику деятельности педагогических работников.

В  2001 году в школу поступил 1 компьютер по программе ”Компьютеризация сельских школ”. На данный момент в нашей школе имеются:

- компьютер – 4 шт.

- мультипроектор – 1 шт.

- принтер – 2 шт;

- сканер – 1 шт;

- модем для высокоскоростного доступа в Интернет;

- веб – камера – 1 шт.

      - цифровой фотоаппарат – 1 шт

 

        Учителя школы проходили курсы по программе Intel «Обучение для будущего» организованном в Чувашском республиканском институте образования (ЧРИО) и Ходарском элементарном межшкольном методическом центре   Большинство учителей школы  имеют дома современные компьютеры и систематически используют  информационные технологии  в практической деятельности.

          90% учителей могут сделать поурочное планирование с ис­пользованием ИКТ, 56% - подобрать программное обеспече­ние для учебных целей, 90% - найти материал в Интернет, 90% - оценить пригодность Web-сайта для использования в учебных целях, эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала – 20%.

Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологий:

-         Текстовый редактор – 90%;

-         Электронные базы данных – 56%;

-         Электронные таблицы – 56%;

-         Программы для создания презентаций – 90%;

-         Распечатка дополнительных материалов для урока – 83%;

-         Программы для работы с видео звуком и графикой – 32%;

-         Электронная почта – 50%;

-         Поиск информации в Интернет – 75%

-         Электронные тесты – 90%;

-         Компьютерное моделирование – 32%;

-         Обучающие программы – 92%;

-         Цифровые энциклопедии и словари – 32%;

-         Система управления учебным процессом – 8%.

Прошли курсы повышения квалификации  80 % учителей

           

   В настоящее время 50% обучающихся нашей школы имеют ПК дома, имеют выход в Интернет – 2%.

    

                        С целью повышения эффективности  методической работы,  полной  реализации запросов  педагогов в школе  начата  деятельность  по созданию единого  информационного  пространства и четкого регулирования информационных потоков научно-методической  документации.

            Активно используется  федеральный  интернет – портал  «Российское образование» (www. edu.ru ) . Он содержит список  порталов, созданных по проектам МО РФ,  а также официальных сайтов  организации  системы образования :

·         Экономика – образовательный портал

·         Российский образовательный правовой портал

·         Естественнонаучный образовательный портал

·         Информационная поддержка ЕГЭ

·         Гуманитарные науки

·         Официальный сайт  МО РФ

·         Информационно-методический центр по аттестации образовательных организаций

·         Научно-информационный центр государственной аккредитации МО РФ

·         Федеральный экспертный совет по учебной литературе

·          Официальный сайт журнала «Директор школы».

 

            Через Интернет  учителя школы  имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами  министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, ЧРИО,   условиями Всероссийских конкурсов и олимпиад  и принять  в них участие.

Созданы и непрерывно пополняются:  

·         база данных по педагогическим кадрам ( приложение Microsoft  Access)

·         база  данных по отслеживанию  результатов обучения

 ( приложение  Microsoft  Excel )

·         база данных по всеобучу

·         база данных о выпускниках школы

·         социологический мониторинг (Excel )

·         мониторинг здоровья обучающихся ((Excel )

·         социальный паспорт школы (Microsoft  Word )

·         предметные презентации ( математика, физика, химия, информатика, биология, география, русский язык, астрономия, иностранный язык)

·          электронные  дидактические  материалы по предметам

Заместителем директора по УВР  ведется отслеживание всех направлений методической деятельности педагогического коллектива :

-         изучение нормативных документов управления образования , направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса ;

-         изучение результативности работы учителя;

-         изучение уровня обученности школьников;

-         изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания обучающихся;

-         изучение актуального педагогического опыта  работы коллег в школе, районе, республике  и т.п.

Отслеживание результативности  осуществляется через деятельность  методических  объединений, методического совета, творческих групп, постоянно действующего семинара, участие в  районных, республиканских конкурсах, семинарах, конференциях.

 

Учителя школы успешно овладели и используют в практике новые технологии и используют  в практике   технологию проектной методики (Intel «Обучение для будущего »).

           

Несмотря на значительные достижения, остаются ряд проблем:

 

·          Недостаточное количество    компьютеров

·          эпизодическое применение информационных технологий  рядом учителей

·          отсутствие осознания  родителями необходимости  приобщения каждого  к информационному полю школы

·          трудности  учащихся с использованием  информационных ресурсов

 

На решение этих проблем направлена деятельность по  реализации программы информатизации  ( 2008-2010 г.г.).

 

 

Целеполагание

 

Цель:  повышение качества образования через повышение информационной культуры и  активное  использование    информационных технологий

 

Задачи:

  1. Создать единое информационное пространство школы.

  2. Автоматизировать организационно-распорядительную деятельность школы.

  1. Использовать  информационные технологии для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса.

  1. Обеспечить условия для формирования информационной культуры обучающихся.

  1. Создать условия для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.

 

Приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса

 

Под участниками образовательного процесса следует понимать следующие устойчивые группы: администрация (директор, его заместитель),  педагоги  (классные руководители, учителя - предметники), обучающиеся (независимо от  класса и возраста), родители (как основные заказчики «качества образования»).

 

Приоритетные направления деятельности   администрации

 

  1. Автоматизация  организационно-распорядительной деятельности
  2. Ведение мониторинга качества обучения
  3. Ведение компьютерного мониторинга  обученности и посещаемости учащихся.
  4. Организация работы групп «Пользователь ПК», «Программа INTEL  «Обучение  для будущего»
  5. Электронный документооборот
  6. Проведение семинаров-практикумов  по внедрению информационных технологий в образовательный процесс
  7. Компьютеризация  школьной библиотеки
  8. Электронная база педагогических кадров
  9. Электронная  база по  учащимся
  10. Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц  отдельных школьных  проектов
  11. Размещение на сайте школы   локальных документов образовательного учреждения

Приоритетные направления деятельности учителя

 

  1. Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя
  2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.
  3. Использование Интернет – ресурсов в цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в курсе информатики
  4. Дистанционное образование, повышение квалификации
  5. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные  этапы  традиционного урока
  6. Создание Интернет – уроков, интегрированных уроков
  7. Уроки на основе готовых программных  продуктов

 

 

Приоритетные направления деятельности  ученика

 

  1. Интернет -  технологии - часть общей информационной культуры ученика
  2. Использование информационных  ресурсов  сети Интернет в ходе самообразования
  3. Интернет – технологии в организации  дополнительного образования детей
  4. Дистанционное обучение
  5. Компьютерные технологии для подготовки к уроку
  6. Внеклассная деятельность: организация кружковой  и факультативной деятельности  на основе компьютерной  технологии
  7. Компьютерные конкурсы     
  8. Дистанционные  обучающие олимпиады
  9. Обсуждение актуальных проблем на Интернет форуме  школьного сайта

 

Приоритетные направления деятельности  родителя

 

  1.   Освоение курсов информационной  грамотности
  2. Посещение курсов компьютерной грамотности
  3. Получение  информации  о расписании учебных занятий; о проводимых  школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы
  4.  Интернет общение с руководством школы и учителями на форуме сайта
  5. Интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса

               

 Приоритетные направления деятельности по созданию  единого информационного пространства школы

 

 

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и  на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления,  а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Формирование  единого информационного пространства на первом этапе сводится к созданию  общей информационной базы данных – компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, объединяющего информационные потоки, и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса. Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства должна содержать следующую информацию и предоставлять возможность ее обновления:

      • общая информация о школе
      • кадровые данные о преподавателях
      • личные данные об учащихся
      • учебный план
      • штатное расписание
      • данные о материально-технической базе
      • социальный паспорт школы
      • данные методической службы школы
      • статистические данные по итогам года

 

С целью получения  администраторами  и преподавателями  необходимых им   данных об учениках и работе коллектива:

            1. Предусматривается создание и открытие доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы, который предоставляет следующие возможности: интерактивное общение участников учебного процесса, размещение информации на всеобщий просмотр, размещение служебной информации, размещение информационных полей участников образовательного процесса.

            2. Необходимо создание локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).

            3.     Пополнение кабинета информатики новыми копьютерами и доведения их количества в период реализации программы до 10 штук ( 1 компьютер на 10 человек)  

Циклограмма работы
 по информатизации  МОУ «Туванская основная общеобразовательная школа»
 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Заседания Группы развития образования

1 раз в четверть

Директор школы

2

Компьютерный мониторинг качества образования

1 раз в четверть

Мидуков И.П. – заместитель дир. УВР

3

Создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями

В течение года

Мидуков И.П. – заместитель дир. УВР.

4

Совместное совещание педагогического коллектива,  членов ученического совета с целью определения актуальных тем для информационного пространства школы

Ежегодно, сентябрь

Администрация школы

5

Использование компьютеризации и ресурсов  Internet для проведения интегрированных уроков

Постоянно

Учителя - предметники

6

Введение в практику работы компьютерного тестирования учащихся по подготовке к выпускным экзаменам по новой форме.

В течение года

Учителя - предметники

7

Занятия групп «Пользователь ПК», INTEL «Обучение для будущего»

В течение года

Мидуков И.П. – учитель информатики, методисты ЭММЦ района.

8

Заседания «круглого стола». Обмен опытом работы на заседаниях  учителей-предметников

1 раз в четверть

Мидукова П.Ф.

9

Использование в работе школы электронной почты

Постоянно

Мидуков И.П. – учитель информатики

10

Пополнение  банка данных образовательных услуг компьютерной сети - интернет

Постоянно

Мидуков И.П. – учитель информатики

11

Использование информационных услуг Internet в практике работы школы

Постоянно

Участники образовательного процесса

12

Применение новых информационных технологий для управления качеством образования

Постоянно

Мидуков И.П. – заместитель директора

13

Пополнение  компьютерных картотек образовательных программ

В течение года

Мидуков И.П. – заместитель директора

14

Использование метода  проектов в образовательном  процессе

В теч.года

Учителя-предметники

15

Обновление базы данных по педагогическим кадрам

 

сентябрь

Сеогеева А.П.- делопроизводитель

16

Участие в районных, республиканских конкурсах, семинарах, конференциях с использованием информационных технологий

В течение года

Учителя

18

Создание базы данных по всеобучу

Август, апрель

Кузьмина И.Г.

19

Создание базы данных  выпускников

октябрь

Мидуков И.П. – заместитель директора

20

Поддержка сайта школы   в Интернете

В течение года

Мидуков И.П. – учитель информатики

 

Прогнозируемые результаты

 

Эффективность  реализации программы  информатизации  школы оценивается по следующим критериям:

·        создание единого информационного пространства

показатели :

- повышение эффективности образовательного процесса;

    - автоматизация организационно- распорядительной деятельности школы;

·        повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя

показатели :

   -создание условий для творческого роста всех участников образовательного   процесса через использование информационных технологий;

-  повышение качества образования;

 - повышение квалификационной категории учителей;

- распространение и обобщение опыта учителей через участие в  научно- методических и научно –практических семинарах, конференциях, публикации, в том числе в  Интернет- формах;

 - создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое  информационное пространство  образовательного учреждения;

 - эффективность использования сайта.

  • повышение информационной культуры обучающихся

показатели:

- использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;

- участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

 

 

 

 

Литература:

 

 

1.      Матрос Д.Ш, Баранова Ю.Ю., Мананникова Н.Г. «Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий», журнал «Завуч»

 № 7 , 2000 год

 

2.      Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н.Н. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга», Москва, 2001 год

 

3.      «Новые информационные технологии и содержание обучения»,

журнал «Информатика и образование» № 1 , 1991 год